УДК 7925+456:876
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕЖФИРМЕННЫХ
СВЯЗЕЙ В СФЕРЕ АГРОТЕХСЕРВИСА
М.М. Жудро, Г.В. Столяров
В статье изложены сильные и слабые стороны развития рынка сельскохозяйственной техники в Беларуси и существующей практики функционирования межфирменных связей между товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями в системе агротехсервиса, которые ориентированы преимущественно на повышение технической эффективности эксплуатации техники и не обеспечивают снижение расходов на ремонт, ТО, ГСМ, оплату услуг сторонних организаций. Обоснована экономическая целесообразность формирования кластерных интеграционных организационно-правовых моделей межфирменных связей в сфере агротехсервиса базируясь на горизонтальных и вертикальных бизнес-коммуникациях (связях) между товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями в системе агротехсервиса с целью получения синергетическо-го эффекта на основе конкуренции, а также реализации предпринимательских и инновационных инициатив. Ключевые слова: инновации, инвестиции, конкуренция, интеграция, кластеры, агротехсервис, инструменты.
Конкурентоспособное функционирование организаций АПК в условиях роста международной конкуренции и финансовой нестабильности должно базироваться на основе инновационных инструментов, которые можно представить в виде квадранта, формализованного следующим мнемоническим списком «4И»: «Инициатива», «Инновации». «Инвестиции», «Информационные технологии». Любая инициатива инвесторов, предпринимателей, менеджеров, специалистов предприятий в области инноваций в современном бизнесе должна строиться на использовании указанных инструментов.
Касаясь обоснования инструментария эффективного управления инновационной деятельностью (интеллектуальным капиталом) человека, следует констатировать его достаточно сложную правовую, экономическую, социальную, техническую конструкцию и недостаточность научного исследования в республике и в других странах.
Поэтому необходимо согласиться с американским инвестором, предпринимателем, преподавателем Робертом Кийосаки, который считает, что инновационные предпринимательская и инвестиционная составляющие в деятельности человека не является неотъемлемым его атрибутом и величиной постоянной. Именно этим обстоятельством он объясняет то, почему некоторые люди работают меньше, зарабатывают больше, платят меньше налогов и чувствуют большую финансовую безопасность, чем другие "Квадрант денежного потока" [1].
В этой связи следует констатировать, что инновационная предпринимательская и инвестиционная деятельность производителей сельскохозяйственной продукции и их предприятий-партнеров в системе агротехсервиса предполагает экономическое обоснование эффективных их форм взаимовыгодных межфирменных связей в условиях роста международной конкуренции на мировом рынке продовольственных товаров и финансовой нестабильности.
В то же время в ходе исследований установлено, что, во-первых, на белорусском рынке сельскохозяйственной техники имеет место монопольное положение отечественных ее производителей. Это обусловлено развитым сельхозмашиностроением, потенциальные возможности которого позволяют производить важнейшие модели техники для сельского хозяйства, а также условиями приобретения техники белорусского производства на принципах агролизинга [2, 3]. Выявленное монопольное положение на рынке сельскохозяйственной техники белорусских ее производителей затрудняет создание условий для формирования взаимовыгодных отношений с сельскохозяйственными предприятиями (табл.1).
Таблица 1
Состав и структура себестоимости одного условного эталонного гектара в хозяйствах __Горецкого района, Могилевской области, Беларусь_
Статьи затрат, руб. 2009 г. 2010 г.
