Экономика
УДК 338.43.02
ЭКОНОМИКА СЕЛА СЕГОДНЯ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ-2016)
А. И. ЛАТЫШЕВА, кандидат экономических наук, доцент, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова
(614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23)
Ключевые слова: официальные статистические данные, цифровое сельское хозяйство, концепция переписи, инновационные агропроекты, структурные изменения в экономике, инициирование обновлений.
Четверть века экономика страны действует в рыночных условиях. Соблюдая международные стандарты учета, на концептуально-методологической основе развивается российская государственная статистика. За данный период статистические наблюдения дали объективную информацию об экономическом состоянии страны для всех уровней власти, бизнеса, общественных организаций, для образования и науки. Предварительные результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. еще раз подтвердили высокое качество отечественной статистики. Названное мероприятие доказало надежность новых измерителей социально-экономических результатов. Комплексное исследование выявило тенденции развития сельской экономики на обозримое будущее и заложило теоретическую основу для реализации государственной программы «Цифровая экономика России». Это обусловливает особую актуальность и большую теоретическую и практическую значимость работы. В современной экономике статистические данные остаются важнейшим инструментом измерения, описания и управления социально-экономическими процессами на селе. Официальная информация необходима для принятия важных государственных решений, для разработки и реализации инновационных агропроектов. Особое место при этом занимают информационно-коммуникационные средства статистического исследования.
A. I. LATYSHEVA, candidate of economic sciences, associate professor, Perm State Agrarian Technological University
(23 Petropavlovskaya str., 614990, Perm)
Keywords: official statistics, digital agriculture, the census concept, innovative agricultural projects, structural changes in the economy, initiating updates.
A quarter of a century the country's economy is developing on a market basis. At the conceptual-methodological basis of developing the new Russian State statistics in accordance with international accounting standards. During the period of statistical observation gave an objective information of the economic condition of the country at all levels of government, business, education and science. Preliminary results of the All-Russian agricultural census in 2016, once again confirmed the high quality of domestic statistics. This event proved once again the reliability of the new measuring socioeconomic outcomes. This comprehensive study revealed tendencies of development of the rural economy for the foreseeable future and laid the theoretical basis for the implementation of the state programme «Digital economy of Russia». This leads to a special relevance and great theoretical and practical significance of scientific work. In the modern economy statistics remain a vital instrument of measurement, definition and management of socio-economic processes in rural areas. Official information necessary for making important government decisions, for the development and implementation of innovative agricultural projects. A special place, in this case, is information and communication tools of statistical research.
THE ECONOMY OF THE VILLAGE TODAY (PRELIMINARY RESULTS
OF ALL-RUSSIAN AGRICULTURAL CENSUS-2016)
Положительная рецензия представлена Т. Г. Шешуковой, доктором экономических наук, профессором Пермского государственного национального исследовательского университета.
Экономика
Сельское хозяйство играет ключевую роль в обеспечении благосостояния населения и безопасности России. Перевод агропродовольственных предприятий на новый технологический уровень, по мнению автора, повысит конкурентоспособность продукции на международных рынках. Обновления, происходящие сегодня, меняют требования к статистическим данным, которые должны выйти за пределы традиционной информации о сельскохозяйственном производстве и обозначить его уникальное значение в сохранении окружающей среды и сокращении бедности [1]. Статистические исследования должны соответствовать международным фундаментальным принципам формирования официальных информационных ресурсов. Создание открытых машиночитаемых данных прочно вошло в число приоритетных направлений государственного управления. На их базе появляются новые интернет-приложения, сервисы, способные решать сложные социально-экономические задачи. Чем шире круг собираемых показателей, тем выше качество принимаемых решений. Официальная статистика - необходимый элемент информационной системы страны, помогает выявлять наиболее перспективные направления развития экономики [2]. Потребность в открытости при проведении мероприятий такого масштаба определяется задачами формирования новой экономики [3]. Поэтому концепция Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. создавалась в соответствии с программой Всемирной сельскохозяйственной переписи Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН), а также с учетом опыта проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. [4].
Перепись 2016 г. была проведена согласно Федеральному закону «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» [5, 6] и постановлению Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. № 316 «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года» [7]. Успешное проведение столь серьезного мероприятия, как сказал руководитель Федеральной службы государственной статистики, доктор экономических наук Александр Евгеньевич Суринов, само по себе можно считать одним из первых результатов переписи. В целом за время ее проведения был собран огромный массив информации по различным группам сельских хозяйств.
