Характерной особенностью рынков целлюлозы и бумаги является усиление концентрации производства, в результате чего появляется небольшое число очень крупных многонациональных компаний. Так, например, в 1995 - 99 гг. в Финляндии продолжал наблюдаться процесс концентрации производства, в Соединенных Штатах имели место случаи слияния и поглощения компаний и, кроме того, произошло укрепление позиций ряда международных лесозаготовительных компаний, которые были созданы в Юго-Восточной Азии, но в настоящее время осуществляют операции в других регионах.
В целях поиска новых рынков сбыта фирмы проводят активную работу по разработке изделий, которые бы удовлетворяли
конкретным запросам потребителей и могли бы использоваться в новых областях применения.
В России годовой объем производства продукции ЦБП в 2000 г. составил по отдельным продуктам отрасли от 13 до 24%. Из этого объема почти 52 % пошло в 2000 г. на экспорт. Почти половину продукции отечественной ЦБП составляют полуфабрикаты (различные виды целлюлозы, картона). 75 % объемов производства российских ЦБП сосредоточено в 11 ведущих предприятиях отрасли.
Перспективы развития ЦБП в нашей стране имеются, но при условии своевременного обновления парка технологического оборудования.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОДОРОГ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
И.М. МУХИН, доцент кафедры экономики и организации обрабатывающих отраслей промышленности
По указанной тематике выполнен широкий анализ существующего положения в отрасли, а также проведены научные исследования. В результате сделан ряд выводов.
1. Улучшение экономического положения и развития в рыночных условиях лесной промышленности, особенно лесозаготовительной, в значительной степени связано с необходимостью повысить внимание к проблемам развития транспорта древесины. В первую очередь это касается автомобильного транспорта, поскольку он является почти монополистом среди применяемых видов транспорта, играет существенную роль в технологическом процессе предприятий отрасли, характерен высокой капиталоемкостью и трудоемкостью.
2. Анализ работы лесовозного автотранспорта и его экономики показал важность улучшения планирования и проектирования его развития в современных условиях, что требует научного обоснования. Одним из ключевых вопросов при этом яв-
ляется экономическое обоснование рационального сочетания таких крупных звеньев материально-технической базы транспорта, как его подвижной состав и дорожная сеть.
3. В исследовании доказывается, что главным является не сравнение видов автопоездов между собой и выбор лучшего из них, чем раньше занимались некоторые исследователи. Более точным является подбор автопоездов под проектируемые или существующие лесовозные дороги с дальнейшим поиском их эффективного сочетания. Это обеспечит большую экономию денежных и трудовых ресурсов, более правильное сочетание типов подвижного состава и лесовозных дорог.
4. Для выполнения большого числа экономических расчетов разработана методика, алгоритм и программа на базе ВМ РС. Обосновано большое количество первичных данных (параметры автопоездов, дорог, величины коэффициентов, цен, скоростей движения, нормативов затрат и т.д.).
Рассмотрено порядка 30 возможных к применению автопоездов. Выполнена их типизация по 4-м группам - легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.
5. Определен перечень авто лесовозов, рекомендуемых для вывозки древесины по лесовозным дорогам и дорогам общего пользования.
Так, лесовозные автопоезда на базе автомобилей ЗИЛ имеют наибольшие эксплуатационные затраты по отношению к другим, а также заметно уступают в надежности. Данный лесовоз рекомендуется к применению на грунтовых дорогах.
Автопоезда на базе тягачей КАМАЗ-5410 и его модификаций рекомендуется эксплуатировать с прицепом-роспуском ТМЗ-802, ГКБ-9383 и ГКБ-9362 на шинах 320-508. Грузоподъемность в зависимости от используемого прицепа находится в пределах 17 - 23 м3 и поэтому такой автопоезд вполне может применяться на предприятиях, имеющих выход к дорогам общей сети, рассчитанных на пропуск автомобилей группы А, а также на устроенных лесовозных дорогах с гравийными и другими усовершенствованными типами покрытий.
Лесовозные автопоезда на базе автомобилей КрАЗ рекомендуются для применения на устроенных лесовозных дорогах с гравийными и другими видами покрытий. Однако, применение этих автопоездов ограничено длиной хлыста менее 17 м по условиям использования грузоподъемности. Существует также возможность применения данных автопоездов на дорогах общего пользования с соблюдением габарита по ширине 2,5 м.
Автомобиль КрАЗ-260Л на широкопрофильных шинах повышенной проходимости размером 1300x530-533 рекомендуется для вывозки древесины из лесосек на предприятиях с низкой несущей способностью грунтов, а на предприятиях с высокой несущей способностью грунтов его рекомендуется использовать при двухступенчатой технологии вывозки древесины, как автопоезд на 1-й ступени для подвозки древесины с лесосек на промежуточные лесные
склады, расположенные у магистралей лесовозных дорог.
