Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1911
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / COMPETITION / ECONOMIC MODERNIZATION / FOREIGN MARKETS / NATIONAL PROJECT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репушевская Ольга Александровна

В сложившихся в настоящее время условиях многим российским предпринимателям приходится испытывать сложности в вопросах ведения своего бизнеса. В статье рассматриваются ситуации, которые значительно затормаживают бизнес-процесс и оказывают негативное влияние на сферу предпринимательства. Усиление конкуренции заставляет предпринимателей искать новые пути освоения рынка, предлагать новые продукты и услуги, использовать новые методы работы. При определении предпринимательской организации самое важное - это не то, что она производит, а что она использует для того, чтобы оставаться конкурентоспособной на рынке. Это и уже зарекомендовавшие себя технологии, и особенности организационной структуры, и способность к изменениям, открытость к инновациям и гибкость. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости развивать инновационную экономику Российской Федерации, формировать сбалансированный рынок, стимулировать предпринимательскую активность. Все это невозможно без наличия, функционирования и усиления стимулов для формирования базы конкурентности, открытости экономики, модернизации и повышения ее эффективности. Проведение в 2020 г., который объявлен Годом предпринимательства в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы», рассчитанного на 2019-2024 гг., специальных мероприятий позволит наладить системную работу по продвижению предпринимательства в широкие слои населения, особенно молодежи, создать единую информационную среду для российских предпринимателей, а также даст толчок активному вхождению отечественных компаний на зарубежные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT STATE OF BUSINESS IN RUSSIA

In modern conditions, Russian entrepreneurs have to experience difficulties in running their business. The article deals with situations that significantly slow down the business process and have a negative impact on the sphere of entrepreneurship. Increased competition forces entrepreneurs to look for new ways to develop the market, offer new products and services, and use new methods of work. When defining an entrepreneurial organization, the most important thing is not what it produces, but what it uses in order to remain competitive in the market. These include proven technologies, organizational structure features, ability to change, openness to innovation, and flexibility. In this regard, there is an urgent need to develop the innovative economy of the Russian Federation, form a balanced market, and stimulate entrepreneurial activity. All this is impossible without the presence, functioning and strengthening of incentives for creating a competitive base, opening up the economy, modernizing and improving its efficiency. Holding special events in 2020, declared the year of entrepreneurship within the framework of the national project «Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual initiative», designed for 2019-2024, will allow for systematic work to promote entrepreneurship in the General population, especially young people, create a unified information environment for Russian entrepreneurs, and also give an impetus to the active entry of domestic companies into foreign markets.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 338.1

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ

О.А. Репушевская

В сложившихся в настоящее время условиях многим российским предпринимателям приходится испытывать сложности в вопросах ведения своего бизнеса. В статье рассматриваются ситуации, которые значительно затормаживают бизнес-процесс и оказывают негативное влияние на сферу предпринимательства. Усиление конкуренции заставляет предпринимателей искать новые пути освоения рынка, предлагать новые продукты и услуги, использовать новые методы работы. При определении предпринимательской организации самое важное - это не то, что она производит, а что она использует для того, чтобы оставаться конкурентоспособной на рынке. Это и уже зарекомендовавшие себя технологии, и особенности организационной структуры, и способность к изменениям, открытость к инновациям и гибкость.

В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости развивать инновационную экономику Российской Федерации, формировать сбалансированный рынок, стимулировать предпринимательскую активность. Все это невозможно без наличия, функционирования и усиления стимулов для формирования базы конкурентности, открытости экономики, модернизации и повышения ее эффективности. Проведение в 2020 г., который объявлен Годом предпринимательства в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы», рассчитанного на 2019-2024 гг., специальных мероприятий позволит наладить системную работу по продвижению предпринимательства в широкие слои населения, особенно молодежи, создать единую информационную среду для российских предпринимателей, а также даст толчок активному вхождению отечественных компаний на зарубежные рынки.

Ключевые слова: предпринимательство; конкуренция; модернизация экономики; зарубежные рынки; национальный проект; инновации.

O.A. Repushevskaya. PRESENT STATE OF BUSINESS IN RUSSIA

In modern conditions, Russian entrepreneurs have to experience difficulties in running their business. The article deals with situations that significantly slow down the business process and have a negative impact on the sphere of entrepreneurship. Increased competition forces entrepreneurs to look for new ways to develop the market, offer new products and services, and use new methods of work. When defining an entrepreneurial organization, the most important thing is not what it produces, but what it uses in order to remain competitive in the market. These include proven technologies, organizational structure features, ability to change, openness to innovation, and flexibility.

