Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ'

ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ШЕРИНГ-ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБИТЕЛИ / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репушевская О. А., Болотнова О. И.

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи экономики совместного потребления и потребительской кооперации. Экономика совместного потребления - это так называемая «гибридная» экономика, функционирующая за счет Всемирной паутины (сети Интернет). Данная экономика внедряется в жизнь общества с каждым годом все больше и больше. В потребительскую кооперацию в отличие от других сфер общества шеринг-экономика вошла сравнительно недавно, но уже помогла обеспечить в потребкооперации развитие различных IT-технологий. Разные сферы экономики совместного потребления заметно помогают обществу в настоящее время. Так, сервисы аренды жилья и автомобиля бесценно содействуют людям при поездках в другую страну или город. С развитием и внедрением экономики совместного потребления и различных IT-технологий в потребительской кооперации вводятся новые сервисы по упрощению отслеживаемости заказов; кроме того, посредством сервисов при поддержке госспонсоров можно войти в систему потребкооперации и стать пайщиком в ней. Авторы утверждают, что общество и потребительская кооперация нуждаются в различного рода сервисах и информационно-коммуникационных новшествах, поскольку данные технологии значительно упрощают жизнь. Благодаря сервисам можно не выходя из дома написать, например, деловому партнеру и обговорить все возникшие вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHARING ECONOMY: THE REASONS FOR THE EMERGENCE AND WAYS OF DEVELOPMENT IN CONSUMER COOPERATION

The article deals with the relationship between the economy of shared consumption and consumer cooperation. The economy of shared consumption is a so-called «hybrid» economy that operates at the expense of the World Wide Web (the Internet). This economy is being introduced into the life of society more and more every year. Unlike other spheres of society, the sharing economy entered consumer cooperation relatively recently, but it has already helped to ensure the development of various IT technologies in consumer cooperation. Different spheres of the shared consumption economy significantly help society at the present time. So, the services of housing and car rental are invaluable to help people when traveling to another country or city. With the development and introduction of the economy of shared consumption and various IT technologies in consumer cooperation, new services are introduced to simplify the traceability of orders; in addition, through services with the support of state sponsors, you can enter the consumer cooperation system and become a shareholder in it. The authors argue that society and consumer cooperation need various types of services and information and communication innovations, since these technologies significantly simplify life. Thanks to the services, you can write to a business partner without leaving your home, for example, and discuss all your questions.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-12 УДК 338.1

ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

О.А. Репушевская, О.И. Болотнова

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи экономики совместного потребления и потребительской кооперации. Экономика совместного потребления - это так называемая «гибридная» экономика, функционирующая за счет Всемирной паутины (сети Интернет). Данная экономика внедряется в жизнь общества с каждым годом все больше и больше. В потребительскую кооперацию в отличие от других сфер общества шеринг-экономика вошла сравнительно недавно, но уже помогла обеспечить в потребкооперации развитие различных IT-технологий.

Разные сферы экономики совместного потребления заметно помогают обществу в настоящее время. Так, сервисы аренды жилья и автомобиля бесценно содействуют людям при поездках в другую страну или город. С развитием и внедрением экономики совместного потребления и различных IT-технологий в потребительской кооперации вводятся новые сервисы по упрощению отслеживаемости заказов; кроме того, посредством сервисов при поддержке госспонсоров можно войти в систему потребкооперации и стать пайщиком в ней.

Авторы утверждают, что общество и потребительская кооперация нуждаются в различного рода сервисах и информационно-коммуникационных новшествах, поскольку данные технологии значительно упрощают жизнь. Благодаря сервисам можно не выходя из дома написать, например, деловому партнеру и обговорить все возникшие вопросы.

Ключевые слова: экономика совместного потребления; потребительская кооперация; шеринг-экономика; потребители; сетевая торговля; цифровые сервисы.

O.A. Repushevskaya, O.I. Bolotnova. SHARING ECONOMY: THE REASONS FOR THE EMERGENCE AND WAYS OF DEVELOPMENT IN CONSUMER COOPERATION

The article deals with the relationship between the economy of shared consumption and consumer cooperation. The economy of shared consumption is a so-called «hybrid» economy that operates at the expense of the World Wide Web (the Internet). This economy is being introduced into the life of society more and more every year. Unlike other spheres of society, the sharing economy entered consumer cooperation relatively recently, but it has already helped to ensure the development of various IT technologies in consumer cooperation.

