ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОГО СПОРТА: ВЫЗОВЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
УДК/UDC 796.075
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 13.04.2015 г.
Кандидат технических наук, доцент Т.В. Калашникова1 Кандидат экономических наук, доцент Т.С. Селевич1 Кандидат экономических наук, доцент И.В. Краковецкая2 Доктор экономических наук, профессор Н.Н. Илышева3 Н.Е. Данилова1
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
3 Уральский федеральный университет, Екатеринбург
RUSSIAN SPORT ECONOMY: CHALENGES AND CONTRADICTIONS
Ph.D., Associate Professor T.V. Kalashnikova1 Ph.D., Associate Professor T.S. Selevich1 Ph.D., Associate Professor I.V. Krakovetskaya2 Dr.Sc. (Econ.), Professor N.N. Ilysheva3 N.E. Danilova1
1 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
2 National Research Tomsk State University, Tomsk
3 Ural Federal University, Yekaterinburg
Аннотация
В статье показана необходимость развития спорта для повышения конкурентоспособности страны на мировой арене и повышения чувства патриотизма. На современном этапе возникает потребность в поиске новых форм и методов пропаганды и популяризации спорта и физической культуры, в создании единого спортивного информационного пространства, в обеспечении сферы спорта более эффективными управленческими решениями. Выявлены основные вызовы в сфере спорта, такие как: равномерная обеспеченность спортивными объектами всех регионов страны, улучшение материально-технической базы в образовательных учреждениях, увеличение количества общедоступных спортивных мероприятий, развитие мотивации занятий спортом, подготовка квалифицированных кадров. Показаны методы достижения целей и решения задач, поставленных в соответствии со стратегией-2020: важно сконцентрировать ресурсы и усилия государства, муниципалитетов, общественных организаций, создать централизованную систему контроля за состоянием, использованием и загруженностью всех спортивных объектов независимо от ведомственной принадлежности, исполнением существующих норм, законов о физической культуре и спорте.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, развитие спорта, экономика физической культуры, спортивные сооружения.
Annotation
The article shows that development of sport tends to be a factor of country competitiveness. Nowadays, there is a need to find new forms and methods of promotion and popularization of physical culture and sport, to create a single sports information space and to provide sports area with more effective management decisions.
There were revealed the main challenges in sports area such as the difference of sports facilities in various regions of Russia, the creation of low-budget sports facilities, the development of qualitative modern material and technical base in educational institutions and another issue is qualified personnel training. Methods of achievement of the goals of the strategy 2020 are also illustrated in the paper.
The creation of the centralized control system of monitoring of sports facilities condition, utilization and workload regardless department belonging can be one of the ways of the issue solution. It is also necessary to organize special-purpose financing to eliminate sports facility deficiencies. This financing is supposed to be more effective than investing money in the expansion of the number of sports facilities. It is also necessary to organize efficient use of existing resources.
Keywords: physical culture, sport, development of sport, physical culture economy, sports facilities.
Введение. Ницше: «Политика и спорт взаимосвязаны. Успех порождает успех. Будет экономический подъем, если у людей хорошее настроение». Развитие спорта становится фактором конкурентоспособности страны. Значимость физической культуры и спорта для здорового образа жизни, процветания и места нации на политической арене общеизвестна. Победы в спорте объединяют людей, повышают чувство патриотизма. Еще в 19-м веке маршал Веллингтон сказал: «Все победы Великобритании выкованы на её спортивных площадках».
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2014 г Для сбора первичной информации использовался метод on-line опроса (выборка из 120 школьников и студентов учебных заведений крупных городов России), а также экспертное интервьюирование, в котором участвовали пред-
ставители Молодежного парламента Томска и преподаватели физической культуры ряда школ и университетов Томска. Кроме того, были использованы методы статистического анализа вторичной информации, полученной из официальных источников.
Результаты исследования и их обсуждение. Авторами были проанализированны ключевые проблемы экономического и управленческого характера в сфере развития спорта и физической культуры Российской Федерации, предложены пути решения ряда этих проблем с помощью создания специфических центров контроля, а также изменения способов финансирования данной отрасли. Эти предложения обсуждались на уровне законодательных структур Томской области (в частности, в рамках проектов Молодежного парламента Томской области) и получили высокую оценку.