В законе объектами переписи были названы юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции. Благодаря переписи собраны данные, позволяющие формировать динамические ряды и проводить международные сопоставления. Под особым
наблюдением сегодня находится бедность, доступ к ресурсам, гендерные характеристики сельского населения, влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду [8]. В программу переписи были включены разделы о применении инновационных методов ведения хозяйства, например биологических методов защиты растений, капельной системы орошения, озонотехнологий, возобновляемых источников энергоснабжения и т. д. Появился более широкий перечень показателей сельской статистики, что обосновывает необходимость комплексных обследований сельхозтоваропроизводителей как единиц экономических и сельских домохозяйств как единиц социальных [9]. Были обследованы сельские территории по уровню доступа населения к базовым социальным услугам.
Цель и методика исследования
Принятая Правительством программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (от 28 июля 2017 г. № 1632-р) накладывает особую ответственность на официальную информацию, поэтому очень важны данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. Изучение предварительных данных и стало целью настоящей работы. Исследования проводились при помощи экономико-статистической методики.
Результаты исследования
В современном мире статистическая информация остается важнейшим инструментом измерения, описания и управления. Она необходима для принятия важных государственных решений, для разработки и реализации инновационных агропроектов. На основании официальных статистических данных агропродовольственные предприятия получают государственную поддержку. Основой использования сведений, полученных в процессе ВСХП-2016, является понятие машиночитаемого открытого государственного статистического ресурса. Это предполагает создание единой информационной системы федерального, регионального, местного и хозяйственного уровня, которая должна представлять собой сформированную на единых методических, технологических, организационных принципах совокупность информационных баз данных и будет находиться в свободном доступе. Таким образом, при размещении информации о переписи в формате открытых данных будет достигнута главная цель - создание условий для получения максимального эффекта от использования обществом данных. Такие мероприятия могут приносить экономический эффект, если они системные. Следующую мини-перепись с охватом не менее 30 % сельхозобъектов намечено провести через пять лет, а очередную полномасштабную - в 2026 г. Таким образом будет формироваться база данных о сельском хозяйстве страны.
Экономика
тС/
Развитие информационных технологий и широкое использование Интернета в повседневной жизни стимулировало появление новых методов сбора данных во время ВСХП-2016. Переписчики использовали GPS-модули, планшетные компьютеры для контроля качества. Росстат создал официальный государственный портал переписи, где работала «горячая линия». Для развития культуры общения и преодоления различных фобий у сельского населения проводились творческие конкурсы и викторины. Участие приняла вся страна. На телевидении, радио и в Интернете прошла рекламная кампания, построенная на искренних эмоциях. Молодежь сельской местности Пермского края проявила к этому неподдельный интерес. Общественный молодежный сайт «Территория ЛИПОГОР6Е» активно участвовал в данном мероприятии, был организован конкурс на лучшую цветочно-природную композицию «Марьин Утес». Формировались привлекательный образ сельских территорий и положительное отношение к переписи. Активно шло обучение лиц, осуществлявших сбор сведений, с использованием мультимедийных обучающих программ. Большая надежность собираемых данных была обеспечена за счет качественного отбора переписчиков (в основном из числа сотрудников сельской администрации и студентов аграрных вузов), которым платили до 16,2 тыс. руб. в месяц против 5,5 тыс. руб. в 2006 г. Хочется отметить благожелательный настрой жителей сел и деревень на проведение данного мероприятия. Это результат совместной работы федеральной службы и территориальных органов статистики, законодательной и исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, служб общественного порядка и самих переписчиков [10].
В ходе переписи в категории «сельскохозяйственные организации» доля респондентов, предоставивших сведения в электронном виде, составила 26,8 %, в категории «микропредприятия» - 11,7 %, в категории подсобных сельскохозяйственных предприятий несельскохозяйственных организаций - 13,2 %. В соответствии с утвержденной методологией (приказ Росстата от 29 февраля 2016 г. № 101) граждане, имеющие земельный участок в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан в городских поселениях и городских округах, обследовались с применением выборного метода статистического наблюдения. Сводные данные по этим категориям хозяйств представлены с учетом распространения данных выборочной совокупности на всю генеральную совокупность [11]. Итоги по категории сельскохозяйственных производителей, в том числе по хозяйствам граждан в сельских поселениях, городских округах
и городских поселениях, сформированы согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), в данные по хозяйствам граждан в сельских поселениях включены также соответствующие сведения по межселен-ным территориям [12].
