О.В. МОЛЧАНОВА, и.о. ректора, доцент, Заслуженный экономист РФ Новосибирский государственный университет экономики и управления
Экономический вуз в контексте развития региона
В статье проводится мысль о том, что профессиональное образование является стратегическим приоритетом и катализатором развития региона в сложных социально-демографических условиях. Только глубокие инновационные трансформации в области образования и ориентация на сотрудничество университета с властными структурами, бизнесом, академиями наук и вузами могут в современных условиях обеспечить устойчивое развитие.
Ключевые слова: стратегический план, устойчивое развитие, инновационный территориальный кластер, профессиональное образование
Тему данной статьи определила проблема адаптации современного университета экономического профиля к новым требованиям, необходимость адекватно отвечать на вызовы времени.
В настоящее время вузы оказались в очень сложных условиях в силу ряда причин. Во-первых, с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный Президентом страны В.В. Путиным 9 января текущего года. Во-вторых, необходимо существенно перестраивать работу с бизнесом. Это постоянно подчеркивается нашими руководителями. Так, Председатель Правительства Д.А. Медведев на заседании Правительства 21 августа 2013 г. сказал: «Мы исходим из того, что нужно поддерживать те высшие учебные заведения, которые напрямую работают с промышленными предприятиями, которые напрямую работают с компаниями, работодателями, совместно развивают и продвигают свои инновационные продукты, и чьи выпускники, желательно задолго до окончания обучения, связывают своё будущее с тем местом, где живут и учатся, и уверены в том, что получат интересную и нормально оплачиваемую работу» [1]. В-третьих (и это вытекает из предшествующего), нужно быть готовыми существенно перестраивать структуру
учебных планов в связи со вступлением России в ВТО. Необходимость актуализации стратегий, разработанных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями страны, становится в этих условиях особенно острой. Здесь наблюдается целый спектр влияний. Так, на структуру высшего образования влияет реструктуризация различных отраслей экономики: «Их развитие или упадок после присоединения России к ВТО потребует от высшей школы приведения структуры подготовки кадров в соответствие со структурными изменениями рынка труда» [2, с. 50]. Поэтому нужен не только четкий мониторинг происходящих в экономике процессов, но и предвидение наиболее важных последствий. Это требует глубокой интеграции образования и науки.
Нестабильность мировой экономики, снижение темпов социально-экономического развития России обусловливают необходимость реализации стратегии последовательного внедрения инновационных технологий как в сфере техники, так и в социальной сфере. Очевидно, что оно невозможно без профессионалов высокого уровня в ключевых сферах производства и общественной жизни. Причем следует иметь в виду, что если раньше высшее образование было элитным, то в настоящее
время оно становится едва ли не непременным условием существования для большинства населения. Однако для реализации этого мирового тренда сырьевая ориентация экономики должна смениться высокотехнологичным наукоемким производством. И здесь необходим целый ряд шагов, которые позволят вывести профессиональное образование на такой уровень, который обеспечит инновационное развитие.
В особенно трудных условиях оказались сегодня социально-гуманитарные науки. Это связано с тем, что они существенно уступают по удельному весу естественным и техническим, что вообще можно рассматривать как особенность именно российской науки по сравнению с североамериканской и западноевропейской [3]. Вузы данного профиля изначально находятся в невыгодных условиях, поскольку нужно одновременно поднимать и уровень образования, и уровень научных исследований в социогуманитарной области. Между тем А.В. Юревич и И.П. Цапенко пишут: «Одна из главных причин лучшей адапти-рованности социогуманитариев к отечественному варианту рыночной экономики видится в большей востребованности гуманитарного образования, нежели естественнонаучного или технического» [4, с. 40]. Итак: уровень науки и, соответственно, образования в социогуманитарной сфере ниже, а востребованность выше. Парадоксальная ситуация требует существенного повышения качества подготовки социогуманитариев. Наука и образование здесь идут рука об руку.
