2 Десятниченко Д. Ю., Десятниченко О. Ю.
i Теоретические аспекты формирования стратегии § развития сферы рекреации и туризма в регионе
CD
^ Десятниченко Дмитрий Юрьевич
о Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) ^ Доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики m Кандидат экономических наук, доцент rabotaemail@mail.ru
Десятниченко Олеся Юрьевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры финансового менеджмента Кандидат экономических наук olesymail@gmail .com
РЕФЕРАТ
В статье обосновывается необходимость использования стратегического подхода к управлению развитием туризма и рекреации на региональном уровне. Авторы исследуют вопросы разработки региональной стратегии развития туристско-рекреационной сферы, ее роль и значение в обеспечении устойчивого развития региональной экономической системы. Авторы обращают внимание на необходимость использования принципов индикативного планирования, которое позволяет увязывать перечень планируемых количественно определенных показателей с необходимыми ресурсами и ответственными исполнителями, а также временными рамками их достижения, уходя таким образом от декларативного и пространного формулирования приоритетных целей, позволяющего отчитываться об их номинальном, но не реальном достижении, использовав при этом реальные финансовые, материальные и временные ресурсы. В статье акцентировано внимание на ряде проблем, затрудняющих развитие рекреации и туризма, решение которых требует использования возможностей и механизмов стратегического подхода в управлении региональным развитием, исследованы отличительные особенности и специфические черты туристско-рекреационной зоны, обоснован вывод о необходимости использования стратегического подхода при планировании развития туризма и рекреации, способных прямо и косвенно оказывать положительное влияние на экономику региона, способствовать устойчивости и инновационному характеру ее развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
стратегии региональные, развитие инновационное, рекреация, туризм, основы теоретические, управление развитием, развитие устойчивое
Desyatnichenko D. Yu., Desyatnichenko O. Yu.
Theoretical Bases of Forming Innovative Regional Development Strategies in the Sphere of Recreation and Tourism
Desyatnichenko Dmitriy Yurevich
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
associate Professor of the Chair of the Economic Theory and applied Economy
PhD in Economy, associate Professor
rabotaemail@mail.ru
Desyatnichenko Olesya Yurevna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
associate Professor of the Chair of financial management
PhD in Economy
olesymail@gmail .com
ABSTRACT <
The article substantiates the need for a strategic approach to the management of the development s of tourism and recreation on federal regional levels. The authors examine methodological issues of q development of the regional development strategy of tourism and recreational sector, its role and ^ importance in achieving sustainable development of the regional economic system. The authors 2 emphasize the need to use the principles of indicative planning, which allows to link the list of 01 planned quantified indicators with the necessary resources and responsible executives, as well as the time frame to achieve them, leaving thus from declarative and lengthy formulation of priorities, h allowing to report on their face but not real achievement, at the same time using the real financial, < material and time resources. The article also focused on a number of fundamentally important m groups of problems which hinder the development of recreation and tourism, the solution of which requires the use of possibilities and mechanisms of the strategic approach in the management of regional development, studied characteristics and specific features of tourist and recreational zone, conclusion about the need for a strategic approach to planning the development of tourism and recreation that could directly or indirectly have a significant positive impact on the economy of the region, to promote sustainability and innovative nature of its economic development.
KEYWORDS
strategy regional, development innovative, recreation, tourism, bases theoretical, development management, sustainable development
Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту страны, если одновременно принимаются необходимые меры для того, чтобы решить наиболее срочные национальные задачи и позволить национальной экономике достигнуть приемлемого уровня самообеспечения...1
Туризм должен планироваться государственными властями, а также властями и туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов феномена2.
По мнению авторов, стратегия устойчивого развития для большинства российских регионов в сегодняшних условиях требует обязательного определения приоритетов, учитывающих возможные направления развития туризма и рекреации. Как отмечает В. Л. Квинт, «стратеги должны быть в состоянии предвидеть еще не проявившиеся закономерности и тренды и уметь соответствующим образом стратегировать их влияние» [3, с. 6].
