Научная статья на тему 'Экономика региональной системы образования как объект исследования'

Экономика региональной системы образования как объект исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова C. А.

Рассматриваются понятия образования, экономики образования и рын-ка образовательных услуг. Приводятся субъекты экономических отношений на рынке образовательных услуг региона. Раскрываются специфические функции государства в экономике образования. Анализируются виды конкуренции на рынке образовательных услуг. Дается понятие конкурентоспособности вуза. Описывается переход высшей школы индустриального образца к высшей шко-ле постиндустриальной эпохи. Рассматриваются доходы от экспорта образо-вательных услуг различных регионов мира. Анализируется эластичность рас-ходов на образование. Раскрывается обеспеченность финансовыми ресурсами системы образования в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика региональной системы образования как объект исследования»

С. А. Владимирова

ЭКОНОМИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматриваются понятия образования, экономики образования и рынка образовательных услуг. Приводятся субъекты экономических отношений на рынке образовательных услуг региона. Раскрываются специфические функции государства в экономике образования. Анализируются виды конкуренции на рынке образовательных услуг. Дается понятие конкурентоспособности вуза. Описывается переход высшей школы индустриального образца к высшей школе постиндустриальной эпохи. Рассматриваются доходы от экспорта образовательных услуг различных регионов мира. Анализируется эластичность расходов на образование. Раскрывается обеспеченность финансовыми ресурсами системы образования в регионах.

По определению, принятому ХХ-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом Государственной Думой 12.07.1995 г. дается следующее определение образования: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных

государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Экономика образования - разновидность отраслевой экономической науки, изучающей отношения в системе образования.

Региональное образование как отрасль представляет собой совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала региона. Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.

Основным видом деятельности учреждений образования в регионе является создание образовательных услуг. Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на региональном рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг в этом случае представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.

Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации об-

разовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности, к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

• создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

• гарантирование гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;

• финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

• применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;

• лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;

• информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Принято считать, что высшее образование имеет три основные функции: подготовка высококвалифицированного персонала (функция преподавания), производство новых знаний (исследовательская функция), оказание услуг обществу.

Осуществляя конкурентные действия, вузы как экономические субъекты стремятся обеспечивать собственную безопасность от внешних и внутренних угроз, чреватых утратой конкурентных преимуществ и потерей имеющейся доли регионального рынка, а также доказывать превосходство над соперниками в ключевых результирующих показателях деятельности, прежде всего, в увеличении доли рынка. В этом смысле конкуренция на рынке образовательных услуг представляет собой целостную профессиональную деятельность, направляемую руководством вузов для выполнения наступательных и защитных функций.

Деление конкуренции на добросовестную и недобросовестную имеет юридическую и этическую подоплеку. Юридически добросовестными признаются любые действия экономических субъектов, которые не предполагают использования запрещенных законом приемов соперничества (именно они обычно трактуются как приемы недобросовестной конкуренции) и монополистической деятельности (монополистической практики).

Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия экономических субъектов, направленные на введение потребителей, контрагентов, общества в заблуждение относительно деятельности данных субъектов, на дискредитацию конкурентов, незаконное копирование достижений конкурентов, добычу коммерческих секретов и разглашение конфиденциальной информации. Инструментами недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг являются приемы переманивания абитуриентов и сотрудников, методы антирекламы, контрпропаганды и черного РЯ в отношении конкурентов, публикации проплаченных рейтингов, демонстрация близости вуза к органам управления образованием, капитализация чужих брендов и др.

В процессе классификации методов поведения экономических субъектов как недобросовестных и/или монополистических в зарубежной правоприменительной практике во внимание принимается, наряду с выявлением фактов нарушения закона, также этическая оценка совершаемых конкурентных действий. Добросовестным признается соперничество ответственных участников рынка, действия которых опираются на закон, правила добропорядочности, разумности, обычаи делового оборота, этику деловых отношений, стремление сторон к отстаиванию своих законных интересов в рамках правового поля.

Конкурентоспособными могут быть признаны высшие учебные заведения, действующие как успешные и эффективные конкуренты - в этом залог их общественной пользы и интереса к ним со стороны других заинтересованных сторон рынка образовательных услуг.

