Научная статья на тему 'Экотуризм как подсистема социального института туризма'

Экотуризм как подсистема социального института туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
435
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭКОТУРИЗМ / ПОДСИСТЕМА ТУРИЗМА / ИНСТИТУТ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жуков П. В.

В научной статье содержатся результаты исследований экотуризма с точки зрения системного подхода. В результате проведенного исследования автором сформулированы определения: туризма как социального института и экотуризма как его подсистемы. Также выделены субъектные носители социальных отношений и выделены социальные, экономические и социокультурные функции.Проведена работа по упорядочиванию, описанию и формулированию функций экотуризма и его тенденций.В статье сделан вывод о перспективности и необходимости развития экотуризма как целостной подсистемы социального института туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экотуризм как подсистема социального института туризма»

Zhukov P. V. Ecotourism as a subsystem of the social institute of tourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1(7), 2016.

УДК 316.4 DOI: 10.18413 /2408-9346-2016-2-1-8-11

Жуков П.В.

ЭКОТУРИЗМ КАК ПОДСИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ТУРИЗМА

ст. преподаватель, генеральный директор «Центра детско-юношеского туризма ООО «Терра». Санкт-Петербургский государственный экономический университет. ул. Садовая, 21, Санкт-Петербург, 191023, Россия Центр детско-юношеского туризма ООО «Терра», ул. Ефимова, 4а, оф. 498, Санкт-Петербург, 190031, Россия

E-mail: spb1979@yandex.ru

Аннотация. В научной статье содержатся результаты исследований экотуризма с точки зрения системного подхода. В результате проведенного исследования автором сформулированы определения: туризма как социального института и экотуризма как его подсистемы. Также выделены субъектные носители социальных отношений и выделены социальные, экономические и социокультурные функции.

Проведена работа по упорядочиванию, описанию и формулированию функций экотуризма и его тенденций.

В статье сделан вывод о перспективности и необходимости развития экотуризма как целостной подсистемы социального института туризма.

Ключевые слова: социальная система, экотуризм, подсистема туризма, институт туризма.

Zhukov P. V.

ECOTOURISM AS A SUBSYSTEM OF THE SOCIAL INSTITUTE OF TOURISM

Senior Lecturer, general Director of the Center for Youth Tourism «Terra» LTD. Saint-Petersburg State University of Economics 21 Sadovaya St., St. Petersburg, 191023, Russia Center for Youth Tourism «Terra» LTD 4A, office 498, Efimova St., St. Petersburg, 190031, Russia.E-mail: spb1979@yandex.ru

Abstract. The article contains the results of the research of ecotourism from the point of view of the system approach. As a result of this study the author formulated the following definitions: tourism as a social institution and ecotourism as its subsystem. The author also identified the subjective carriers of social relations, the social, economic, and cultural functions. The article is based on the work of arrangement, description and formulation of the functions of ecotourism and its trends.

The author draws a conclusion about the availability and necessity of the development of ecotourism as an integrated subsystem of the social Institute of tourism. Keywords: social system; ecotourism; subsystem tourism; the Institute tourism

Порождение социальных институтов - это результат сознательного отношения людей к общественным явлениям и реализации потребностей социальной практики. Именно этот аспект подчеркнут в определении понятия «социальный институт», который можно представить и как «объединение людей, выполняющих специфические функции по удовлетворению общих потребностей», общих интересов [1].

Под социальным институт автор подразумевает устойчивую систему норм, ролей и статусов, верований и ценностей, которая регулирует различные сферы жизни человека: экономика, политика, образование, семья и др.

Таким образом, социальный институт это:

- ролевая система, в которую включены также нормы и статусы;

- комплекс обычаев, традиций и норм поведения;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- формальная и неформальная организация.

«Социальные институты - совокупность

норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество» [2].

Zhukov P. V. Ecotourism as a subsystem of the social institute of tourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1(7), 2016.

Элементами социального института являются институциональные признаки:

- установки и образцы поведения;

- символические культурные признаки;

- утилитарные культурные черты;

- устный и письменный кодексы;

- идеология [2].

Также социальный институт - это социальная система, подсистема общества, которая создана и функционирует для удовлетворения социальных потребностей.

«Расширение предметной области исследований туризма, включение в нее широкого спектра социальных отношений и взаимодействий дает возможность выделить сферу туризма в самостоятельный системный объект общества, имеющий собственные закономерности развития, институциональные признаки и организационную структуру» [4].

«Туризм, развиваясь от первоначальной практики освоения социального пространства к практике удовлетворения социальных

потребностей в отдыхе, рекреации, коммуникации, восстановления физических сил для дальнейшего труда (традиционные практики туризма), продолжает функционировать в современном мире как отдельная социальная система, имеющая турориентированную социальную структуру, узкоспециализированные и общественно-нормативные экспектации, выражающиеся в актуализации потребностей и «мире символических вещей» [3].