In this regard, there is an urgent need to develop the innovative economy of the Russian Federation, form a balanced market, and stimulate entrepreneurial activity. All this is impossible without the presence, functioning and strengthening of incentives for creating a competitive base, opening up the economy, modernizing and improving its efficiency. Holding special events in 2020, declared the year of entrepreneurship within the framework of the national project «Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual initiative», designed for 2019-2024, will allow for systematic work to promote entrepreneurship in the General population, especially young people, create a unified information environment for Russian entrepreneurs, and also give an impetus to the active entry of domestic companies into foreign markets.

Keywords: entrepreneurship; competition; economic modernization; foreign markets; national project; innovation.

Выработка и воплощение в высоких технологиях новых идей во многом определяет современное состояние социально-экономического национального развития и материального благополучия граждан. От положения страны на мировом рынке, уровня инновационной активности и наукоемкости продукции зависит

национальная экономическая безопасность. Одной из главных тенденций в мировой торговле было и будет увеличение оборота крупных и средних торговых компаний. В таких условиях малому бизнесу все труднее конкурировать с крупными организациями.

Конкуренция является стимулом для эко-

68

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 3(41)

номического роста государства и эталоном для поступательного развития общества [10]. Развивать инновационную экономику Российской Федерации и формировать сбалансированный рынок невозможно без предпринимательской активности, наличия, функционирования и усиления стимулов для формирования базы конкурентности, открытости экономики, модернизации и повышения ее эффективности. Понятие предпринимательства установлено ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это самостоятельная, рисковая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом доходы предприниматель получает не от исполнения трудовых обязанностей, а от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования имущества [4, с. 117].

Сравнивая такие понятия, как бизнес и предпринимательство, некоторые ученые считают, что бизнес - это масштабная, крупная деятельность, а предприниматели - малый и средний уровень обслуживания, но в большинстве случаев их общей целью является получение прибыли. Предпринимательство по своему содержанию основывается на выборе средств и методов, усилиях по осуществлению деятельности, выполнении определенных задач [7, с. 12]. С экономической точки зрения нет смысла проводить различие между этими понятиями, но с точки зрения целепо-лагания и масштаба - предпринимательство, если и не полное, то самое важное понятие.

Соотношение действующих и начинающих предпринимателей дает представление об уровне деловой активности трудоспособного населения на всех этапах хозяйственного цикла. Не все стартапы достигают стадии зрелости. Выживание бизнеса может свидетельствовать об улучшении условий для предпринимательства. Однако нельзя сказать, что налаженный бизнес более важен для экономического развития страны, чем ранний. Тот факт, что бизнес существует на рынке более 3,5 лет, еще не говорит о его успешности. В некоторых случаях бизнес - это как чемодан без ручки: «его тяжело нести, а выбрасывать жалко». Если деятельность приносит не прибыль, а только убыток, связанный с высокой конкуренцией и изменением потребительских предпочтений, закрытие может стать благоприятным исходом.

В целом страны с более высоким уровнем развития демонстрируют более высокое соотношение действующих и начинающих предпринимателей. В таких странах, как Польша, Греция, Кипр, Швейцария, Италия и Германия,

уровень предпринимательства выше, чем в других государствах. В этих странах создание бизнеса не очень распространено, но бизнес создается на длительный срок.

В Латинской Америке большая часть стран придерживается высокого уровня GEM (Global Entrepreneurship Monitor) по сравнению с установленными показателями деловой активности. Иными словами, открытие бизнеса является довольно привлекательным, но не все фирмы способны достичь стадии зрелости. Компании в этих странах имеют низкий спрос на свою продукцию, сталкиваются с неблагоприятной рыночной конъюнктурой, бюрократией и коррупцией, что может препятствовать развитию их бизнеса.

Необходимым условием экономического развития региона является высокая инвестиционная активность субъектов хозяйствования. Пути достижения этой цели - увеличение объема реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективное использование этих ресурсов в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют региональные производственные мощности на новых научно-технических основаниях, определяют конкурентные позиции каждой страны на мировом рынке.

Одним из условий выхода на устойчивый путь развития национальной экономики является создание среднего класса - класса потребителей. Только верхний средний класс с достаточной прибылью потребляет высокотехнологичный продукт, предоставляемый на рынок, и может инвестировать финансовые и иные ресурсы в развитие региональных экономик. Для создания потребительского рынка нужна активация работы по нескольким направлениям.

Первым направлением является работа с демографией и ее улучшение. Правительство России предпринимает активные действия в этом направлении, поскольку ситуация крайне нестабильна из-за высокой инфляции национальной валюты, негативных ожиданий населения, связанных с последствиями пандемии, а самое главное - с экономически нестабильной ситуацией в мире.

