Научная статья на тему 'Экономика промышленности Украины в условиях кризиса'

Экономика промышленности Украины в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ / ЭКСПОРТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / ФіНАНСОВА КРИЗА / ЕКОНОМіКА ПРОМИСЛОВОСТі УКРАїНИ / ЕКСПОРТООРієНТОВАНИЙ / ЕНЕРГОНОСії

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макогон Ю. В.

Розглянуто аспекти впливу світової фінансової кризи на основні галузі економіки України. Наведено можливі наслідки для експортоорієнтованих галузей України від збільшення вартості енергоносіїв і девальвації національної валюти.Рассмотрены аспекты влияния мирового финансового кризиса на основные отрасли экономики Украины. Приводятся возможные последствия для экспортоориентированных отраслей Украины от увеличения стоимости энергоносителей и девальвации национальной валюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of influence of the global financial crisis on basic branches of the economy of Ukraine are considered. Probability of negative consequences which are likely to affect export-oriented branches of Ukraine as a result of increase in the energy carriers cost and devaluation of the national currency is discussed.

Текст научной работы на тему «Экономика промышленности Украины в условиях кризиса»

Ю.В. Макогон

ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

2008 г. оказался одним из самых непростых для мировых инвесторов, которые понесли огромные потери. Однако наступивший год также не принес им облегчения. Начало 2009 г. характеризуется падением рынков акций развитых и развивающихся стран, и пока не понятно, где дно этого падения. Основная причина этой негативной тенденции - рост опасений относительно дальнейшего состояния мировой экономики. Не добавляют оптимизма и финансовые отчеты крупных банков, которые продолжают нести убытки и все еще списывают миллиарды долларов "плохих" активов. Более того, политики ведущих мировых держав уже в открытую обсуждают политику протекционизма, вероятность дефляции и даже возможный развал еврозоны.

Мир столкнулся с самой глубокой рецессией со времен Второй Мировой войны, а экономическое положение Великобритании может стать самым незавидным. Таков последний прогноз Международного валютного фонда. В соответствии с мировым экономическим прогнозом, составленным экспертами МВФ, экономика США сократится на 1,5%, еврозоны - на 2%, а Японии - на 2,5%. Две "надежды" мировой экономики - Китай и Индия - уже сократили свои прогнозы на рост ВВП до 6,75 и 5% соответственно. Если же говорить о прогнозе мирового роста ВВП, то данная картина отнюдь не воодушевляет, ведь в 2009 г. прогнозируется лишь 0,5-процентный рост, что стало самым низким показателем со времен Второй Мировой войны [5].

Международная организация труда сообщила о массовой безработице и

бедности, которые ожидают мировое сообщество в 2009 г. Эксперты ООН добавили, что в худшем случае к концу 2009 г. число безработных возрастет еще на 50 млн. по сравнению с 2007 г. и составит 230 млн. человек, или 7,1% всего трудоспособного населения мира. Представители МВФ на экономическом форуме в Давосе сообщили, что налоговые льготы, урезание расходов на общественные нужды и кредитная поддержка не спасут мировую экономику до тех пор, пока "финансовая система не будет перезапущена". В Украине начался отток инвесторов. Причиной является не только экономический кризис, но и крайне высокий уровень

коррумпированности украинских

чиновников. С начала финансового кризиса только израильские компании потеряли на украинском рынке около полмиллиарда долларов.

Президент В. Ющенко подписал принятый Верховной Радой 15 января 2009 г. Закон "Об освобождении промышленных предприятий от ввозной пошлины на оборудование и комплектующие, которые не

производятся в Украине, с 1 января 2009 г. до 1 января 2011 г." (такие льготы были в СЭЗ и ТПР до 2005 г., их отменила нынешняя власть). В. Ющенко подписал Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной

промышленности", согласно которому Верховная Рада 15 января преодолела вето Президента. 15 января Верховная Рада преодолела вето Президента В. Ющенко на освобождение

© Макогон Юрий Владимирович - доктор экономических наук, профессор. Донецкий филиал Национального института стратегических исследований.