Степень конкурентоспособности вузов следует оценивать, исходя из констатации выигрышей либо проигрышей вузов в соперничестве за достижения вузами основного результата - степени конкурентоспособности выпускников, освоения ими профессиональных компетенций - в контексте интереса к ним со стороны работодателей. Также степень конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг может быть оценена на основе применения различных показателей, которые имеют результирующий характер. Например, сравнительные показатели полноты и оригинальности рабочих учебных планов, универсальности учебно-методического обеспечения, эффективности применения методик, технологий обучения и видов учебных занятий, эффективности организационных структур обучения, например, филиальных сетей или конструкций кафедр. К числу таких показателей относятся оценки способности к регенерации кадров, к постоянному самообучению и саморазвитию, показатели инновационной активности, показатели эффективности систем менеджмента, в том числе менеджмента качества, показатели финансовой устойчивости, показатели объемов продаж образовательных услуг[2.23]

Дать формальное определение термина «качество образования» чрезвычайно сложно, в это понятие можно включить следующие способности человека: умение ориентироваться в различных областях науки и техники; способность овладевать навыками, соответствующими требованиям новейших технологий и рынка, наконец, способность к самообразованию, которая является основой постоянного культурного и профессионального совершенствования. Таким образом, качество образования определяется способностью человека ответить на вызовы современного ему мира, а научное знание и профессионализм как продукты качественного образования должны обеспечить успешное участие человека в развитии общества.

В повышении качества образования уникальную роль играют информационные и коммуникационные технологии. Они значительно расширяют возможность доступа к образовательной и профессиональной информации для преподавателей и учащихся, улучшают управление образовательным учреждением, повышают эффективность образовательной системы в целом, упрощают интеграцию национальной системы образования в мировую, в значительной мере способствуют доступу к международным источникам информации в области образования, науки и культуры.

В регионах происходит переход от высшей школы индустриального образца к высшей школе постиндустриальной эпохи.

Данный переход не является абсолютной и радикальной сменой всех принципов деятельности традиционных вузов. Индустрия в постиндустриальном обществе не исчезает. Она просто обретает новую организацию. Последовательность технических операций, собранных в единый технологический комплекс и зачастую на одной производственной

площадке, разорвалась. Сами операции стали распределяться между различными субъектами уже не национального, а глобального хозяйства. От индустриально-сосредоточенного производства и общества мир двинулся в сторону индустриально-рассредоточенного. Если прежде главной организационной единицей производства была фабрика или завод, обеспечивающие выпуск изделия, то такой единицей для постиндустриального общества становится компания, владеющая технологией производства и способная его организовать, наиболее эффективно распределив отдельные технологические операции между разными фабриками и заводами.

Различие между индустриальным и постиндустриальным обществом определяет различие между профессиональным высшим образованием Х1Х-ХХ веков и современной высшей школой.

Высшая школа индустриальной эпохи, начиная с конца ХУШ - началаХ1Х века, была непосредственно связана с новым производственно-технологическим процессом -масштабным и массированным использованием техники (а чуть позже - технологии) для решения хозяйственных и социальных задач. Решение этой задачи виделось на пути применения в практике научных и иных видов систематических знаний. В силу этого в начале Х1Х века резко возросло значение профессионального образования - научных исследований (производства знаний) и передачи их результатов учащимся в виде «квалификационных пакетов». Полученные квалификации обеспечивали их обладателям занятие стандартных должностей в массовом производстве и рационально-бюрократическом управлении. Формально подтвержденное дипломом право выпускников занять эти стандартные должности придавало людям определенные статусы в обществе. Отсюда четкое отраслевое деление профессионального образования, разнообразие обслуживающих разные сферы производства и общественной жизни специальностей, жесткая связанность с формальным подтверждением квалификаций (система сертификации и т.п.), доминирование аудиторных форм обучения, служащих для передачи стандартных знаний над иными формами подготовки кадров.

Постиндустриальный переход, наметившийся во второй половине ХХ века, уже к 70-90-м годам привел к резкому росту динамики рассредоточенного производства и усложнению управления им. Стандартные отраслевые знания и стандартные квалификационные пакеты, передаваемые в ходе обучения, начали утрачивать свою эффективность. Стала расти роль междисциплинарных исследований и междисциплинарного образования, ориентированного не столько на формальные квалификации, сколько на получение современных ключевых компетенций как способности принимать решения в динамичной ситуации, способности не столько воспроизводить академические знания, сколько создавать новые знания за счет мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними. За счет этого захватываемые постиндустриальным переходом люди минимизировали негативные последствия эффекта быстрого устаревания стандартных «квалификационных пакетов». Непрерывное образование оказалось гораздо важнее полученной при вступлении в трудовую жизнь первой профессиональной подготовки.

