Научная статья на тему 'Экономическое обоснование стратегий компаний, работающих на транспортном рынке'

Экономическое обоснование стратегий компаний, работающих на транспортном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / STRATEGY / INTEGRATION / INNOVATION / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхан Тхи Кхань Линь

В работе обосновывается маркетинговый подход к формированию стратегических целей компаний. Показана эффективность интеграционно-инновационного направления повышения конкурентоспособности компаний разного масштаба бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC JUSTIFICATION STRATEGIES OF COMPANIES OPERATING IN THE TRANSPORT MARKET

In the paper the marketing approach to the formation of the strategic objectives of companies is given. The efficiency of integration and innovative ways of increasing the competitiveness of companies of all sizes of business is shown.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование стратегий компаний, работающих на транспортном рынке»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ТРАНСПОРТНОМ РЫНКЕ

Тхан Тхи Кхань Линь, аспирант Московского государственного университета путей сообщения, Москва

В работе обосновывается маркетинговый подход к формированию стратегических целей компаний. Показана эффективность интеграционно-инновационного направления повышения конкурентоспособности компаний разного масштаба бизнеса.

Ключевые слова: стратегия; интеграция; инновация; конкурентоспособность.

ECONOMIC JUSTIFICATION STRATEGIES OF COMPANIES OPERATING IN THE

TRANSPORT MARKET

Tkhan Tkhi Khan Lin, the post-graduate student, Moscow state university of Railway Engineering

In the paper the marketing approach to the formation of the strategic objectives of companies is given. The efficiency of integration and innovative ways of increasing the competitiveness of companies of all sizes of business is shown.

Keywords: strategy, integration, innovation, competitiveness.

В современном мире имеют место две тенденции - глобализации и регионализации мира. Первая отражает качественно новое состояние взаимосвязей в политике, экономике, экологии. Вторая, определяемая как "многополюсность" (или "многополярность"), проявляется в перераспределении значения отдельных стран и групп стран в мировой экономике.Глобализация включает ряд процессов. Наиболее важными из них являются движение товаров и услуг между странами и секторами экономики, передвижение людей, вызванное потребностями осуществлять экономические функции, движение интеллектуальной продукции и идей между исследовательскими и учебными центрами, а также высокая динамика показателей финансовых рынков и их неопределенность. Следствием этого является высокая динамика всех отраслевых рынков. Осуществлению глобализации на практике способствовала либерализация, которая уменьшает ограничения для доступа и операций на мировом рынке, изменяет внутреннее законодательство, внешнеэкономические связи, способствует усилению конкуренции и динамики развития производственно-экономических и социальных систем. В силу этого стратегии компаний, фирм различного масштаба бизнеса должны быть ориентированы на соответствующий уровень конкурентоспособности и скорость ее достижения.

В конкурентоспособности интегрированно проявляется степень реализации и согласованности базовых конкурентных преимуществ фирмы, компании, которые достигаются на основе выдвигаемой системы критериев среднесрочного и долгосрочного функционирования компании и системы прогнозных ограничений на ресурсы и рыночный спрос. При этом надо учитывать, что современному хозяйству свойственна регулируемая конкуренция, которая существует вместе с нерегулируемой, свободной конкуренцией. Оба вида конкуренции тесно переплетены и часто являются формами хозяйственной деятельности одних и тех же экономических агентов. Развитие научно-технического процесса (НТП) и интернационализация производства способствуют дальнейшему росту неопределенности воспроизводства в мировом хозяйстве. Повышение неопределенности регулируемых систем делает условным процесс регулирования. Следует подчеркнуть, что большинство малых и средних стран не обладают необходимыми ресурсами и отраслями, способными обеспечить экономический рост и повышение доходов населения на внутренней основе. Оптимизировать народнохозяйственные пропорции и эффективно перейти к интенсивным методам роста они могут путем интеграции в глобальные экономики. Но такая интеграция означает, что структура экономики страны определяется внешними рынками. При этом страна не может заметно воздействовать на общее экономическое пространство. Она вынуждена следовать правилам, навязанным развитыми центрами мировой системы. Результаты этой интеграции в значительной степени непредсказуемы. Поэтому интеграция в региональные экономические группы в соединении с национальным экономическим ростом - главная задача развивающихся стран и способ реализации их экономической безопасности. Одним из путей решения этой задачи является закрепление фирм на национальных и мировых рынках.