□
и
га у
г.
ч—
. о
0J
■ -О С
га
^
О (U .с Н
После распада Советского Союза, в сложный переходный период, во многом именно спортивные достижения позволили россиянам вернуть чувство гордости за свою страну. В 2000-х гг. развитие спортивной отрасли Президент России отнёс к числу приоритетных направлений развития. Этот факт нашел свое отражение в целях и задачах «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года»1. Для реализации поставленных задач возникает потребность в поиске новых форм и методов пропаганды и популяризации спорта и физической культуры, в создании единого спортивного информационного пространства, в обеспечении сферы спорта более эффективными управленческими решениями.
За рубежом термины «физическая культура» и «экономика физической культуры» практически не употребляются. Используется общий термин «спорт», который включает в себя всю деятельность и комплекс отношений по подготовке, воспитанию, управлению спортом и связанной с ним деятельностью.
Цель исследования состояла в том, чтобы изучить состояние сферы спорта в России и сформулировать ряд задач, лежащих в плоскости экономических и управленческих решений.
Итак, на наш взгляд, ключевыми вызовами в сфере спорта, требующими энергичного вмешательства со стороны не только всех уровней власти, но и предпринимателей, являются следующие:
1. Поскольку количество граждан, занимающихся спортом, в большей степени коррелирует с уровнем обеспеченности спортивными объектами, необходимо увеличивать их общее количество, а также уменьшать различие в уровне этой обеспеченности в разных регионах страны. И это задача не только Министерства спорта, но и других ведомств. Важно создание малобюджетных объектов спорта шаговой доступности. Ма-лобюджетность не должна достигаться за счёт качества: сократить расходы можно на проектировании и на целом ряде других составляющих. Важно продумать стимулы для привлечения в эту сферу крупного и среднего бизнеса, который мог бы строить и эксплуатировать подобные объекты как объекты социального назначения. К сожалению, строительство спортивных объектов отличается в России чрезвычайно низкой доходностью (на уровне 8-12 %), а срок их окупаемости, по некоторым оценкам2, доходит до 15-20 лет в коммерчески продвинутых видах спорта (футбол, хоккей, теннис), а в остальных стремится к бесконечности. Причинами этого является «неуниверсальность» помещений, долгие сроки и сложность процедуры согласования проектов, затратность строительства, узкая целевая аудитория(в среднем по России - не более 6-8 %%, в Москве и Санкт-Петербурге - в 2 раза больше). Пока лишь крупные инвесторы (например, «Газпром» с программой «Газпром - детям») могут позволить себе такие сомнительные с коммерческой точки зрения вложения из любви к спорту или из имиджевых соображений. Для менее крупных игроков, которые вынуждены ставить перед собой более рациональные цели, необходимо предложить новые бизнес-подходы, например частно-государственные партнерства с разделением затрат и функций между его участниками. Ведь одного строительства сооружений недостаточно, необходимо максимально эффективное использование уже разработанных объектов
1 Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/41 d4 b1 a00210 c7 effc66. pdf
2 Кожин Д. Имиджевый сегмент недвижимости. - Агентство строительных новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asninfo.ru/magazine/519/imidzhevyy-segment-nedvizhimosti
и имеющихся проектов. Здесь есть одна сложность: сегодня по законодательству заказчик является собственником уже построенного для него объекта. Эта документация его и этот объект его, но если он пытается повторить этот объект ещё раз, возникают права разработчика - автора проектной документации. То есть собственник вынужден платить несколько раз практически за одно и то же. Эту задачу необходимо решить на правовом уровне.
2. Очень важный аспект - развитие качественной, современной спортивной материально-технической базы в образовательных учреждениях, в том числе создание условий для использования инфраструктуры школ. На сегодняшний день 96 0% городских школ имеют спортивные залы, но в сельских школах ситуация хуже - только 78 %%. Важно появление в школе новых авторских методик преподавания физической культуры. В высшем образовании во всех федеральных образовательных стандартах по всем специальностям и направлениям подготовки представлена физическая культура.