Все это заставляет переосмыслить место экономического вуза (в данном случае -НГУЭУ) в структуре экономики Новосибирской области. Это крупнейший в Западной Сибири учебно-научный комплекс экономического профиля. В его составе работают пять институтов (менеджмента, экономики, прикладной информатики, международных отношений и права, заочного обучения) и 27 кафедр.
Надо сразу заметить, что представители региональной и муниципальной власти хорошо понимают значение образования. Принципиальную важность этой сферы для развития экономики Новосибирского региона подчеркивает и тот факт, что в 2013 г. основной темой для обсуждения на V Международном инновационном форуме «Интерра», проводимом в Новосибирске, выбрано именно образование. На повестку дня вынесены вопросы роли образования в процессе перехода на инновационный сценарий развития, формирования образовательного кластера, повышения конкурентоспособности вузов, интеграции в мировую образовательную среду. Очевидно, что высшее профессиональное образование может и должно стать катализатором развития экономики региона. Но для этого необходимо осознать место нашего вуза в осуществлении планов стратегического развития города и области.
Сказанное выше заставляет провести
ревизию ранее определенных приоритетов, задач, механизмов реализации с учетом принятых к руководству важнейших документов, определяющих основные тенденции развития на ближайшие годы. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, стратегия развития Новосибирской области были подготовлены на основе анализа показателей и тенденций, характеризующих период до 2005 г., с прогнозом до 2020 г. Система профессионального образования рассматривается в них в качестве важнейшей составляющей, не только обеспечивающей развитие других сфер деятельности, но и являющейся самостоятельным приоритетом. Профессиональное образование определяется в упомянутых документах как элемент инновационного территориального кластера, что объясняется рядом факторов: бедностью ресурсно-сырьевой базы по сравнению с другими территориями Сибири и Дальнего Востока, высоким образовательным потенциалом населения, концентрацией научноисследовательских организаций различного профиля, выгодным географическим расположением, развитой социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой.
Одной из особенностей Новосибирской области является то, что более 56% населения и 70% экономического потенциала сосредоточено в областном центре. Это относится и к сфере образования: в средних специальных учебных заведениях Новосибирска обучается 72% студентов, в высших - 99%.
В стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска на период до 2020 г. предусмотрены «контрольные параметры» по 247 основным показателям на конец каждого пятилетнего периода. Контрольные цифры представлены в двух вариантах: инерционном (пессимистическом) и инновационном (оптимистическом). Для стимулирования развития экономики города по инновационному варианту разрабо-
тано 12 комплексных целевыхпрограмм. По важнейшим направлениям развития определены перечни перспективных крупных объектов, учтенных при подготовке генерального плана развития города на период до 2030 г. [5]. Необходимо заметить, что мировой финансовый кризис 2008 г. оказал существенное влияние на экономику Новосибирска, поскольку снизились темпы роста в промышленности, строительстве, оптовой и розничной торговле, сфере обслуживания, на транспорте. Докризисный уровень был достигнут преимущественно в 2011 г.
Среднесписочная численность занятых по основным видам деятельности на крупных и средних предприятиях Новосибирска за 2006-2012 гг. в целом уменьшилась на 8%, в промышленности - на 10%, в образовании - на 7%, при этом удельный вес занятых в образовании увеличился на 0,1 п.п.