Тогда же, в конце ХХ века, кардинальным образом изменилась наука, являвшаяся центральным элементом технологической платформы вузов индустриальной эпохи. Она перестала выступать «чистым инструментом» производства и систематизации знаний. Инновационная постиндустриальная экономика лишила науку излишнего академизма и самоценности. Знание стало ориентированным на осязаемый экономический результат. Вузы в новых условиях должны были производить не столько знания, сколько готовность и способность самоопределяться в новых ситуациях и управлять ими. Произошла коммерциали-

зация науки, которая открыла возможность коммерциализации высшего профессионального образования и выведения его из ведения узких академических кругов.

По этим причинам реформы вузовской системы в развитых странах были подготовлены и проведены не академическими деятелями, а внешними для высшего профессионального образования силами: государственными администраторами, представителями бизнеса и общественности - сторонниками так называемого нового менеджмента, требующего точных количественных показателей социальной ценности бюджетных расходов. Вложения государства в человеческий капитал отныне должны приносить вполне считаемую прибыль. Именно с этих, внешних для академической корпорации позиций в 80-е и последующие годы в Европе и Северной Америке начали решаться вопросы повышения эффективности высшего профессионального образования, повышения результативности образовательных учреждений и изменения системы финансирования.

Кроме того, старая (окончательно оформившаяся к концу Х1Х века) образовательная технология высшей школы начала стремительно удешевляться за счет использования современных информационно-коммуникационных систем и новых техник обучения. Это удешевление имело ряд важных следствий. Во-первых, стала падать оплата и значимость преподавательского труда. Во-вторых, образовательные продукты, созданные при помощи новых образовательных технологий, оказались доступны для большей части населения развитых стран в силу постоянно растущего его благосостояния, поэтому в 70-90-е годы прошлого столетия возникли предпосылки формирования рынка образовательных услуг, доступных широкому кругу потребителей. Появилось значительное количество негосударственных учебных заведений. В индустриально развитых странах произошла массовизация высшего профессионального образования.

Одновременно на протяжении всего ХХ века росла стоимость элитарного образования, требовавшего все больших инвестиций в научные исследования, а с 60-70-х годов и в обеспечение рыночных позиций вузов (рекрутинг преподавателей, РЯ, обустройство досуга студентов и прочее).

В последней четверти ХХ века сменились социальные функции высшего образования. Оно стало минимально необходимым условием для социализации, допуска в значимые общественные коммуникации. В демократическом обществе именно высшее образование выступило наиболее эффективным способом продвижения по социальной лестнице и улучшения материального положения людей.

70-90-е годы ХХ века стали временем не только массовизации высшего профессионального образования, но и периодом его интернационализации (студенческие и преподавательские обмены, международные академические связи, гармонизация учебных планов и т.д.) и развития транснационального образования (развертывание вузами-нерезидентами кампусов в других странах, использование международного франчайзинга, офшорных институтов дистанционного образования через Интернет и прочее). Образование из сугубо национального постепенно трансформируется в международное. Причем на смену доминировавшему в мире еще в начале ХХ века европейскому континентальному образованию (немецким исследовательским университетам и профессиональной школе, а также французским «большим школам») пришло англо-американское профессиональное образование с его ограниченной ролью государства, рыночными стратегиями развития, ориентацией на коммерциализацию результатов научных исследований. Континентальная Европа, чтобы уравновесить конкурентные позиции с оказавшимся более успешным на мировом рынке образовательных услуг англо-американским профессиональным образованием, вынуждена была ввести Болонскую систему, воспринявшую многие черты более мобильного американского образования и создавшую предпосылки для

мобильного американского образования и создавшую предпосылки для интернационализации европейских вузов.

Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики США, Великобритании, Франции, Германии, а с недавнего времени - Австралии и Китая. Причин здесь несколько. Во-первых, подготовка специалистов для зарубежных стран становится одной из наиболее выгодных статей экспорта. Во-вторых, подготовка специалистов для других стран - это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны; в третьих, стремление привлечь иностранных студентов подталкивает вузы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов с «включением международных компонент», обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики, и, в конечном счете, - превращению национальных университетов в международные научно-образовательные комплексы. В-четвертых, стремление стран-экспортеров образования (особенно США, Германии и ряда других стран) использовать лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран. Исходя из этого, правительства государств оказывают серьезное содействие своим вузам, стимулируют, в том числе и финансово, их деятельность по привлечению иностранных студентов.

