УДК 331.103
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СОСТАВА РАБОЧИХ ДОРОЖНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Сорокин С.Н., доцент, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ), г. Москва,
тел. +7 (499) 610-91-94
Шабарчина И.В., аспирант, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ), г. Москва,
тел. +7 (903) 783-00-88, e-mail: [email protected]
В статье описывается ситуация, при которой изменение уровня квалификации рабочих с позиции социально-экономической эффективности может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. При этом, тесно переплетаются экономические и социальные проблемы. В процессе анализа соотношения уровня квалификации рабочих и технологического уровня рабочих мест целесообразно учитывать следующие основные противоречия в системе «сложность труда - квалификация рабочего - рабочее место». Основными факторами, влияющими на уровень использования квалификационного потенциала рабочих кадров, являются структурные сдвиги в производственной программе (особенно в мелкосерийном и единичном производстве), неритмичность производства, трудности в обеспечении дорожной организации рабочими кадрами ряда профессий, недостаток в оборотных средствах и ряд других.
При несоответствии между сложившейся квалификационной структурой рабочих кадров и сложностью выполняемых работ возникает задача оптимального распределения рабочих по уровню квалификации. Также, в статье рассматривается экономико-математическая модель оптимизации использования квалификационного состава рабочих дорожной организации.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, уровень квалификации работников, потребность в сотрудниках, экономико-математическая модель.
ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODEL TO OPTIMIZE THE USE QUALIFICATION OF WORKERS ORGANIZING ROAD
Sorokin S., Associate Professor, Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI), Moscow, tel.: +7 (499) 610-91-94
Shabarchina I., the post-graduate, Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI), Moscow, tel. +7 (903) 783-00-88,
e-mail: [email protected]
This article describes a situation in which a change in the level of qualifications ofworkers from the perspective of social and economic efficiency can have both positive and negative consequences. At the same time, closely intertwined economic and social problems. In analyzing the ratio between the level of qualification of workers and the technological level of employment it is advisable to consider the following basic contradictions in the "complexity of work - skills of workers - the workplace." The main factors affecting the level of capacity utilization of qualification ofpersonnel, are structural changes in the production program (especially in small batch and unit production), unevenness of production difficulties in traffic organization staffed a number ofprofessions, lack of working capital and a number of others.
With the current mismatch between qualification structure of personnel and complexity of the work there is a problem of optimal distribution of workers by skill level. Also, the article examines the economic and mathematical model to optimize the use of qualification of the workers of the road organization.
Keywords: human resources, skill levels, the need for employees, economic and mathematical model.
В современных условиях российской экономики в дорожных организациях изменение уровня квалификации рабочих с позиции социально-экономической эффективности может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. При этом, тесно переплетаются экономические и социальные проблемы. В процессе анализа соотношения уровня квалификации рабочих и технологического уровня рабочих мест целесообразно учитывать следующие основные противоречия в системе «сложность труда - квалификация рабочего - рабочее место». [1]
Во-первых, противоречие между сложностью труда и квалификацией рабочего заключается в том, что квалификация рабочего представляет собой лишь потенциальную возможность для выполнения трудовых процессов определенной сложности. С другой стороны, сложность труда может быть разной при одинаковой квалификации. Эти противоречия представляются в форме несоответствия уровня квалификации рабочего и степени сложности труда.
Во-вторых, прослеживаются противоречия между потенциально возможным выполнением работ на данном рабочем месте и сложностью работ. Различают следующие формы противоречий данной группы:
- невозможность выполнения заданной производственной программы или ее выполнение без гарантии требуемого уровня качества;
- выполнение работ на оборудовании, предназначенном для выполнения высококвалифицированных работ;
- несоответствие степени гибкости производственной программы типу оборудования (универсальному или специализированному).
В-третьих, имеются противоречия между выполнением потенциально возможных работ на данном рабочем месте и квалификацией рабочего.