Приведем статистические данные, которые характеризуют ситуацию в сфере образования. При общем сокращении численности обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях Новосибирска в 2005-2010 гг. на 6 тыс. чел. (4%) численность выпускников 9-х классов уменьшилось на 5,7 тыс. человек (33%), 11-х классов - на 8,3 тыс. человек (57%) (табл. 1). Уменьшение количества выпускников школ, изменения структуры экономики, вызвавшие сокращение спроса на рабочие профессии сферы материального производства, отставание уровня оплаты труда в промышленности, привели к значительному снижению численности обучающихся (на 41 и 32% соответственно) и выпускников (на 59 и 28% соответственно) учреждений начального профессионального образования и ссузов. Падение численности выпускников происходило более высокими темпами, чем прогнозировалось на конец периода. На начало 2011/2012 учебного года в 30 ссузах Новосибирска обучались 26 354 человека, прием составил 9553
Таблица 1
Показатели развития образования в Новосибирске
Наименование показателя, размерность Значения показателя за годы Прогноз 2010 (по сценариям)
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Численность обучающихся: в дневных общеобразовательных учреждениях, чел. 128584 122676 118541 117072 118197 122556 117200-118100
в учреждениях начального профессионального образования, чел. 14166 12327 9711 9682 8768 8289 8000-8600
в ссузах, чел. 41139 38353 35274 31892 29280 27807 28900-30600
в вузах, чел. 166609 167934 168013 168084 162518 151844 165400-169000
Выпуск: из 9-х классов общеобразовательных школ, чел. 17104 13739 12417 9296 8772 11444 9489-9513
из 11-х классов общеобразовательных школ, чел. 14534 13450 12682 10128 8761 6219 8891-8930
из учреждений начального профессионального образования, чел. 9695 8884 8569 7427 5018 3963 6507-6574
из ссузов (включая филиалы), чел. 10418 10577 10269 9644 9110 7438 8390-8399
из вузов (включая филиалы), чел. 31148 32071 32615 31700 31155 31863 31300-31800
человека, выпуск - 6377. Тенденция сохранилась, но темпы замедлились.
В 2010 г. численность обучающихся в вузах по сравнению с 2005 г. сократилась на 8%, а выпускников - возросла на 3% (за счет высоких наборов в предыдущий период). В 2011 г. число студентов в вузах Новосибирска сократилось еще на 12 тыс. человек, или на 7,9% к уровню 2010 г. (табл. 2). Вместе с тем в 2011 г. в государственные вузы студентов было принято больше, чем выпущено, тогда как в негосударственные вузы поступило студентов на
39,2% меньше, чем выпущено. Если в 2006 г. в негосударственных вузахобучалось 8,8% всех студентов, то в 2011 г. - только 8,1%. Еще одна важная тенденция - увеличение удельного веса студентов, обучающихся на очном отделении. Так, среди выпускников государственных вузов удельный вес очных студентов составил 49,6%, а среди принятых на обучение - 56%. Это предполагает увеличение площади учебных, в том числе спортивных, помещений, общежитий, а также численности профессорско-преподавательского, вспомогательного и обслужи-
Таблица 2
Высшие учебные заведения по городу Новосибирску на начало 2011/2012 учеб. года
Число высших учебных заведений Число филиалов высших учебных заведений Численность студентов (включая филиалы), чел. Принято, чел. Выпуск в 2011 г., чел.
Государственные
Новосибирская область 15 10 129854 27325 26958
В том числе г. Новосибирск 15 5 128421 27077 26620
Негосударственные
Новосибирская область 9 7 11402 1794 2950
в том числе: г. Новосибирск 9 7 11402 1794 2950
Всего
Новосибирская область 24 17 141256 29119 29908
В том числе г. Новосибирск 24 12 139823 28871 29570
вающего персонала вузов (при прочих равных условиях).
Сравним некоторые параметры высшего профессионального образования по регионам Российской Федерации. В среднем по РФ на 10 тыс. человек населения в 2006 г. приходилось 514 студентов, в 2011 г. - 493. Для сравнения взяты вузы Москвы, Санкт-Петербурга, а также городов Урала и Сибири, составляющих наибольшую конкуренцию для вузов Новосибирска (табл. 3).
(82,8%). Сибирские вузы находились в интервале 79,1% (Новосибирск) и 79,8% (Томск). По-видимому, на это влияет и значительно более низкая плотность населения в восточной части страны. Вместе с тем пример вузов Томска свидетельствует о том, что качество образования, наличие бренда способствуют притоку студентов из других регионов. Благодаря многопрофильности экономики Новосибирска, различной ведомственной подчиненности организаций в
Таблица 3
Численность студентов по крупным городам РФ
Город Численность студентов, тыс. чел. Численность студентов на 10 тыс. населения, чел.
