УДК 338.001.36
А.Е.ЧЕРЕПОВИЦЫН, д-р экон. наук, профессор, alekseicherepov@inbox. ru Н.В.СМИРНОВА, канд. экон. наук, доцент, [email protected] Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
A.E.CHEREPOVITCYN, Dr. in ec,professor, [email protected] N.V.SMIRNOVA, PhD in ec., associate professor, [email protected] National Mineral Resources University (Mining University), Saint Petersburg
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОРСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРОЕКТОВ «САХАЛИН-1» И «САХАЛИН-2»)
Дальний Восток России относится к числу проблемных регионов, где остро стоят такие вопросы, как модернизация производственной инфраструктуры (прежде всего, транспортной), дефицит квалифицированных кадров, диспропорции территориального развития. Сахалинская область является одним из наиболее развитых нефтегазодобывающих районов Дальневосточного экономического региона. По масштабам привлечения иностранных инвестиций нефтегазовые проекты острова Сахалин являются уникальными для России. Реализация данных проектов оказывает существенное влияние на развитие многих отраслей экономики (строительство, торговля, финансы, сфера услуг) как Сахалинской области, так и Дальнего Востока.
Проведен анализ основных социально-экономических эффектов развития региона при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые являются первыми крупномасштабными проектами освоения российского шельфа с привлечением иностранного капитала.
Ключевые слова: углеводородные ресурсы, прямые и косвенные эффекты, соглашение о разделе продукции, Сахалинская область, регион.
SHELF OIL AND GAS PROJECTS INFLUENCE ON THE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF «SAKHALIN-1»
AND «SAKHALIN-2» PROJECTS)
The Russian Far East is one of the problem areas where acute issues such as the modernization of the industrial infrastructure (especially transport), lack of qualified personnel, regional development disparities. Sakhalin Region is one of the most developed oil and gas region of the Far East. On the scale of foreign investment Sakhalin oil and gas projects are unique to Russia. These projects have a significant impact on the development of many other sectors of the economy, as: the construction, trade, finance, and services in the Sakhalin region and the Far East.
The paper analyzes the main socio-economic effects of the region in the implementation of the Sakhalin-1 and 2, which are the first large-scale development projects of the Russian shelf with foreign investment.
Key words: hydrocarbon resources, the direct and indirect effects, production sharing agreement, the Sakhalin region.
Ввод в действие месторождений углеводородов, расположенных на российском шельфе, требует привлечения значительных
инвестиций, а также новых технологических и управленческих решений, что сопряжено с высокой степенью риска. Отечественные
-275
Санкт-Петербург. 2013
Краткие характеристики проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»
Показатель Сахалин-1 Сахалин-2
Месторождения Компании-участники, доля в аукционном капитале Извлекаемые запасы углеводородов Добыча нефти Добыча газа Одопту, Чайво, Аркутун-Даги «Эксон Нефтегаз Лимитед» - 30 %; «Роснефть» - 20 %; японский консорциум «СОДЭКО» - 30 %; индийская государственная НК «ОНГК Видеш Лтд.» - 20 % 485 млрд м3 газа и 307 млн т нефти С 2005 г. С 2005 г. Пильтун-Астохское, Лунское «Сахалин Энерджи» (ОАО «Газпром» -50 % плюс одна акция, «Шелл» - 27,5 %, «Мицуи» - 12,5 %, «Мицубиси» - 10 % акций) 600 млрд м3 газа и 170 млн т нефти и конденсата С 1999 г. С 2008 г., с 2009 г. - производство СПГ
нефтегазовые холдинги не обладают необходимыми технологиями и не имеют достаточного опыта разработки месторождений акваторий, что обусловливает участие иностранных компаний. Взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами по освоению и разработке топливно-энергетических ресурсов является не только одним из важнейших направлений долгосрочной энергетической политики России, но и важнейшим фактором развития экономических субъектов.
Россия находится в начале пути освоения своего углеводородного шельфового потенциала. Первыми примерами реализации крупномасштабных проектов освоения российского шельфа с привлечением иностранного капитала являются проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (см. таблицу). Оба проекта реализуются в рамках соглашения о разделе продукции (СРП), которое вступило в силу в 1996 г. В рамках проекта «Сахалин-1» осваивается три месторождения, в рамках проекта «Сахалин-2» - два месторождения, которые содержат значительные запасы нефти и газа.
