Научная статья на тему 'Экономика знания как инновационная система'

Экономика знания как инновационная система Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоженко Констанция Николаевна

В статье рассматриваются инновационные характеристики экономики знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика знания как инновационная система»

Г оженко Констанция Николаевна

доцент кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО "Кисловодский институт экономики и права",

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные характеристики экономики знания.

Ключевые слова: экономика знания, инновационные технологии, современная экономическая теория.

Abstract: We consider its innovative features of the knowledge economy.

Keywords: economics of knowledge, innovative technology, modern economic theory.

Современная экономика отражает глубокие перемены, происходящие в общественной жизни и преобразующие базисные формы общества, его основные экономические характеристики, сущность общественного производства, торговли, занятости. Параметры экономической системы в ближайший период будет сильно отличаться от предшествующих периодов.

В аграрной экономике ключевым производственным ресурсом выступала земля. В индустриальной экономике основными ресурсами являлись труд и промышленные факторы производства. В экономике знания статус ключевого ресурса переходит к знанию.

В теоретическом аспекте «экономикой знания» является такой способ производства, в котором генерация, использование и распространение знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей.

Экономика знания означает не просто выход на новые границы знания, на самом деле такая экономика означает формирование нового способа производства

- рост эффективности экономики за счет рационального и системного использовании всех видов и типов знаний во всех сферах экономической деятельности.

Использование знания - не новая идея, знания всегда играли важную роль в экономике. Однако все предшествующие «экономике знания» формы экономики были основаны на «простом» («непосредственно-производительном») знании.

Экономическая значимость использования знания усилилась, начиная с эпохи со времен промышленной революции. Но степень включения знаний и

информации в экономическую деятельность в настоящее время настолько возросло, что это приводит к необратимым структурным и качественным изменениям в механизме функционировании экономики и трансформации того качества производства, которое долгие времена выступало основой конкурентного преимущества данной национальной экономики.

В качестве инновационной модели сферы образовательных услуг в экономике знания ряд экономистов выдвигает так называемую «тройную спиральную модель» между университетами, индустрией и государством, которая может быть интерпретирована как движение от неоинституционального строения социальных сетей к неоэволюционной модели организации экономических отношений1.

Глубинный экономический смысл инновационной трансформации системы специального образования в условиях экономики знания состоит в оптимальной связи трёх названных выше сфер - вузовской, промышленной и властной среды. Такое единство возможно только на базе преодоления разрозненности сфер создания материальных благ, производства знаний и законодательства как социальной регламентации, того единства, которое способна обеспечить только экономика знания.

Таким образом, модель тройной спирали позволяет выделить сектор знаний как базовый элемент экономики знания, который дополняется индустриальным и нормативным элементом. Соответственно, возникает проблема оптимизации и гармонизации взаимодействия трёх принципиально разных механизмов функционирования, которые присущи каждому из названных секторов.

Производство знаний требует наивысшей степени дерегулирования управленческого процесса добывания нового знания, оно может быть организованно только в либеральных и демократических формах построения креативного процесса.

1 См. напр.: Loet Leydesdorff & Martin Meyer. The Triple Helix Model and the Knowledge-Based Economy («Модель тройной спирали и экономика, основанная на знании») // Amsterdam School of Communications Research (ASCoR), University of Amsterdam. Kloveniersburgwal 48, 1012 CX Amsterdam, The Netherlands; [email protected]; http://www.leydesdorff.net.

Постиндустриальное производство требует уже большей регламентации и упорядоченности, хотя рыночные моменты - в виде конкуренции - неизбежно вносят элементы стихийности, непредсказуемости и либерализма.

Что касается сферы социального управления, то ей присуща наивысшая степень регламентации и директивности.

Постиндустриальное общество - это общество, в котором снижение объёма промышленного производства происходит не в результате экономического кризиса, рецессии или стагнации, а в результате опережающего роста сферы услуг, перерастающего в рост информационного сектора как основы возникновения экономики знания. В экономической структуре занятости населения уже сейчас преобладают тенденции превышения совокупного числа занятых в непроизводственных отраслях (транспорта и связи, торговле, образовании, финансовой сфере) над отраслями промышленности и сельского хозяйства.

В экономике знания - и практика свидетельствует об этом однозначно -именно университеты, в силу их универсальности, становятся основным учреждением нового общества. Если в индустриальном обществе главным субъектом экономики являлось промышленное предприятие, а доминирующий результат производства был представлен некой материальной (товарной) ценностью, в постиндустриальном обществе главным субъектом экономики является информационно-коммуникационный центр, а доминирующим результатом производства выступает информационно-коммуникационные технологии, то в экономике знания главным субъектом будет университет, а доминирующим результатом производства - некое научно-техническое знание. В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы представлена занятостью не в сфере материального производства или в секторе распределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, технологии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний. В экономике, в которой идеи, информация, знания составляют основу инноваций и экономического роста, там доминирует постоянный поток информации, а также мощный потенциал науки и техники.

Основной проблемой экономики знания является новый механизм её движения, который сталкивается со специфической проблемой - проблемой асимметрии информации, которая не может быть полностью решена информационнокоммуникативными технологиями любой степени сложности.

Другими проблемами экономики знания следует считать - институциональные способы организации производства и распространения знания, защита интеллектуальной собственности в условиях новой экономики, повышенная конкуренция, отсутствие безопасности креативного труда и необходимой гибкости.

Теоретическое содержание экономики знания можно усмотреть в том, что одна модель капитализма (под видом технологического детерминизма) приобретает иную видимость, более соответствующую настоятельной потребности современности.