Всероссийской сельскохозяйственной переписью 2016 г. было охвачено свыше 36,4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 18,2 млн личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, а также более 76,3 тыс. некоммерческих объединений граждан. В категории крестьянских (фермерских) хозяйств доля отказа, отсутствие желания делиться информацией составила 0,01 %, среди занимающихся сельскохозяйственной деятельностью индивидуальных предпринимателей - 0,04 %. В категории личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан не захотели делиться информацией 0,2 % респондентов. Еще меньшая доля отказов зафиксирована среди владельцев участков, входящих в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, - всего 0,03 %.
Данные новой переписи предполагается сопоставить с результатами аналогичного мероприятия 2006 г. Это позволит выявить все тенденции, наблюдаемые в сельской экономике. Затем предстоит корректировка государственных программ, реализация новых инновационных агропроектов, которые обеспечили бы более эффективное развитие аграрной отрасли, а также поспособствовали бы решению сопутствующих социальных и демографических проблем. Можно констатировать, что по сравнению с 2006 г. количество сельскохозяйственных организаций по стране сократилось, однако многие из них укрупнились и также увеличились площади обрабатываемых земельных участков [13]. Хотя общую динамику обрабатываемых земельных площадей, конечно, предстоит уточнить и сопоставить, в том числе относительно крестьянских (фермерских) хозяйств, число которых тоже уменьшилось с более чем 251 тыс. в 2006 г. до 137 тыс. в 2016 г. Зато число индивидуальных предпринимателей возросло с 32 тыс. до 38 тыс. Напомним, в ходе предыдущей сельхозпе-реписи было зафиксировано свыше 18 млн личных подсобных хозяйств, причем порядка 2,6 млн их владельцев сообщили об использовании своих земельных участков для получения дохода [14, 15]. Именно представители данной категории, по мнению экспертов, способны послужить ресурсом для наращивания доли крестьянских (фермерских) хозяйств. По предварительным итогам переписи 2016 г., они не желают регистрироваться в качестве фермеров, с которых взимаются другие налоги. Данные ВСХП-
Экономика
тС/
2006 легли в основу первой госпрограммы развития сельского хозяйства (2008-2012 гг.). На их базе были разработаны меры поддержки малых форм хозяйствования, благодаря которым К(Ф)Х и ИП впервые получили доступ к субсидированным кредитам [16]. Появились программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм, которые стимулируют переход личных подсобных хозяйств в предпринимательство [17, 18]. Динамично развивающаяся аграрная отрасль и дальше будет требовать повышенного внимания государства.
Выводы
Сегодня электронно-цифровые технологии занимают ведущее положение в инновационном развитии сельских территорий. Реалии современной экономики дают возможность селянам влиться в глобальный процесс информационного развития общества и получить максимальную выгоду от мероприятий по сбору статистических данных. Стоит задача эффективного использования открытых машиночитаемых статистических данных. Условия хозяйствования требуют обеспечения субъектов финансово-хозяйственной деятельности в сельской местности информацией, которая может быть востребована для оценки пропорциональности развития, внедрения инноваций, совершенствования рыночных отношений. Предварительные итоги переписи выявили много проблем. Нужно повышать уровень социализации сельских экономических исследований и всей деятельности отраслевой экономики. Она должна стать
более открытой и полезной для людей. Для этого следует улучшить качество за счет применения цифровых технологий и формирования открытых данных [19].
Экономическая наука занимается количественным анализом общественных отношений, а для этого необходимы массивы информации и их математическая обработка. Ученые аграрных вузов с интересом принимают участие в статистических исследованиях и реализации крупных государственных программ [20, 21]. Данные переписи в дальнейшем будут использоваться при разработке стратегии и долгосрочного прогноза развития аграрной отрасли, в новой редакции госпрограммы развития сельского хозяйства, стратегии развития субъектов РФ и других документах стратегического планирования сельской экономики. Успех бизнеса и устойчивое развитие зависят от качества статистических данных [22, 23]. Сельскохозяйственная перепись - основа статистической системы, а в некоторых случаях единственное средством получения информации о структуре и других важных аспектах работы сельского хозяйства. Предварительные итоги ВСХП-2016 уже дают пищу для размышления руководителям на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Первый том с предварительными итогами сельскохозяйственной переписи по России Росстат представил уже на форуме «Золотая осень 2017», второй - с данными по субъектам Российской Федерации - в начале зимы 2017 г. Окончательные итоги ВСХП-2016 в восьми томах будут публиковаться в период с мая по декабрь 2018 г.