К регионам реализации и влияния проектов, кроме Сахалинской области, относится Приморский и Хабаровский края в связи с расположением на их территориях ряда вспомогательных объектов проектов, привлечением к участию в реализации проекта местных предприятий и организаций, а также в связи с их территориальной близостью. Тем не менее наиболее существенное влияние
Здесь и далее на основе официальных и статистических данных, представленных на сайтах правительства Сахалинской области и компаний «Сахалин-1» и «Сахалин Энерджи».
276
проекты оказывают на развитие Сахалинской области. В освоении месторождений задействованы 10 из 17 районов Сахалинской области, население которых составляет около 70 % общей численности населения области.
Влияние проектов характеризуется, прежде всего, прямыми поступлениями в бюджеты различного уровня и внебюджетные фонды, а также косвенными эффектами (рис.1).
Соглашения о разделе продукции содержат определенные условия и положения, относящиеся к разведке и разработке ресурсов, а также распределению прибыли (рис.2).
Российское правительство вело переговоры о заключении СРП около 17 лет назад, когда цены на нефть были низки и составляли около 15 долларов США за баррель. По условиям СРП Россия получает доход от продажи нефти и газа, но только после того как инвесторы окупят свои первоначальные затраты. В 2005 г. компания «Шелл» (Shell) удвоила стоимость проекта «Сахалин-2» до 20 млрд долларов США, а компания «Эксон Мобил» увеличила оценку проекта «Сахалин-1» на 30 %, до 17 млрд долларов США, ссылаясь на увеличение цен на сталь и ревальвацию рубля. В обоих случаях утверждение новой стоимости проектов отодвинуло время получения прибыли российским правительством, что вызвало серьезный конфликт между иностранными компаниями и российским руководством.
Согласно принятым соглашениям компании-операторы проектов освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К доходам государства относятся роялти, прибыльная часть продукции, налог на прибыль
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.205
Социально-экономические эффекты реализации проектов
Рис. 1. Социально-экономические эффекты реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»
Стоимость добытых углеводородных ресурсов Су
Роялти (Р)
Сахалин-1 - 8 % Сахалин-2 - 6 % Р = 8(6) х Сугл
Прибыльная продукция (П)
П = Сугл - Р - В
5 %
95 %
50 %
1г.
Доля государства
Сахалин-1 Пгос = (15-70) % х П
Сахалин-2 Пгос = (10-70) % хП
Бюджет Сахалинской области
50 %
Бюджет РФ 2 %
12.
V
Доход государства
1г
Доля инвестора
Сахалин-1 Пинв = (85-30) % х П
Сахалин-2 Пинв = (90-30) % х П
Ж
Налог на прибыль
(20 % х Пинв)
90 %
И.
Возмещаемая продукция инвестора (В)
Сахалин-1 - до 85 % Сахалин-2 - до 100 % В - сумма понесенных затрат инвестора, но не более Сугл - Р
Ж
Льготы для инвестора
Инвестор освобождается от уплаты НДС, налога на имущества и НДПИ
Доход инвестора (Пинв - налог на прибыль)
Рис.2. Схема распределения прибыльной продукции по условиям СРП (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»
Санкт-Петербург. 2013
и Я 0 и н 8
° ° а
ЛЮ 6
* а 4
8 2 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис.3. Уровень безработицы в регионе (данные Росстата)
от реализации продукции инвесторами, отчисления в страховые и иные фонды, подоходный налог работников, взносы в фонд развития Сахалина. Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 г. около 686 млн долларов, к началу 2010 г. уже 5 млрд долларов. Сахалинская область получает эффекты от создания рабочих мест, отчислений НДФЛ, налога на прибыль, 50-процентную долю в прибыльной продукции, часть роялти.
Согласно мнению большинства специалистов, условия СРП привели к недополучению части прибыли региональным бюджетом из-за низкой доли роялти (всего 5 %) и изменений федерального законодательства в части снижения ставки по налогу НДФЛ для высококвалифицированных иностранных специалистов с 30 до 13 %.