ISSN 1562-109X

промышленных предприятий от ввозной пошлины на оборудование и комплектующие, которые не производятся в Украине, с 1 января 2009 г. до 1 января 2011 г. За преодоление вето Президента проголосовали 400 депутатов при 300 минимально необходимых. 18 декабря 2008 г. Верховная Рада освободила промышленные предприятия от ввозной пошлины на оборудование и комплектующие, которые не

производятся в Украине. В начале января В. Ющенко ветировал освобождение промышленных предприятий от ввозной пошлины на оборудование в 20092011 гг. Секретариат Президента считает целесообразным увеличение пошлин на ввоз продукции агропромышленного комплекса, автомобилестроения, легкой промышленности для защиты соответствующих отечественных отраслей.

Интегральный коэффициент теневой экономики в Украине, по итогам января-сентября 2008 г., возрос до 30% официального объема валового внутреннего продукта. Уровень теневой экономики в Украине за девять месяцев 2008 г. в сравнении с соответствующим периодом 2007 г. увеличился, по предварительным данным, на 5 процентных пунктов и составлял 30% ВВП. По данным Минэкономики, объем теневой экономики в стране в период с 2003 по 2007 г. менялся в пределах 2830% (в целом за год): минимальный уровень был зафиксирован в 2003 и в 2007 гг. (28%), тогда как максимальный -в 2004 г. (30%). При этом, по данным министерства, по итогам первого полугодия 2008 г. объем теневой экономики вырос до 28 с 26% за аналогичный период предыдущего года. Как сообщалось, правительство Украины приступило к работе в декабре 2007 г. В январе 2009 г. Минэкономики отказалось от своей методики расчета теневой экономики, которая базировалась на

изменениях монетарных агрегатов, расхода электроэнергии и расходов населения. Финансовый метод оценки уровня теневой экономической деятельности зафиксировал ее рост за девять месяцев 2008 г. в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. на 5 п.п. - до 28%, тогда как метод "расхода населения -розничный товарооборот" - на 4 п.п. - до 39%. По оценкам Минэкономики, среди проблем, которые тормозят процессы выхода экономики страны из тени: стимулирование внутреннего потребительского спроса через форсированное повышение заработных плат, пенсий и других социальных стандартов; неэффективность налоговой политики; незащищенность прав интеллектуальной собственности; неэффективность регулирования обращения ценных бумаг; недостаточная защита прав инвесторов.

Независимые экономические обозреватели отмечают, что пока рост украинской экономики приносил высокие дивиденды, зарубежные инвесторы закрывали глаза на коррумпированность местных чиновников разных уровней. Сегодня же в условиях кризиса капита-ловкладчики ищут максимальной прозрачности инвестиционных схем, сомневаясь в том, что украинская власть сможет это обеспечить.

В 2008 г. импорт товаров превысил экспорт на 18 531,9 млн. дол. Об этом сообщил Государственный комитет статистики. В течение 2008 г. сальдо торговли товарами ухудшилось на 7 210 млн. дол. по сравнению с 2007 г. (2007 г. отрицательное — 11 321,9 млн. дол.). Экспорт товаров в 2008 г. составил 67 002,5 млн. дол., увеличившись на 35,9% по сравнению с 2007 г. Импорт товаров составил 85 534,4 млн. дол., увеличившись на 41,1%. Как сообщало агентство, в январе-ноябре 2008 г. импорт товаров превысил экспорт на 17 710,9 млн. дол. В 2007 г. отрицательное сальдо внешней торговли

товарами составило 11 421,8 млн. дол. В сравнению с 2006 г. (2006 г. отрицатель-течение 2007 г. сальдо торговли товарами ное — 6 670,6 млн. дол.) [6]. ухудшилось на 4 751,2 млн. дол. по

Таблица. Географическая структура внешней торговли товарами за 2008 г. [1]

Экспорт Импорт

тыс. дол. % тыс. дол. % Сальдо

США к 2007 г. США к 2007 г.