Структурная трансформация производства в экономике знания приводит к тому, что здесь основным элементом становится так называемый «сектор производства знания» (в лице главного субъекта - университета, инновационно-образовательного центра), а также активные провайдеры этого знания. Возникает своего рода «неосязаемый капитал», который превышает величину инвестиций, сосредоточенных в рамках «осязаемого капитала» и становится приоритетным объектом нарастающих инвестиционных потоков. Технический прогресс всё чаще смещается в сторону нематериальных активов.

Одновременно повышается и средний уровень образования населения, и общий его культурно-технический уровень.

Таким образом, становление экономики знания - это процесс последовательной реализации двух названных выше параллельных тенденций. Изменения в факторах производства сопровождаются изменениями в структуре производства. Структурные изменения происходят в развитых странах уже с начала 1970-х годов, что привело к продуктивной деятельности преимущественно на основе создания, использования и распространения новых знаний. Возникают так называемые «интенсивные технологии», такие, как - электроника, компьютеры, телекоммуникации и биотехнологии, которые растут гораздо быстрее традиционных от-

раслей. Расширение знаний приводит, в свою очередь, к диффузии технологии создания новых знаний с технологией передачи информации, а также коммуникационных технологий, оборудования программного обеспечения, интернет, телекоммуникаций.

В результате отрасли, производящие информационно-коммуникативные технологии, становятся все более важными в производственной структуре инновационно-развитых национальных экономик. Инвестиции компаний, увеличивающих в своём корпоративном капитале долю информационно-коммуникативных технологий, обеспечивают тот результат, что их производство становится всё более интенсивным именно в области информационных технологий, технических изменений и производительности труда. Это приводит к тому, что такие технологии не только быстро распространяется, но и к тому, что они становятся «локомотивами» общего экономического роста для данной страны.

Для экономической науки приход информационно-коммуникативных технологий стал сигналом актуализации проблем теоретического анализа «нематериального капитала» (нематериальных активов), поскольку именно такой капитал и составляет материальную основу производства знаний, развития науки, распространения технических навыков, а также повышения качества человеческого капитала. Но результаты экономики знания нуждаются переосмысления и в аспекте традиционного права собственности, и конкурентного механизма их использования.

Поскольку знания по своей природе не являются объектом обособленного использования на правах исключительной собственности, то эти же знания могут быть использованы рядом экономических агентов, что ничуть не уменьшает производительного потенциала, который они предоставляют каждому пользователю. Знанию присуща та характерная черта, что его производство ограничено в основном фиксированной стоимостью. Поэтому и предельные издержки хранения становятся со временем всё меньше, а это делает обработку и передачу информации гораздо проще и дешевле.

В то же время в экономике знания сохраняется разделение функций между организациями, которые производят новые знания (в основном университеты и специализированные исследовательские центры), и теми организациями, кто их применяет. Последние особенно заинтересованы в расширении собственной базы производства знаний для повышения собственной конкурентоспособности (прямой эффект) и расширения возможности поиска знания, произведенного за пределами их предприятия (эффект косвенный).

Отмеченные тенденции оказывают влияние на защиту знаний в сфере интеллектуальной собственности, что особенно важно не только для фирм, но и целых государств. Заметно расширяются возможности для патентования для программного обеспечения (на основе прецедентного права).

Экономика знания формирует новый тип первичного звена производства, которые имеют такие непривычные для индустриальной стадии производства характеристики, что их трудно обеспечить финансами из традиционных финансовых источников и посредством традиционных финансовых посредников. Как правило, это фирмы, действующие на новых рынках, существует неопределенность в отношении технических трудностей осуществления торговых операций, развитие стартапов требует наличия существенного венчурного капитала, а промышленные инновации требуют затрат на дополнительные организационные и институциональные нововведения.

Изменяется в экономике знания и организация труда, производства, стимулирования трудовой активности работников, их ассоциированность и коллективизм, на смену приходит разобщённость, возрождающая принцип «рассеянной мануфактуры». Гибкие организации производства призваны заменить «тейлори-стские» модели. Таким гибким моделям присущи:

- уменьшение значимости участия работников в акционировании предприятия,

- горизонтальное распространение информации,

- активное участие сотрудников в повышении производительности и качества труда.

Более низкая стоимость обработки информации для новых проектов будет стимулировать передачу официальных полномочий (с правом окончательного решения) на самые низкие иерархические уровни. Достижения в области технологии массового и текущего контроля позволяют контролировать усилия всё большего числа работников, уменьшая размер и прерогативы промежуточных иерархий.

Одновременно реорганизация и реконфигурация научно-исследовательских структур приводит к снижению издержек и развитию аутсорсинга. А это создаёт условия для формирования новых видов услуг по координации и контролю работы через локальные сети и производство промежуточных продуктов.

В экономике знания решающими становятся два вида капитала - человеческий капитал и нематериальный информационно-коммуникативный капитал.

Существенное отличие в рыночной организации экономики знания привносит сетевая модель рынка, - в частности, традиционный феномен типичной организации рынков, на которых обмен имеет «анонимный» характер, охватывая не-определённость цены, уступает, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, полной информации о клиентах и фактических (или потенциальных) поставщиках. Эти же методы позволяют фирмам избавиться от ограничений, налагаемых иерархической организацией.

Основанная на знаниях экономика предполагает серьезные изменения в режимах корпоративной организации. В связи с возрастающей сложностью в управлении совокупностью знаний, которые могут прямо или косвенно затрагивать производительность фирмы, последняя стремится специализироваться в соответствии с теми знаниями и навыками, которые доминируют и которые позволят ей сохранить свои конкурентные позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.