Выполняемые на рабочем месте работы по сложности могут быть достаточно широки, особенно, на универсальном оборудовании. У рабочего имеется фиксированный уровень квалификации, отраженный в присвоенном ему тарифном разряде. Данные противоречия проявляются, в частности, в том, что, рабочий, имеющий фиксированный тарифный разряд, в течение смены может выполнять работы различной квалификации. Это ведет к несоответствию уровня квалификации и степени сложности труда.
Таким образом, именно в процессе взаимодействия вышерассмотренных противоречий формируется уровень использования рабочих кадров с позиций их квалификации. [2]
Основными факторами, влияющими на уровень использования квалификационного потенциала рабочих кадров, являются структурные сдвиги в производственной программе (особенно в мелкосерийном и единичном производстве), неритмичность производства, трудности в обеспечении дорожной организации рабочими кадрами ряда профессий, недостаток в оборотных средствах и ряд других.
При несоответствии между сложившейся квалификационной структурой рабочих кадров и сложностью выполняемых работ возникает задача оптимального распределения рабочих по уровню квалификации.
Предлагается следующая экономико-математическая постановка данной задачи.
I
В дорожной организации имеется определенное количество работников различной квалификации , подобранных в соответствии с
объемом выполняемых работ различной степени трудности ^. Количественный состав работников, расположенных в порядке возрастания
их квалификации, задается символами а^а,.. .а , соответствующий их разрядам ',' — 'т, где их заработная плата обозначается . К настоящему моменту времени объем работ изменился и потребность в работниках определенной квалификации задается элементами вектора Ъ1,Ъ2^Ъп.
Укомплектовывать заново штат сотрудников экономически нецелесообразно, так как, с одной стороны, нужно выплачивать выходное пособие уволенным сотрудникам, а с другой стороны, оплачивать специальную подготовку новых сотрудников.
А, потому, руководство дорожной организации решает не менять штат сотрудников, а использовать более квалифицированных работников на выполнение менее сложных работ, не соответствующих их уровню квалификации (обратный вариант не рассматривается, так как организация заботится о качестве выпускаемой продукции). Такое несоответствие, естественно, приводит к определенным финансовым потерям.
Требуется найти оптимальное распределение работников по имеющимся работам, минимизирующее финансовые потери организации (с учетом полной занятости нужных сотрудников и соответствующем максимально допустимом выполнении объема всех работ).
Рассматриваемую проблему рекомендуется решать методами математического программирования.
Целевая функция для данной задачи будет иметь вид:
-zí
;=1 j=l
Pif * Q„ min, где
(1)
В качестве критерия оптимальности рассматривается минимизация финансовых потерь. Чч - количество работников ¡-й квалификации, назначенных на выполнение работ ]-й трудности;
Ра
- потери, связанные с назначением работника более высокой ]-й квалификации на выполнение более легкой работы, соответствующей работнику ¡-й квалификации.
при * <) Рч=0
Допустимая область значений записывается следующими соотношениями: 1. Ограничение на установленные потребности в персонале.
(2)
; = 1 ,...,т ,
2. Ограничение на использование работников определенной квалификации.
q,j = Be, ,i = I, .,m, Be1 — minia! ; bt},
где
3. Ограничение на неотрицательность переменных.
q-4 >0,i = 1.....т. } = 1______m
Полученную модель задачи можно решить с помощью пакета математических программ Matlab. Программа будет иметь вид:
PROCEDURE 1 (построение математической модели задачи):
m= (1+n)*n/2; % - количество неизвестных целевой функции; %...........................................
(3)
(4)
(5)
(6) (7)
P(n,m)=0; P(1,1)=0; Aee(n,m)=0; Aee(1,1)=1; Bee(1)=min([a(1),b(1)]); k(1)=1; for i=2:n Bee(i)=min([a(i),sum(Bee(1:i-1))]); k(i)=k(i-1)+i-1;
for j=0:i-1 P(i,k(i)+j)=p(i)-p(j+1); Aee(i,k(i)+j)=1; end;
end
Ann(n,m)=1; k1(1)=1; Ann(1,2)=1; for i=1:n-1 k1(i+1)=k1(i)+i+1;
for j=0:n-i Ann(I,k1(i)-k(i)+k(i+j))=1; end
end
%........................................