Всего 67002502,8 135,9 85534445,7 141,1 -18531942,9

Страны СНГ 23819222,7 128,0 33569461,8 131,3 -9750239,1

Другие страны мира 43183280,1 140,7 51964983,9 148,3 -8781703,8

Европа 19736731,8 133,6 30475821,2 132,2 -10739089,4

Азия 15263929,2 147,4 15306353,6 171,2 -42424,3

Африка 3903658,9 139,8 1559056,2 231,6 2344602,7

Америка 4144124,7 154,3 4190567,2 185,8 -46442,6

Австралия и Океания 63960,1 407,3 431680,5 336,1 -367720,4

Другие 70875,4 119,0 1500,8 192,0 69374,6

В 2009 г. страны с развивающейся экономикой будут переживать резкое снижение темпов роста. Но уже в 2014 г. их доля в мировом ВВП будет выше, чем доля стран с развитой экономикой, и может превысить 50% против 43% по итогам 2007 г. Изменится и расстановка сил среди основных игроков. Экономика США к 2014 г. хотя и останется крупнейшей в мире, но ее доля в мировом ВВП снизится с 21,3 до 19%. Китай же опередит еврозону и выйдет на второе место. Индия сможет опередить Японию. Кроме того, ВВП стран мира пойдет в рост: Индия - 7,9%, Китай - 8,5%, Бразилия - 4,2%, Мексика - 3,4%. В странах Центральной и Восточной Европы, в том числе и в Украине, рост ВВП составит в среднем 4% [1]. В связи с этим могут изменяться и приоритеты инвесторов. «Предприятия больше не будут рассматривать развивающиеся страны как территории с низкой стоимостью производства.

Кабинет Министров обещает сделать своим приоритетным заданием формирование и реализацию государственной антикоррупционной политики. Пакет мер, предложенных для борьбы с корруп-

цией в Украине, правительство зафиксировало в своем проекте программы "Преодоление влияния мирового финансово-экономического кризиса и поступательное развитие". В частности, Кабинет Министров предлагает, как можно скорее принять пакет "антикоррупционных" законопроектов, которые должны будут определить состав коррупционных правонарушений, установить ответственность за коррупцию и задокументировать основные требования к поведению чиновников, которые уполномочены выполнять функции государства и органов местного самоуправления.

Всемирная торговая организация провела в начале 2009 г. специальную встречу для обсуждения ситуации, связанной с возрастающим потоком протекционистских мер. По мнению экономистов, "ползучие" протекционистские шаги, наблюдаемые во многих странах, могут осложнить выход мировой экономики из кризиса. Экономисты предупреждают, что протекционистские меры, которые проводят многие страны, могут осложнить выход мировой экономики из кризиса. Мировая торговля, как ожидается, сократится в 2009 г. на 2,1%. По данным

ВТО, число антидемпинговых расследований выросло сейчас на 40% по сравнению с уровнем 2008 г. США планируют ввести пошлины на итальянскую минеральную воду и французский сыр в ответ на ограничение ввоза американского мяса в ЕС. Индия предлагает увеличить пошлины на сталь и т.д. Делегация Евросоюза намерена поднять в Москве вопросы о введении пошлин со стороны России, которая с ноября 2008 г. ввела 28 различных мер по введению тарифов на импортные товары и субсидированию собственного экспорта и готовит еще 6.

Согласно прогнозам аналитиков, в течение года правительство Украины и корпоративные заемщики должны обслужить внешние долги на сумму 29 млрд. дол. Половину этих долгов, возможно, удастся рефинансировать. Соответственно, дефицит финансового счета платежного баланса (без учета возможного притока прямых иностранных инвестиций) до конца года подберется к отметке 15 млрд. дол. В то же время прогнозный дефицит торгового баланса к концу 2009 г. может составить 3-4 млрд. дол.

