ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:37.015.3
Н.А. Киселева, А.С. Горячева
ЭКСПЕРИМЕНТ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В работе характеризуются этапы развития педагогической психологии в дореволюционной России. Особое внимание уделяется роли экспериментальных психолого-педагоги-ческих исследований и вкладу крупнейших отечественных ученых и педагогов в становление педагогической психологии как самостоятельной науки.
Ключевые слова: этапы развития, педагогическая психология, педология, экспериментальные исследования.
N.A. Kiseleva, A.S. Goryacheva
EXPERIMENT A S A BASE FOR EDUCATIONAL PSYCHOLOGY DEVELOPMENT IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
The main stages of educational psychology development in pre-revolutionary Russia are described in the article. The particular attention is paid to the role of experimental psychology and educational research and to the contribution of main Russian scientists and pedagogues to establishing pedagogical psychology as an independent science.
Key words: the stages of development, educational psychology, pedology, experimental studies.
Сложный процесс становления и развития педагогической психологии как науки в дореволюционной России происходил в тесной взаимосвязи с экспериментальными исследованиями. Он может быть представлен несколькими последовательными этапами:
первый этап (до 1876 г.) - общедидактический, характеризующийся становлением системы образования в России, накоплением психолого-педагогических фактов в области педагогики и смежных наук, анализом и оценкой педагогической действительности;
второй этап (1876 - 1903 гг.) - экспериментальный, связанный со становлением педагогической психологии как самостоятельной науки, появлением первых научных теорий и развитием прикладных исследований, организацией экспериментальных лабораторий и изданием первых научных журналов по педагогической психологии;
третий этап (1904 - 1917 гг.) - педологический, который характеризуется появлением психологических и педологических центров и курсов в России, проводящих наряду с научно-теоретической обширную экспериментальную работу, организацией Всероссийских съездов, посвященных педагогической и экспериментальной психологии.
На первом этапе обучение детей в России происходило при монастырях и церквях, а позже - в школах и училищах, где осваивались основы грамоты и ремесла. Дети из знатных семей получали образование на дому, к ним приглашались лучшие учителя и воспитатели, в том числе из-за рубежа. Этот период характеризуется отдельными разрозненными педагогическими идеями и фактами, которые раскрывались в трудах известных педагогов-дидактов и представителей других областей: М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, С. Полоцкого, К.Д. Ушинского, Н.Х. Весселя, Д.И. Чернова и других. Это были первые попытки научного осмысления образовательного процесса, однако поскольку психология еще не являлась самостоятельной наукой, то эти рассуждения не получили должного психологического обоснования.
Одной из первых программ построения психологии как науки наряду с широко известными идеями В. Вундта явилась программа основоположника отечественной физиологической школы и создателя естественно-научной теории психической регуляции поведения И.М. Сеченова. В противовес интроспективному подходу к изучению психики в работе "Кому и как разрабатывать психологию?" [9] он предложил программу построения новой психологии с опорой на объективный экспериментальный метод, что послужило основой создания мощной методологической базы всей психологической науки. Его рефлекторная теория давала объяснительный принцип психическим явлениям, механизмам поведения, сознания и воли человека, которые играют важную роль в учебно-воспитательном процессе, а его исследовательская практика укрепляла авторитет эксперимента в психологии.
Понятие "педагогическая психология" вошло в научный оборот в 1876 г с появлением книги П.Ф. Каптерева "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц" [5], в которой освещены основы образования с психологической точки зрения. Именно П.Ф. Каптереву принадлежит заслуга глубокого научного анализа идей не только известных ди-дактов, но и авторов экспериментальных исследований в области обучения, изучавших особенности умственной работы учащихся, предметные и словесные представления, типы одаренности школьников и т.д. Результаты экспериментальной психологии привели ученых к выводу о том, что данные психологических исследований могут и должны быть использованы в практической педагогической деятельности.