Статья подготовлена в соответствии с предварительными результатами Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. и по итогам обсуждения на круглом столе форума «Золотая осень 2017»
Литература
1. Доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН о новых событиях в области статистики сельского хозяйства и сельских районов // Статистическая комиссия. Экономический и Социальный Совет ООН. 46-я сессия, 3-6 марта 2015 г. URL : http://unstats.un.org2015-16-AgriStats-R.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
2. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (с изм. и доп. от 13 августа 2015 г.) // URL : http://www.pravo.gov.ru.
3. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : постановление Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р // URL : http://www.government.ru/docs/28653 (дата обращения: 12.11.2017).
4. Об утверждении Основных методологических положений по оценке качества статистической информации : приказ Госкомстата России от 24 сентября 2001 г. № 137. М. : РОССТАТ, 2010. URL : http://www.gks.ru/ bgd/free/meta_2010.
5. О Всероссийской сельскохозяйственной переписи : Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ // URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.11.2017).
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» : Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 411-ФЗ // URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.11.2017).
7. Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года : постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. № 316 // URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.11.2017).
» - Аграрный вестник Урала № 03 (170), 2018 г. - « (jjvïS
_Экономика —* '
8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации // URL : http://www.mcx. ru/documents/show (дата обращения: 12.11.2017).
9. Основные направления информатизации государственной статистики в 1995-1998 гг. М. : Госкомстат, 1994.
10. Предварительные итоги ВСХП 2016 года: в 2 т. М. : ИИЦ «Статистика России», 2017.
11. Michurina F., Latysheva A. Sustainable Development Problems of Ruval Areas. Tariff Police Power Supply // Asian Social Science. 2014. Vol. 24. P. 18-28.
12. Алтухов А. России необходима новая аграрная политика // Экономист. 2015. № 8. С. 28-39.
13. Петриков А. В. Тенденции развития интегрированных агропромышленных формирований // АПК: экономика и управление. 2005.№ 1. С. 26-32.
14. Петриков А. В. Об основных направлениях развития аграрной экономической науки (размышления после выборов в РАН) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 12.
15. Пустуев А. Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. М., 2002.
16. Латышева А. И., Яшманова Л. Н., Разумов А. И. Всероссийская сельскохозяйственная перепись и устойчивое развитие сельских территорий (на примере Пермских тематических парков) // Электрон. науч. журнал «Аграрное образование и наука». 2016. № 3.
17. Латышева А. И. Организационно-экономический механизм трансферта инновационных агропроектов // Стратегия развития аграрной сферы экономики: проблемы и пути решения : кол. моногр. / А. И. Алтухов и др. Краснодар, 2017. 703 с.
18. Марковина Е. В., Мухина И. А. Экономико-статистический анализ формирования и использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве (по материалам Удмуртской Республики) : моногр. / Е. В. Марковина, И. А. Мухина. Ижевск : Удмуртия, 2010. 140 с.
19. Кашин В. И. Агропромышленный комплекс должен стать локомотивом экономического развития страны // URL : http://kprf.ruactivity/children/149243.html (дата обращения: 12.11.2017).
20. Латышева А. И., Ширяева С. В. Цена как ключевой элемент организационно-экономического механизма агропродовольственного комплекса // Аграрный вестник Урала. 2015. № 3.
21. Информационный WEB-сайт ТЕРРИТОРИЯ ЛИПОГОР6Е (приложение студ. газеты Пермской ГСХА «Мариинка») // URL : http://nelaperm.wix.com/lipogor6e (дата обращения: 12.11.2017).
22. Латышева А. И., Лоскутникова Н. А. Рождаемость как фактор воспроизводства населения в Пермском крае за 2015 год // Науч.-метод. электрон. журнал «КОНЦЕПТ». 2016. № 9 (сентябрь). С. 179-192. URL : http://e-koncept.ru/2016/16203.htm (дата обращения: 12.11.2017).