Украина подписала долгосрочные контракты на поставку газа, однако промышленность и население все еще пребывают на газовом «крючке», так и не дождавшись от высокопоставленных чиновников внятного ответа на вопрос, сколько будет стоить "голубое топливо" украинским потребителям. Неизвестность в злободневных вопросах порождает массу слухов. В случае же с ценами на газ они подкрепляются еще и инициативами различных регулирующих органов, которые то собираются, то не собираются увеличивать на него цену. В Донецком регионе восстановлено газоснабжение области. Поставки "голубого топлива" для предприятий реального сектора экономики Донецкой области возобновились: давление в сети вернулось к "докризисной" отметке. Однако промышленные предприятия, которым в

начале февраля ограничили объемы снабжения "голубого топлива", теперь не торопятся его брать. Стандартная практика, которая имела место в последние несколько лет экономического роста, когда предприятия продолжали без контрактов потреблять газ, а после определения цены доплачивали разницу, в условиях кризиса и возможного значительного подорожания энергоносителя оказалась неприемлемой. Без четкой, официально озвученной цифры стоимости газа для предприятий невозможно строить достоверные планы экономического развития.

Потери Донецкой области от газового конфликта составили 1,5 млрд. грн. Пока, как уже отмечалось, ценообразование на газ для предприятий ведется на уровне полуофициальных комментариев и среднестатистических выкладок, в которых чаще всего звучит цена 230 долларов за тысячу кубометров. С учетом

«интереса» "Нафтогаза",

транспортировки и НДС стоимость природного газа для предприятий в среднем составит от 306 до 330 дол. за тысячу кубометров. В 2008 г. они получали топливо - по цене 1900 грн. за тысячу кубометров, теперь же, при учете того, что Кабмин привязал стоимость топлива к курсу доллара, газ обойдется 2356-2541 грн. за тысячу кубометров. О том, что при такой стоимости газа производство будет нерентабельным, уже заявили на горловском "Стироле". Насколько критичным будет такое подорожание для металлургов, которые тоже с трудом находят покупателей на свою продукцию, пока неизвестно. Руководители метпредприятий до оглашения «приговора» держат паузу.

Все так называемые антикризисные меры правительства имеют сугубо формальный характер. Государство не осуществляет возложенные на него регуля-торные функции, в частности, отсутст-

вует реальная поддержка сельхозпроизводителей, потому и нет необходимого спроса на минеральные удобрения. Каждый пункт Меморандума должен воплотиться в соответствующее постановление Кабинета Министров или закон, который будет принят Верховной Радой. До этого документ остается только протоколом намерений. Скептически оценивая принятие властями действенных мер по поддержке своей отрасли, предприятия начали реализовывать антикризисные программы, направленные на минимизацию расходов в неблагоприятных экономических условиях.

Программа деятельности правительства "Преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса и поступательное развитие" залежалась в Верховной Раде, ожидая утверждения народных депутатов. Проект программы, утвержденный постановлением Кабмина №1107 от 20.12.2008 г., 23 декабря направлен в парламент (зарегистрирован под №1360). Аналитики, изучавшие этот документ, отмечают декларативный характер текста, не устанавливающий ни сроков выполнения, ни ответственности, ни объемов финансирования отдельных пунктов. Авторы проекта программы пытались в одном документе решить все проблемы страны, страдающей под натиском мирового кризиса, -начиная с бюджетно-налоговой политики и заканчивая уровнем жизни населения и обороноспособностью государства. Не были проигнорированы и проблемы отечественных металлургов, химиков и угольщиков. Тем не менее, как бы "спасительно" не выглядела операция правительства по выведению украинской индустрии из кризиса, аналитики считают, что развитие украинской промышленности больше зависит от улучшения внешней конъюнктуры и роста экономик основных торговых партнеров Украины (России и ЕС), чем от действий украинских властей. В отличие от правительств

развитых стран Кабмин просто не может предложить многомиллиардные программы поддержки экономики. А точечная поддержка отдельных отраслей или предприятий повлечет международные санкции против Украины.

Для химической промышленности разработчики программы "расщедрились" на три "персональных" пункта. Кабмин, во-первых, обещает, что Минприроды упростит механизм получения лицензий на разработку и использование недр. Во-вторых, обязывает Минпромпо-литики и Минэкономики принимать меры для продвижения отечественной продукции на внешние рынки в связи с введением в действие ЯЕАСН-законода-тельства. И в-третьих, рекомендует Минфину обеспечить финансирование бюджетных программ, направленных на внедрение технологий по производству химпродук-ции, которая имеет более высокую добавленную стоимость и не производится в Украине. "Самое главное, чтобы под эту Программу были выделены бюджетные средства. Ранее подобные декларации неоднократно звучали в стенах Кабмина. Положительные сдвиги станут заметны тогда, когда появится интерес исполнителей программы и тех, на кого она направлена, когда будут очерчены финансовые рамки вопроса. Кстати, эти "химические" мероприятия нелишне было бы провести и у металлургов. Во-первых, среди них есть такие, которые не имеют своей сырьевой базы, во-вторых, под действие ЯЕАСН-законо-дательства подпадает и стальная продукция. И в-третьих, украинские потребители в прошлом году существенно увеличили импорт высококачественного металла, который не производится в стране [8].

