УДК 658.11 Храпова Елена Валерьевна,
к.э.н., доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.195, кор.18
р.т. 8 (3812) 69-29-80
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ВНТУРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В данной статье рассматриваются тенденции развития современного планирования, отмечаются подходы и методы планирования с учетом особенностей рыночной экономики. Приведена классификация основных тенденций с подробной их характеристикой.
Ключевые слова: планирование; экономика; тенденции; контроллинг; интеграция.
Эффективность работы предприятий во многом зависит от организации внутрифирменного планирования. Рассмотрим тенденции развития внутрифирменного планирования в современных условиях. Реформирование экономики России на основе становления рыночных форм хозяйствования ознаменовало собой переход к новому этапу развития внутрифирменного планирования. Первое существенное изменение в планировании - его основные проблемы переносятся в область маркетинга, что характерно для стран с давно сложившимися рыночными отношениями. Основой планирования, прежде всего продуктовой программы, становится не возможность изготовления определенных видов продукции (которая может быть и не будет реализовано), а возможность выпускать товары и услуги определенного ассортимента и количества, которые можно продать с прибылью. Исходя из этого, планировать деятельность предприятия нужно ориентируясь на рынок, а не на продукт.
Перенос основных проблем планирования в область маркетинга можно считать уже свершившимся фактом управления предприятиями в России. Наряду с этим в последние 8-10 лет явно прослеживаются и другие тенденции в развитии внутрифирменного планирования: повышение роли
стратегического планирования и более тесная с ним связь
оперативного планирования; изменение мотивации плановых решений; интеграция с контроллингом; расширение информационного ресурса планирования; новые подходы к принятию плановых решений и другие.
Остановимся на этих тенденциях более подробно.
Одной из ведущих тенденций современного внутрифирменного планирования является повышение роли стратегического планирования, большая нацеленность оперативного планирования на решение стратегических задач. Предприятия, работающие в рыночной экономике, подвергаются воздействию внешней среды. Чем выше неопределенность и динамика изменения внешней среды, тем актуальней для предприятия разработка стратегии развития. Ключевыми составляющими стратегического планирования являются стратегические цели, решения, проекты и программы развития, которые и составляют сущность стратегического плана. Другая тенденция развития внутрифирменного планирования - изменение мотивации плановых решений. С переходом к рыночным отношениям в России и приватизации основной части предприятий первоначально максимизация прибыли также ставилась как главная цель планирования и основной мотив принятия плановых решений. В условиях конкуренции изменяющихся условиях внешней среды важнейшее значение в планировании имеет координация работы всех взаимосвязанных структур предприятия, слаженная работа этих структур подчиненная единой цели. Наряду с простым улучшением организационной работы по согласованию и синхронизации планов (путем взаимных встреч руководителей структурных подразделений, совещаний и т.п.) важнейшее значение в координации планов, подчинение планов и действий взаимосвязанных структур единой цели получило в последние годы бюджетирование. В зарубежной практике, где оно стало использоваться значительно раньше, бюджетирование это элемент менеджмента, ориентированный на управление предприятием в денежных показателях, представляющих собой методологию планирования, учета и контроля движения денежных средств.
Важной тенденцией развития современного внутрифирменного планирования является процесс его интеграции с контроллингом. Понятие «контроллинг» происходит от английского «to control», в экономическом смысле имеющим значение управление и наблюдение. Так как эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроллинг содержит комплекс задач по планированию, наблюдению и регулированию. Близко к этой тенденции примыкает тенденция расширения информационного ресурса планирования на основе использования компьютерных технологий. В рыночной экономике предприятия работают в условиях постоянно меняющихся параметров внешней и внутренней среды. Возникает необходимость отслеживать все большее количества информации, и одновременно создаются условия для лучшего получения этой информации как об изменении внешней среды (например, через Интернет), так и внутренней среды (благодаря компьютеризации учета и отчетности, установлению приборов автоматического контроля непосредственно на производственных участках и ведущих группах оборудования и т.д.). Организация планирования деятельности промышленных предприятий практически невозможно без использования средств автоматизации, что нашло воплощение в создании концепции автоматизированной информационной системы планирования предприятия (АИСПП) как связующего звена в интегрированной информационно-управляющей системе предприятия (ИИУСП).