Высочайший туристический потенциал России обусловлен обладанием значительными запасами разнообразных и уникальных природных факторов. Развитие туризма способствует гармонизации социально-экономического развития региона, позволяя создавать конкурентоспособный и самобытный рыночный продукт, часто используя для этого архаичные исчезающие феномены национальной культуры, объекты культурного наследия, мало востребованные коренными постоянными жителями региона.
Любая стратегия закрепляет перечень основных долгосрочных целей и задач, определяющих направления будущих действий, а также объем и принципы распределения ресурсов, необходимых для достижения обозначенных целей. Ввиду
1 Принцип II, п. 1, Гаагская декларация по туризму. 14 апреля 1989 г.[Электронный ресурс]. иЯ1_: http://www.rostourunion.ru/proekty_v_rst/megdunarodnye_pravovye_akty/gaagskaya_ deklaraciya_po_turizmu.html(дата обращения: 07.03.2016).
2 Там же, принцип X, п. 1
2 специфики и масштабности стратегических целей, прямое их достижение часто
^ оказывается невозможным в связи с ограниченностью, нехваткой ресурсов, что
о обуславливает длительность временных промежутков, определяющих горизонты
о достижения планируемых результатов. Обычно этот горизонт составляет 10-
^ А Г
го 15 лет.
х На уровне государства в качестве стратегических ориентиров обычно закре-н- пляются значения основных макроэкономических показателей, таких как ВВП < и темпы его роста, объем промышленного и сельскохозяйственного производства, т уровень инфляции и среднедушевых доходов и пр. На микроуровне разработка стратегии рассматривается в контексте формирования бизнес-плана фирмы, включает в себя стратегию борьбы с конкурентами, маркетинговую, инновационную стратегию и пр.
Формирование стратегии является результатом стратегического планирования, под которым понимают алгоритм действий, увязывающий воедино исполнителей, ресурсы, пространственные и временные ориентиры. Именно стратегическое планирование позволяет обеспечить согласование целей и задач, доходов и расходов производителей и потребителей, государства и домохозяйств, экспортеров и импортеров и пр. Стратегическое планирование позволяет определить направления изменения баланса социальных слоев — групп носителей различных экономических интересов на различных исторических отрезках времени.
Говоря о целевой функции стратегического планирования развития туристско-рекреационной сферы региона, следует в первую очередь выделять факторы, определяющие привлекательность турпродукта или туруслуги данной территории, ее туристско-рекреационный потенциал, являющиеся факторами устойчивого экономического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Объектом стратегического планирования развития туристско-рекреационного потенциала региона является внедрение инновационных организационных и технологических решений привлечения и обслуживания туристов, активизация использования информационно-коммуникационных технологий, механизмы обеспечения и повышения качества обслуживания туристов. В этой связи заметно возрастает роль и значение факторов транспортной доступности и качества транспортной инфраструктуры, развитости материальной базы туристско-рекреационной сферы, наличия и качества трудовых ресурсов, учет экологических ограничений.
Кроме перечисленных выше классических факторов, в современных условиях в большинстве территорий необходимо учитывать фактор возросшей поляризации экономического развития субъектов социально-экономической деятельности относительно друг друга и относительно целей управления ими со стороны государства. Поляризация меняет механизм саморегуляции отношений внутри самих субъектов. Суть этого процесса можно определить как централизацию или децентрализацию социального статуса и социального положения каждого из субъектов относительно стратегии всего региона. Субъекты сами позиционируют себя относительно стратегических задач и главной цели региональной политики. В результате складывающейся поляризации запускается механизм саморегуляции, заменяющий на уровне домохозяйств стратегическое планирование.
Стратегия региона должна учитывать пространственную организацию производства в целом и производства туристического продукта в частности, определять общие принципы и приоритеты организации экономического пространства территории региона. Необходимо регламентировать вопросы распределения туристической и транспортной инфраструктуры, выделить зоны проживания постоянного населения и зоны расположения производственных комплексов, соотнеся их с имеющимися природными и культурными достопримечательностями, определить пропорции и концентрацию городских и сельских районов.