Автопоезд КрАЗ-260+ГКБ-9383 с прицепом-роспуском на двухскатных колесах с шинами 320-508 может применяться на всех типах дорог, допускающих эксплуатацию автопоездов группы А.
Лесовозный автопоезд на базе автомобиля КрАЗ-6437 возможен к применению на устроенных лесовозных дорогах в равнинной местности (при подъемах в грузовом направлении до 60 %) в леспромхозах, имеющих среднюю длину хлыста более 21 м, при вывозке древесины из лесосек по специально устроенным усам, в том числе из щитовых покрытий, а также при перевозках древесины по магистральным автодорогам. Также на базе автомобиля КрАЗ-6437 могут создаваться двухкомплектные автопоезда КрА3-643 7+ЗГКБ-93 62, которые рекомендуются для применения на перевозках древесины с промежуточных складов, а при благоприятных условиях - из лесосек, по магистральным дорогам при ширине проезжей части не менее 8 м и при подъемах не более 40 %.
Лесовозные автопоезда на базе автомобилей МАЗ. Автопоезд по нагрузкам на оси принадлежит к поездам группы А (нагрузка на одиночную ось до 100 кН) и поэтому вполне может применяться на предприятиях, имеющих выход к дорогам общей государственной сети, рассчитанных на пропуск автомобилей группы А, а также на устроенных лесовозных дорогах с гравийными и другими типами покрытий. Для освоения лесосек в лесах с расстроенным лесосечным фондом или при проведении лесохозяйст-венных мероприятий на автопоезд может монтироваться гидроманипулятор.
Лесовозные автопоезда на базе автомобилей Урал имеют высокую проходимость на неустроенных дорогах и значительно меньшее по сравнению с другими лесовозами воздействие на дорожное покрытие. Они рекомендуются для применения на вывозке древесины по лесовозным дорогам с низкой несущей способностью грунтов, на дорогах общего пользования, а также в каче-
стве автопоезда на 1 ступени при двухступенчатой технологии вывозки древесины, для подвозки древесины на промежуточные склады, расположенные на магистралях лесовозных дорог.
Что же касается сортиментной технологии вывозки древесины, то она находит все более широкое применение в последнее время, особенно при сократившихся объемах заготовок. Автопоезда-сортиментовозы рекомендуется применять на предприятиях, имеющих гравийные и более устроенные дороги, в частности, в случаях необходимости проведения рубок в расстроенной лесосырьевой базе, при отсутствии крупных лесозаготовок и других условий. Рациональными для перевозки сортиментов во двор потребителя по производительности и себестоимости являются автопоезда на базе седельных автомобилей МАЗ-6422 и КрАЗ-258 с полуприцепами МАЗ-9Э89 или ЧМЗАП-9991, несколько им уступает по производительности КАМАЗ-5320. При этом, у данных автопоездов гидроманипулятор может быть установлен посредине полуприцепа. Для перевозки сортиментов могут быть использованы также автопоезда на базе автомобилей КАМАЗ-53212 с прицепом СЗАП-8352 и КА-МАЗ-54112 с полуприцепом МАЗ-9387. Эти автопоезда имеют одинаковую производительность, однако, общие затраты у автопоезда КАМАЗ-53212 с прицепом СЗАП-8352 ниже. Конструкция этого автопоезда позволяет при установке гидроманипулятора на конце рамы автомобиля перевозить сортименты длиной 6,5 м на прицепе и 5,5 м на автомобиле. Без манипулятора можно перевозить две пачки сортиментов длиной по 6,5 м.
6. В процессе научной разработки был сделан вывод, что оптимально подобранный подвижной состав в сочетании с до-
рожными условиями еще не дает полного решения задачи повышения экономических показателей работы лесозаготовительных предприятий. В связи с этим предлагается провести ряд мероприятий по совершенствованию организации и планирования работы транспортных подразделений. Рассмотрена система направлений решения проблемы по снижению: удельного веса заработной платы; топливных затрат; затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт лесовозных автопоездов; накладных расходов; затрат на ремонт автошин. Мероприятия по снижению эксплуатационных затрат на дороги лесозаготовительных предприятий, которые можно провести за счет: планомерной оценки текущего состояния дорожных одежд; использования рациональных схем амортизационных отчислений на себестоимость продукции; использования квалифицированного инженерно-технического персонала; применения научного подхода при планировании дорожно-ремонтных работ, с учетом климатических, рельефных и других условий; использования материалов надлежащего качества; соблюдения норм расхода строительных материалов; строгого соблюдения трудовой дисциплины; проведения экономических расчетов и строгим соблюдением норм расхода строительных и иных ресурсов на ремонтные работы; возможным проведением ремонтных работ подрядными организациями, используя при этом схемы оплаты за работы в виде взаимозачетов; использования эффективных схем подвозки строительных материалов (использование местных материалов и иных ресурсов); эффективного использования фонда рабочего времени ремонтных рабочих; использования системы поощрения отличившихся лиц.