Выход национальных и мультинациональных фирм на рынки с различной степенью конкуренций и её динамики требует комплексного анализа условий и оценки приоритетов развития компаний. Для этого необходим выбор соответствующих стратегий (общих и функциональных). Стратегии определяют алгоритм поведения компании и затраты ресурсов, что направлено на рост конкурентоспособности и устойчивости компании на национальных и международных рынках. Таким образом, в основу формирования стратегий целесообразно положить маркетинговый подход, где динамика и уровень изменения конкурентоспособности компании являются интегральным критерием.

На рынке транспортных услуг работают компании, фирмы, чья отраслевая направленность разнообразна. Одни из них являются компаниями - перевозчиками, другие - операторами, третьи обеспечивают многопрофильную инфраструктуру, необходимую для реализации перевозочного процесса и являются субъектами других отраслей. Национальный транспортный рынок каждой страны в современных и будущих условиях по сути является сегментом международного рынка. Выход на него и закрепление в короткие сроки национальных и зарубежных компаний и фирм разного масштаба бизнеса и отраслевого назначения требует выбора соответствующих форм и алгоритма закрепления, ориентированного на динамичный и эффективный рост конкурентоспособности компании в условиях системы национальных и международных ограничений на транспортном рынке и динамики спроса на транспортные услуги.

Все это определяет актуальность маркетингового подхода к формированию стратегии развития компаний, ее функциональных составляющих и разработки методического подхода к выбору инструментов реализации стратегии.

Анализ работ по оценке уровня конкурентоспособности национальных экономик показал, что важным является результат внешнеэкономической деятельности различных форм бизнеса и изменение структуры экономик, в частности, на основе различных форм интеграции. Влияние интеграции проявляется через ускорение темпов экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, через укрепление стабильности в регионах, поощрение активного сотрудничества.

Важнейшее влияние интеграции вытекает из анализа современных моделей развития национального бизнеса и избираемых им стратегий. Он показал, что наиболее эффективной для развивающихся стран с большим предложением на рынке труда является Юго-Восточная модель, которая основана на государственной поддержке инновационного развития малого и среднего бизнеса и интеграционных формах его функционирования на открытых национальных и на международных рынках. Однако выбор вариантов форм интеграции требует формирования системы экономических инструментов для обоснования того или иного решения в специфических условиях отраслевых рынков и имеющегося потенциала ПЭС.

Модернизация ПЭС, создание и рост совместных предприятий на основе горизонтальных связей, увеличение доли услуг в ВВП национального хозяйства - этот процесс требует быстрого и

рационального принятия решений, выбора в короткие сроки эффективных средств их реализации.

Модель национального хозяйства определяет внешнюю среду деятельности компании, в итоге - выбор их стратегии и тактики на отраслевых рынках. Анализ современных форм взаимодействия ПЭС разного иерархического уровня позволил обобщить результаты двух из них - интеграции и инновационного развития. При формировании интегрированных структур субъектов бизнеса разного масштаба реализуются критерии, приведённые в таблице 1, что приводит к различным эффектам и синергии на их основе.

В результате формируется система факторов повышения не только эффективности, но и уровня синергии. Примером широко распространенной в мировой практике формы взаимодействия субъектов малого, среднего и крупного бизнеса является субподряд (субконтрактация), создание сетей и др. В результате субподряда крупный бизнесосвобождается от экономически невыгодного производства,сокращать производственный цикл,высвобождать финансовые ресурсы, получать стратегические преимущества, расширять с помощью малых предприятий рыночные ниши. Малые предприятия получают возможность повысить конкурентоспособность за счёт развития базовых конкурентных преимуществ и имиджа компании, что способствует устойчивости малых предприятий на отраслевом рынке. Этому способствует согласование стратегических решений взаимодействующих экономических субъектов.

Для транспортного рынка, где имеют место альянсы между

транспортными компаниями и фирмами малого и среднего бизнеса характерна монополистическая конкуренция. Изменение рыночных позиций компании вызывает реализацию других участников рынка. Поэтому эталонные показатели, которые используются при формировании уровня конкурентоспособности - У меняются. Это сказывается наУс и в итоге определяет рыночную силу компании. Рыночную силу целесообразно оценивать коэффициентом Джини, данные для расчета которого достаточно доступны.

При анализе особенностей транспортного рынка были рассмотрены два его варианта: открытый национальный транспортный рынок и международный. В первом случае его главными особенностями являются консерватизм и инерционность спроса, существенная роль государственного регулирования, которое определено стратегией национального развития и обеспечения национальной безопасности. Указанное определяет высокую значимость национальных транспортных компаний и влияние их имиджа на фирмы малого и среднего бизнеса, работающие на разных сегментах транспортного рынка. С другой стороны, если рассматривать фирмы, выходящие на рынок железнодорожного транспорта, то следует отметить их работу в высококонкурентной среде и с потребителем, чей спрос консервативен и ограничен по количественным показателям. Однако он быстро меняется по качественным показателям. Этот рынок близок по форме к рынку монополистической конкуренции.

