Научная статья на тему 'Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания'

Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1827
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ЭКСКУРСИЯ / ADAPTATION OF THE CHILD / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / RUSSIAN EDUCATION / SCHOOL / TOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова Галина Владимировна

В статье анализируется понятие экскурсии и сделана попытка рассмотреть содержание данного понятия. Автор выделил слои значений, что поможет исследователям концептуализировать феномен экскурсии. Помимо этого, автор акцентирует внимание на особенностях экскурсии как формы учебной деятельности и на основных проблемах, возникших в российском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурлакова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tour as a means of extracurricular activities: the unity of form and content

The paper analyzes the concept of a tour and its content. The author considers layers of meaning that will help researchers in conceptualizing the phenomenon of excursions. In addition, the author focuses on the specifics of excursions as a form of learning activity and on the main problems, encountered in the Russian education.

Текст научной работы на тему «Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14307 УДК 371.398:371.233

Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14307.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Бурлакова Галина Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 55, г. Челябинск [email protected]

Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания

Аннотация. В статье анализируется понятие экскурсии и сделана попытка рассмотреть содержание данного понятия. Автор выделил слои значений, что поможет исследователям концептуализировать феномен экскурсии. Помимо этого, автор акцентирует внимание на особенностях экскурсии как формы учебной деятельности и на основных проблемах, возникших в российском образовании. Ключевые слова: экскурсия, внеурочная деятельность, адаптация ребенка, школа, российское образование.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Печатные и электронные издания по этимологии, авторы которых включают в обширный перечень слов слово «экскурсия», зачастую предоставляют читателю поверхностную, хотя и верную информацию. Вполне понятно то, что в спектр задач, реализуемых тем или иным составителем словаря или энциклопедистом, не входит выяснение подробностей. Общая картина, вне сомнения, ценнее, нежели частности, детали, за которыми нередко скрывается целое. Но зачастую именно обращение к деталям может помочь прояснить картину, объяснить то, почему целое именно таково.

Существуют следующие вариации перевода слова «экскурсия»: «прогулка», «выбегание», «выезд», «вылазка» (версия Л. Успенского, Д. Н. Ушакова). А. Н. Чудинов в «Словаре иностранных слов» приводит, на наш взгляд, контрарный предыдущим вариантам перевод - «делать набег». Нетрудно заметить, что приведенные переводы латинского excurrere указывают на перемещение объекта «от» или «из», на выход, отдаление от чего-либо, на то, что англичане называют обычно "distancing”. Последний из приведенных здесь переводов указывает на приближение и даже вторжение, на попытку захватить нечто. Необходимость концептуализации понятия экскурсии вызрела уже довольно давно. Во-первых, такая необходимость наличествует в пределах самой экскурсоводческой деятельности, педагогики и психологии, социокультурной деятельности и т. д. Во-вторых, концептуализация нужна хотя бы для того, чтобы прекратить хаотичное движение смысловых линий, свести многообразие переводов и этимологических аналитик к общему знаменателю. Педагогика, как и любая другая наука, начинает с определения понятий, не может остаться в стороне, должна оказать помощь в наполнении абстрактного понятия деталями.

Латинский предлог "ex” расслаивается на несколько значений, наиболее часто употребляемыми из которых являются «от» и «из». Cursus специалисты весьма уместно переводят как «путь». В первом случае объект дистанцируется от какого-либо другого, не выступая его частью в прошлом и настоящем, не претендуя на слияние и в будущем. Напротив, «из» подразумевает эманацию, излияние, «ис-хождение» (последнее является неологизмом). Нечто, для того чтобы выйти, должно принадлежать в прошлом чему-либо, занимать территорию, обладать той или иной локацией, быть частью некоего объекта, находиться в его пределах. По-видимому, экскурсия включает в себя не какое-то одно из значений, а сразу оба. Пойти на экскурсию, во-первых, означает вместе с этим дистанцироваться от учебного заведе-

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14307 УДК 371.398:371.233

Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14307.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ния, а во-вторых, выйти из учебного заведения, не утрачивая принадлежности к школе, к системе и структуре образования, воспитания и развития.

