Научная статья на тему 'Экономико-правовые проблемы передачи кооперативной собственности унитарным предприятиям'

Экономико-правовые проблемы передачи кооперативной собственности унитарным предприятиям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые проблемы передачи кооперативной собственности унитарным предприятиям»

Шарипов Ш.И.

Экономико-правовые проблемы передачи кооперативной собственности унитарным предприятиям

Одним из заметных результатов рыночной трансформации сельского хозяйства является ослабление управляемости как целом всем комплексом, так и отдельными процессами, протекающими в нем. Это касается как отсутствия вертикальной соподчиненности между органами управления АПК во всей ее цепи, так и так и лишение органов управления АПК рычагов воздействия на сами сельхозпредприятия. В силу специфики самой отрасли для реализации задач аграрной политики существует острая потребность в формировании и укреплении системы управления АПК. Усилия Министерства в этом направлении пока не дают нужных результатов, в том числе из-за наличия ряда законодательных барьеров, поскольку муниципальный уровень управления не входит в систему государственной власти и соответственно райсельхозуправления выведены из прямого подчинения Мисельхозпрода.

Тем не менее, предпринимается ряд мер, направленных на сохранение управляемости в АПК. Одной из таких мер является создание государственных унитарных предприятий на базе отдельных сохранивших государственный статус совхозов республики. Подобная работа проводится и в районах, когда отдельные совхозы получают статус муниципальных унитарных предприятий.

Однако, поступающая с мест информация, в том числе и обращения групп жителей в органы государственной власти республики показывает, что процесс создания муниципальных предприятий перенесен на колхозы, и в отдельных районах уже зарегистрированы МУПы, созданные в результате преобразования колхозов. В этой связи и в целях предотвращения возможных судебных тяжб необходимо разобраться насколько обоснованно эти реорганизации и можно ли вообще преобразовывать колхоз в унитарное предприятие.

Деятельность сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов) регламентируется Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 1995 г. с изменениями и дополнениями. Однако необходимо привести уставы колхозов в соответствие с этим законом. Те колхозы, которые не желают сохранить статус сельхозкооператива вправе выбрать иную организационно-правовую форму. К сожалению, нужно который раз подчеркнуть, что очень медленно идет процесс упорядочения статуса сельхозпредприятий республики, что постоянно создают различного рода проблемы из-за этого.

Как известно, колхоз по своей природе - негосударственная организация, имущество которой сформировано за счет паевых взносов его членов. В соответствии п.З ст. 34 ФЗ «О сельхозкооперации», сельхозкооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.

В то же время муниципальное унитарное предприятие может быть образовано только на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 215 Гражданского Кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Отсюда становится ясным, что имущество колхоза ни в коей мере не относится к муниципальной собственности и соответственно юридически необоснованно создание МУПа на базе колхоза, без предварительной передачи собственности колхоза в муниципальную собственность.

Более того, в соответствии с п.2 ст. 112 ГК РФ и п.8 ст.41 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество. При этом для принятия решения о реорганизации СПК путем преобразования необходимо достичь единогласного согласия его членов. Как мы видим, и соответствующие законодательные акты не предусматривают возможность реорганизации колхоза в муниципальное унитарное предприятие.

Отсюда следует, что реорганизация колхоза в муниципальное унитарное предприятие ведет к лишению права собственности у колхоза с возникновением такого права у муниципальных образований.

Однако в соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственниками своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Более того, согласно ст. 218 п.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Ничего этого не происходит пре реорганизации колхоза в МУП.

Необходимо подчеркнуть, что очень часто и сами инициаторы не в курсе всех юридических моментов и последствий таких преобразований и после получения соответствующей консультации предложения свои снимают.

Практика реорганизации колхозов в МУПы показывает, что решения принимаются на общих собраниях этих хозяйств. В условиях, когда даже руководителям хозяйств сложно разобраться в юридических хитросплетениях по созданию унитарных предприятий, нетрудно предположить, что рядовые члены не всегда понимают правовые последствия принимаемых ими решений.

Даже решения общих собраний по преобразованию колхозов в МУПы не будут иметь юридической силы в силу приведенных выше моментов.

Теоретически мы полагаем, что есть возможность создания МУПа на базе бывшего имущества колхоза. Но для этого необходимо, чтобы имущество, являющееся собственностью членов колхоза было передано в муниципальную собственность. Это нельзя осуществить путем проведения собрания, поскольку каждый член хо-

зяйства- владелец имущественного пая , включая пенсионеров должен сам непосредственно принять решения что делать принадлежащим ему имуществом.

Следовательно, сначала необходимо рассчитать индивидуальные размеры имущественных паев в паевом фонде колхоза всех лиц имеющих на это право в строгом соответствии с постановлениями правительства РД от 20.02.1992 г.№55 и от 11.12.1992 г. №183. Затем провести соответствующую разъяснительную работу среди собственников паев о возможных формах распоряжения своими паями, в результате чего каждый сам и должен будет в состоянии принять обоснованное решение.

Не исключено, что часть пайщиков решат передать в муниципальную собственность причитающиеся им имущество на безвозмездной основе, о чем утверждают инициаторы преобразования колхозов в МУПы. И это должно быть выполнено в соответствии ст. 218 п.2 ГК РФ на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

И только после того как возникнет у муниципальных образований право собственности на имущество можно вести речь о целесообразности организации на базе этой собственности муниципального унитарного имущества.

В противном случае при возникновении спора по вопросу создания МУПа на базе имущества колхоза, суд может принять решение о создании МУП на базе кооперативного имущества, принятым в результате заблуждения, а сама сделка расторгнута как недействительная в силу ст. 178 Гражданского Кодекса РФ.

Как показывает практика, что судебные тяжбы граждан с юридическими лицами по вопросам преобразования хозяйств не самым лучшим образом отражается на состоянии агропромышленного комплекса, создает массу хлопот для органов управления по разрешению возникающих противоречий.

Все сказанное диктует необходимость обеспечить принятие любых решений по вопросам функционирования АПК, в том числе и по реорганизации сельхозпредприятий в строгом соответствии с нормами законодательства, в этом заключается одна из задач как служб Минсельхозпрода РД, так и специалистов райсельхо-зуправлений.

Шейхов М.А.. Гасангусейнов М.

Факторы снижения себестоимости зерновых культур

В условиях рынка важность проблемы снижения себестоимости продукции возрастает. С экономических и социальных позиций снижение себестоимости позволяет:

- увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.