12. Parsons T. Sistema sovremennyh obshchestv. M.: Aspekt-Press, 1998. 272 s.
13. Rutkevich A. Politizirujutsja universitety v uslovijah nestabil'nosti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.russ.ru/layout/set/print//pole/Gosudarstvo-v-miniatyure, 12 marta 2010 goda.
14. Filonovich S. Budushchee obshchestva i universitet. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. russ.ru/layout/set/print//pole/Buduschee-obschestva-i-universitet, 12 marta 2010 goda.
15. Durkheim E. Education and Sociology. Glencoe II.: Free Press. 1922. 93 р.
Жуков П. В.
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ — РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Социально-экологические потребности направлены на повышение качества окружающей природной среды, достижение ее оптимального, с точки зрения интересов человеческой личности, состояния. В результате проведенных исследований в России и США выявлены специфика и особенности таких потребностей. В нашей стране социально-экологические потребности удовлетворяются случайным образом, интуитивно и далеко не в полной мере, и причина тому — отсутствие должных условий, соответствующих решению этой проблемы.
Ключевые слова: cоциально-экологические потребности, экологический туризм ООПТ, экологическое сознание, экологическая культура, экотуристы.
P. Zhukov
SOCIAL AND ENVIRONMENTAL NEEDS STRUCTURE: RESULTS OF COMPARATIVE ANALYSIS
Social and environmental needs are aimed at increasing quality of the environment and at achieving the optimum state from the viewpoint of interests of human beings. As a result of investigations carried out in Russia and the USA, the specifics and particularities of such needs are revealed. In Russia the social and environmental needs are met intuitively and not completely, the reason of it being the lack of necessary conditions appropriate for solving the problem.
Keywords: social and environmental needs, ecological tourism, ecological consciousness, ecological culture, protected area.
Социально-экологические потребности — особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве естественной среды обитания, и лишь при сохранении таких фундаментальных условий существования, как воздух, вода и почва, возможна его полноценная жизнь. Вот почему эти условия можно отнести к одним из самых важных ценностей человечества [2].
Социально-экологические потребности отличаются весьма сложной иерархической структурой, которая включает в себя потребности в сохранении окружающей природной среды и всех важнейших компонентов биосферы в жизнепригодном для людей состоянии.
По своему содержанию социально-экологические потребности связаны с улучшением качества окружающей природной среды, достижением ее оптимального, с точки зрения интересов человеческой личности, состояния. В условиях глобального экологического кризиса разнообразные экологические потребности не могут быть удовлетворены лишь на уровне индивида или группы. Субъектом выступает уже общество в целом [3, с. 52].
Одной из форм удовлетворения социально-экологических потребностей и формирования экологического сознания является экотуризм.
Структура социально-экологических потребностей — результаты сравнительного..
Экологический туризм — это форма организации активного отдыха людей в естественных природных условиях — с учетом интересов сохранения природы, культурного наследия, социально-экономического развития территорий и для удовлетворения социально-экологических потребностей людей.
Базой для развития экотуризма могут служить особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального и регионального значения — природные и национальные парки, заповедники и заказники. Именно на этих территориях возможно полноценное удовлетворение экологических потребностей.
На сегодняшний день федеральная система ООПТ России представлена 101 заповедником, 35 национальными парками и 68 заказниками РФ [4] .
Посещение подобных ООПТ по результатам проведенных опросов потенциальных экотуристов на базе турфирмы «Туртранс» в 2005-2007 гг. связано у людей в основном с желанием побывать в экологически чистой природной среде, наблюдать за обитателями парка в естественной среде, расширить круг экологических знаний о природе, получить эстетическое наслаждение от посещения парка, укрепить свое здоровье с помощью природных факторов.
Все эти потребности носят рекреационный и эколого-познавательный характер, и конечная цель получаемых впечатлений и знаний — формирование экологического сознания.
Именно к такой форме путешествий, которая способствовала бы личностному росту и обогащению знаний о природе и человеке, стремятся туристы в западных странах. Еще одна важная тенденция в этих странах — усиление внимания к здоровью людей и к созданию условий для поддержания физической формы, в результате чего стал модным активный отдых на открытом воздухе. Эта тенденция совпала по времени с «насыщением» рынка традиционных «пляжно-курортных» районов, и туроператоры стали предлагать клиентам, стремящимся побыть вдали от городской суеты, новые, экзотические места и виды отдыха.
В последние годы новым важным фактором повышения спроса на экологический
туризм стали вопросы, касающиеся сохранения окружающей среды. Люди торопятся увидеть уголки дикой природы, которые, возможно, через несколько десятилетий исчезнут с лица Земли. Они стремятся не быть «сторонними наблюдателями», но внести свой личный вклад в дело сохранения дикой природы. Идея связи между доходами от туризма и охраной природы распространяется все шире, позволяя людям ощутить удовлетворение от того, что их визит окажет содействие охране уникального природного ландшафта или будет способствовать поддержанию специфики местных поселений.
Во время проведения в США в Университете Калифорнии в 2000-2001 гг. серии социологических исследований было выявлено пять основных мотивов выбора клиентами турфирм туров на природу:
• улучшение физической формы и здоровья;
• неформальное общение;
• новые впечатления и приключения;
• познание себя и природы;
• «бегство» от городской тесноты и стрессов.