Разработка стратегии развития туристско-рекреационного потенциала должна 2 осуществляться с использованием инструментов индикативного планирования, | являющегося основой инструментария стратегического планирования. Индикатив- о ное планирование позволяет четко увязать требуемые значения отчетных показа- о телей с временными рамками их достижения. Индикаторы также имеют террито- т риальную привязку, воплощаясь в реальных объектах туристической инфраструк- х туры, проектируемых точках роста экономики региона, связанных с концентрацией н в них туристических и инфраструктурных объектов, внедряющих инновационные, «с ресурсосберегающие экологически чистые технологии. т
В стратегии следует учесть необходимость осуществления ряда культурно-массовых мероприятий, направленных на популяризацию главной цели стратегии развития туристской сферы экономики региона, обеспечивая тем самым широкую социальную поддержку населения и хозяйствующих субъектов, которые нередко оказываются скептически и настороженно настроенными к развитию туризма в регионе проживания. Необходимо убедительно показать и обеспечить отсутствие угроз чрезмерной антропогенной нагрузки и действенность механизмов извлечения экономической выгоды для всех субъектов экономических отношений, вовлекаемых в туристическую деятельность.
Объектом стратегического планирования может выступать туристский кластер дестинации, т. е. группа географически соседствующих и взаимосвязанных компаний, действующих в сфере туризма, характеризующихся общностью своей деятельности и взаимодополняющих друг друга. Это связано с тем, что любая туристская территория многофункциональна: на ней создается множество территориальных продуктов, каждый из которых может иметь собственную стратегию развития. Туристский продукт дестинации — это единая товарная полезность. Он создается действующими туристскими активами и ресурсами территории и потому является самостоятельным территориальным продуктом и должен иметь самостоятельную стратегию развития и изменения.
Субъект стратегического планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Стратегическое планирование туристического кластера требует учета побочных и сопутствующих отраслей, располагающихся на территории дестинации. Нередко объекты туристической индустрии являются побочным продуктом высокого уровня развития городской инфраструктуры развлечений и досуга, сформировавшейся за счет эффективной работы других отраслей экономики региона. При планировании туристического кластера дестинации следует обеспечить полный охват всех отраслей и сфер жизнедеятельности территории, во всем многообразии протекающих на ней экономических и социальных процессов.
Исследуя современное состояние российской экономики, следует отметить, что во многих ее сферах и сегментах происходят адаптационные процессы. Рыночные механизмы, возникновение и развитие которых происходило в условиях массового разрыва существовавших десятилетиями кооперативных связей, функционируют недостаточно эффективно, неспособны самостоятельно преодолевать существующие и возникающие ресурсные ограничения. Применительно к сфере туризма и рекреации отмеченные процессы проявились следующим образом. Спрос на услуги внутреннего туризма сократился, заметно ухудшив экономическое положение узкоспециализированных туристских регионов. Значительная переориентация с внутреннего туризма, не выдерживающего конкуренцию, на зарубежный усугубила незавидное положение туристско-рекреационных регионов в стране. Однако оживление интереса к внутреннему туризму, наблюдаемое с начала нулевых годов текущего века и активирующееся обычно в противофазе к общей цикличности в экономике, стимулировало развитие сопутствующих отраслей за счет мультипли-
2 кативных эффектов. Значимость данных эффектов как фактора роста экономики ^ подтверждается опытом многих стран, успешно реализовавших свой туристический о потенциал, в том числе за счет потока российских туристов.