Химическая промышленность. Промышленников Украины беспокоит не только высокая цена природного газа, но и непрозрачность и непредсказуемость процесса ее образования. Крупнейший

химический концерн "Стирол" оценивает стоимость запуска остановленного из-за ограничения поставок газа оборудования в 30-50 млн. грн. Технологически необходимый объем газа для поддержания производственного цикла на предприятии составляет 36 тыс. м3, а в январе его поставки были сокращены до 17 тыс. м . В результате значительная часть мощностей была заморожена. На запуск производства потребуется около 30-50 млн. грн. На данный момент "Стирол" уже выпускает в минимальных объемах аммиачную селитру, а также продукты, производство которых не связано с газом - фармацевтику, карбамидо-фольмадегидные смолы, полистирол, нитрит и нитратные соли. Для полного запуска оборудования и восстановления производства в прежних объемах "Стиролу" может потребоваться до двух месяцев.

Во время простоя только в январе "Стирол" практически распродал все свои складские запасы удобрений (в январе предприятие реализовало 80 тыс. т карбамида по 240 дол./т и 60 тыс. т аммиачной селитры по 180 дол./т). "Стирол" намерен возобновить производство аммиака после

определения цены на газ для промышленных потребителей. "Стирол" 8 января 2009 г. остановил свой третий аммиачный завод из-за нехватки газа для нормального производственного цикла. Другие два завода "Стирола" по производству аммиака были остановлены в декабре 2008 г. на плановый ремонт. 2007 г. "Стирол" закончил с чистой прибылью 220,714 млн. грн., увеличив чистый доход на 18,47%, или на 608,2 млн. грн. до 3 900,7 млн. грн. по сравнению с 2006 г. 50,1% акций "Стирола", являющегося открытым акционерным обществом, принадлежат компании Dotterbloem Holding B.V. (Нидерланды) и 14,19% - физлицам-резидентам.

Украинские химики наиболее болезненно ощущают на себе последствия мирового финансового кризиса. Резкое снижение спроса и обвал цен на химическую продукцию на мировых рынках заставили

отечественные заводы резко сократить объемы производства. При этом никакой определенности в вопросе, когда плоды труда украинских химиков снова начнут пользоваться стабильным спросом, на данный момент нет. В сложившейся ситуации производителям не осталось ничего другого, кроме упования на поддержку со стороны властей и минимизации своих расходов.

Олицетворением заботы государства о химиках стал Меморандум

взаимопонимания, подписанный между правительством и ведущими

предприятиями химического комплекса 17 ноября 2008 г. В нем Кабинет Министров обязался предоставлять отрасли кредиты по минимальным ставкам и максимально быстро возмещать налог на добавленную стоимость, не повышать для химпредприятий тарифы на

электроэнергию и железнодорожные грузоперевозки. В свою очередь игроки рынка пообещали снизить себестоимость продукции за счет уменьшения потребления природного газа, а также продавать свою продукцию на внутреннем рынке по ценам не выше мировых.

Наиболее зависимая от цены на газ отрасль отечественной экономики. Подорожание газа в 1,5 раза повысит на 20% себестоимость химической продукции и резко ослабит конкурентоспособность отечественной химической промышленности как на внешнем, так и на внутреннем рынках. По оценкам экспертов, для химических предприятий последствия подорожания газа будут более ощутимыми, чем для металлургов. Украинские химические комбинаты несовершен-

ны с современной технологической точки зрения. Затраты газа на производство 1 т аммиака составляют 1-1,2 тыс. куб. м. Чтобы на равных конкурировать с зарубежными производителями, нужен либо недорогой газ - как у химиков из России,

Ирана или стран Персидского залива, либо более совершенное оборудование — как на предприятиях норвежского химического гиганта Yara.