Вторым направлением является развитие системы образования, а также здравоохранения. Работа в этом направлении проводится не достаточно активно: в реформах нет системы, поэтому мы видим «вовлечение» властей то в одну крайность, то в другую. В результате система образования и сфера медицинских услуг являются малоэффективными. Однако именно в сфере услуг малый и средний бизнес активно продвигает новые продукты и технологии,

Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства РФ за 2017-2020 гг. [8]

массово создает новые услуги. Это ускоряет процесс распространения инноваций.

По данным, представленным Минэкономразвития России, в июне 2020 г продолжается улучшение роста ВВП, наблюдается сокращение спада до -6,4 % г/г по сравнению с -10,71 % г/г в мае и -12,0 % г/г в апреле. За II квартал 2020 г. снижение ВВП находится на уровне -9,6 % г/г, а это близко к прогнозируемым данным Минэкономразвития России, которые были представлены в рамках прогноза по социально-экономическому развитию. По состоянию на 10 мая 2020 г в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства имеется 6,035 млн записей. Это на 149 тыс. меньше, чем годом ранее. За текущий период численность работающего населения в малом и среднем бизнесе уменьшилась на 440 тыс. чел., т.е. на 3 %. Окончательно о реальном состоянии можно будет говорить в конце 2020 г Важно отметить, что в мае ФНС вернула в реестр 69 тыс. организаций, которые ранее были из него исключены. Данный технический момент немного улучшил отрицательную динамику, но ее не изменил.

Если на определенной территории наблюдается социально-экономическое развитие, то она становится центром формирования постоянного развития. В противном случае ситуация сводится к образцу свободной сырьевой специализации со всеми последующими негативными последствиями. Получение инвестиций - это ключевая задача Правительства Российской Федерации и территориальных ор-

ганов государственной власти в современной экономической ситуации. Эффективно решить ее можно путем повышения инвестиционной привлекательности территорий для потенциальных инвесторов, т.е. оптимизировать условия, влияющие на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.

В настоящее время динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) является положительной только в трех федеральных округах: Северокавказском федеральном округе (показатель вырос на 23,0 %), Приволжском федеральном округе (на 11,0 %) и Сибирском федеральном округе (на 0,8 %). В остальных федеральных округах показатель снизился. В Южном федеральном округе снижение показателя составило 15,8%, вСеверо-Западномфедеральномокруге-15,2%,вДальневосточномфедеральномокруге-12,6 %, в Уральском федеральном округе -5,2 %, в Центральном федеральном округе -2,9 %.

Инфраструктура инновационной экономики включает институты патентного права, инновационно-активные предприятия, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и пр. Для управления территорией опережающего развития создается управляющая компания в форме акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом. Возможности этой компании максимально широки: региональные

девелоперы, обеспечивающие функциональность инфраструктуры, учет многофункциональных центров, законы, таможня, службы, общественные сети.

Если говорить о процентах региональных бюджетов, то первые пять лет они не превышают 5 %, а следующие пять лет не могут быть меньше 10 %. В случае если доход от деятельности составляет не менее 90 % от всех доходов, которые учитываются при определении налоговой базы, то понижающий коэффициент, по которому резидент применяет эти ставки, принимается в течение десяти лет. Установлены также более низкие ставки страховых взносов. Общая сумма взносов будет сокращена до 7,6 % вместо 30 %, в том числе 6 % в Пенсионный фонд РФ, 1,5 % в Фонд социального страхования и 0,1 % в Фонд обязательного медицинского страхования [8].

В то же время, несмотря на широкий спектр льгот, существует еще много некоммерческих рисков, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса в регионах. В связи с этим предложена система решений. На региональном уровне одним из предлагаемых элементов такой дополнительной системы гарантий является система страхования некоммерческих (политических) рисков, которая защищает инвесторов от некоммерческих рисков, возникающих в результате нестабильной политической ситуации, а также дополнительных гарантий, связанных с репрессивными мерами органов государственной власти.

По результатам проведенных исследований, в России в 2019 г. количество людей, вовлеченных в создание и управление новой

компанией, достигло 5,5 % взрослого трудоспособного населения страны. Количество людей, чей бизнес находится на рынке более 3,5 лет, составляет 4,9 % взрослого трудоспособного населения, что на 0,6 % меньше, чем в 2016 г. За период наблюдения было отмечено три существенных изменения уровня ранней предпринимательской активности. В кризис 2008-2009 гг. наметилась тенденция к увеличению GEM [3, с. 43]. Следующий рост произошел в 2013 г., затем в 2014 г. В 2015 г. исследование в России не проводилось, а в 2016 г. были зафиксированы рекордные значения показателей деловой активности. По сравнению с 2014 г. показатель GEM увеличился на 30 %. В 2018 г. показатели экономической активности снизились, но если в начале 2000-х гг. предпринимательской деятельностью занимался каждый 20-й россиянин, то в последние годы предпринимателем становится каждый 10-й россиянин.