Данные значения преломляются сквозь призму педагогической практики, триединой цели образования вообще, приобретая причудливые формы. Находясь на экскурсии, школьник словно забывает об основной учебной деятельности, формализованные отношения образовательного учреждения уходят на задний план, образуя фон. Ученик неизменно несет в себе знания, полученные от педагогов-профессио-налов, однако включается в иную среду, новую локацию. Экскурсовод, как бы ни парадоксально это выглядело на первый взгляд, проводник в другой мир, индикатор возможных знаний, увлечений, интересов и желаний. Помимо этого, школьник не только фактически дистанцируется от школы, не просто меняет локацию, но и «исходит» из образовательного учреждения, не утрачивая связь с ним, но преобразуя эту связь в фон. Связь с образовательным учреждением чрезвычайно сложна, она расслаивается на взаимообусловленные, взаимовлияющие смысловые пласты. Ребенок прежде всего реализует собственную обязанность получения основного общего образования. Школа, таким образом, приобретает статус учреждения, «обязывающего» социализироваться. Кроме того, школа влияет на ребенка совокупностью методик, погружает его в условия взаимодействия с учителем и административным аппаратом. Школа обучает, воспитывает, развивает - об этом прекрасно сказано пе-дагогами-классиками и новаторами, старыми и молодыми исследователями в области педагогической науки.

Нет ничего удивительного в том, что значения предлога "ex” не следует понимать буквально (или только буквально). Экскурсия - это, как уже было сказано ранее, отход от школы, изменение локации, перемена места, смена окружения. Вместе с тем экскурсия - это выход «из» школы, но сохранение связи с учебным заведением. Словосочетание, популярное в средневековой Европе, alma mater, фиксировало связь ученика с «кормящей матерью»; студент был обязан чтить заведение, «подарившее» жизнь, обусловившее социальное бытие. Любой школьник, осознает он это или нет, обязан учебному заведению хотя бы тем, что оно в известной степени социализирует, влияет на человека, преобразует, «лепит» личность.

Второе значение, не связанное со сменой локации, изменением пространственных координат, актуализируется в пределах лжепарадокса. Этот лжепарадокс можно сформулировать следующим образом: если экскурсия - это всегда «исход», «выход», возникновение и увеличение дистанции между школьником и учебным заведением, то как же быть с многочисленными случаями знакомства учащихся с артефактами, находящимися в школьном музее? Неужели эти случаи не указывают на проведение экскурсий? Если это не экскурсии, то как же тогда следует именовать поход в школьный музей? Остается, кажется, признать такой поход формой внеурочной деятельности, включить его в пределы родового понятия (не возникает сомнения в том, что «внеурочная деятельность» - родовое понятие по отношению к видовому -походу в школьный музей). Между тем парадокса здесь нет. Он был бы в том случае, если исследователь ограничится буквальным, денотативным значением слова «экскурсия» - «походом из», «уходом от» и т. д.

Но все дело в том, что представленный здесь лжепарадокс заставляет исследователя акцентировать внимание на непосредственной связи школьника с содержанием учебного процесса, несвободного от формы. Школьник, обучаясь, помещен в границы классно-урочной работы, она остов российской и иных систем образования. Являясь формализованным процессом, образование как процессуальность, прочно

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14307 УДК 371.398:371.233

Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14307.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

связанная с известными социальными институтами, фундировано законодательством, подкреплено регламентацией, стандартами, минимумом. Между тем, уходя из класса и оказываясь в музее родной школы, ученик на некоторое время расстается с классно-урочной формой, попадая в границы принципиально иного содержания. За «формой-музеем» всегда скрывается «музей-содержание». Экскурсия - это путешествие в мир артефактов, принципиально отличных от артефактов, наполняющих классные кабинеты. Впрочем, данная мысль отчетливо ясна всем тем, кто посещал музей. Экскурсия, таким образом, проводник в возможный мир. Возможным мир является лишь потому, что вовсе не обязательно поглотит воображение ребенка, с необходимостью не станет местом желаемого времяпрепровождения. От разнообразных методик, способностей самого ребенка, специфики институционального образования зависят познавательные и перцептивные способности ученика. Предсказать наверняка, полюбит ли ребенок обозначенную форму внеурочной деятельности, увы, невозможно.