Действующая цена* 6,5

15,4

Будущая цена** 4,5

19,3

62

□ Стоимость газа

□ НДС

□ Целевая надбавка

ПИ Тариф на транспортировку

□ Компенсация расходов НАК

* 1857,2 грн. за 1 тыс. м3; ** 2700 грн. за 1 тыс.м3.

Рис. 1. Структура цены на газ для украинских предприятий, % [6]

На мировых рынках, где украинские химики сбывают значительную часть своей продукции, спрос на удобрения падает. Это связано со снижением цен на нефть. Ведь ажиотажный спрос на удобрения в прошлом году был связан с необходимостью интенсификации выращивания рапса, прочих сельскохозяйственных культур, используемых для производства биоэтанола и других альтернативных видов топлива. Спрос на внешних рынках практически на все виды удобрений значительно снизился. Есть ситуативные всплески на рынках Юго-Восточной Азии, а также Европы, но в целом спрос падает. Едва ли не единственный шанс - внутренний рынок Украины. Поэтому химики надеются на то, что правительство будет стимулировать аграриев на покупку отечественных удобрений.

Несмотря на то, что с 22 января на промышленные объекты Донецкой об-

ласти была восстановлена подача газа в обычном аверсном режиме (хотя НАК "Нафтогаз Украины" утверждал, что ограничения продлятся лишь на период пиковых нагрузок, связанных с морозами, то есть 2-3 дня), мощности ОАО "Концерн Стирол" в настоящее время потребляют природный газ в объемах, значительно меньших, по сравнению с декабрем минувшего года. Если по состоянию на начало декабря 2008 г. мощности концерна потребляли 240 тыс. кубометров природного газа в час, то по состоянию на 26 января текущего года - 80 тыс. кубометров в час, что составляет 33% от возможного уровня. Это объясняется, прежде всего, тем, что до настоящего времени в Украине нет ясности по вопросу цены на природный газ для промышленности, что лишает производителей возможности объективного подсчета себестоимости продукции.

Ранее представители ЕС подчеркивали, что целевая финансовая помощь Украине должна быть выделена безвозмездно. Однако эти планы, скорее всего, не будут выполнены. Отказ от предоставления безвозмездной помощи подтверждает и информационное письмо Евроко-миссии, направленное в адрес потенциальных участников встречи в Брюсселе. В этом документе не упоминается слово "донорская", а конференция названа "инвестиционной". Данная тенденция началась еще в прошлом году, поэтому вероятный отказ от донорского характера выделения средств нельзя считать прямым последствием украинско-российской газовой войны.

Сложно сказать, когда закончится глобальный экономический кризис, и как скоро нефть снова будет бить рекорды. Большинство экспертов прогнозируют, что он продлится еще два-три года. Сегодня нефть стоит около 40 дол. за баррель, столько же она стоила четыре года назад. То есть даже если исходить из того, что после кризиса нефть будет дорожать столь же стремительно, как и до него, то превышающих 140 дол. за баррель значений она достигнет не раньше, чем через шесть-семь лет. А украино-российский контракт заключен на десять лет. Вывод очевидный: поставив высокую базовую планку в 450 дол., "Газпром" большую часть времени действия контракта за счет Украины будет частично компенсировать свои потери при поставке газа в европейские государства вследствие дешевеющей нефти. 20-процентная скидка будет действовать только в нынешнем году, при этом ее с лихвой компенсирует сохранение льготной ставки транзита в 1,7 дол.