Az=sum(P',2);
Bz=0; An=Ann;
Bn=b;
Ae=Aee;
Be=Bee';
Bt=zeros(m,1);
%==========
% % % % % % %
столбец коэффициентов при неизвестных % линейной целевой функции;
свободный член целевой функции; матрица коэффициентов при неизвестных % ограничений-неравенств Ап*Х<=Вп; столбец свободных членов % ограничений-неравенств
матрица коэффициентов при неизвестных % ограничений-равенств Ап*Х=Ве; столбец свободных членов % ограничений-равенств
столбец нулевых свободных членов % тривиальных ограничений- неравенств;
% PROCEDURE 2 (решение математической модели):
[Xopt,fmm]=lmprog(Az*Sw,An,Bn,Ae,Be,Bt);
Xopt=Xopt'
Zext=fmm*Sw+Bz,
disP('=============')
% m, Az' , An, Bn, Ae, Be
%&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&
Рассмотрим следующий пример.
Известно, что группа компаний «Аркс» в настоящее время ведет реконструкцию транспортной развязки на пересечении МКАД с Каширским шоссе, в проекте реконструкции предусмотрено несколько работ, в том числе, строительство левоповоротных эстакадных съездов с Каширского шоссе из области на внутреннюю сторону МКАД. Рассмотрим процесс укладки крупнозернистой асфальтобетонной смеси при устройстве подходов, необходимых для строительства эстакадных съездов с Каширского шоссе из области на внутреннюю сторону МКА.Д.
В свою очередь, штат сотрудников представлен комплексной бригадой, состоящей из асфальтобетонщика 1-ого разряда в составе 2-х рабочих, асфальтобетонщика 2-ого разряда в составе 12-и рабочих, асфальтобетонщика 3-го разряда в составе 14-и рабочих, асфальтобетонщика 4-ого разряда в составе 8-и рабочих, асфальтобетонщика 5-ого в составе 21-ого рабочего и машиниста 6-ого разряда в составе 10-и человек.
К настоящему моменту времени объем работ изменился и потребность в рабочих определенной квалификации соответственно равна 5;8;23;10;6;9 человек.
Укомплектовывать заново бригаду экономически нецелесообразно, так как, с одной стороны, нужно выплачивать выходное пособие уволенным рабочим, а с другой стороны, оплачивать специальную подготовку новых рабочих.
А, потому, руководство решает не менять укомплектованную комплексную бригаду, а использовать более квалифицированных рабочих на выполнение менее сложных работ, не соответствующих их уровню квалификации (обратный вариант не рассматривается, так как организация заботится о качестве выпускаемой продукции). Такое несоответствие, естественно, приводит к определенным финансовым потерям.
Требуется найти оптимальное распределение рабочих по имеющимся работам, минимизирующее финансовые потери организации (с учетом полной занятости нужных сотрудников и соответствующем максимально допустимом выполнении объема всех работ).
Исходные данные для расчетов представлены в табл.1
Таблица 1. Наличие и потребность рабочих по уровню квалификации 1 в зависимости от степени трудности выполняемых работ ] *Виды работ по трудности ] включают в себя:
Количество рабочих квалификации 1. й[,чел. Виды работ по трудности j Квалификация рабочих
1* 2 3 4 5 6
Потребность в рабочих, bj ,чел.