Понятие «предпринимательство» не всегда связано исключительно с деятельностью по созданию бизнеса [2]. Предпринимательские инициативы могут быть реализованы сотрудниками созданной организации: разрабатываются новые продукты и услуги, создаются новые бизнес-единицы в рамках существующей компании. Это явление называется внутрифирменным предпринимательством, которое включает в себя предпринимательские усилия как старших, так и рядовых сотрудников. В среднем 4 % респондентов участвуют в развитии бизнес-инициатив организации. Лидерами по этому показателю являются Канада (8,6 %), Ирландия (8,6 %), США (8 %) и Нидерланды (7,9 %). В це-

Рис. 2. Уровни предпринимательской активности в России за 2019-2020 гг., % от взрослого трудоспособного населения [8]

Рис. 3. Секторальное распределение ранних и устоявшихся предпринимателей в России за 2019 г., % [5]

Устоявшиеся предприниматели "Ранние предприниматели

I

Добывающий Бизнес-услуги Строительство и Потребительский

сектор переработка сектор

лом уровень предпринимательства на предприятии выше в странах с более высоким уровнем экономического развития [2, с. 343].

В России только 0,7 % респондентов указали на свою причастность к инициативам, связанным с внутрифирменным предпринимательством. Этот результат может быть связан с формализацией на высоком уровне процесса организации российского бизнеса, что ограничивает развитие предпринимательства среди наемных работников.

Как ранние, так и уже сложившиеся предприниматели в России активно оказывают услуги потребителям (рис. 3). На потребительский сектор приходится около половины предприятий. По мере роста экономики доля компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей, уменьшается, а доля компаний, оказывающих бизнес-услуги, увеличивается.

В 2019 г. в большинстве стран с высоким уровнем дохода около 20 % стартапов были связаны с финансовыми услугами, недвижимостью и бизнес-услугами, а еще 5 % - с информационными услугами. Это в два раза больше, чем в странах со средним уровнем дохода. В России на предприятиях, оказывающих бизнес-услуги, занято около 12 % начинающих предпринимателей.

Усиление конкуренции заставляет предпринимателей искать новые пути освоения рынка, предлагать новые продукты и услуги, использовать новые методы работы. При определении предпринимательской организации самое важное - это не то, что она производит, не технология и организационная структура, которые она использует, а то, что предпринимательская организация, созданная для поддержки предпри-

нимательства, активно исследует новые пути развития, проявляет способность к изменениям, открытость к инновациям и гибкость.

По сравнению с 2014 г количество людей в России, планирующих открыть свое дело, в 2016 г выросло до 5,2 % (против 2,6 %). Испания (6,1 %) и Малайзия (6,4 %) демонстрируют аналогичные показатели. В других странах уровень составляет более 8 % [6]. Низкая оценка условий для бизнеса является той причиной, которая объясняет отсутствие предпринимательских намерений у населения многих регионов России. Только 17,9 % респондентов считают, что регион проживания станет благоприятной средой для начала собственного бизнеса.

Еще одна причина, почему люди не решаются на создание собственного бизнеса, связана с тем, что в России пессимистично относятся к предпринимательским навыкам. Аналогичные оценки зарегистрированы в Тайване (25,2 %), Малайзии (28,3 %) и Китае (29,8 %).

В 2020 г. в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы» проходит Год предпринимательства в России. Об этом было сказано в проекте указа президента РФ «О проведении Года предпринимательства в Российской Федерации», опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» рассчитан на 2019-2024 гг. [1]. Одной из главных целей нацпроекта является увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны с нынешних 22,3 % до 32,5 %, а численности занятых в отрасли - на

5,8 млн чел., до 25 млн чел. в ближайшие шесть лет. На реализацию нацпроекта власти выделят 481,5 млрд руб.

На популяризацию предпринимательства среди населения до 2024 г. планируют направить от 8,5 млрд руб. Число занятых в этой сфере, включая индивидуальных предпринимателей, должно составить 25 млн чел., а количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства планируется довести до 62 тыс. в год. Таким образом, данное мероприятие позволит провести системную работу по продвижению предпринимательства в широкие слои населения, особенно молодежи, создать единую информационную среду для российских предпринимателей, а также даст толчок активному продвижению компаний на зарубежные рынки.