При ознакомлении с контрактом на поставку газа "бросается в глаза" еще один момент: Украина обязалась в течение десяти лет потреблять фиксированный объем газа. Если раньше объем был предметом ежегодного согласования сто-

рон, то сегодня об этом можно забыть. Контракт предусматривает, что в кризисном 2009 г. наша страна закупит 40 млрд. кубометров импортного газа, а начиная с 2010 г. объем составит 52 млрд. кубометров. Ежегодно его можно корректировать лишь на 20% в сторону уменьшения или увеличения. Таким образом, в течение десяти лет Украина будет обязана выкупать у «Газпрома» как минимум 41,6 млрд. кубов топлива вне зависимости от реальной потребности. При этом реэкспорт газа, согласно контракту, запрещен. Это значительно сужает пространство для маневра в плане снижения энергоэффективности экономики. К примеру, сопоставимая по площади и населению Польша потребляет в год всего 14 млрд. кубометров газа. Тогда как Украина с учетом внутренней добычи (около 20 млрд. кубометров) в течение десяти ближайших лет будет использовать как минимум 61 млрд. кубометров газа. Единственная возможность снизить объемы потребления - сократить собственную добычу газа, что является нонсенсом.

Из-за недоверия к банковской системе в январе 2009 г. на денежно-кредитном рынке все еще продолжает наблюдаться тенденция к оттоку средств. Несмотря на отток средств из украинских банков, объем наличности вне банков в январе 2009 г. также уменьшился - на 3,0% до 150,2 млрд. грн., что отражает увеличение спроса на иностранную валюту на наличном рынке. Монетарная база в январе - феврале 2009 г. уменьшилась на 3,6% - до 180 млрд. грн., а объем денежной массы уменьшился на 4,6% -до 491,8 млрд.грн.

В течение десятилетий в мировой финансовой системе доминировали США и так называемый "Вашингтонский консенсус" (набор политических рекомендаций, включающих бюджетную дисциплину, приватизацию собственности, дере-гуляцию рынков, либерализацию торговли и др., предлагавшихся Всемирным

банком и МВФ странам Латинской Америки и другим странам, переживавшим кризисы). Отнюдь не всем такая ситуация предоставляла равные условия.

Периферийным странам навязывалась рыночная дисциплина "Вашингтонского консенсуса", что сделало их уязвимыми перед финансовыми кризисами. США, напротив, были свободны от соблюдения этих правил и поглощали сбережения всего мира, поддерживая свой постоянно растущий дефицит счета текущих операций. Урон, нанесенный периферийным странам, настолько свеж, что еще полностью не осознан. Страны, находящиеся в центре мировой экономики, по сути, прогарантировали банковские вклады своих граждан и защитили компании, но периферийным государствам неоткуда взять столь же убедительные гарантии. В итоге капитал бежит с периферии, где трудно рефинансировать кредиты, а экспортные операции страдают от недостатка оборотных средств.

Перед международными институтами встает новая задача: защитить периферийные страны от шторма, идущего из США. Будущее МВФ и Всемирного банка зависит от того, насколько успешно они справятся с этой задачей. Если они не смогут оказать существенную поддержку, то практически потеряют значение.

Помощь необходима, чтобы защитить финансовые системы периферийных стран и дать возможность их правительствам пустить в ход антициклические бюджетные меры. Первое требует возможности в кратчайшие сроки передавать в распоряжение стран существенные денежные средства на короткие промежутки времени. Для второго необходим доступ к долгосрочному финансированию. Между тем средств, которыми располагает сейчас МВФ, а это около 200 млрд. дол., совершенно недостаточно для подобной системной и значимой помощи.

Простейшее решение - создать деньги. Уже существует механизм специальных прав заимствования (Special Drawing Rights - SDR - производная денежная единица, созданная еще в 1969 г. и используемая МВФ для межгосударственных расчетов). Все, что нужно для его активации, - одобрение 85% членов МВФ. В прошлом США всегда были противником широкого использования SDR. Создание дополнительной денежной массы - лучший ответ на обвал кредитного рынка. США делают это внутри страны. SDR не окажут особого влияния на краткосрочную ликвидность, но будут весьма полезны периферийным странам для проведения антициклической фискальной политики, если богатые страны ссудят или пожертвуют свои лимиты на SDR бедным государствам, международные институты будут контролировать целевое использование этих средств. Если применение SDR получит широкий размах, -скажем, 1 трлн. дол., - то бескорыстный поступок богатых стран на самом деле послужит и их интересам, простимулировав мировую экономику и поддержав их экспортные рынки. В дополнение к пожертвованию своих лимитов на SDR ведущие развитые страны должны предоставить гарантии в рамках согласованных лимитов на долгосрочные гособязательства периферийных стран. Кроме того, богатые развивающиеся страны могут вложить часть своих валютных резервов или средств суверенных фондов в долгосрочные гособязательства менее развитых стран.