о Туризм позволяет в целом повышать эффективность хозяйственных процессов го в регионе. Сфера туризма и рекреации, будучи высокоинтегрированной в систему х административных, финансовых и хозяйственных связей региональной экономики, н- активно взаимодействует с прочими ее субъектами, расширяя возможности ры-< ночного саморегулирования за счет перетекания ресурсов из относительно низкого эффективных в более эффективные ее сектора и субъекты. Таким образом проявляется важнейшее свойство туристской деятельности — способность к самоорганизации в рамках собственной и смежных отраслей. Туристско-рекреационная сфера, как правило, характеризуется небольшими масштабами деятельности, низкой капиталоемкостью, более выраженной территориальной распределенностью по сравнению с другими сферами хозяйственной деятельности, быстрой реакцией на рыночные сигналы и пр. Сам туризм может и не приносить высоких доходов региональному бюджету, однако, благодаря его самоорганизующему началу и значимой роли в экономике региона, развитие туризма и рекреации стимулирует развитие последней, способствует оздоровлению ее структуры.
Требование устойчивости территориального развития выполнимо лишь при длительном поддержании необходимых условий воспроизводства социального, при-родно-ресурсного, хозяйственного потенциала, что, в свою очередь, невозможно без поддержания оптимальных пропорций между составляющими воспроизводственного потенциала, их сбалансированности [2, с. 52]. В качестве стратегических направлений повышения устойчивости дестинаций следует выделить необходимость оздоровления местных финансов, которые должны обеспечивать приток местных инвестиционных ресурсов и обеспечивать благоприятные условия для роста местных туристических кластеров, повышение прозрачности финансовых взаимоотношений местных органов власти с субъектами индустрии туризма, повышение эффективности контроля над финансовыми потоками, протекающими в наличной форме, вывод их из «тени», замещение наличной формы денежных расчетов безналичной, общую декриминализацию финансово-денежной сферы.
Проблемы в традиционных туристических регионах связаны также и со спецификой сложившейся в РФ модели воспроизводства и общефедеральными тенденциями развития. Среди них проблема внутреннего недопотребления услуг отечественной туристско-рекреационной сферы, связанная с недостаточным внутренним спросом, переориентацией на импортируемые туристские услуги; проблема высокого уровня износа и даже деградации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры; растущие риски возникновения экологических и техногенных катастроф; поляризация по уровню комфорта, безопасности, оснащения дестинаций, зон отдыха туристов и мест проживания и работы постоянных жителей; поляризация населения по уровню жизни и потребления.
Переход к рыночной экономике, повсеместное упование на силу «невидимой руки» рынка, ведущий к реализации общего интереса, сформировал в 90-х гг. прошлого века устойчивую и деструктивную по сути точку зрения о том, что регулирование проблем рекреации, досуга, туризма в новых экономических условиях не требуется. Более того, туризм начал восприниматься как вид досуга, ориентированного на преимущественно состоятельные слои населения. Спад спроса на услуги внутреннего туризма, повлекший за собой разрушение его организационной структуры, потерю кадрового состава и потенциала, старение и разрушение активов, оценивался как процесс естественного приспособления структур региональных экономик к условиям рынка, как процесс оптимизации структуры регионального производства. Однако чаще всего ожидаемого оздоровления туристской отрасли
внутри страны не происходило, а граждане, массово переориентировавшись на 2 зарубежный туризм, регулярно убеждались в правильности принятого решения.
Говоря о причинах описанных выше негативных процессов, стоит отметить, что о территории, традиционно специализировавшиеся на туризме (как впрочем и все о остальные производственные территории страны в тот период), при переходе т к рыночной экономике не были способны к определению самостоятельных целей х развития в рамках относительно обособленного управления, как это предполагают н принципы рыночной экономики, по причине отсутствия ресурсов. У них отсутство- «с вали автономные системы жизнеобеспечения, накопления и потребления ресурсов. т
В сегодняшних условиях развитие туристических и рекреационных зон требует поиска и использования новых, более эффективных методов стратегического планирования. Они должны основываться на оперативной и достоверной информации о выполнении миссии и достижении стратегических целей рекреационной зоны. Стратегия должна определять долгосрочные цели, направления, принципы и методы действия органов управления в экономической, социальной и экологической сферах, комплексно учитывая возможности и интересы всех хозяйствующих субъектов и населения региона.