В рамках международных политических и экономических союзов национальный железнодорожный транспорт становится бо-

Блок 1. Оценка уровня конкуренция на различных сегментах рынка

I

Блок 2. Исследование эластичности спроса на данном сегменте транспортного рынка с целью оценить перспективы его развития

Блок 3. Анализ рыночной силы различных компаний действующих на сегментах транспортного рынка

Блок 4.Идентификация рыночной силы и уровня конкурентоспособности действующих компаний.

Блок 5. Анализ динамики показателя рыночной силы и выявление тенденций ее развития

Блок 6. Выбор фирм для предложения о сотрудничестве

Блок 7. Выбор возможных форм сотрудничества

Блок 8. Оценка их влияния на характер и объемы бизнеса, а также конкурентоспособность фирм-партнеров

Блок 9. Выбор наиболее эффективного варианта сотрудничества для долгосрочного и краткосрочного периодов

Блок 11. Оценка долгосрочной эффективности

Блок 10. Оценка изменения уровня конкурентоспособности фирм- партнёров и их бизнесов на открытом транспортном рынке

Рис. 1 Последовательность этапов анализа и формы стратегической интеграции компании

лее динамичным в своем развитии. Это приводит к росту потребности в финансовых и инновационных преимуществах, в развитии глобальных преимуществ и к необходимости учета культурных преимуществ в национальных и транснациональных транспортных компаниях. В итоге задача закрепления фирм малого и среднего бизнеса на транспортном рынке ставит их перед необходимостью быть носителем инновационных технологий, услуг и продукции. Это стимулирует формирование интегрированных структур с влиятельными фирмами-партнерами, действующими на транспортном рынке, что позволяет создать технологические и финансовые преимущества, способствует росту инновационного потенциала и инвестиционных возможностей фирм, взаимному росту конкурентоспособности.

Международные рынки представляют собой область взаимодействия хозяйствующих субъектов разных стран - фирм с различной национальной принадлежностью. Национальная принадлежность в данном случае определяет особенности поведения фирмы внутри страны. Успешное функционирование фирмы на международных рынках, как известно, возможно при наличии у нее следующих конкурентных преимуществ: преимущества деятельности, целостности, товара, услуги, факторов производства, стратегии, тактики, долгосрочного планирования. Основой этого являются базовые конкурентные преимущества. На все виды конкурентных преимуществ влияют процентные ставки, валютные колебания, инфляция, состояние деловой активности в стране, транспортные издержки, институциональные и кредитные риски, масштаб производства, репутация фирмы. Все это формирует рыночную власть фирмы, динамику рыночной силы при использования различных механизмов закрепления на рынке. Уровень интеграции определяет характер отраслевого рынка и последствия государственного регулирования. В исследовании для национального рынка выявлено предельно допустимое количество фирм, которое обеспечивает участие (ЭУ) на сегменте транспортного рынка. Этот показатель базируется на минимально эффективном объеме услуг. Использование этого показателя позволяет провести предварительный отбор фирм, стремящихся предложить свой услуги транспортным компаниям. Создание интегрированных структур рациональных размеров позволяет реализовать синерге-тический эффект, определяемый внутренней и внешней средой и дающий планируемое изменение конкурентоспособности и рыночной власти.

Сформирована последовательность этапов анализа и выбора

интеграционно-инновационных изменений, определяющих стратегию развития компании (фирмы), что апробировано при выборе партнеров для железнодорожных компаний-перевозчиков во Вьетнаме.

Разработанная последовательность этапов отражает основные методические положения формирования стратегии повышения Укс компании (рисунок 1).

Анализ включает:

- производственно-экономическую и маркетинговую оценку систем железнодорожного транспорта Вьетнама;

- характеристику сценариев государственного регулирования транспортного рынка Вьетнама и оценку их влияния на эффективность работы железнодорожного транспорта страны;

- оценку эффективности развития пассажирских перевозок с повышенными скоростями движения и уровнем комфортности;

- анализ ряд форм эффективной интеграции компаний с железнодорожным транспортом Вьетнама.