Different spheres of the shared consumption economy significantly help society at the present time. So, the services of housing and car rental are invaluable to help people when traveling to another country or city. With the development and introduction of the economy of shared consumption and various IT technologies in consumer cooperation, new services are introduced to simplify the traceability of orders; in addition, through services with the support of state sponsors, you can enter the consumer cooperation system and become a shareholder in it.

The authors argue that society and consumer cooperation need various types of services and information and communication innovations, since these technologies significantly simplify life. Thanks to the services, you can write to a business partner without leaving your home, for example, and discuss all your questions.

Keywords: economy of shared consumption; consumer cooperation; sharing economy; consumers; network trade; digital services.

В последние годы объемы рынка совместного потребления активно возрастали как в России, так и во всем мире. Внезапно наступившая пандемия СО"УГО-19 и последствия от введенных карантинных мер оказали негативное влияние на экономику, создав значительные трудности для многих компаний экономики совестного потребления [1] (рис. 1).

Шеринг-экономика - система, основанная на совместном потреблении, которая подразумевает, что потребители осознают удобство оплаты временного доступа к товарам и услугам, а также возможность отказа от владения и распоряжения ими. Шеринг-экономику также называют экономикой деления, экономикой совместного потребления, сетевой экономикой.

66

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 2(44)

1536,4

1103

325

511

392 392

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200

0

Годы 2016 2017 2018 2019 2020 2021

(прогноз)

Рис. 1. Объем российской экономики совместного потребления, млрд руб. [4]

Данная система исключает наличие тран-закционных издержек (комиссии), ведь она предполагает прозрачность предоставляемой информации. Главных действующих лиц экономики совместного потребления называют миллениалами, которые активно используют аренду, интернет-коммерцию, онлайн-услуги. Основными мотивами использования этих продуктов являются желание больше сэкономить, стремление платить за впечатления и эмоции, а не за сам продукт и услугу.

Шеринг-экономика представляет собой новую модель бизнеса для обмена товарами, транспортом, недвижимостью, знаниями на различных онлайн-площадках. Среди основных проблем, с которыми компании могли столкнуться во II квартале 2020 г., были вынужденные перебои в обслуживании, снижение спроса на определенные продукты и сбои в производственной цепочке.

Эти перемены оказали влияние на тип поведения покупателей, они также способствуют росту объема всего потребительского рынка. В связи с введением карантинных мер многие компании переключились на другие сегменты

рынка и начали разрабатывать новые бизнес-модели (рис. 2).

Предприятия, созданные экономикой совместного потребления, постепенно развивают систему потребительской кооперации, которая обслуживает как собственные торговые предприятия потребительской кооперации, так и другие организации, занимающиеся розничной торговлей [2] (рис. 3).

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Годы

30375,1

13451,5

10058,7

I I

2018

2019

2020

Рис. 3. Объем розничной торговли системы потребительской кооперации в Российской Федерации за 2018-2020 гг., млрд руб. [7]

К сожалению, развитие сетевой торговли в системе потребительской кооперации осложняется не только значительным уровнем конкуренции с федеральными торговыми сетями, обладающими огромными уникальными ресурсами, но и практически безграничными возможностями по привлечению дополнительных ресурсов и вынуждению структур потребительской кооперации закрывать магазины как в областных центрах, так и в отдаленных районах [5].

Совместная реализация различных проектов масштабного федерального уровня даст возможность активно использовать управлен-

биржи фрилансеров ^^^^ 98

аренда вещей 0,2

С2С продажа вещей 370

краудфандинг 0,4

офисшеринг 5,7

краткосрочная аренда жилой недвижимости 9,8

карпулинг | 13,7

каршеринг 13

0 100 200 300 400

Рис. 2. Спрос на различные виды компаний, относящихся к компаниям совместного потребления [7]

700 -

600 500

400 |-1

3'"Е ^В ^Вб08,1!