Стратегическое планирование туристической деятельности на региональном и национальном уровнях будет успешным лишь при условии учета экономического и экологического состояния курортно-туристского комплекса и применении концепции устойчивого развития, обеспечения притока в регионы государственных и частных инвестиций. Это, в свою очередь, приведет к появлению дополнительных рабочих мест, новых отечественных и зарубежных туроператоров. Последнее повысит качество и доступность туристических услуг внутри страны. Развитие туризма будет способствовать изменению структуры экономики, повышению ее экономической эффективности и рационализации природопользования.
На региональном уровне разработка стратегий инновационного развития туристической сферы должна быть ориентирована на создание конкурентного, специализированного и кооперированного рынка туристических услуг, участниками которого должны являться организации различных форм собственности. В ней должны предусматриваться механизмы стимулирования частного предпринимательства в сегменте малого и среднего бизнеса, притока частных инвестиций, направляемых на реконструкцию и новое строительство туристических объектов, составляющих материально-техническую базу туриндустрии, внедрения современных и прогрессивных технологий туристического обслуживания. Приток инвестиций не будет значительным без обновления нормативно-правовой базы туристской деятельности, упорядочения и повышения гарантий прав собственности, уточнения принципов государственного регулирования туристской деятельности, повышения государственных гарантий экономической и личной безопасности для туристов.
Проблема активизации притока инвестиций в туризм, как одну из перспективных отраслей экономики, связана также с тем, что частный бизнес, вкладывая собственные и заемные финансовые активы, привык мыслить категориями предельной эффективности капиталовложений, внутренней нормы доходности, дисконтирования будущего потока доходов, инвестиционного риска и пр. На фоне этого частой практикой для многих региональных стратегий и программ социально-экономического развития является размытая, аморфная формулировка ожидаемых результатов, без указания объективных количественных критериев и индикаторов оценки их достижения; отсутствие в них механизмов финансового обеспечения и контроля выполнения проектируемых бюджетных ограничений; размытость административной ответственности между несколькими организационными структурами органов исполнительной власти и пр. Указанные недостатки являются серьезными факторами сдерживания для частных инвесторов, их устранение является важней-
2 шим условием активизации инвестирования средне- и долгосрочных проектов ^ в региональной экономике, в том числе в сфере рекреации и туризма. о Отдельного внимания в стратегиях заслуживает широко развитый в СССР мас-о совый социальный и детский туризм. В современных условиях, реализуясь на го принципах конкуренции и софинансирования со стороны государства и некоторых х групп крупных работодателей, он вполне может и должен вновь стать массовым, н- качественным и широко доступным. Необходимо также активно использовать успеш-< ный советский опыт санаторно-курортного лечения, позволявший эффективно сот четать функции туризма и рекреации. Комплексное санаторно-курортное лечение, обеспечивающее эффективную профилактику заболеваний и восстановление здоровья, может стать конкурентоспособным продуктом как на национальном, так и на мировом рынках туристических и курортных услуг.
Важнейшей стратегической задачей российской туриндустрии является обеспечение интегративных процессов на региональных, федеральном и мировых рынках туристских услуг, что требует реализации комплекса мероприятий, направленных на определение и закрепление приоритетных для каждого региона страны видов туристической деятельности, разработку соответствующего комплекса региональных и местных целевых программ, позволяющих говорить о практической реализации федеральных приоритетов в развитии туризма и рекреации. Разработкой и практической реализацией данных приоритетов должны заниматься квалифицированные кадры, подготовкой и переподготовкой которых с успехом могла бы заниматься, в частности, РАНХиГС.
Бесспорным фактом является то, что расширение налоговой базы доходов региональных бюджетов, исследовавшееся ними раннее [1, с. 125], возможно за счет более полного использования доходов, поступление которых способна обеспечить эффективно функционирующая туристическая область. Но одна из проблем заключается в том, что профессиональный маркетинг в сфере туризма в РФ развит слабо. Последствия этого весьма негативные, хотя за счет привлечения туристов и развития туризма регионы и страна в целом могли бы получать заметно большие доходы. В этой связи стратегической задачей представляется активизация работы в области информационного обеспечения и рекламной поддержки возможностей сферы туризма и рекреации в России.