23. Корбут Л. С. Сельскохозяйственные переписи и их значение для совершенствования статистических наблюдений в сельском хозяйстве // Вопросы статистики. 2016; (1): 3-8.
References
1. Report of the Food and agriculture organization of the United Nations about new events in the field of statistics of agriculture and rural // The Statistical Commission. The Economic and Social Council of the United Nations. 46 session, March 3-6, 2015. URL : http://unstats.un.org2015-16-AgriStats-R.pdf (reference date: 12.11.2017).
2. On the development of agriculture : Federal law of December 29, 2006 No. 264-FZ // URL : http://www.pravo. gov.ru (reference date: 12.11.2017).
3. About approval of the program of the Digital economy of the Russian Federation : decree of the Government of Russia from July 28, 2017 No. 1632-p // URL : http://www.government.ru/docs/28653 (reference date: 12.11.2017).
4. On approval of the Main methodological provisions for assessing the quality of statistical information : order of Goskomstat of Russia from September 24, 2001 No. 137. M. : ROSSTAT, 2010. URL : http://www.gks.ru/bgd/free/ meta_2010 (reference date: 12.11.2017).
5. Of the All-Russian agricultural census : Federal law of July 21, 2005 No. 108-FZ // URL : http://www.pravo. gov.ru (reference date: 12.11.2017).
6. About modification of FZ «About the all-Russian agricultural census» : Federal law of December 1, 2014 No. 411-FZ // URL : http://www.pravo.gov.ru (reference date: 12.11.2017).
7. About the organization of the All-Russian agricultural census of 2016 : the order of the Government of the Russian Federation of April 10, 2013 No. 316// URL : http://www.pravo.gov.ru (reference date: 12.11.2017).
8. Official website of the Ministry of agriculture of the Russian Federation. URL : http://www.mcx.ru/documents/ show (reference date: 12.11.2017).
9. The main direction of Information of state statistics in 1995-1998. M. : Goskomstat, 1994.
10. The preliminary results of the All-Russian agricultural census 2016 : 2 vol. M. : Statistics of Russia, 2017.
Экономика
11. Michurina F., Latysheva A. Sustainable Development Problems of Ruval Areas. Tariff Police Power Supply // Asian Social Science. 2014. Vol. 24. P. 18-28.
12. Altukhov A. Russia needs new agricultural policy // Economist. 2015. No. 8. P. 28-39.
13. Petrikov A. Trends in the development of integrated agroindustrial formations // AIC: Economics and management. 2005. No. 1. P. 26-32.
14. Petrikov A. On the main direction of development of agrarian economic science // Economics of agricultural and processing enterprises. 2016. No. 12.
15. Pustuev A. Strategic to overcome the crisis in agriculture in the troubled regions. M., 2002.
16. Latysheva A., Yshmanova L., Razumov A. All-Russian agricultural census and sustainable development in rural areas // Agricultural education and science. 2016. No. 3.
17. Latysheva A. Organizational and economic mechanism of transfer of innovative agricultural projects // Strategy of development of agrarian sector of economy: problems and solution : monogr. Krasnodar, 2017. 703 p.
18. Mukhina I. Economic and statistical analysis of the formation and use of labor resources in agriculture : monogr. Izhevsk, 2010. 140 p.
19. Kashin V. Agroindustrial complex should become a locomotive of economic development of the country // URL : http://kprf.ruactivity/children/149243.html (reference date: 12.11.2017).
20. Latysheva A., Shiryaeva S. Price as a key element of the organizational-economic mechanism of the agroindustrial complex//Agrarian Bulletin of the Ural. 2015. No. 3.
21. Information web site of the TERRITORY LIPOGOR6E // URL: http://nelaperm.wix.com/lipogor6e(reference date: 12.11.2017).
22. Latysheva A., Loskutnikova N. Fertility as a factor of population reproduction in the Perm region in 2015 // Concept No. 9 2016. P. 179-192. URL : http://e-koncept.ru/2016/16203.htm. (reference date: 12.11.2017).
23. Korbut L. Agricultural census and their importance for the improvement of statistical surveys in agriculture // The statistics. 2016. No. 1. P. 3-8.