На начало 2006/2007 учеб. года На начало 2011/2012 учеб. года На начало 2006/2007 учеб. года На начало 2011/2012 учеб. года
Москва 1279,6 1029,0 1154 886
Санкт-Петербург 439,5 400,9 926 809
Екатеринбург 190,5 165,2 1415 1171
Новосибирск 166,6 139,8 1195 945
Красноярск 114,6 98,1 1235 983
Томск 87,7 76,5 1711 1365
Москва, безусловно, остается городом с максимальной численностью студентов, но за период 2005-2010 гг. вузы столицы «потеряли» 23,2%. Это тоже максимальный размер сокращения численности студентов. В данный период в наибольшей степени сохранить контингент удалось вузам Санкт-Петербурга (87,4%) и Екатеринбурга
советский период было создано много государственных техникумов и вузов для подготовки специалистов для разных сфер деятельности - от культуры и искусства до железнодорожного и речного транспорта. В постсоветский период открыто много негосударственных образовательных учреждений, в основном гуманитарного и эконо-
мического направлений подготовки. С одной стороны, это объективно создает конкурентные преимущества Новосибирску, с другой - ситуация требует постоянного мониторинга спроса и труда.
Говоря о перспективах трудоустройства, следует иметь в виду, что Новосибирск лидирует среди сибирских городов по таким показателям, как среднегодовая численность населения, доходы бюджета города, оборот розничной торговли, объем платных услуг, инвестиции в основной капитал, ввод в действие домов. Он также является крупнейшим региональным сервисным центром, что находит свое отражение в том числе и в структуре его экономики. В частности, по виду деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг » учитываются занятые в науке и научном обслуживании. Это обусловлено как увеличением количества и площадей бизнес-центров, так и ростом количества малых наукоемких организаций и численности занятых научными исследованиями и разработками. Кроме того, растет удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях города. По данным за 2011 г., Новосибирская область занимала лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе по количеству организаций, среднесписочной численности работников, обороту организаций, инвестициям в основной капитал для организаций среднего, малого предпринимательства и микропредприятий. Так, среднесписочная численность работающих на малыхи микропредприятияхв Новосибирской области - на 60 тыс. человек больше, чем в Красноярском крае (по данным 2011 г.). Для успешного предпринимательства необходимо обладать экономическими знаниями, и этим можно объяснить большее количество поступающих в вузы города на направления подготовки «Экономика », «Менеджмент » как очной, так и заочной форм обучения. Экономистов и управленцев готовят все вузы, кроме твор-
ческих, и здесь наш вуз, традиционно выпускающий специалистов соответствующего профиля, имеет важное конкурентное преимущество.
Еще одной особенностью Новосибирской области является формирование инновационного кластера. В настоящее время активно ведутся работы по двум направлениям: программное обеспечение и медикофармацевтические исследования и разработки. Информационные технологии в основном развиваются на базе двух технопарков; в создание технопарка новосибирского Академгородка в 2007-2011 гг. было вложено 915,6 млн. рублей из федерального бюджета, 1078,1 млн. рублей - из областного и 789,3 млн. рублей - из бюджета города. Еще в 2001 г. администрация Новосибирской области, Президиум СО РАН, НГУ и семь 1Т-компаний создали некоммерческое партнерство «СибАкадем-Софт ». В 2012 г. в него входило уже 30 компаний. По прогнозу участников партнерства, к 2016 г. численность занятых увеличится с 9 до 13,3 тыс. человек, выручка - с 24 до 45 млрд. рублей. Для широкого внедрения в медицинскую практику новейших разработок в Новосибирске был построен медицинский технопарк. Общие затраты на
его создание составили 1300 млн. рублей (в том числе средства федерального и областного бюджетов - 300 млн. рублей, средства инвесторов -1000 млн. рублей). В наукограде Кольцово действует биотехнопарк, в котором разрабатываются новые медицинские препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, СПИДа и других. Работа ведется совместно со специалистами СО РАМН, СО РАН, НГМУ, ФГУП «Вектор». Можно привести и другие примеры.
