Научная статья на тему 'Экономико-правовая характеристика контроля за налообложением'

Экономико-правовая характеристика контроля за налообложением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИ / TAX PAYMENTS / TAX PLANNING / TAX OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцев Олег Валерьевич

Описаны наиболее общие методы налоговой оптимизации. Проанализирована суть налоговой оптимизации. Акцентируется внимание на перспективах правовой оптимизации юридических конструкций действующих налогов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC-LEGAL CHARACTERISTIC OF CONTROL TAXATION

This article describes the some methods of tax optimizations. Moreover, in article analyzed the essence of tax optimization. The article draws attention to the prospects for legal optimization of legal constructions of the current taxes of the RF. The author notes that the tax system of the RF requires considerable improvement.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовая характеристика контроля за налообложением»

УДК 336.025

Мальцев Олег Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЯ

ЗА НАЛООБЛОЖЕНИЕМ

Oleg V. Maltsev

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» Perm, Russia, 614990, 24, Sibirskaja Str., e-mail: [email protected]

ECONOMIC-LEGAL CHARACTERISTIC OF CONTROL TAXATION

Аннотация: Описаны наиболее общие методы налоговой оптимизации. Проанализирована суть налоговой оптимизации. Акцентируется внимание на перспективах правовой оптимизации юридических конструкций действующих налогов в России.

Ключевые слова: налоговые платежи, налоговое планирование, налоговая оптимизация.

Abstract: this article describes the some methods of tax optimizations. Moreover, in article analyzed the essence of tax optimization. The article draws attention to the prospects for legal optimization of legal constructions of the current taxes of the RF. The author notes that the tax system of the RF requires considerable improvement.

Key words: tax payments, tax planning, tax optimization.

Налогообложение в Российской Федерации остается достаточно криминальной сферой. «В 2013 году количество возбужденных уголовных дел о нало-

© Мальцев О.В., 2016

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

говых преступлениях возросло на 53 процента по сравнению с 2012 годом. В этом году, - сообщается в «Российской газете» 24 сентября 2014 г., - тенденция сохранилась. В первом полугодии 2014 года было возбуждено на 11 процентов больше уголовных дел, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось и соотношение объема уголовных дел, возбуждаемых по всему массиву материалов, направляемых налоговым органом. В первом полугодии 2014 -го это соотношение составило 29 процентов, что на 9 процентов больше, чем в прошедшем году» [3].

Одной из задач государственных органов является выявление фактов ухода налогоплательщиков от исполнения обязанности по уплате налогов. Однако для реализации данной задачи необходимо четкое правовое разграничение легальных и нелегальных способов трансформации конституционной обязанности по уплате налогов. Поэтому правовое обеспечение государственных органов требует не только прозрачного и понятного законодательства на данном этапе времени, но и четкого понимания перспектив его развития в будущем.

Изначально функцию налогового контроля осуществляют налоговые органы - сегодня это Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Функцию налогового контроля среди правоохранительных органов выполняли органы налоговой полиции, но в связи с их упразднением данные полномочия были переданы органам полиции и следственным органам. Порядок взаимодействия данных органов с ФНС РФ регламентирован положениями ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями НК РФ сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в порядке [1, ст. 3824].

Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и

в процессе ее проведения. Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии со статьей 36 Налогового кодекса РФ;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т. д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы и МВД регламентирован совместным приказом МВД № 495 и ФНС № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года (в редакции 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [2].

При реализации правоохранительной функции в сфере налогообложения необходимо не только правильно квалифицировать и разграничивать правонарушения и преступления, но разграничивать разрешенные способы изменения размера налогового обязательства и способы, которые не предусмотрены налоговым законодательством, формирующим составы налоговых правонарушений и преступлений.

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Составы налоговых правонарушений, которыми занимаются налоговые органы, сосредоточены в главах 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Составы налоговых преступлений отражены в статьях 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Для уголовного преследования обязательно нужно доказать наличие прямого умысла, направленного на неуплату налогов. В налоговом же производстве, к примеру, действует так называемая доктрина ответственности за недобросовестного контрагента (другой стороны по сделке), при которой достаточно установить, что налогоплательщик не проявил должной разумности и осмотрительности при совершении сделок с недобросовестным контрагентом. Кроме того, уголовным законом предусмотрен исчерпывающий перечень способов уклонения от уплаты налогов, образующих состав преступления, тогда как налоговая ответственность наступает за любое неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности.

Одними из наиболее актуальных вопросов при осуществлении государственного контроля в сфере налогообложения являются законность минимизации налоговых отчислений и создание более удобного механизма исполнения налоговой обязанности. Данная деятельность государства и налогоплательщиков создает предпосылки для оптимизации. При этом необходимо четкое понимание государственными органами того, что оптимизация является легальным способом минимизации налоговых отчислений и не формирует составов налоговых правонарушений и преступлений. Однако отсутствие в законодательстве четких понятий и признаков разрешенных действий по оптимизации требует анализа нормативных правовых актов и действий налогоплательщиков на предмет выявления таковых.

Основной проблемой правового обеспечения контроля за оптимизацией является оперативное изменение положений законодательства о налогах и сборах. Очевиден факт, что суть нормотворческого процесса в этой области состоит в максимизации поступлений денежных средств в бюджет. Об этом свидетельствуют появление новых (не предусмотренных ранее) видов налогов и сбо-

ров (ст. 410 НК РФ «Торговый сбор») и расширение налогооблагаемой базы, в частности, переход на кадастровый метод определения стоимости имущества. Таким образом, возможностями борьбы с незаконной оптимизацией являются оперативное изменение законодательства и устранение пробелов в нем.