200 ЮЯЦ ЦЫЦ

100 0 ' '

Годы 2017 2018 2019 2020

Рис. 4. Объемы розничного товарооборота системы потребительской кооперации в Российской Федерации за 2017-2020 гг., млрд руб. [7]

ческие, экономические, научно-технические и инновационные технологии для своей деятельности в качественных процессах купли-продажи, дистрибуции, торговли товарами и услугами на рынке потребительской кооперации [6]. Основной целью развития институтов потребительской кооперации является формирование гарантированных продаж. Обеспечение этих условий позволяет кооперации потребителей развиваться и эффективно участвовать в реализации государственных программ развития сельского хозяйства и обеспечения безопасности Российской Федерации в области продовольственной безопасности [8].

Для того чтобы эффективно функционировать, современные кооперативы должны владеть на высоком уровне средствами электронного бизнеса, поскольку без этого достижение современных требований невозможно. Использование современных информационных технологий способствует координации и взаимодействию участников пищевой и транспортной цепочки для достижения вышеуказанных целей посредством логистики и маркетинга.

Одной из новых форм потребительской кооперации в Российской Федерации являются различные информационные и интернет-технологии. Например, источниками для продвижения продукции на рынок потребкооперации являются:

- электронная коммерция;

- телемаркет;

- сайты, которые помогают ознакомить покупателей с предложением и способствуют покупке;

- доставка товаров и др. [3].

В декабре 2020 г. на платформе АС «Сбер-Про» была проведена онлайн-конференция «Кооперация: новая возможность для развития малого бизнеса», где были показаны результаты работы за период пандемии, а также пред-

ставлен вариант взаимовыгодного сотрудничества потребительской кооперации и крупного бизнеса. Спикерами было отмечено, что российская потребительская кооперация поставила перед собой задачу объединить традиции и современные технологии, т.е. перейти на цифровые платформы. Данный переход позволит улучшить качество жизни в регионах и раскроет для предпринимательства новые возможности.

Различные цифровые сервисы должны тесно войти в повседневный быт кооператоров, чтобы было легче контролировать аналитику по пайщикам, уплату взносов и следить за информацией о деятельности кооператива. Для того чтобы все это можно было увидеть в «Личном кабинете председателя», был разработан сервис «Кооператив онлайн» (рис. 5). «Кооператив онлайн» - это новый продукт от системы «Сбер». Этот цифровой сервис сделает работу кооперативов более удобной и простой, переведет многие процессы в цифровую форму, откроет новые перспективы для предпринимателей и бизнесменов, приведет к трансформации и развитию кооперативного движения.

В «Личном кабинете председателя» можно следить за анализом количества пайщиков, выплатой пожертвований и необходимой информацией о спектре деятельности кооператива. Сервис дает возможность без труда составить календарь, опубликовывать новости кооператива для всех участников, работать в реестре, добавлять и удалять пайщиков. Уведомления, электронные заявки, дистанционная оплата пожертвований и т.д. делают осуществление кооперативной деятельности современным и привлекательным для многих.

В сервисе «Кооператив онлайн» можно оцифровать существующую организацию и осуществлять всю ее деятельность в режиме онлайн: реестр ведется в электронном виде, и есть связь между акционерами и кооперативами. С помощью сервиса «Кооператив онлайн» управление кооперативом может осуществляться полностью в режиме онлайн. Перенести свою работу в цифровую среду совсем не сложно: необходимо внести сведения в электронную анкету, загрузить учредительные документы и реестр акционеров, а также оформить электронную подпись.

В настоящее время в кооперации нужно обновить нормативно-правовые акты, создать условия для управления процессами в кооперативах [5], а также внедрить важные ресурсы для оперативного управления процессами, такими как цифровые технологии и финансы. Такими процессами и обладает система «Сбер». Реализация совместных кооперационных проектов в

Рис. 5. Сервис «Кооператив онлайн» [3]

федеральной торговой сети позволит активно использовать управленческие, экономические, научно-технические и инновационные технологии для своей деятельности в качественных процессах купли-продажи, дистрибуции, торговли товарами и услугами, защитить потребителей от позиции розничных предприятий на рынке потребительской кооперации. Общие выводы о предстоящем восстановлении после кризиса и последующем росте занятости не изменились - независимо от развития цифрови-зации, обмена и других новых технологий.