У исследователей не вызывает сомнений то, что экскурсия является одной из форм внеурочной деятельности. Несмотря на то что экскурсия может проводиться и в школе (в той, где ученик занимается, или в любой другой), она все же находится вне классно-урочной системы, остается за ее пределами, являясь элементом иной структуры.

Вопросом, попытки ответа на который уже становятся традицией, является цель (то, что Аристотель именовал "causa finalis”) экскурсии. Иными словами, многие педагоги и исследователи в области педагогики отвечали на вопрос о нужности и важности экскурсий. Прежде всего, необходимо помнить о том, что экскурсии не образуют гомогенного множества. Гетерогенность проявляется в сочетании и переплетении, диффузии многочисленных факторов. Одним из таких факторов является степень участия ребенка в процессе демонстрации. Школьник может выступать пассивным, поглощающим элементом. Пассивность вовсе не обязательно обусловлена отказом ученика принимать активное участие в «перформансе». Сам процесс зачастую не допускает никакого или почти никакого воздействия, влияния со стороны школьника (фотоэкскурсии, экскурсии на промышленные предприятия, исследованные Д. Ю. Шараповым экскурсии по изучению памятников России [1] и т. д.). Ученик является, таким образом, созерцающим, и только. Никакого существенного влияния на характер работы, активность структуры, в границах которой учащийся оказался, он не окажет. Отсутствие влияния школьника (а также студента, учащегося колледжа и т. д.) на функционирование той или иной структуры репрезентируется хрестоматийной фразой экскурсовода из кинофильма Л. И. Гайдая «Двенадцать стульев»: «Мебель в музее руками не трогать!» Напротив, существуют экскурсии, подразумевающие косвенное влияние на производство, воздействие на вещи. Такие экскурсии описывали, например, Е. П. Каюкова, В. В. Гавриленко и др. в статье «Естественнонаучные экскурсии по Крыму» [2]. Таковы, например, археологические экскурсии на озеро Акакуль. Однако они не столь часты. Подавляющее большинство «вылазок» (хотя собрать непосредственные статические данные чрезвычайно трудно) характеризуются созерцательностью и пассивностью школьника. Следует ли «обвинять» в этом организаторов? Безусловно, нет, потому что созерцание все же не исключает активности: из области практики ребенок перемещается в область теории, погружается в сферу дидактики. Экскурсия, не подразумевающая влияния ребенка на вещи, работы с предметами, манипуляций с ними, все же имеет образовательный потенциал, стремится передать дидактический импульс ребенку. Этот импульс можно

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14307 УДК 371.398:371.233

Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14307.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

обозначить метафорой, что использовал известный семиолог, лингвист и педагог Р. Барт - punctum, «укол» [3]. Фактически каждый найдет в экскурсии нечто, захватившее внимание хоть на минуту, вторгшееся в перцептивное поле и приковавшее, насмешившее или расстроившее, но всегда запомнившееся. Нередко экскурсии приобретают форму «чистой» дидактики, они обучают и направлены на исследование. В этом смысле «вылазка» отождествляется с работой ученого-наблюдателя, деятельностью натуралиста. Человек, перемещающийся в пределах той или иной локации, должен не только смотреть на объект, но и обязан видеть его. Регистрировать, фиксировать, оценивать, предварительно типологизировать, выдвигать предположение и т. д. - таков спектр действий, требующихся от наблюдающего. Таковы, например, ботанические экскурсии, проведенные на территории Самарского Заволжья, описанные С. А. Сенатор [4].

Следует ли доказывать то, что учебные экскурсии не лишены императива? Этим императивом является необходимость познавать, покинуть локацию, отдалиться от территории, обладая новыми знаниями. Если экскурсия подразумевает вмешательство в производственный процесс, ребенок покидает территорию, обладая теми или иными умениями.