СПК «Овсянка» РУП «Учхоз БГСХА» СПК «Овсянка» РУП «Учхоз БГСХА»
руб. % руб. % руб. % руб. %
Заработная плата 2756,1 15 15 6477 15,9 337, 9,5 9,5 7979 16, 4
ГСМ 7717,8 42,0 11731 28,8 12534,9 35,6 15179 31, 2
Амортизация 1381,0 7,5 8717 21,4 9143,0 25,9 1044 21, 4
ТО, запасные части 5932,3 32,3 8391 20,6 7132,3 20,2 9390 19, 4
Услуги сторонних организаций 381,5 2,1 407 1 830,0 2,4 3454 7,1
Строительные материалы 3,8 0,02 122 0,3 830,0 0,02 243 0,5
Прочие (мойка и другие услуги по обслуживанию машин) 210,3 1,1 1182 2,9 2217,5 6,3 1994 4,1
Себестоимость 1 усл. эт. га, руб. 18378,9 40734 35240,5 48650
Анализ структуры себестоимости условного эталонного гектара (табл. 1) свидетельствует о том, что имеет место повышение расходов на оплату услуг сторонних организаций (автотранспортных предприятий) по доставке запасных частей, специалистов организаций системы техсервиса для выполнения ТО, ремонта сельскохозяйственной техники, которое обусловлено монопольным их положением и отсутствием эффективных кластерных форм взаимовыгодных партнерских отношений в системе агросервиса в АПК.
В то же время сравнительная оценка структуры парка тракторов в сельском хозяйстве Германии, Австрии, Республики Беларусь позволяет заключить, что на рынках стран ЕС ни одной компании по их производству из этих стран не принадлежит монопольное положение. В структуре парка сельскохозяйственной техники Германии, Австрии удельный вес немецких и австрийских ее производителей не превышает 30%. Фермерские хозяйства этих стран покупают и эксплуатируют сельскохозяйственную технику компаний: «Фендт» (Fendt), «Челленджер» (Challenger), «Джон Дир» (John Deere), «Дойц-Фар» (Deutz-Fahr), «Клаас» (Claas), «Нью Холланд» (New Holland) и «Кейс IH» (Case IH), «Беларус». Фермерские хозяйства располагают возможностью развивать взаимовыгодные отношения с производителями сельскохозяйственной техники и предприятиями в системе ее технического обслуживания из различных стран.
Отсутствие монопольного положения заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники в странах ЕС, в отличие от Беларуси, обусловлено главным образом тем, что условия формирования конкурентной среды в этих странах соответствуют требованиям Всемирной торговой организации (ВТО) [4]. Эти условия способствуют развитию взаимовыгодных отношений хозяйств с их партнерами в системе технического обеспечения сельского хозяйства.
Во-вторых, существующие научные рекомендации ученых стран СНГ по формированию интеграционных организационно-правовых моделей межфирменных связей в сфере агротехсервиса содержат экономические меры по преимущественному развитию кооперативных форм объединений предприятий (табл.2). Сравнительная оценка основных характеристик кооперативных форм объеди-
нений предприятий АПК в странах Западной Европы, Канаде, США, Беларуси, СНГ позволила установить, что они, как правило, не конкурируют между собой и поэтому не образуется у каждого участника этих формирований собственный синергетический эффект.
Таблица 2
Формы объединений Удовлетворение своих потребностей членов Удовлетворение потребностей членов и сторонних организаций Совместное владение Члены управляют Управ ляет интегратор Мас штаб эффекта Прибыль делится между членами Конкуренция между субъектами объединения Не обязательность наличия жесткой организационно-правой формы Синергетический эффект
На основе кооперации самих предприятий
Кооперативы (США, Канада) + - + + + + - - -
Соседская взаимопомощь (страны Европы, включая Беларусь):
- прокат машин фермерами + - - - + + - - + -
- машинного сообщества + - - - + + - - + -
- машинные пулы + + - + + + - - -
- машинные товарищества + - + - + + + - + -
- кружки по обмену техникой + - - + - + - - + -
Хозяйственно независимыми от потребителей услуг субъектами (частными дилерами, предп риятиями, фир эмами)
Машинные ринги - + - - + + - - - -
Независимы пред-принима- тели (Швейцария, Германия) - + - - + + - - - -
МТС (Швейцария, Беларусь, страны СНГ) + + + - + + + - - -
Предлагаемые кластерные формы объединений
Бизнес-кластеры + + + - - + + + 0 + + О +
Примечание: знак (+) означает, что соответствующая характеристика присуща той или иной форме объединения, а знак (-) - ее отсутствие.
Поэтому в целях развития эффективных форм межфирменных связей в сфере агротехсервиса необходимо, во-первых, активизировать условия по формированию единых правил функционирования субъектов бизнеса в рамках экономического пространства Таможенного союза РФ, Беларуси, Казахстана.