Под оптимизацией налогообложения принято понимать, прежде всего, снижение налогов и налоговой нагрузки легальным способом. Основной идеей оптимизации считается уменьшение величины налогов, уплачиваемых в бюджет, но это не совсем так. Думается, что у оптимизации имеется и еще одно важное свойство, которое состоит в возможности налогоплательщиков после уплаты налогов увеличить свои доходы.

С этой целью в организациях применяются методы планирования налогов таким образом, чтобы налоговые обязательства можно было минимизировать на длительный период. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации оптимизация возможна путем применения льгот, преференций, специальных налоговых режимов, международных договоров об устранении двойного налогообложения и т. д. Но процесс реформирования налогового законодательства, которое используется в рамках налогового контроля, постоянно продолжается. В связи с этим появляются новые направления правового обеспечения налоговой оптимизации. Применительно к физическим лицам данные механизмы не развиты на должном уровне. Важной составной частью оптимизации является то, что она предполагает использование легальных схем, подходов и приемов, а не уклонение от уплаты налогов. Механизмы оптимизации налогов используются разные, так как любое предприятие выплачивает разные виды налогов. Планирование налогов на современном этапе больше присуще налогоплательщикам-организациям. Для развития данной идеи делается достаточно много. С этим связано и появление главы 3.1 НК РФ «Консолидированная группа налогоплательщиков».

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в целях исчисления

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

Как видно из НК РФ, данное понятие применимо лишь к налогу на прибыль, что существенно сужает возможности его применения на практике. Однако налоговое законодательство должно создавать такие возможности и для физических лиц - налогоплательщиков. В связи с этим заслуживает поддержки идея консолидации налогоплательщиков в отношении не только организаций, но и физических лиц, например, на основе семьи.

В нормах международного права заложено много положений, на основе которых такие изменения налогового законодательства становятся насущной необходимостью. Такими примерами могут являться Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), в котором записано, что семье должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ней лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10), Европейская социальная хартия (Страсбург, 3 мая 1996 года) в которой провозглашена обязанность государств - членов Совета Европы содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни, в том числе путем предоставления налоговых льгот (ст. 16) [4].

В этом случае фактическим объектом налогообложения налогом на доходы может явиться не только доход каждого члена семьи в отдельности, но и доход всей семьи. Члены семьи сами должны принять решение о том, по какой схеме они будут уплачивать налог: по индивидуальной, при которой каждый член семьи отчитывается и уплачивает налоги сам за себя, или по совместной, при которой семья рассматривается как единое целое.

Такое налогообложение позволяет полнее учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика, который имеет семейные обязательства [6, с. 10-11].

Данный подход создаст возможности для оптимизации налоговых отчислений в рамках семьи и позволит избежать ненужных сложностей при исполне-

нии обязанности по уплате налогов и реализации прав налогоплательщика на налоговые льготы и вычеты. Это в полной мере соответствует основным началам законодательства о налогах и сборах, закрепленным в ст. 3 НК РФ, среди которых выделяются налоговая справедливость, равенство, соразмерность, учет фактической способности к уплате налогов, недопустимость налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, и удобство взимания.

Наглядным примером данного подхода может служить Определение ВС РФ от 16.06.2006 № 48-В05-29. Между супругой истца и образовательным учреждением был заключен договор на оказание платных образовательных услуг по обучению ее сына. Ей был предоставлен социальный налоговый вычет соразмерно части внесенной годовой оплаты за обучение. За вычетом от оставшейся части указанной суммы обратился истец (отец ребенка). Однако ИФНС отказала истцу в предоставлении данного вычета, сославшись на отсутствие документального подтверждения произведенных им фактических расходов на обучение сына.

При этом, руководствуясь ст. 34 Семейного кодекса РФ о том, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, а также исходя из смысла п. 2 ст. 219 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения), можно сделать вывод о том, что если оба родителя участвуют в оплате обучения ребенка, то налоговый вычет предоставляется каждому из родителей и оба родителя вправе получить социальный налоговый вычет в сумме, фактически уплаченной ими за обучение своего ребенка. Представляется, что если в данной ситуации можно было бы реализовать механизм консолидированной группы, то отказ ФНС РФ вряд ли был бы возможен.

Семья является объединением ее членов не только для совместного проживания, времяпрепровождения и ведения хозяйства. На наш взгляд, семья дает возможность, на основе имеющихся связей и взаимных интересов между ее

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

членами, их объединения для целей налогообложения, или иначе - налоговой консолидации.

Так, в США ставки федерального индивидуального подоходного налога различаются в зависимости от того, являются ли плательщики одинокими, членами семей, выплачивающими налоги самостоятельно, супружескими парами (выплачивающими налоги совместно), овдовевшими, главами семейных хозяйств. Минимальные ставки предусмотрены для супружеских пар, выплачивающих налоги совместно, и овдовевших членов семей [5].

Совместное налогообложение является безусловным нововведением, которое может быть направлено на защиту не только интересов государства, но и прав семьи. Закрепление в НК РФ совместного налогообложения семьи будет служить целям повышения благосостояния граждан, что может привести к улучшению уровня жизни и большей инвестиционной активности населения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 29.11.2014) // Собрание законодательства РФ. - № 31.

2. Приказ МВД № 495 и ФНС № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года (в ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. - 2009. - 16 сент.

3. Бастрыкин А. Вменяемый налог // Российская газета. - 2014. - 24 сент.

4. Европейская социальная хартия: Страсбург, 3 мая 1996 года // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4. - С. 17-64.

5. Ерпылева Н.Ю. Статус физических лиц как субъектов международного семейного права // Законодательство и экономика. -2010. - №4. - С. 55-66.

6. Церенов Б.В. Консолидация налогоплательщиков как правовая категория: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.