Были оценены варианты развития и реконструкции железной дороги в северной части Вьетнама с участием китайских и японских фирм. Оценка вариантов проведена на основе предложенных моделей и алгоритма. Конкурентоспособность вариантов оценена по модели (1). Преимущество получил китайский проект. Это соответственно дает преимущественные условия для закрепления этой компании на транспортном рынке Вьетнама. Выбор варианта интеграции и закрепления на отраслевых рынках- процесс двухсторонний. Из примера участия в развитии железнодорожного транспорта Вьетнама компаний других стран следует, что проект с китайским участием даёт больший рост конкурентоспособности железнодорожным перевозкам по сравнению с японским, вследствие лучшего соотношения качество/цена. Кроме того, для китайских компаний, стремящихся закрепиться на рынке Вьетнама, возникает возможность сформировать ту часть показателя конкурентоспособности, которая связана с её имиджем. В то же время японские компании не будут иметь этой составляющей.

Алгоритм определения уровня конкурентоспособности и темпов его роста при реализации инвестиционного проекта организации пассажирского сообщения с повышенными скоростями и комфортностью на направлении Ханой - Хайфонг проиллюстрирован блок-схемой (рисунок 2).

Для производственно-экономической системы при оценке эффективности проектов рассмотрены следующие сценарии:

N1 - Модернизация существующих транспортных средств с

Таблица 1. Критерии и факторы эффективности интеграции бизнес структур

Вид критерия Факторы повышения эффективности функционирования структуры

Минимизация транзакционных издержек Снижение издержек заключения долгосрочных договоров, снижение себестоимости цены, рост рыночного сегмента

Максимизация долгосрочных конкурентных преимуществ Инновационные, ресурсные, финансовые, культурные, глобализационные преимущества -повышение неценовых характеристик

Максимизация эффективности использования потенциала на основе взаимовыгодных деловых отношений Развитие системы поставок, повышение эффективности внутрикорпоративного планирования, общая сбытовая сеть, обмен ресурсами, перекрестное владение акциями, привлечение заёмных средств на основе солидного залога, гармонизация внутрикорпоративных отношений.

Максимизация синергетического эффекта Эффект масштаба производства, рост кредитной привлекательности, рост чистого выигрыша, рост дивидендов

ТЯЛШРОЯТ ВШШЕ88 Ш ЯШ81Л | №1 2014 | 61

Рис. 2. Алгоритм определения конкурентоспособности и скорости ее нарастания

Таблица 2 Значения интегрального критерия эффективности проектов.

Проект Значение критерия ^ - 0,4А/„.. - 0,6г, Значение критерия ^ = 0,6Д/„, - 0,4г,. Значение критерия ^ = 0,8А1кс - 0,2т,. Значение критерия ^ = 0,2А/кс - 0,8г;

N 1 -0,53 -0,32 -0,11 -0,74

N2 -0,57 -0,35 -0,13 -0,78

N3 -0,58 -0,37 -0,16 -0,79

62 ТЯАШРОЯТ БШТКЕББ Ш КШЗТА | №1 2014 |

целью повышения их комфортности и надёжности на основе внутренних инвестиций;

N2 - Модернизация и повышение скоростей на основе техники Китая;

N3 - Модернизации и повышение скоростей на основе техники японских компаний.

В соответствии с разработанной методикой и пользуясь вышеизложенным алгоритмом, проведено ранжирование предложенных в бизнес-плане проектов. Был использован интегральный критерий оценки проектов. Критерий учитывает изменение уровня

конкурентоспособности Л/ и скорость его достижения

* ^ = г^кс - г2т .

В таблице 1 приведены различные комбинации коэффициентов значимости конкурентоспособности и скорости её нарастания для железнодорожного транспорта Вьетнама, г1 , г2 , определяющих интегральный критерий.

Полученные значения критерия указывают на то, что

проект^, N3 в условиях существующего и прогнозируемого спроса не относится к инновационному типу в силу малого прироста конкурентоспособности. Из приведенных сценариев проектов наиболее эффективным является сценарий N1. Однако он не является пока инновационным из-за слабой динамики индекса кон-

курентоспособности,

< 1

При повышении уровня жизни населения страны проект перейдет в стадию инновационного, так как никакой другой из имеющихся не обеспечит требуемой скорости роста конкурентоспособности. Результаты расчетов дали более развернутую характеристику проектов для менеджмента вьетнамских железных дорог. Целесообразность оценки проектов при различных значимостях скоростей нарастания У важна, т.к. скорость У обеспечивается

г г кс ' г кс

увеличением инвестиционных вложений в проект. Снижение значимости времени нарастания Укс для компаний позволяет допустить меньшие вложения инвестиционных ресурсов в начале жизненного цикла проекта и тем самым увеличение их эффективности использования за весь период жизненного цикла альянса.

ТЯАШРОЯТ БиБШЕББ Ш ЯШ81А | №1 2014 | 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.