В этой связи следует заметить, что, учитывая присоединение России в декабре 2011 г. к ВТО, в Беларуси необходимо активизировать адаптацию условий развития экономики в целом, включая и ры-
нок сельскохозяйственной техники, к требованиям экономического пространства Таможенного союза РФ, Беларуси, Казахстана и Международной торговой организации, принимая во внимание специфику развития преимущественно крупных сельскохозяйственных предприятий в Беларуси [5, с. 32-33, 6].
На основе опыта присоединения к ВТО в системе механизации сельского хозяйства в странах СНГ (Украина, Молдова) нами были разработаны основные принципы развития конкурентной среды на рынке сельскохозяйственной техники республики и алгоритм обоснования концепции их реализации, которые учитывают специфику, перспективы сельского хозяйства Беларуси и соответствуют требованиям этой международной торговой организации.
Предлагаемые меры предполагают прямую материальную ответственность белорусских и иностранных заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники и их дилеров перед организациями АПК за поставку, обучение механизаторов и техническое ее обслуживание не только в течение гарантийного, но и послегарантийного срока эксплуатации, независимо от количества техники в хозяйствах. Эта ответственность предусматривает возмещение хозяйствам убытков, связанных с простоем техники из-за ее неисправности по вине поставщика, в виде не только суммы понесенных дополнительных расходов на временную эксплуатацию такой же или аналогичной машины во время ее ремонта, но и суммы упущенной экономической выгоды. Разработанные принципы развития конкурентной среды на рынке сельскохозяйственной техники республики предполагают конкурсное использование бюджетных средств сельскохозяйственными предприятиями для приобретения машинно-тракторных агрегатов независимо от страны их происхождения. Главным критерием конкурсного отбора следует считать наличие у машины максимальных конкурентных преимуществ с позиции интересов организаций АПК.
Реализация разработанных принципов развития конкурентной среды позволяет формировать взаимовыгодные отношения между хозяйствами и их партнерами на рынке сельскохозяйственной техники в республике при продаже техники и запасных частей, проведении технических уходов и ремонтных работ, торговле подержанной техникой, аренде, прокате и ее утилизации.
В целях налаживания эффективных взаимоотношений между организациями АПК и их партнерами на рынке сельскохозяйственной техники целесообразно создавать региональные агротехнические кластеры по техническому сервису и эксплуатации сельскохозяйственной техники.
В различных ораслях США 61% ВВП производится в кластерах. В Западной Европе создано около 2000 кластеров в различных отраслях экономики, включая систему технического обслуживания и использования техники у фермеров.
В Венгрии, например, только одна кластерная компания РЛКЛС производит 14% ВВП. В Хмельницкой области Украины созданы при финансовой поддержке Агентства международного развития США и функционируют 6 кластеров: швейный, строительный, пищевой, туристический, продовольственный и сельский туризм [7, с. 38-40].
Эффективность функционирования кластеров в системе технического ремонта и обслуживания эксплуатируемой сельскохозяйственной техники нами была изучена на примере Англии, Швейцарии. В итоге установлено, что технические представители дилерских компаний Форд, Фенд, Джон-Дир и других в этих странах тесно координируют свою деятельность в сфере ремонта и ТО поставляемой ими техники фермерам.
Кластерная концепция функционирования субъектов корпоративного бизнеса рассматривает кластеры как «инновационные сети», «сети взаимодействия» (Австралия), «системы нововведений» (Канада, Мексика, Испания, Швейцария, Соединенное Королевство), «стили создания новшеств» (Германия), «системы инноваций и сотрудничества» (Бельгия).
Основа конкурентных преимуществ субъектов кластера - горизонтальные и вертикальные бизнес-коммуникации (связи), которые устанавливаются между ними с целью получения синергети-ческого эффекта на основе конкуренции, а также реализации предпринимательских и инновационных инициатив. Связи не только объединяют виды деятельности внутри компании, но и создают взаимозависимость по всей цепочке взаимодействия ее субъектов.