Развитие бюджетирования и контроллинга вызвали еще одну тенденцию в планировании - привлечение самих работников к планированию их деятельности. Нельзя сказать, что участие работников в планировании является абсолютно новым явлением в российской экономике. В советской экономике широко практиковалось привлечение работников к планированию и выявлению резервов повышения эффективности производства путем составления личных комплексных планов роста эффективности труда, участия в общественных бюро экономического анализа и нормирования, организации «встречного планирования» и т.п. Но во многом
все эти формы участия работников в планировании страдали формализмом, жесткое планирование министерствами основных экономических показателей (от достигнутого уровня) не стимулировало использования трудовыми коллективами резервов. Поэтому в первые годы рыночных реформ участие работников в планировании было предано забвению и рассматривалось как наследие советского прошлого.
Между тем в самых рыночных странах Запада привлечение работников к планированию своей деятельности является уже устоявшейся тенденцией, а сейчас получает развитие и на российских предприятиях. Наиболее полное теоретическое обоснование необходимости привлечения работников к планированию нашло отражение в выдвинутом Р. Акоффом принципе участия, как важного элемента интерактивного планирования. Этот принцип предполагает, что никто не может планировать эффективно для какого-то другого. Смысл участия в планировании: увеличивать свои желания и способности, удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Экономисты - менеджеры должны обеспечить мотивы, информацию, знания, необходимые остальным категориям персонала, чтобы планировать для себя [1, с.101].
Наконец, важной тенденцией современного внутрифирменного планирования является совершенствование подходов к принятию плановых решений, все более широкое применение, как в перспективном, так и в текущем планировании экономико-математических методов, а также имитации и других формализованных методов и моделей планирования [2-5].
Основные тенденции современного внутрифирменного планирования представлены в таблице 1.
Таким образом, использование на каждом предприятии не только текущих, но и перспективных планов, современного информационного ресурса, привлечение самих работников к планированию, интеграция планирования с контроллингом будут способствовать повышению эффективности работы
предприятия, повышению их конкурентоспособности и более динамичному и стабильному развитию.
Таблица 1 - Тенденции развития внутрифирменного планирования
Тенденции Характеристика тенденции
1. Повышение роли стратегического планирования. Расширение временного горизонта планирования, комплекс действий и решений, разработка стратегии для достижения меняющихся во времени целей предприятия.
2. Изменение мотивации плановых решений. Переход от мотивации к максимизации прибыли к мотивации на максимизацию цены предприятия, сохранение платежеспособности и ликвидности.
3. Усиление координации планов взаимосвязанных структур путем бюджетирования и выделения центров ответственности. Координирующая роль бюджетирования заключается в подчинении деятельности отдельных подразделений общим целям предприятия, создание информационной базы для контроля исполнения и управленческого воздействия.
4. Интеграция с контроллингом. Интеграция традиционных методов учета, анализа, планирования и контроля в единую систему интегрированного контроллинга.
5. Расширение информационного ресурса планирования. Существенное расширение информационного ресурса планирования на базе компьютеризации.
6. Привлечение самих работников к планированию их деятельности. Привлечение работников более низкого звена к разработке планов и выявлению резервов, реализация принципа участия.
7. Совершенствован ие подходов к принятию решения. Использование вместо простого техникоэкономического обоснования экономикоматематических методов с учетом множества влияющих факторов и формализованных процедур планирования.
Литература
1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации/пер. с англ., общ. ред. и предисл. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1985. 327 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2007. 245 с.
3. Жданов С.А. Экономические методы и модели в управлении. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. 176 с.
4. Логинов Г.В., Попов Е.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании//Маркетинг в организации и за рубежом. 2009. № 2(40). С. 3-15.
5. Милосердов Д О. Модель реинжиниринга бизнес-процессов организационно-управленческой структуры промышленных предприятий//Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 4. С.105-113.