5 8 23 10 6 9
2 Чи - - - - Асфальтобетонщик 1-ого разряда
12 421 422 - - - - Ас ф а л ьтобсто н щи к 2-ого разряда
14 Чл Чз2 Чзз - - Асфальтобетонщик 3-ого разряда
8 441 q« 4« 444 - Ас ф альтобето н щи к 4-ого разряда
21 451 452 <Ы Чм 455 - Асфальтобетонщик 5-ого разряда
10 qt 1 4<S2 q« Чб4 465 4«. Машинист 6-ого разряда
Виды работ № 1:
-выполнение подсобных работ при устройстве и ремонте дорожных покрытий из асфальтобетона и материалов, обрабатываемых черными вяжущими;
- очистка основания от пыли и грязи вручную и сжатым воздухом;
- очистка кузовов автомашин от остатков смеси. Виды работ № 2:
- подготовка оснований при устройстве и ремонте покрытий;
-разравнивание и окучивание дорожных материалов, очистка основания отбойным молотком. Виды работ № 3:
-обработка оснований черными вяжущими материалами с помощью ручных распределителей;
-подача и раскладка вручную асфальтовых смесей и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами в горячем или холодном состоянии;
-устройство оснований под покрытия. Виды работ № 4:
-профилирование и отделка дорожных покрытий из асфальтобетона и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами, с установкой маяков и маячных реек. Виды работ № 5:
-профилирование и отделка покрытий из асфальтобетона и материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами при ручной и механизированной раскладке материалов покрытий;
-разбивка укладываемой полосы перед асфальтированием;
-регулирование толщины слоя укладываемых материалов под уплотнение катками;
-окончательная отделка асфальтобетонных покрытий и покрытий из материалов, обрабатываемых черными вяжущими материалами, после укладки смесей асфальтоукладчиком.
Виды работ № 6:
-управление машинами и механизмами, применяемыми при выполнении строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ.
Исходя из средней заработной платы каждого рабочего комплексной бригады, составляется матрицу, в которой отражены потери, вызванные легкостью работы и высокой квалификацией рабочего. (табл.2)
Таблица 2. Потери, связанные с назначением работника более высокой ]-й квалификации на выполнение более легкой работы, соответствующей рабочему ¡-й квалификации
В результате расчетов с применением пакета математических программ МаНаЪ получен оптимальный план распределения рабочих по
Средняя ЗП рабочего, руб. Потери организации, руб.
25 000 0 - - - - -
30 000 5 0000 0 - - - -
33 000 8 000 3 000 0 - - -
35 000 10 000 5 000 2 000 0 - -
40 000 15 000 10 000 7 000 5 000 0 -
45 000 20 000 15 000 12 000 10 000 5 000 0
имеющимся работам. Полученные результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3. Оптимальный план распределения рабочих по имеющимся работам с применением программы Matlab
Коли честно рабочих квалификации 1, ,чел. Виды работ по трудности J Квалификация рабочих
1 2 3 4 5 6
Потребность в рабочих, ,чсл.
5 К 23 10 6 9
2 2 - - А с фал ыо бсто! щи к 1-ого разряда
12 3 я - - - - Асфальтобетонщик 2-ого разряда
14 0 0 14 - - - Асфал ыобсто н щи к 3-ого разряда
8 0 0 3,8380** 4,1620 - - А сфал ьтобетонщи к 4-ого разряда
21 0 0 5,1620 5,8380 6 - Асфал ьтобето ниш к 5-ого разряда
10 0 0 0 0 0 9 Машинист 6-ого разряда
** Для данной задачи оптимальный план распределения рабочих по имеющимся работам с помощью пакета МаНаЪ представлен нецелочисленным решением, поскольку как применение методов целочисленного программирования для этих условий задачи в среде МаНаЪ определяют некорректные итоговые показатели, так и использование методов динамического программирования не дают результативности проведенных операций.
В связи с вышеуказанным допущением, можно сделать вывод о том, что проведя ряд определенных итераций, несмотря на полученные нецелочисленные значения, программа Matlab, выдает значение целевой функции с учетом округлений, которое составляет 88 000 руб. (табл.4).
Следовательно, при сложившейся структуре комплексной бригады минимальные потери, которые понесет организация составят всего лишь 88 ООО руб. Но, если проанализировать полученный план распределения рабочих, то, можно сделать следующие вывод:
тл та
X а' > X Ь> Д67 > 61)
¡=1 ;=1
Таким образом, количество имеющихся рабочих в комплексной бригаде превышает потребность в них, и целесообразным является оптимизировать состав бригады посредством сокращения рабочих мест.