Таким образом, необходимо продолжать развитие предприятий, созданных экономикой совместного потребления, и продолжать внедрять их в систему потребительской кооперации, что позволит расширить и усовершенствовать различный спектр услуг, которые предоставляются обществу.

Список литературы

1. Дашков Л.П., Репушевская О.А. Влияние цифровой трансформации экономики на предпринимательство // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 4 (38). С. 40-44.

2. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Ткач А.В. Кооперация регионов в формировании продовольственных ресурсов в условиях цифровой экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономи-ки.2020.№ 4. С. 13-22.

3. Кооператив онлайн: интернет-сервис. URL: https://coop/dasreda.ru.

4. Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http:// www.economy.gov.ru.

5. Репушевская О.А., Кодрян Е.С. Предпринимательство в России: характеристика факторов влияния // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 4. С. 144-155.

6. Ткач А.В., Малолетко А.Н. Предпринимательство в системе потребительской кооперации России (региональный аспект) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 3. С. 24-34.

7. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.msu.ru (дата обращения: 10.02.2021).

8. Suglobov A.E., Repushevskaya O.A. Assess-

ment of the economic potential of modern consumer cooperatives // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration: materials of the International conference. China: Beijing, 2019. P. 35-41.

9. SuglobovA.E., Repushevskaya O.A., TkachA.V., Dashkov L.P., Balalova E.I. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the Russian Federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. P. 342-349.

References

1. Dashkov L.P., Repushevskaya O.A. Vliya-nie tsifrovoj transformatsii ekonomiki na predpri-nimateFstvo [The impact of the digital transformation of the economy on entrepreneurship] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 4 (38). S. 40-44.

2. Kaurova O.V., Maloletko A.N., Tkach A.V. Kooperatsiya regionov v formirovanii prodovolst-vennykh resursov v usloviyakh tsifrovoj ekonomiki [Regional cooperation in the formation of food resources in the digital economy] // Fundamentalnye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2020. № 4. S. 13-22.

3. Kooperativ onlajn: internet-servis. URL: https://coop/dasreda.ru.

4. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Ros-

sijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: http://www.eco-nomy.gov.ru.

5. Repushevskaya O.A., Kodryan E.S. Pred-prinimaterstvo v Rossii: kharakteristika faktorov vliyaniya [Entrepreneurship in Russia: characteristics of influence factors] // Fundamentalnye i prik-ladnye issledovaniya kooperativnogo sektora eko-nomiki. 2020. № 4. S. 144-155.

6. Tkach A.V., Maloletko A.N. PredprinimateFstvo v sisteme potrebiteFskoj kooperatsii Rossii (regio-naFnyj aspekt) [Entrepreneurship in the System of consumer cooperation in Russia (regional aspect)] // FundamentaFnye i prikladnye issledovaniya koopera-tivnogo sektora ekonomiki. 2020. № 3. S. 24-34.

7. FederaFnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. sajt. URL: http://www.msu.ru (Accessed 10.02.2021).

8. Suglobov A.E., Repushevskaya O.A. Assessment of the economic potential of modern consumer cooperatives // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration: materials of the International conference. China: Beijing, 2019. P. 35-41.

9. SuglobovA.E., Repushevskaya O.A., Tkach A.V., Dashkov L.P., Balalova E.I. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the Russian Federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. P. 342-349.

РЕПУШЕВСКАЯ Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической и информационной безопасности, таможенного дела. Российский университет кооперации. Россия. Мытищи. E-mail: [email protected].

БОЛОТНОВА Ольга Игоревна - студент. Российский университет кооперации. Россия. Мытищи. E-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REPUSHEVSKAYA, Olga A^androvna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic and Information Security, Customs. Russian University of Cooperation. Russia. Mytishchi. E-mail: [email protected].

BOLOTNOVA, Olga Igorevna - Student. Russian University of Cooperation. Russia. Mytishchi. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.