М. Портер обосновал влияние межфирменных связей на конкурентное преимущество компании за счет оптимизации или координации этих связей [8]. Исходя из этого, можно утверждать, что конкурентные преимущества субъектов кластера формируются за счет создания единой цепочки элементов синергетической эффективности субъектов кластера.
Несмотря на большую вариантность создания в зарубежной практике кластерных структур, в экономической науке до конца не выяснено, что следует включать в состав кластера.
Поэтому центральным их субъектом следует предлагать «бизнес» производственного кластера. Два других субъекта - «органы власти» и «организации» - следует рассматривать как кластерную инфраструктуру.
Следовательно, кластер представляет собой институционально-экономическую бизнес-
структуру, включающую производственно и территориально взаимосвязанные и комплементарные (доролняющие) конкурирующие между собой предприятия, объединенные вокруг субъекта-интегратора регионального объединения с целью получения собственной синергетической эффективности. Интегратор организует коммуникации с другими предпринимательскими структурами, общественными институтами и органами власти с целью повышения конкурентоспособности предприятий [9]. Масштабы и структура кластера, его размеры могут быть различны и зависят от таких факторов, как производственные (протяженность единой цепочки элементов синергетической эффективности субъектов кластера, наличие побочных продуктов), сбытовые (география сбыта).
На основе изучения опыта создания кластеров в Польше, Швейцарии, Англии и др. стран нами сформулировано определение агротехсервисного кластера как совокупности взаимодействующих предприятий по производству, коммерческой деятельности, сервисному обслуживанию и эксплуатации сельскохозяйственной техники и формирующих взаимовыгодную бизнес-среду, которая призвана стимулировать и обеспечивать синергетическую эффективность их совместной инвестиционной, производственной деятельности.
Следовательно, модель кластеризации, в отличие от межхозяйственных интеграционных формирований (научно-производственных объединений, агропромышленных групп, холдингов и др.), основана не только на взаимовыгодном партнерстве, но и на конкуренции между его субъектами и инновационном и инвестиционном подходе в управлении конкурентоспособностью использования сельскохозяйственной техники с целью активизации и координации предпринимательских, инновационных инициатив в системе обслуживания и эксплуатации техники.
Предлагаемая модель создания единой цепочки элементов синергетической эффективности участников агротехсервисного кластера позволяет разделить все его субъекты на 4 группы: производителей сельскохозяйственной техники и оборудования, производителей ремонтных и сервисных услуг, сельхозпроизводителей и торговых посредников. Разработанная модель агротехсервисного кластера включает наряду с предприятиями-партнерами в сфере технического обслуживания и эксплуатации техники, и самостоятельную фирму-координатора (как правило, простое товарищество), которая осуществляет функции координации взаимодействия конкурирующих субъектов кластерного объединения.
Каждый субъект кластера получает не определенную долю от общего синергетическо-го эффекта (общей прибыли) объединения, а собственный синергетический эффект (добавленную стоимость), величина которого определяется уровнем его конкурентоспособности.
Для создания агротехсервисных кластеров в Беларуси целесообразно использовать создаваемую и функционирующую в республике сеть региональных организаций объединения «Белагросервис», дилерских технических центров сервисного обслуживания, являющихся связующим звеном между заводами-изготовителями и сельскохозяйственными организациями - потребителями машин и запасных частей, частных организаций в сфере производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий.
Осиовным методическим инструментом формирования агротехсервисного кластера в АПК является уровень локализации эксплуатации техники (УЛЭТ). алгоритм определения которого разработан нами и приведен ни^е.
где, Х^ - количество тракторов I марки в Ь сельском регионе; количество тракторов 1 марок в Ь сельском регионе;
X, - количество I марки тракторов в г республике (области);
Уу - количество 1 марок тракторов в г республике (области).