Исходя из условий данной задачи, для более эффективного функционирования комплексной бригады, с целью минимизации финансовых потерь, необходимо уволить 1-ого асфальтобетонщика 2-ого разряда, 4-х асфальтобетонщиков 5-го разряда и 1-ого машиниста 6-ого разряда.
Теперь, рассмотрим следующую ситуацию, когда потребность в рабочих для 1-ого вида работ возросла и теперь составляет 25 рабочих.
Проведя ряд итераций в системе МаНаЪ, получим следующие значения (табл.5).
Округлив значения в связи с причиной, описанной выше, полученные в программе МаНаЪ, имеем следующие результаты (табл.6).
Таблица 4.Оптимальный план распределения рабочих по имеющимся работам с учетом округления значений
Количество рабочих квалификации 1, а; ,чел. Виды работ по трудности \ Квалификация рабочих
1 2 3 4 5 6
Потребность в рабочих, ,чсл.
5 8 23 10 6 9
2 2 - - - - - Асфальтобстонщик 1 -ого разряда
12 3 8 - - - - Асфальтобетон щи к 2-ого разряда
14 0 0 14 - - Асф а л ьтоб ето и щи к 3-ого разряда
8 0 0 4 4 - - Асфал ьтобегонщик 4-ого разряда
21 0 0 5 6 6 - Асф ал ьтоб сто и щи к 5-ого разряда
10 0 0 0 0 0 Ч Машинист 6-ого разряда
Таблица 5. Оптимальный план распределения рабочих по имеющимся работам и новой потребностью для 1-ого вида работ с применением программы Matlab
Ко ли-чсст-во рабо чих к вали-фи-ка-ции 1. а;,чел Виды работ по трудности \ Квалификация рабочих
1 2 3 4 5 6
Потребность в рабочих, Ь] .чел.
25 8 23 10 6 9
2 2 Асфальтобетон шик 1-ого разряда
12 5,7446 6,2054 Асфапьтобе-тоншик 2-ого разряда
14 1,0090 0,5934 12,3976 Асфальтобетон шик 3-ого разряда
8 0,6870 0,2957 3,8127 3,2046 Асфальтобетон шик 4-ого разряда
21 1,2643 0,7712 6,5695 6,5891 5,8059 Асфальтобетон шик 5-ого разряда
10 0,2451 0,1344 0,2202 0,2063 0,1941 9 Машинист 6-ого разряда
При несущественных изменениях, связанных с увеличением потребности в рабочих для 1-ого вида, значение целевой функции составит 173 ООО руб.,
67 <31
при этом потребность в рабочих асфальтобетонщиках 5-ого разряда превосходит имеющуюся численность рабочих, в связи с чем, необходимо нанять дополнительного рабочего для выполнения необходимого объема работ, а также целесообразно уволить 1-ого рабочего машиниста 6-ого разряда с целью более рациональной организации рабочего процесса.
Литература:
1. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов : Учеб. пособие для экон. спец. вузов .— 2-е изд., перераб. и доп .— М. : Высшая школа, 1989 .— 207 с.
2. Трудовые ресурсы, нормирование труда и заработная плата в дорожной организации // .— .— Гриценко, А.Д. Экономика стр-ва, ремонта и содержания автомобил. дорог : учеб. пособие / А.Д.Гриценко, Е.А.Гриценко. - Иваново, 2009. - Разд. 5. - С. 133-180.
3. Карманов, В.Г. Математическое программирование : Учеб. пособие .— 5-е изд., испр .— М. : Физматлит, 2000 .— 263 с. — Библи-огр.: с. 260.
4. Вентцель, Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология : Учеб. пособие для втузов .— 2-е изд., стереотип .— М. : Высшая школа, 2001 .— 206 с. : ил. — Библиогр.: с. 206-[207].
5. Дьяконов, В. МАТЬАВ : [Учеб.пособие] .— СПб. : Питер, 2001 .— 592 с. : ил. — (Учебный курс) .— Библиогр.:с.575-578.