Студенческий спорт должен являться не только важным звеном системы образования и пропаганды здорового образа жизни, но и важным этапом подготовки спортивного резерва, решать одновременно обе эти задачи в соответствии с современными тенденциями и мировым опытом. Передовые страны уделяют очень большое внимание развитию студенческого спорта. Таким образом, система студенческих соревнований также должна решать задачи, с одной стороны, подготовки резерва, с другой стороны, развития массового спорта. Однако необходимо перенимать зарубежный опыт по вопросам формирования идеологии и экономики проведения мероприятий. Пока существуют двойные стандарты: на чемпионате России 60 тыс. зрителей - это было плохо, а на чемпионате Европы в Цюрихе на стадионе 20 тыс. максимум - это прекрасно. То есть надо требовать не только повышения качества, но и адекватной оценки нашего выступления и наших соревнований.
Школы и университеты, являясь площадкой формирования личности подрастающего поколения, должны привить любовь к физкультуре, чувство ответственности за собственное здоровье, показать его роль в гармоничном развитии личности. Считается, что человек, привыкший с детства заниматься спортом, всю дальнейшую жизнь будет стремиться реализо-вывать эту привычку, а также передавать ее своим детям.
Следующий вызов, который приняло на себя российское правительство, - ситуация с обеспечением всего населения России спортивными объектами: с 2006 по 2014 г. в стране введено 33 тыс. спортивных сооружений, обеспеченность плавательными бассейнами составляет 9,9 0% плоскостными спортивными сооружениями - 30 %, спортивными залами - 62 0%, а в целом она составляет около 38 0% от необходимого уровня (в 2008 г. эта цифра составляла 20 0%). В стране действует ряд программ разных уровней, направленных на устранение пробелов в этой сфере, в частности программа, которая реализуется на федеральном уровне -«500 бассейнов в вузах России». 50 бассейнов уже введены в строй, 20 - сейчас в стадии строительства.
Несмотря на высокие темпы строительства, Россия по обеспеченности спортивными сооружениями пока отстаём от Европы. Очень мало доступных сооружений, школьных и межшкольных стадионов, рекреационных зон. Необходимо рассмотреть перспективу восстановления ведомственной системы спорта в Российской Федерации, которая раньше занималась не только спортом высших достижений, но и восстановлением здоровья трудящихся в своих сферах.
Ещё один принципиальный момент - нехватка регулярных общедоступных физкультурных и спортивных мероприятий. Для решения этой проблемы следует разработать систему
44
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2015 Август | August
Расходы бюджетной системы на физическую культуру и спорт, млрд рублей
№ п/п Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Физическая культура и спорт, всего 177,4 189,2 173,9 182,4
1 Федеральный бюджет 42,3 50,9 28,9 30,5
% от общего объема расходов 23,8 26,9 16,6 16,7
2 Консолидированные бюджеты субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 135,1 138,3 145 151,9
% от общего объема расходов 76,2 73,1 83,4 83,3
обязательных соревнований, решающих эту задачу на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
3. Одним из ключевых моментов решения проблем экономики спорта является мотивация людей. По некоторым оценкам1 интерес к спорту в России растет, однако он носит пассивный характер: «Только примерно один из двадцати россиян действительно увлечен каким-то видом спорта, занимается им. То есть люди любят разговаривать о спорте, любят читать газеты о спорте, смотреть спортивные соревнования, но это слабо конвертируется в личное занятие физкультурой и спортом». Задача государства -не просто обеспечить жителей страны инфраструктурой, но и изменить поведенческие стереотипы, побудить к активному участию в спортивных соревнованиях и здоровому образу жизни.
Количество граждан, которые вовлечены в спорт, значительно увеличилось с 2008 г - выросло с 15 % до 27,5 %. В возрастной группе от 30 до 60 лет систематически занимаются спортом 11%, в более старшей возрастной группе - только 3 %. Эти показатели заметно отстают от таковых в других странах. Количество людей, которые систематически занимаются физической культурой и спортом, к 2020 г. должно еще вырасти и составить не менее 40 % населения Российской Федерации, а среди обучающихся - 80 %. Для решения этой задачи требуется создание современной и эффективной государственной системы физического воспитания населения. Обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, особенно по месту жительства, важно для охвата всех категорий граждан. Надо обратить внимание и на порядок присвоения массовых спортивных разрядов, которые должны мотивировать людей на занятия спортом.