Для деятельности всех этих организаций и проектов требуются не только профессионалы в области химии и медицины, но и сотрудники экономического профиля, менеджеры и юристы, и, разумеется, наш вуз учитывает эти возможности.
Надо заметить, что НГУЭУ включен в программы по развитию региона в связке с другими вузами города. Так, кадры для работы в научно-исследовательских, опытноконструкторских организациях, научнопроизводственных предприятиях различного профиля готовят, наряду с нами, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Новосибирский государственный медицинский университет (НГМУ).
Несколько вузов Новосибирска готовят специалистов для 1Т-компаний. Это НГТУ, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУ-ТИ), НГУ, НГУЭУ. Ясно, что выпускники данного направления подготовки нужны не только в 1Т-компаниях, но и во всех организациях, работающих с большими массивами информации, в том числе в органах власти и управления.
Новосибирск является не только областным центром, но и центром Сибирского федерального округа. Этим объясняются высокие показатели численности аппарата государственных и муниципальных органов управления, что обусловливает значитель-
ный интерес абитуриентов к поступлению на направление подготовки «Государственное и муниципальное управление ». Специалистов этого профиля, кроме нашего вуза, готовят Сибирский институт управления -филиал РАНХиГС, Сибирский государственный университет путей сообщения.
В связи с ростом уровня образования населения, усилением конкуренции на рынке труда увеличивается спрос на услуги по повышению квалификации, дополнительному образованию. Наряду с традиционными и инновационными программами повышения квалификации, в трех новосибирских вузах (НГУ, НГТУ, НГУЭУ) действуют программы МВА.
По основным направлениям структура учащихся в вузах Новосибирска в целом адаптирована к сложившейся структуре экономики региона. Для ее изменения необходимо разработать и последовательно осуществлять дополнительный комплекс мер по привлечению специалистов и учащихся в новые приоритетные сферы деятельности. В качестве мероприятий по формированию спроса организаций на определенные направления подготовки, специальности, профили можно предложить следующий подход.
Вуз заключает соглашение с конкретной организацией о подготовке команды специалистов определенного состава: экономистов, управленцев, юристов, информатиков, психологов, международников, социологов, экологов и т.д. «Команды» могут формироваться для решения определенной проблемы, разработки и реализации проекта или пополнения организации новыми кадрами специалистов. После окончания второго курса студент включается в состав определенной группы, где проходит все виды практик, выполняет курсовые, научные работы и выпускную квалификационную работу на примере одной организации. По соглашению сторон организация может выплачивать студентам стипендию, заключить договор о дальнейшем трудоустрой-
стве. Кроме того, организация может предлагать темы для студенческих исследований, заключать дополнительные договоры с вузом на проведение научно-исследовательских разработок. Студенты не только получат практические навыки по специальности, но и приобретут опыт командной работы.
В настоящее время НГУЭУ отрабатывает такую модель с организациями из сферы банковского дела, промышленности, строительства, туризма, информационных технологий. Благодаря широкому спектру направлений и профилей подготовки университет может подобрать необходимый состав участников для организаций любого вида деятельности и правовой формы. Наличие магистратуры и аспирантуры позволяет готовить специалистов более высокого уровня квалификации.
Для улучшения качества подготовки, а также условий проживания студентов губернатором Новосибирской области совместно с мэрией Новосибирска принято решение о создании центра инновационной подготовки - Универпарка, включающего в себя студенческий кампус для вузов города. Этот проект позволит усилить конкурентные преимущества Новосибирска среди других городов Российской Федерации и сопредельных стран. Иностранные студенты нужны не только для сглаживания демографической ситуации, но и для дальнейшего развития вузов.