На втором этапе педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль научного знания, синтезируя и обобщая накопленный в области педагогики, физиологии, медицины и других смежных дисциплин теоретический и эмпирический материал, а также используя методы этих наук для собственных психолого-педагогических исследований. Л.С. Выготский отмечал, что педагогическая психология - это новая наука последних нескольких лет, которая вместе с медициной, юриспруденцией и другими отраслями является частью прикладной психологии. И вместе с тем это отдельная самостоятельная наука [3].
Становлению педагогической психологии также способствовало бурное развитие экспериментальных исследований как в России, так и за рубежом, связанное с использованием тестовой психодиагностики в системе образования, созданием экспериментально-педагогических программ, широким распространением школьных и научно-исследовательских лабораторий. В.М. Бехтерев явился создателем в Казанском университете в 1885 г. первой отечественной экспериментальной психофизиологической лаборатории, С.С. Корсаков и А.А. Токарский в 1887 г. возглавили психологическую лабораторию при Московском университете, А.П. Нечаев в 1901 г. основал психолого-педагогическую лабораторию в Санкт-Петербурге [8] и т.д.
Анализ оригинальных эмпирических исследований условий и факторов, детерминирующих психические процессы, исследователи изложили в своих многочисленных работах, которые содержат богатейший научный фактический материал для возрастной, педагогической, экспериментальной и других разделов психологии. Так, под руководством В.М. Бехтерева в психофизиологической лаборатории были проведены эксперименты по изучению зависимости восприятия и запоминания учебного материала от психического состояния испытуемых, от отношения к материалу и наличия интереса к нему, от степени утомления, от установок, ценностей, нравственных позиций [1] и т.д. Таким образом, им экспериментально доказан основополагающий для педагогической психологии вывод о внутреннем опосредовании психических явлений, проявляющихся в процессе обучения.
Создание и активная работа экспериментальных лабораторий в этот период связана с расширением инструментальной базы психологии. Так, к традиционному "исследовательскому эксперименту", задачей которого было получение данных об отдельном психологическом явлении или закономерности, добавляется "испытательный эксперимент", задачей которого является характеристика уровня развития тех или иных качеств человека или группы людей, что значительно расширило область исследований [12].
В 1885 г при Московском университете по инициативе М.М. Троицкого было создано Московское психологическое общество с целью соединения разрозненных психологических трудов, разработки путей развития психологических исследований и распространению психологии в России [2]. Несмотря на то, что в составе общества и его печатного органа - журнала "Вопросы философии и психологии" преобладали философы-идеалисты, многие исследователи придерживались эмпирической линии в психологии, разделяя идеи локковского эмпиризма и английского ассоцианизма и проявляя положительное отношение к эксперименту. Сам М.М. Троицкий являлся сторонником английского эмпиризма, который он пропагандировал в работе "Наука о духе" [11].
Вопросам задач и методов психологии посвящена докторская диссертация одного из основоположников экспериментальной психологии в России Н.Н. Ланге, считавшем, что роль эксперимента в психологии заключается в том, чтобы с помощью внешних средств сохранять и регистрировать наблюдаемые процессы, а также работы Н.Я. Грота и Л.М. Лопатина, в которых рассматривались проблемы детерминации и специфики психических явлений и необходимости чисто психологического эксперимента в отличии от психофизиологического, каким он был в то время [12]. Важной заслугой Н.Н. Ланге является также то, что он был первым психологом -организатором психологической лаборатории в России в Новороссийском университете в 1896 г., где велись экспериментальные исследования в области восприятия и внимания [4].
И.А. Сикорский, сочетая педагогические и медицинские исследования, провел в 1878 г. первую отечественную экспериментальную работу в области педагогической психологии "О явлениях умственного утомления детей школьного возраста" [10], что позволило связать вопросы построения учебного процесса с закономерностями психической деятельности детей. Эта работа явилась толчком для организации аналогичных исследований не только в России, но и за рубежом.