К сожалению, в силу вполне определенных и известных причин экскурсия приобретает второстепенное значение в системе современного образования: учитель старается проводить занятия стационарно, без отрыва от школы. Отчасти это объясняется нежеланием брать на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка, отчасти - сравнительно низкой степенью обеспеченности, отчасти - кризисом института классного руководства. Классное руководство (даже если оно поощряется в той или иной школе) не обязывает педагога заниматься с детьми внеурочно. Внеурочные занятия сводятся к пролонгации урочных, к углублению знаний, умений и навыков, получаемых детьми в учебном заведении.

Сказанное подводит нас к мысли о негативных сторонах российского образования, а эти черты - результат совместной деятельности (или бездействия) государственных структур, не поощряющих педагога за новаторство, новацию, разработку перспективной программы, создание модели обучения.

В российской системе школьного образования проявляются, на наш взгляд, черты кризиса. Этот кризис связан с дисбалансом школьного урочного и внеурочного образования. Небольшие бюджеты школ не позволяют тратить средства на экскурсии, так как многие из них весьма дорогостоящие. Остается надеяться на снисхождение администрации той или иной структуры, допускающей бесплатное посещение, знакомство с характером, спецификой деятельности и т. д. Кроме того, небольшие бюджеты образовательных учреждений не позволяют достойно платить работнику. А ведь именно на учителе, преподавателе лежит ответственность за расширение кругозора ребенка, за то, что он нанесет ребенку тот самый "punctum”, о котором писал Р. Барт. Однако этого не происходит по причине социально-экономического кризиса. Учитель все чаще стремится завершить уроки и пойти домой, а то и на иную работу. Выход из положения пока находится благодаря стараниям педагогов-энтузиастов. Пока существуют такие люди, экскурсия как форма внеурочной деятельности будет жить. Хочется верить в то, что внеурочная деятельность - не теоретически, а практически - займет свое место в системе российского образования, станет гармоничной частью сложного, интегрального образовательного процесса.

В пределах системы образования современной России экскурсии не являются обязательной составляющей педагогического процесса. О них лишь вскользь упоми-

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14307 УДК 371.398:371.233

Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14307.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

нается в нормативно-правовой базе. В законодательстве страны есть устойчивое словосочетание «дополнительное образование». Так, в ФЗ-273 (редакция 2014 г.) в ст. 75 и 76 указывается на то, что дополнительное образование - органичная часть педагогического процесса. Говорится о том, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ст. 75, п. 1). Подчеркивается адаптивная функция дополнительного образования, его роль в профессиональной ориентации. Стратификация дополнительного образования на общеразвивающее и предпрофессиональное уместна и для экскурсионной работы. Действительно, экскурсия далеко не бесцельное времяпрепровождение. Экскурсия должна знакомить учащегося с особенностями деятельности предприятия, со спецификой производства (производственная экскурсия). В этом случае педагог способствует самоопределению ученика, помогает ученику идентифицировать самого себя в условиях многообразия экономических отношений.

В иных случаях, когда ученики отправляются, например, в картинную галерею, экскурсию следует считать общеразвивающей, прочно связанной с учебной деятельностью в настоящем (курс мировой художественной культуры) и будущем (курсы искусствоведения, культурологии, истории шедевров мирового искусства и т. д.). В конце концов, эрудированность крайне редко бывает негативным качеством человека и почти всегда помогает в жизни.