Поскольку SDR не очень помогут в обеспечении пострадавших краткосрочной ликвидностью, этот вопрос необходимо решить другими способами. Страны с постоянным профицитом в дополнение к инвестированию в долгосрочные гособязательства других стран могут профинансировать новую программу оперативной финансовой помощи МВФ (Short Term Liquidity facility - STL), в

рамках которой страны при заимствованиях на три месяца могут в пять раз превышать свои квоты. Сейчас по программе STL Бразилия, например, может занять всего 23,4 млрд. дол., хотя ее собственные резервы составляют около 200 млрд. дол. Более гибкий новый фонд сможет предоставлять более существенную поддержку. Так же центробанки развитого и развивающегося мира должны заключить дополнительные соглашения о свопах (соглашение между центробанками о получении в целях валютных интервенций иностранной валюты на короткий срок в обмен на национальную). Кроме того, они должны принимать активы, номинированные в местных валютах, чтобы придать им дополнительный вес. МВФ сможет внести свой вклад, прога-рантировав стоимость активов, номинированных в местных валютах.

В долгосрочной перспективе международное банковское регулирование должно облегчить прохождение кредитных потоков в периферийные страны. В краткосрочной перспективе центробанки развитых стран должны оказать давление на коммерческие банки для расширения кредитных линий. Эта деятельность может координироваться, например, Банком международных расчетов. Немногие из этих мер возможны без решения болезненного вопроса о перераспределении квот. Уступки со стороны США и Европы в конце концов пойдут им на пользу, ведь пока они частично не откажутся от своего права голоса, недавно разбогатевшие страны предпочтут сотрудничеству с МВФ меры двусторонней или региональной поддержки. Эту проблему необходимо будет решить в любом случае, хотя поиски компромисса займут немало времени.

Оптимальным образом действий была бы активизация схемы масштабного применения SDR. Новая администрация США оправдает надежды всего мира, если станет первопроходцем на этом пу-

ти. По прогнозам Мирового банка, рост мирового ВВП в 2009 г. будет наиболее низким с 1983 - лишь 0,9%.

Мировые потери от мирового экономического кризиса, по подсчетам, которые были обнародованы на Мировом экономическом форуме (Давос), превысят 5 трлн. дол. А количество безработных в мире, по прогнозам Международной организации работы, до конца 2009 г. может вырости до 50 млн. человек. Только за один день - 26 января, который уже в мире окрестили "черным понедельником" - в Европе и США было уволено (или объявлено об освобождении в ближайшее время) 85 тыс. человек. Но даже среди тех, кто сможет сохранить работу, 45%, по прогнозам МОП, рискуют оказаться за границей бедности.

Литература

1. Государственный комитет статистики www.ukrstat.gov.ua.

2. Макогон Ю.В. Кризис в мировой экономике: стратегические приоритеты металлургии Украины // Сборник науч. тр. «Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект». - Донецк: ДонНУ. - 2009. - С. 920.

3. Макогон Ю.В. Украина не держит внешнего удара // Межрегиональный бизнес-журнал «Удачный выбор. - 2008. - № 64. - С. 1213.

4. Макогон Ю.В., Александров 1.О, Амоша О.1., Антонюк В.П. Майбутне Украши: стратепя поступу: моногр. / НАН Украши, 1ЕП, Академiя економiчних наук Украши. - Донецьк, 2008. - 304 с.

5. МВФ стал пессимистом. Рост экономики вот-вот прекратится // http://delo.ua.

6. СНБО "разбомбил" контракт Украины и России по газу // ЛIГАБiзнес-1нформ 1нформацшне агентство // http:// www.liga.net

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Что будет с миром после кризиса 8. Шевченко Н. Оценка антикризис-

// http://delo.ua. ной программы для химической промыш-

ленности // Журнал «Бизнес». - 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.