6. Кузнецов, Ю.Н. Математическое программирование : Учеб. пособие для студентов эконом. спец. вузов / Ю.Н. Кузнецов, В.И. Кузубов, А.Б. Волощенко .— 2-е изд., перераб. и доп .— М. : Высшая школа, 1980 .— 300 с. : ил. — Библиогр.: с. 294.
УДК 336.025
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Горбачёва И.А., аспирант кафедры Государственного и муниципального управления, Московский государственный университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва, тел.:+7 (916)676-51-95, e-mail: [email protected]
Формирование инновационной экономической модели, реформирование бюджетного процесса и переход к практике применения программно-целевого метода при финансировании расходов бюджета усилили значение государственного и муниципального финансового контроля в системе управления бюджетными средствами, особенно в части финансирования бюджетных инвестиций.
В статье рассмотрено определение финансового контроля, его виды в соответствии с бюджетным законодательством, проведен сравнительный анализ отдельных видов инвестиционных расходов бюджета. Оценка эффективности использования бюджетных инвестиций определена в качестве ключевого элемента финансового контроля. Выявлен ряд проблем, связанных с отсутствием единой методики обеспечения внутреннего финансового контроля, формированием контрольных органов и координации деятельности органов финансового контроля на территории. Предложено возложить на органы внутреннего финансового контроля проведение текущей оценки эффективности использования бюджетных инвестиций, предусмотренных государственными и муниципальными программами.
Ключевые слова: инновационное развитие, бюджетный процесс, бюджетные инвестиции, субсидии, финансовый контроль, целевые программы, эффективность.
THE ROLE OF STATE AND MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL IN THE PROCESS INVESTMENT-INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY
Gorbacheva I., the post-graduate student, State and municipal management chair, Moscow State University of Economics, Statistics, and Informatics (MESI), Moscow, тel.:+7 (916)676-51-95, е-mail: [email protected]
Building of innovative economy model, reformation of budgetary process and transfer to practice of using target-oriented method by funding costs of budget has strengthened significance of state and municipal financing control in the system of managing budgetary sources, especially in the area of financing budgetary investments. In the article was examined the financing control meaning, its types in according to budgetary law, was conducted comparative analysis of separate types of investment costs of budget. Assessment of effectiveness of using budgetary investments was defined as key element of financing control. Several problems were uncovered, concerned with the lack of integrated methodology ofproviding in-house financing control, building of control agencies and coordinating of financing control agencies activities on the territory. It was offered to assign to in-house financing control agencies the realization of current assessment of effectiveness of using budgetary investments, which are foreseen by state and municipal programs.
Keywords: innovative development, budgetary process, budgetary investments, subsidy, financing control, target-oriented programs, effectiveness.
Таблица 6. Оптимальный план распределения рабочих по имеющимся работам с учетом округления значений
Количество рабочих квалификации i, а;,чел. Виды работ по труд! гости j Квалификация рабочих
1 2 3 4 5 6
Потребность в рабочих, bi ,чел.
5 8 23 10 6 9
2 2 - - - - Асфал ьто бетон щи к 1 -ого разряда
L2 6 6 - - - - Асфальтобетонщик 2-ого разряда
14 1 1 12 - - - Асфал ьтобетонщик 3-ого разряда
8 1 0 4 3 Асфальтобетонщик 4-ого разряда
21 1 1 7 7 6 - Асфальтобетонщик 5-ого разряда
10 0 0 0 0 0 9 Машинист 6-ого разряда
Инновационное развитие в российской экономике постепенно набирает обороты. Однако на сегодняшний день речь идет скорее о создании предпосылок, которые выражаются в выстраивании системы государственного регулирования инновационных процессов, нежели о реальном росте инновационного производства. Современное состояние инновационной сферы определяется как инновационное торможение, поскольку по данным статистики за последние два
десятка летдоля инновационного производства существенно не изменилась и остается на крайне низком уровне [6]. Очевидно, что ключевая роль в расширении инновационной составляющей в структуре экономики принадлежит государству.Причина состоит в том, что инновационные проекты отличаются высокой степенью риска, а частный сектор не готов принять их на себя и перейти к активному инвестированию финансовых ресурсовв прогрессивное