Следует отметить, что при цене на нефть ниже 70 долларов за баррель выручка от реализации углеводородов не покрывает понесенных инвесторами затрат по реализации проектов, поэтому прибыльная продукция не распределяется, что приводит к тому, что в государственный бюджет, региональный и федеральный, поступает только роялти.
До сих пор по СРП высказывается много претензий. Капиталообразование, объемы инвестиций и добычи, поступления в бюджет отстают от ожидавшихся. Неоднозначную реакцию у специалистов вызывают ставки роялти и параметры раздела прибыльной продукции, выгодные в большей степени для инвестора, нежели для государства. Несмотря на значительные доходы бюджетов различных уровней, наблюдаются потери российской стороны, которые связаны, прежде всего, с неудачным правовым регулированием договорных отношений, содержащимся как непосредственно в согла-
шениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2», так и в большинстве нормативно-правовых актов, имеющих отношение к данной сфере.
Кроме прямых поступлений в федеральный и региональный бюджеты следует учесть инвестиции компаний-операторов в развитие общегражданской инфраструктуры и социальной сферы острова, что исключает или снижает расходы бюджета на многие из данных мероприятий.
Общие вложения компаний-операторов за 1994-2011 гг. в развитие инфраструктуры Сахалина, реализацию проектов устойчивого развития и социальных проектов составили более 876 млн долларов. Эти средства идут на реконструкцию и ремонт автомобильных и железных дорог, медицинских учреждений, телекоммуникационных сетей, объектов утилизации отходов.
К прямым эффектам реализации проекта также относится увеличение занятости населения. Как видно из рис.3 уровень безработицы в Сахалинской области имеет тенденцию к уменьшению. Исключение составляют только 2008-2009 гг., которые относятся к периоду экономического кризиса. Увеличению занятости населения способствует тот факт, что СРП предусматривает принятие всех возможные мер к достижению 70-процентного уровня российского участия, который определяется трудозатратами российского персонала в человеко-часах и объемами закупок отечественных материалов и оборудования.
Освоение нефтегазовых месторождений благоприятно сказалось на развитии экономики Сахалинской области. Валовой региональный продукт (ВРП) возрос многократно, а по состоянию ВРП на душу населения Сахалинская область входит в пятерку ведущих субъектов Российской Федерации. Динамику ВРП Сахалинской области характеризуют следующие данные:
Год
2005
2006
2007
2008
2009
2010
общий, млн руб.
121014,1 166105,4
286273.0 335878,4
392356.1 455298,7
ВРП
на душу населения, руб.
228624 317164 550659 650259 765223 912453
278 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.205
Что касается других преимущественно косвенных социально-экономических показателей развития региона, то они не испытали значительного роста:
• по данным статистики Сахалинской области, уровень образования с началом освоения проектов изменялся незначительно, число высших и средних специальных учебных заведений снизилось, как и численность учащихся;
• важнейшую роль в росте ВРП сыграл нефтегазовый комплекс, являющийся основой его структуры (около 50 %), внутреннее производство по другим отраслям, за исключением строительства, невысокое;
• разработка проектов иностранными компаниями не срособствует в полной мере эффективному развитию российских поставщиков;
• большая часть продукции, добываемая на месторождениях Сахалина, поставляется на экспорт, что не обеспечивает изменения структуры топливно-энергетического баланса региона.
Таким образом, анализ эффектов реализации проектов показал, что условия, на которых были заключены СРП, не очень вы-
годны для российского государства. Возникает необходимость совершенствования законодательства о недрах в части предоставления в пользование участков недр на основе гражданско-правовых механизмов.
Тем не менее реализация проектов уже привела к следующим положительным эффектам:
• в рамках освоения месторождений функционирует уникальный механизм, позволяющий российским компаниям внедрять достижения мировых технологий, международного предпринимательства и навыков управления;
• найдены технические решения, связанные с работой оборудования в условиях низких температур, разработаны инженерные решения, которые обеспечивают работу в сейсмоопасном регионе;
• произошел пуск первого в России завода по производству сжиженного природного газа, который имеет важное политическое и экономическое значение;
• наблюдается значительный приток инвестиций в регион и рост поступлений в бюджеты различных уровней, развитие социальной сферы.
-279
Санкт-Петербург. 2013