4. Остается нерешенной проблема нехватки квалифицированных кадров, хотя высокое качество подготовленности специалистов в России общепризнано и на них есть спрос не только в нашей стране, но и на мировом рынке спорта. Проблема в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в физкультурно-спортивной сфере России остаются всего 20 %, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы. Уровень доходов преподавателя, работающего в физкультурно-спортивной сфере, очень низкий, большинство специалистов не имеют возможности работать в спортивной отрасли и вынуждены трудиться не по профессии. Престижность преподавателя физкультуры крайне низкая. В настоящее время в российском спорте налицо дефицит квалифицированных кадров, однако, по оценкам экспертов, за границей работают 20 тыс. российских специалистов, занимаясь спортивной подготовкой ведущих команд мира.
Все эти вопросы требуют комплексного подхода и принятия соответствующих законодательных решений. Для ре-
1 Федоров: Интерес к спорту носит диванный характер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php? id=266&uid=111618
шения всех вышеперечисленных проблем важно сконцентрировать ресурсы и усилия государства, муниципалитетов, общественных организаций.
Расходы федерального бюджета на физическую культуру и спорт ежегодно составляют 45-50 млрд рублей, а общие расходы бюджетной системы на физическую культуру и спорт достигают примерно 180 млрд рублей (см. таблицу). То есть средства федерального бюджета - это четвертая часть соответствующих расходов всех бюджетов. К федеральным полномочиям в первую очередь относится реализация мероприятий, направленных на развитие спорта высших достижений, - это подготовка и участие наших спортсменов в международных и российских соревнованиях, а развитие физической культуры и массового спорта относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Выводы. Как один из способов решения рассматриваемых проблем можно предложить создание централизованной системы контроля за состоянием, использованием и загруженностью всех спортивных объектов независимо от ведомственной принадлежности, исполнением существующих норм, законов о физической культуре и спорте. Также необходимо организовать целевое финансирование для устранения выявленных недостатков в работе спортивных учреждений: эти затраты будут более эффективными, чем затраты на увеличение количества спортивных сооружений. Необходима организация рационального использования существующих ресурсов.
Использованная литература
1. Кожин Д. Имиджевый сегмент недвижимости. - Агентство строительных новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// asninfo.ru/magazine/519/imidzhevyy-segment-nedvizhimosti
2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government. ru/media/files/41d4b1a00210c7effc66.pdf
3. Федоров: Интерес к спорту носит диванный характер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index. php?id=266&uid=111618
References
1. Kozhin, D. Imidzhevy segment nedvizhimosti. (Image segment of immoveable property). - Agentstvo stroitelnykh novostey [Online Source]. - Available at: http://asninfo.ru/magazine/519/imidzhevyy-segment-nedvizhimosti
2. Kontseptsiya federal'noy tselevoy programmy "Razvitie fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2016 - 2020 gody (Concept of the federal program "Physical culture and sports development in the Russian Federation for the period of 20162020") [Online Source]. - Available at: http://government.ru/media/ files/41d4b1a00210c7effc66.pdf
3. Fedorov: Interes k sportu nosit divanny kharakter (Fedorov: Sports interest is passive) [Online Source]. - Available at: http://wciom.ru/ index.php?id=266&uid=111618
4. Burrow, G. Not Just a Game: The Impact of Sports on U.S. Economy // EMSI, a career builder company. 2013. 9 July [Online Source]. -Available at: http://www.economicmodeling.com/2013/07/09/not-just-a-game-the-impact-of-sports-on-u-s-economy
5. The economist [Online Source]. - Available at: http://www.economist. com/topics/sport
6. Economic value of sport in England // Sport England. 2013. June [Online Source]. - Available at: https://www.sportengland.org/ research/benefits-of-sport/economic-value-of-sport/
7. Gerald W. S. Sports // The concise encyclopedia of economics [Online Source]. - Available at: http://www.econlib.org/library/Enc/Sports.html