Так, например, почти 14 млрд. долл. ежегодно получают от обучения иностранных студентов Соединенные Штаты Америки: 9 444 000 000 (Плата за обучение, денежные взносы)+ 10 079 000 000 (Расходы на проживание)- 6 463 000 000 (Денежная поддержка со стороны США 31,1%)+432 000 000 (Расходы на проживание родственников)=

13 491 000 000 (Общие поступления в долларах США в экономику США от иностранных студентов 2005-2006 гг.) [5]; 5,6 млрд долл. - Австралия [3].

В 2005/2006 учебном году Великобритания получила общий доход от иностранных студентов в размере 17993162 тысячи фунтов стерлингов, общие расходы - 17779680 тыс. фунтов стерлингов. Разница составляет 213482 тысячи фунтов стерлингов [4].

Одновременно с массовизацией в России возрастает стоимость получения высшего образования. Она еще не достигла показателей, характерных для индустриально развитых стран, однако надеяться, что затраты на обучение в российских вузах и далее будут намного ниже, чем в мире нет никаких оснований. В неспециализированных учебных заведениях цены на экономические и гуманитарные специальности, как правило, значительно ниже, чем в профильных вузах. Несмотря на рост стоимости обучения, люди готовы платить за получаемое образование.

Расходы на образование, собственное и своих детей, средние слои населения рассматривают в качестве вложения в собственный «человеческий капитал» - основной вид ресурса, которым обладают их семьи. Ведь именно образование, профессиональные навыки и способности к адаптации в меняющихся условиях позволяют представителям среднего класса найти достойно оплачиваемую работу и жить относительно обеспеченно.

Расходы на образование составляют около 5 % совокупных потребительских расходов россиян среднего класса. У семей американского среднего класса - около 2%, у малообеспеченных американцев, также как у малообеспеченных россиян - около 1% [1, 2]. Расходы на образование достаточно эластичны по доходу. С ростом уровня дохода на 10% расходы на образование возрастают на 6-7 %. В семейных бюджетах траты на образование уже устойчиво входят в тройку первостепенных статей расходов [1].

Для дельнейшего развития высшего образования в регионах государство должно обеспечить его финансирование в соответствии с положением приоритетной отрасли экономики. Бюджетное финансирование должно дополняться государственными гарантиями и созданием благоприятных условий для частных инвестиций в систему высшего образования.

По показателям обеспеченности финансовыми ресурсами образование в регионах находится в ситуации недофинансирования. Привлечение иностранных студентов в условиях рынка и успешная деятельность на мировом образовательном рынке — вопрос успешного развития для региональной системы образования, поскольку это дает значительные финансы и соответственно рабочие места для профессорско-преподавательского состава, обслуживающего персонала.

Следует ожидать усиления конкуренции в вузовской среде регионов как вследствие демографически обусловленного временного сокращения числа соискателей высшего образования, так и ввиду повышения мобильности студентов по мере роста благосостояния населения и в результате внедрения единого госэкзамена, государственных именных финансовых обязательств, образовательного кредита и пр. Можно рассчитывать, что после ухода с образовательного рынка заведомо несостоятельных учебных заведений, вытесненных в ходе конкурентной борьбы или лишенных господдержки или лицензии, высвободившиеся ресурсы будут эффективнее использованы более сильными вузами.

Литература

1. Березин, И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг / И.С. Березин// http://www.marketologi.ru/lib/mou05.html

2. Рубин, Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования / Ю. Рубин // Высшее образование в России. - 2007. - № 1.

3. International students in Australian. Higher Education, Updated: Semester 1, 2006 'International Students in Australian Universities' survey, IDP Education Pty Ltd (IDP) http://www.idp.edu.au/research/fastfacts/article406.asp

4. HESA Students in Higher Education Institutions 2005/06 reveals. March 2007. http://www.hesa.ac.uk/press/pr108/pr108.htm

5. Open Doors: Report on International Educational Exchange Open Doors 2006. November 13, 2006

© C. А. Владимирова - ассист. каф. государственного и муниципального управления КГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.