Подводя итоги, отметим, что предпринимательство, а в особенности малый и средний бизнес, является основой устойчивого развития любого государства в условиях рыночной экономики, поэтому важно, несмотря на сохраняющуюся геополитическую и социально-экономическую нестабильность, найти пути повышения эффективности развития и конкурентоспособности предпринимательских структур. К условиям, которые значительно затормаживают процесс и оказывают негативное влияние на сферу предпринимательства, можно отнести несколько факторов: значительная доля государственного сектора в экономике, высокая налоговая нагрузка, отсутствие поддержки стартапов, ограниченный доступом к инвестициям, недостаточное количество информационной, психологической и научной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также несовершенные и противоречивые правовые акты.

Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

2. Глоссарий Евразийской экономической комиссии // Евразийская экономическая комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 12.12.2018).

3. Дашков Л.П., Репушевская О.А. Влияние цифровой трансформации экономики на предпринимательство // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 4 (38). С. 40-44.

4. Дашков Л.П., Репушевская О.А. Теоретические основы организации предпринимательской деятельности в форме государственно-частного партнерства // Фундаментальные и прикладные

исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 6. С. 114-119.

5. Исследование IDC по заказу SAP «Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса» // Sap News Centr. 6.03.2017. URL: http://news.sap. com (дата обращения: 14.12.2018).

6. Костюкевич М. Большинство россиян не готовы открывать собственный бизнес // Коммерсантъ: интернет-сайт. 06.02.2017. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3212101 (дата обращения: 24.06.2020).

7. Ларионов И.К., Дашков Л.П. Потенциал предпринимательства в системе потребительской кооперации // Экономические системы. Т. 12. № 3-4. С. 12-20.

8. Министерство экономического развития РФ: офиц. сайт. URL: http://www.economy.gov.ru.

9. Репушевская О.А. Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020.№ 2. С. 129-135.

10. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.msu.ru.

11. SuglobovA.E., Repushevskaya O.A., TkachA.V., Dashkov L.P., Balalova E.I. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the Russian Federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. Р. 342-349.

References

1. O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda [National goals and strategic development objectives of the Russian Federation for the period up to 2024]: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027.

2. Glossarij Evrazijskoj ekonomicheskoj ko-missii // Evrazijskaya ekonomicheskaya komissii. URL: http://www.eurasiancommission.org (Accessed 12.12.2018).

3. Dashkov L.P., Repushevskaya O.A. Vliya-nie cifrovoj transformacii ekonomiki na predpri-nimatel stvo [Impact of the digital transformation of the economy on entrepreneurship] // Vest-nik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 4 (38). S. 40-44.

4. Dashkov L.P., Repushevskaya O.A. Teo-reticheskie osnovy organizatsii predprinimatel'skoj deyateFnosti v forme gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [The theoretical basis for the organization of entrepreneurial activity in the form of public-private partnerships] // Fundamentalnye i priklad-nye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2019. № 6. S. 114-119.

5. Issledovanie IDC po zakazu SAP «Tsifrovaya

transformaciya malogo i srednego biznesa» // Sap News Tsentr. 6.03.2017. URL: http://news.sap.com (Accessed 14.12.2018).

6. Kostyukevich M. Bolshinstvo rossiyan ne gotovy otkryvat sobstvennyj biznes [Most Russians are not Ready to start their own business] // Kommersant": internet-sajt. 06.02.2017. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3212101 (Accessed 24.06.2020).

7. Larionov I.K., Dashkov L.P. Potentsial predprinimateFstva v sisteme potrebiteFskoj ko-operatsii [Potential of entrepreneurship in the system of consumer cooperation] // Ekonomicheskie siste-my. T. 12. № 3-4. S. 12-20.

8. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF: ofits. sajt. URL: http://www.economy.gov.ru.

9. Repushevskaya O.A. Analiz i perspektivy razvitiya malogo i srednego predprinimaterstva v Rossii [Analysis and prospects for the development of small and medium-sized businesses in Russia] // Fundamentalnye i prikladnye issledovaniya koope-rativnogo sektora ekonomiki. 2020. № 2. S. 129-135.

10. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj sta-tistiki: ofits. sajt. URL: http://www.msu.ru.

11. SuglobovA.E., Repushevskaya O.A., TkachA.V., Dashkov L.P., Balalova E.I. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the Russian Federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. P. 342-349.

РЕПУШЕВСКАЯ Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело». Российский университет кооперации. Россия. Москва. Е-mail: Ashikh-olga@ yandex. ru.

REPUSHEVSKAYA, Olga A^androvna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Customs. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-mail: Ashikh-olga@ yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.