По степени преобладания тех или иных мотивов в США выделяют различные подгруппы (категории) туристов [5, с. 24] (см. табл. 1):
Предпочитаемые виды занятий американских «природных» туристов таковы [6] (см. табл. 2).
Судя по этим данным, наиболее вероятные участники экотуров — это та подгруппа американцев, для которых доминирующим мотивом является «природа и активный отдых».
В России в связи со спецификой развития экотуризма недостаточно развитой системой рекламы и информации об ООПТ социально-экологические потребности удовлетворялись довольно фрагментарно. Да и теперь посетители ООПТ скорее интуитивно, чем осознанно, удовлетворяют свои потребности экологического порядка.
Типологию российских посетителей ООПТ в зависимости от способа удовлетворения социально-экологических потребностей во время посещения парков и заповедников можно построить следующим образом [1, с. 27].
Таблица 1
Категории туристов (на основе их доминирующих мотивов) Новые впечатления, соревновательный момент Природа и активный отдых Забота о здоровье, общение Поддержание физической формы Не подвержены стрессам и без четких мотивов
Главная мотивация Спорт; тяга к приключениям (испытать чувство риска) Общение с природой; возможность побыть в одиночестве Здоровье; поддержание физической формы Поддержание бодрости и физической формы «Бегство от цивилизации»
Второстепенные мотивации Общение; поддержание физической формы Общение; не любители риска Общение; отсутствие стремления к активным развлечениям Менее выраженное стремление к общению и к активным развлечениям Общение
Процент от взрослого населения США 16 33 33 10 8
Средний возраст 32 35 49 46 49
Процент мужчин 66 50 33 44 50
Примечания 45% молодых людей, не обремененных семьей Работают и отдыхают «в полную силу» Наиболее высокое социально-экономическое положение
1. «Случайные» посетители.
2. Специалисты.
3. Целенаправленные, самодеятельные экотуристы.
4. Организованные посетители от турфирм.
В отличие от американцев, интересы российских экотуристов лежат, в основном, в двух плоскостях — утилитарной и познавательно-рекреационной. Это сбор ягод, грибов, рыбалка, отдых на природе и новые знания (экологического характера). То есть удовлетворяются потребности, в первую очередь, в отдыхе и экологических знаниях, а стимулом может служить приключенческий или утилитарный аспект. Другие потребности (оздоровительно-рекреационные, эстетические) выражены неявно и не являются основополагающими в экотуризме. И
причина тому — отсутствие информации, инфраструктуры и подготовленных кадров. Но надо подчеркнуть, что для всех групп экотуристов, включая и посетителей ООПТ, актуален познавательный аспект, получение экологических знаний.
Подводя итог сказанному, можно предположить, что развитие экологической культуры и экологического сознания являются предпосылкой и главной общественной задачей для формирования современного экочеловека.
Стремление пробудить у людей социально-экологические потребности, создать все условия для их удовлетворения, в том числе и в ООПТ, — приведет к решению этой задачи, которая становится все более актуальной и для России, и для всех стран Запада и Востока — независимо от уровня их развития.
Структура социально-экологических потребностей — результаты сравнительного...
Таблица 2
Предпочтительные виды туристской деятельности Новые впечатления, соревновательный момент Природа и активный отдых Забота о здоровье, общение Поддержание физической формы Не подвержены стрессам и без четких мотивов
Категории туристов (на основе их доминирующих мотивов)
Дальние походы 3% 10% 2% 2% 1%
Походы одного дня 9 17 9 11 6
Отдых в палаточных лагерях 8 15 6 4 3
Другие виды кемпинга 3 7 3 2 2
Водный туризм (каноэ, каякинг, рафтинг) 4 7 3 4 2
Природа, наблюдение за птицами (бердвотчинг) 7 19 14 18 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дроздов А. В. Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. Рекомендации по их выявлению, оценке и продвижению на рынок. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000. 61 с.
2. Жибуль И. Я., Савастюк А. И. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. Минск: Наука и техника, 1991. 181 с.
3. Маклярский Б. М. Устойчивое развитие и экологические потребности // Социс, 1995, № 4. С. 52-57
4. Национальная карта: Заповедники, национальные парки, заказники России—http://www.nationalcard. ru/information/park/
5. Экотуризм на пути в Россию. Тула: Гриф и К, 2002. 284 с.
6. Ziffer K. A. Ecotourism: The Uneasy Alliance. Conservation International: Ernst & Young., 1989. 126 с.
REFERENCES
1. Drozdov A. V Turistskie resursy i turistskij produkt nacional'nyh parkov Rossii. Rekomendacii po ih vyjavleniju, ocenke i prodvizheniju na rynok. — M.: EkoCentr «Zapovedniki», 2000. 61 s.
2. Zhibul' I. Ja., Savastjuk A. I. Jekologicheskie potrebnosti: sushchnost', dinamika, perspektivy.— Minsk: Nauka i tehnika, 1991. 181 s.
3. Makljarskij B. M. Ustojchivoe razvitie i jekologicheskie potrebnosti // Socis, 1995, № 4. S. 52 57.
4. Nacional'naja karta: Zapovedniki, nacional'nye parki, zakazniki Rossii — http://www.nationalcard.ru/ information/park/
5. Ekoturizm na puti v Rossiju. Tula: Grif i K, 2002. 284 s.
6. Ziffer K. A. Ecotourism: The Uneasy Alliance. Conservation International: Ernst & Young, 1989. 126 с.