По мнению автора, туризм - это социальная система, состоящая из различных компонентов, образующих подсистемы. Такими компонентами могут быть инфраструктура, нормативно-правовая база, система продвижения услуг туризма и др., а в комплексе, в зависимости от целей, такие компоненты составляют различные подсистемы туризма. Подсистемы в зависимости от целей могут быть: экологическими, культурно-познавательными, приключенческими и другими, которые также называют видами туризма

Будучи социальной системой, туризм выступает одним из крупнейших, высокодоходных, и динамично развивающихся социальных институтов современного мира. В то же время, туристическая деятельность является одним из факторов, способствующих деградации окружающей среды, разрушению природных экосистем и ландшафтов. По мере увеличения темпов туристских потоков возрастает антропогенная нагрузка.

Эти отрицательные последствия развития туризма ставят на повестку дня вопрос о перспективах развития института туризма с учетом принципов устойчивого развития и сохранения природной среды, культурного наследия поселений и местных сообществ.

Как ответ на эти негативные последствия от массового туризма, в 1980-х годах XX века в развитых странах стал формироваться новый вид туризма - экологический туризм.

Экотуризм как подсистема социального института туризма, представляет собой социальное образование, в котором развиваются социальные отношения и взаимодействия с участием субъектных носителей социальных отношений (экотуристы, турфирмы, особо охраняемые природные территории (далее ООПТ)); он выполняет различные социальные функции в обществе и удовлетворяет индивидуальные социально-экологические

потребности.

На настоящем этапе развития в экологическом туризме идут процессы институционализации, т.е. формируются признаки, которые характеризуют экотуризм как самостоятельную подсистему туризма:

- развиваются социальные отношения и взаимодействия;

- выделяются субъектные носители социальных отношений - экотуристы, представители туристской индустрии и ООПТ;

- осуществляется продвижение ценностей экотуризма в обществе;

- происходит постепенная интеграция российского экотуризма в структуру международных туристских организаций и объединений [5].

Но многие важные элементы экотуризма являются пока еще институционально незавершенными:

- недостаточно разработана правовая база;

- существующий статистический учет не позволяет оценить вклад экотуризма в социально-экономическую сферу региона;

- недостаточный уровень подготовки туристических кадров в сфере экотуризма;

- развитие экотуризма не сопровождается адекватной его задачам системой экологического просвещения и воспитания участников экотуров.

Важной проблемой формирования экотуризма как подсистемы социального института туризма является разработка терминологического аппарата.

Zhukov P. V. Ecotourism as a subsystem of the social institute of tourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1(7), 2016.

Свое социальное назначение экотуризм как подсистема социального института туризма реализует в рамках соответствующего распределения функций и социальных ролей между людьми, включенными в его деятельность.

Формируясь как подсистема туризма, экологический туризм выполняет следующие функции:

I. Социальную.

1.1. Экологическое образование, которое является важным звеном, дополняющим базовые, теоретические знания в области охраны природы.

1.2. Экологическое просвещение - это обязательный процесс усвоения знаний экологического характера на протяжении всей жизни человека. Функция экопросвещения помогает восстановить частично потерянную связь с природой.

1.3. Воспитательную - воспроизводство и усвоении экологических ценностей и проэкологических моделей поведения.

1.4. Рекреационную (оздоровительная, ликвидация утомления) - важнейшая функция досуга, восстановление физического и духовного равновесия.

1.5. Реабилитационную - помогает восстановить ослабленное здоровье за счет благотворного влияния природно-эстетического фактора.

1.6. Экологической пропаганды - одна из важнейших функций, которая пропагандирует устойчивое развитие и обращает внимание экотуристов на экологические проблемы региона.

1.7. Эстетическую и аттрактивную -помогают понять красоту окружающего мира и формируют экологическое сознание.

II. Экономическую.

2.1. Основное предназначение сводится к производству и продвижению на

потребительский рынок туруслуг, выступающих средством удовлетворения рыночного спроса, т.е. достижения своей внешней цели. Полученные средства от экологического туризма могут быть направлены на восстановление и сохранение экосистем, в том числе и за счет уплаты налогов в федеральный и муниципальные бюджеты. Важным фактором, обусловливающим успешную реализацию экономической функции, является получение прибыли для турфирм и ООПТ и повышение благосостояния их работников. Именно прибыль, полученная вследствие реализации услуг экотуризма, является основным источником финансовых ресурсов турфирм и

ООПТ, т.е. прибыль является внутренней целью предприятий.

2.2. Для реализации экономической функции турфирмы должны решать такие задачи, как:

- проведение маркетинговых исследований;

- организация рекламных кампаний, презентаций, пропаганды экотуризма;

- повышение качества туруслуг, пользующихся рыночным спросом;

- обеспечение безопасности для экотуристов, предоставление им исчерпывающей информации об ограничениях, которые существуют на ООПТ;

- организация специализированных туроператоров для качественного развития экотуризма;

- разработка планов и стратегии деятельности турфирм.