Здесь очень велика роль науки. НГУЭУ обладает хорошим научным потенциалом, который реализован далеко не полностью, поэтому его развитие - одна из важнейших задач. Необходимо повышать качество подготовки за счет пополнения препо-
давательского корпуса кандидатами и докторами наук. И это имеет смысл делать в связке с другими вузами. Целесообразно создавать объединенные диссертационные советы, что позволит привлечь к их работе наиболее высококвалифицированных специалистов. В настоящее время университет ведет работу по созданию трех новых объединенных советов по экономике, финансам, философии, социологии с такими вузами города, как НГТУ, Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирская академия финансов и банковского дела. Наличие диссертационных советов, наряду с двумя журналами из перечня ВАК, учредителем которых является наш вуз, позволит планомерно повышать уровень научной работы, а значит, и квалификацию преподавателей. Что же касается студентов, то во время приемной кампании этого года была выбрана стратегия на существенное повышение среднего уровня поступающих: были заданы цифры ЕГЭ, значительно превышающие средние показатели по вузам Новосибирска. И эта стратегия себя оправдала. В условиях жесткой конкуренции НГУЭУ набрал почти такое же количество студентов, как и в прошлом году.
Таким образом, политика, направленная на повышение научного уровня препо-
давателей, на диверсификацию специальностей, на сотрудничество с властными структурами, бизнесом и другими вузами, позволяет рассчитывать на устойчивое развитие нашего университета.
Литература
1. Заседание правительства 21 августа 2013
года. URL: http://government.ru/news/3947
2. Сенашенкo В.С. Образование и процессы
глобализации // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 48-53.
3. Семетв Е.В. Человеческий капитал в рос-
сийской науке // Наука. Инновации. Образование. М.: РИЭПП, 2007. Вып. 4. С. 20-40.
4. Юpевuч А.В., Цаnенкo И.П. Наука в со-
временном российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2010. 335 с. С. 40.
5. Стратегический план развития Новосибир-
ска. URL: http://novo-sibirsk.ru/upload/ content/2537/stratplan.pdf; URL: http:// www.despip.novo-sibirsk.ru/
С.А. ФИЛАТОВ, профессор Н.Г. СУХОРУКОВА, доцент Т.Н. ДУДИНА, доцент
Формирование новой модели профессионального образования - императив постиндустриального развития
В статье анализируются объективные факторы, обусловливающие необходимость формирования новой модели профессионального образования в условиях становления экономики, основанной на знаниях. Такой моделью должна стать система непрерывного образования. Раскрывается социально-экономический механизм трансформации образовательной системы в постиндустриальную эпоху. Представлен опыт вуза по формированию новой образовательной модели, направленной на создание предпринимательского инновационного университета, способного готовить конкурентоспособных выпускников.
Ключевые слова: непрерывное образование, экономика, основанная на знаниях, образовательные циклы, социально-экономический механизм трансформации образовательной системы, профильное обучение
В конце прошлого века практически все развитые страны столкнулись с серьёзными системными проблемами в сфере профессионального образования, что позволило охарактеризовать данные проблемы не иначе, как кризис образования. Его глубинная причина кроется в обострении противоречия между качественными изменениями, происходящими в современном общественном производстве за счет резкого увеличения его знание-интенсивности, и эволюционно-экстенсивным развитием профессионального образования в рамках традиционных форм. Кризис приобрел глобальный характер, охватил все страны, хотя и с разной степе-
нью остроты. Однако одновременно он явился началом коренной перестройки системы образования, формирования принципиально новой образовательной модели, адекватной постиндустриальной эпохе, -системы непрерывного образования (образования в течение всей жизни).
Мы наполняем данное понятие новым социально-экономическим содержанием.
Во-первых, непрерывное образование рассматривается как перспективная образовательная модель в сфере профессионального образования, адекватная формирующейся постиндустриальной экономике [1; 2].