В Федеральном законе «О дополнительном образовании» используется формулировка «общее дополнительное образование». Основываясь на ее содержании (общее дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний -ст. 1), можно уверенно включить экскурсию в перечень форм общего дополнительного образования. Однако не все так просто. Экскурсия не только форма дополнительного образования, но и форма внеурочной деятельности. Понятие внеурочной деятельности, как известно, не тождественно понятию дополнительного образования. Представим себе редкую в последнее время ситуацию: учитель организует поход детей на предприятие N. Дети откликаются на предложение, учитель забирает их с урока и ведет на экскурсию. Учитель, конечно, берет на себя ответственность за жизнь и здоровье учеников, однако в данном случае важнее другое: экскурсия уже не выступает формой дополнительного образования, а превращается в форму внеурочной работы. Экскурсия стоит на перепутье, она примыкает к системе дополнительного образования, но вырывается из его границ. Она же примыкает к внеурочной форме работы с учащимися, но неизмеримо шире, чем внеурочные рамки. Экскурсии в зависимости от содержания подразделяют на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии представляют собой многоплановые экскурсии с использованием исторического и современного материала с демонстрацией различных объектов показа. Тематические экскурсии обычно раскрывают одну из тем и подразделяются на исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экологические, с религиозной тематикой и другие в зависимости от основной темы экскурсии. Однако такая типологиза-ция экскурсий вряд ли полезна нам в данном контексте. Полезнее для нас разделить

(V С rw

Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14307.-0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14307 УДК 371.398:371.233

множество экскурсий на иные виды: внеурочные (внеклассные), экскурсии в пределах дополнительного образования, экскурсии, не связанные с дополнительным образованием и формальной учебной деятельностью. В последнее множество войдут туристические экскурсии, популярные издавна и все еще стремительно набирающие популярность. Понятие экскурсии, таким образом, метапредметно, оно не встраивается ни во внеурочною работу, ни в систему дополнительного образования. Быть может, виной тому этимология слова, ядра понятия. Экскурсия - «выход во вне», «шествие в том или ином направлении». Эти значения размыты, а потому не стоит и пытаться применять к слову значение «насилие», четко определяя его значение, ограничивая его контексты. Тем самым ограничится жизнь слова, а также жизнь понятия, выраженного этим словом.

Ссылки на источники

1. Шарапов Д. Ю. Изучение памятников культуры России путем проведения познавательных экскурсий по историческим местам (на примере Волгоградской области) // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 15. - С. 97-101.

2. Каюкова Е. П., Гавриленко В. В. Естественнонаучные экскурсии по Крыму // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7: Геология. География. - 2008. - № 3. - С. 58-63.

3. Барт Р. Camera lucida / пер., коммент. и послесл. М. К. Рыклина. - М.: Ad Marginem, 1997. - 224 с.

4. Сенатор С. А., Саксонов С. В. Ботанические экскурсии летом 2008 года по Самарскому Заволжью (Сокский и Самаро-Кинельский флористические районы) // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. - 2013. - Т. 22. - № 2. - С. 97-113.

Galina Burlakova,

Primary school teacher, School № 55, Chelyabinsk [email protected]

A tour as a mean of extracurricular activities: the unity of form and content Abstract. The paper analyzes the concept of a tour and its content. The author considers layers of meaning that will help researchers in conceptualizing the phenomenon of excursions. In addition, the author focuses on the specifics of excursions as a form of learning activity and on the main problems, encountered in the Russian education. Key words: tour, extracurricular activities, adaptation of a child, school, Russian Education.

References

1. Sharapov, D. Ju. (2009) “Izuchenie pamjatnikov kul'tury Rossii putem provedenija poznavatel'nyh jekskur-sij po istoricheskim mestam (na primere Volgogradskoj oblasti)”, Nauchnye problemy gumani-tarnyh issledovanij, № 15, pp. 97-101 (in Russian).

2. Kajukova, E. P. & Gavrilenko, V. V. (2008) “Estestvennonauchnye jekskursii po Krymu”, Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 7: Geologija. Geografija, № 3, pp. 58-63 (in Russian).

3. Bart, R. & Ryklin, M. K. (ed.) (1997) Camera lucida, Ad Marginem, Moscow, 224 p. (in Russian).

4. Senator, S. A. & Saksonov S. V. (2013) “Botanicheskie jekskursii letom 2008 goda po Samarskomu Zavolzh'ju (Sokskij i Samaro-Kinel'skij floristicheskie rajony)”, Samarskaja Luka: problemy regi-onal'noj i global'noj jekologii, vol. 22, № 2, pp. 97-113 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук

КОНТ Т ЕП Т

научно-методический электронный журнал

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.