2.3. ООПТ решают такие задачи, как:

- улучшение инфраструктуры ООПТ -создание экологических троп, музеев природы, визит - центров, жилых комплексов, закупки инвентаря и т.д.;

- поддержание определенного экологического уровня, создания методик для просчета предельно допустимой антропогенной нагрузки;

- организация рекламных и PR -мероприятий для привлечения внимания к проблемам ООПТ со стороны общественности и властных структур, а также для привлечения новых инвестиций;

- вовлечение местных жителей в производственную сферу, связанную с обеспечением экотуров.

Многие ООПТ находятся вдали от промышленных центров, в наиболее красивых и живописных местах, где местные жители зачастую живут только за счет ведения собственного хозяйства. Развитие ООПТ должно привлечь к работе местное население, которое хорошо знает территорию и может помочь в работе специалистам ООПТ в качестве гидов, принимать туристов в своих домах, обеспечивать продуктами питания, помогать в сохранении и защите ООПТ.

III. Социокультурную.

3.1. Транслирование местных традиций, обычаев, которое предполагает синхронное существование поколений.

3.2. Бережное отношение к культуре местного населения.

3.3. Рост межкультурного взаимопонимания.

Zhukov P. V. Ecotourism as a subsystem of the social institute of tourism // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1(7), 2016.

3.4. Сохранение этнографического статуса рекреационной территории [6].

Становление экотуризма может

способствовать развитию самих ООПТ, обеспечению работой местного населения, приносить прибыль в бюджет региона, предоставлять возможности для полноценного отдыха на природе, обогащать экологическими знаниями, способствовать формированию экологического сознания и экологической культуры туристов.

Отчасти от развития экотуризма и системы ООПТ будет зависеть вектор развития экологической ситуации в стране, который на данный момент нельзя оценить положительно.

В процессе развития экологического туризма как подсистемы социального института туризма можно обозначить несколько направлений развития:

- появляется новые разнообразные направления экотуризма;

- происходит постепенная интеграция экотуризма с другими туристскими направлениями, что способствует формированию новых видов туризма;

- экотуризм становится явлением, присущим не только для ООПТ, и выходит на пространство культурных ландшафтов;

- массовый туризм приобретает черты экологического с внедрением экопросветительских технологий;

- рост сектора экотуризма на рынке внутреннего туризма;

- появление специализированных туроператоров, предлагающих и формирующих экотуры;

- крупнейшие туроператоры России все чаще предлагают экоориентированные туры по стране, спрос на которые растет и диверсифицируется;

- рост активности экотуристских предприятий в регионах и сельской местности, развитие смежных природно-ориентированных видов туризма (сельский туризм).

С развитием внутреннего туризма в России появился реальный шанс для продвижения экотуризма, роста посещаемости ООПТ, вовлечения сельских жителей в

производственный сферу и развития экопросветительской, эковоспитательный и экообразовательной деятельности.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Давыдов А.А. Системная социология. М. : КомКнига, 2006. 68 с.

2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. - М. : ИНФРА-М, 2001. 438 с.

3. Осауленко, А. П. Туризм как социальный институт : автореф. дис. ... д-ра соц. наук / Осауленко Александр Павлович. М., 2003. 50 с.

4. Иванова, Т. П. Трансформация социального института туризма в России: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Иванова Татьяна Павловна. Саратов, 2011. 15 с.

5. Семенова З.А. Формирование стратегии развития экологического туризма в Российской Федерации: автореф. дис. к.э.н. - Санкт-Петербург, 2005. - 31 с.

6. Дроздов А.В. Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы // Актуальные проблемы туризма - 99. Перспективы развития туризма в южном Подмосковье. Сборник докладов и тезисов сообщений научно-практической конференции. М., 1999. C. 32-41.

References

1. Davydov, A. A. Systematic sociology. M. : Komkniga, 2006. 68 P.

2. Dobrenkov, V. I., Kravchenko, A. I. Sociology. M. : INFRA-M, 2001. 438 P.

3. Osaulenko, A. P. Tourism as a Social Institution : author. dis. ... d-RA SOC. Sciences / Osaulenko Alexander Pavlovich. M., 2003. 50 p.

4. Ivanova, T. P. The Social Transformation of the Institute of Tourism in Russia: abstract. dis. ... candidate. SOC. Sciences / Ivanova Tatyana Pavlovna. Saratov, 2011. 15 p.

5. Semenova, Z. A. Formation of Strategy of Development of Ecological Tourism in the Russian Federation: author. dis. Ph. D. St. Petersburg, 2005. 31 P.

6. Drozdov V. A. Ecotourism: Definitions, Principles, Characteristics, of the Form // Current Problems of Tourism - 99. Prospects of Tourism Development in the Southern Areas Near Moscow. A collection of reports and theses messages of scientifically-practical conference. M., 1999. Pp. 32-41.

Рецензент

Михеева Н.А., доктор социологических наук, профессор

Санкт-Петербургский государственный

экономический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.