Согласно исследованиям, значение УЛЭТ для соответствующей марки трактора более 1,2-1,3, что свидетельствует о ее доминировании в структуре парка тракторов в определенном сельском регионе и дает основание для организации консолидированной деятельности в сфере ремонта, техсервиса и эксплутации сельскохозяйственной техники
В ходе исследований зарубежного опыта установлено, что создание кластерных образований в системе агросервиса предполагает не только кооперацию между предприятиями-партнерами в системе техсервиса, но и усиление конкуренции между ними, в результате которой сокращается количество дилеров-представителей фирм-изготовителей и увеличивается число независимых фирм в сфере технического обслуживания и эксплуатации техники. Поэтому в перспективе в сфере технического обслуживания следует прогнозировать доминирование предприятий-участников кластерообразующих формирований. Важно подчеркнуть, что предприятиям-участникам кластерообразующих формирований целесообразно
самостоятельно выполнять все виды гарантийного обслуживания и ремонта, а также высокотехнологичные сервисные и ремонтные работы в послегарантийный период, требующие специального оборудования (около 50-60% всего объема работ в системе ТО). Менее технологичные виды сервисных, ремонтных работ можно предлагать независимым продуцентам этих услуг (около 20-30% всего объема работ в системе ТО) или самим организациям АПК (около 20% всего объема работ в системе ТО).
В качестве критерия эффективности (границ) целесообразного кластера нами предлагается коэффициент эффективности взаимодействия, который следует определять как сумму соотношений объемов полученной его субъектами добавленной стоимости от совместной деятельности к их стоимости технических средств. Если коэффициент близок к 1, то этот кластер функционирует эффективно и устойчиво [10].
The article describes the strengths and weaknesses of the market of agricultural equipment in Belarus, Russia and the functioning of the existing practice of inter-firm linkages between producers of agricultural products and companies in the agrotechservice that target pre-insolvency to increase the technical efficiency of operating equipment and do not provide a reduction in the cost of repairs, MOT, fuel, pay for the services of outside organizations. Substantiated economic feasibility of formation of the cluster integration of organizational and legal models of inter-firm linkages in agrotechservice based on horizontal and vertical business communications (connections) between producers of agricultural products and companies in the agrotechservice in order to obtain a synergistic effect on the basis of competition, as well as the implementation of business and the Institute of innovative initiatives. The key words: innovation, investment, competition, integration, clustering, agrotechservice and tools.
Список литературы
1. http://forex.com.by/blog/biblioteka/20.html. 15.02 .2011 года
2. Гудзь, О.Э. Фiнансовi ресурси сшьськогосподарських тдприемств: Монографiя / О.Э Гудзь. Кшв: ННЦ «1нститут аграрноi економши», 2007. 578 с.
3. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачевой. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2008. 515 с.
4. Конкин, Ю.А. Экономические проблемы взаимоотношений при использовании сельскохозяйственной техники в США / Ю.А Конкин, В.Е Орехов, П.П. Сорокин. М.: АгроНИИ-ТЭИИТО, 1990. 66 с.
5. Исакова, С.Г. Рынок сельскохозяйственной техники и ВТО / С.Г. Исакова // Техника и оборудование для села. 2005. №3. С. 32 33.
6. Жудро, М.М. Адаптация агротехнического потенциала Республики Беларусь к современным тенденциям развития мирового рынка агротехники / М.М. Жудро // Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность: материалы междунар. науч.-практ. конф., Димитровград, 20 марта 2008 г. / УлГТУ; глав. ред. Х.Х. Губейдуллин. Ульяновск, 2008. С. 175-179.
7. Аспекти стабшьного розвитку економши в умовах ринкових вщносин, 20-21 травня 2010 р. Умань: Видавець «Сочшський», 2010. Ч.1. 212 с.
8. Портер, М. Конкуренция / М. Портер: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 602 с.
9. Алферьев, В.П. Развитие рынка техники в сельском хозяйстве / В.П. Алферьев // Техника и оборудование для села. 2006. №5. С. 8-11.
10. Жудро, М.М. Формирование экономического инструментария повышения конкурентоспособности использования аграрной техники: монография. Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2009. 220 с.
Об авторе
Горбов Н.М. - д.э.н., профессор Брянского государственного университета имени академика имени И.Г. Петровского
Жудро М.М. - старший преподаватель кафедры экономической теории Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, [email protected]