Стратегическое управление туристической и рекреационной сферой необходимо осуществлять параллельно в двух аспектах: сохранения и развития существующих объектов туристской сферы и улучшения позиции региона на глобальном рынке туристических услуг. Региональная и федеральная стратегии должны уделять последнему моменту существенное внимание. Система управления развитием сферы туризма должна соответствовать целому ряду требований. Формирование структуры, функций и методов управления должно основываться на системном подходе, обеспечивающем сочетание и взаимодействие элементов системы на различных уровнях управленческой иерархии, с учетом всех реализуемых при этом функций. Это обеспечит единство целеполагания и высокую скоординированность действий отдельных акторов и системообразующих элементов и механизмов отрасли.
Система управления туристической отраслью должна быть открытой, что позволит обеспечить ее устойчивость за счет возможности адаптации к меняющимся условиям на рынке туристских услуг, готовности оперативно реагировать на изменение конъюнктуры, используя широкие возможности имеющихся в распоряжении государственных органов управления административных, экономических, информационных и прочих ресурсов. Таким образом, сфера туризма и рекреации не должна рассматриваться лишь как сфера пассивного распределения созданной стоимости. Сегодня туризм активно участвует в воспроизводственном процессе, является проводником рыночных сигналов о структуре совокупного спроса, спо-
собствует диверсификации структуры производства, дифференциации продукта, 2
притоку технологических управленческих инноваций в экономику региона, повы- |
шает уровень ее организации, оказывая кумулятивное воздействие на развитие о
экономики страны и решение социальных проблем общества. о
Необходимость использования стратегического подхода при планировании раз- т
вития туризма и рекреации обусловлена способностью последних оказывать су- х
щественное положительное влияние на экономику региона как напрямую, увели- н
чивая совокупный платежеспособный спрос и денежную массу, так и косвенно, «с
стимулируя приток инвестиций в объекты туристической и местной производствен- т ной и социальной инфраструктуры, сопровождаясь проявлением синергетических и мультипликативных эффектов, формирующих позитивные тенденции в развитии процессов структурных изменений и формировании устойчивых тенденций инновационной модернизации экономики регионов РФ.
Литература
1. Десятниченко Д. Ю. Развитие налогооблагаемой базы Санкт-Петербурга как источник доходов бюджета города // Управленческое консультирование. 2014. № 2 (62). С. 124-130.
2. Десятниченко Д. Ю. О роли «точек роста» региональной экономической системы в обеспечении ее устойчивого инновационного развития / Государство и бизнес. Современные проблемы экономики. Материалы VII Международной научно-практической конференции. СПб., 2015. С. 52-57.
3. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7(79). С. 6-11.
References
1. Desyatnichenko D. Yu. Development of taxable base of St. Petersburg as source of the income of city budget [Razvitie nalogooblagaemoi bazy Sankt-Peterburga kak istochnik dokhodov byudzhe-ta goroda] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2014. N 2 (62). P. 124130. (rus)
2. Desyatnichenko D. Yu. About a role of «growth points» of regional economic system in ensuring her sustainable innovative development [O roli «tochek rosta» regional'noi ekonomicheskoi sistemy v obespechenii ee ustoichivogo innovatsionnogo razvitiya] / State and business. Modern problems of economy. Materials of the VII International scientific and practical conference [Gosudarstvo i biznes. Sovremennye problemy ekonomiki. Materialy VII Mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii]. SPb., 2015. P. 52-57. (rus)
3. Kvint V. L. Development of Strategy: Scanning and Forecasting of External and Internal Environments [Razrabotka strategii: monitoring i prognozirovanie vnutrennei i vneshnei sredy] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2015. N 7 (79). P. 6-11. (rus)