Третий этап развития педагогической психологии связан с созданием в Петербурге в 1904 г. первых в России педологических курсов под руководством А.П. Нечаева, целью которых являлось развитие комплексной науки о детстве и юношестве и расширение знаний педагогов о психофизиологических особенностях возрастного развития учащихся. Педология как особое психолого-педагогическое направление имела ярко выраженную практическую направленность и ставила задачи обоснования экспериментальных психолого-педагогических методов исследований, изучения психофизиологических особенностей учащихся, сбора эмпирического материала для школьной реформы [6]. В этот период начался выпуск журналов по детской психологии "Педагогические известия", "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии", "Вестник воспитания", а также серии книг по педагогической психологии и педологии.
Огромную роль в развитии педологии в России сыграл В.М. Бехтерев, который создал сеть педологических учреждений и заложил основы этой науки путем сочетания эмпирических исследований вопросов обучения и воспитания с их научно-исследовательской разработкой. Результаты исследований послужили основой для создания великим мыслителем собственного учения, названного им сначала объективной психологией (1904), а затем психорефлексологией (1910) и рефлексологией (1917), которое рассматривалось в качестве комплексной науки о человеке и обществе и базировалось на строго объективном методе изучения психики [8].
Ученик В.М. Бехтерева А.Ф. Лазурский разработал метод естественного психологического эксперимента для изучения личности в условиях деятельности, внеся тем самым вклад не только в развитие общей, возрастной и педагогической психологии, но и заложив основы отечественной психологии индивидуальных различий. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что психология должна быть не философской, а "биологической", т.е. экспериментальной наукой. Главной задачей экспериментального исследования он считал построение целостной картины человека на основе эмпирических данных о психических процессах, причем не изолированно, а в системе. Исходя из наклонностей, способностей, темперамента и других качеств возможно построение полной классификации характеров, которая, по мнению А.Ф. Лазурского, и составит основу новой науки [6].
Заметной фигурой отечественной психологии на рубеже XIX - XX веков был Г.И. Челпа-нов - основатель первого в России Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московском университете в 1914 г. Среди многих его заслуг можно отметить активное внедрение экспериментально-психологических знаний в высшее образование и профессиональную подготовку психологов-экспериментаторов. Его концепция "эмпирического параллелизма" берет начало от психофизического параллелизма В. Вундта и Г. Фехнера, вслед за которыми он утверждал, что смысл эксперимента - сделать самонаблюдение максимально точным. Уделяя большое внимание взаимосвязям психологии и педагогики, Челпанов считал, что психологические знания необходимы учительству, однако пророчески предостерегал от чрезмерно широкого использования эксперимента в педагогической практике [8].
Таким образом, в начале ХХ века в России наряду с поиском теоретических подходов и основ педагогической психологии широкое распространение получили экспериментальные исследования, проводимые представителями разных наук. Для этих целей использовались биографический, антропометрический, статистический методы, тестирование, анкетирование и другие методы, разработанные Г.И. Россолимо, М.М. Рубинштейном, А.Н. Нечаевым, Н.Е. Румянцевым, В.П. Кащенко, П.П. Блонским, М.Я. Басовым и другими.
Об интенсивной работе отечественных психологов начала прошлого века говорит тот факт, что с 1906 по 1916 гг было проведено пять Всероссийских съездов, посвященных проблемам педагогической психологии и экспериментальной педагогики, которые способствовали обобщению накопленных фактов и дальнейшему развитию психолого-педагогической науки.
Анализируя развитие психологии в дореволюционной России, А.А. Никольская утверждает, что именно педагогическая психология в начале XX века была наиболее развивающейся ветвью отечественной психологии [7], чему в немалой степени способствовало применение экспериментальных методов исследований, которые являлись объективной методологической базой развития науки.
Литература
1. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
2. Богоявленская Д.Б. Московское психологическое общество конца XIX - начала XX века // Развитие личности. 2005. №1.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
4. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М., 2002.
5. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей, воспитательниц. М., 1876.
6. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.
7. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
8. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
9. Сеченов И.М. Избранные произведения. Том 1. М., 1952.
10. Сикорский И.А. Сборник научно-популярных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиене. Киев, 1899.
11. Троицкий М.М. Наука о духе. М., 1882.
12. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. СПб., 2007.