экономические, природно-территориальные и культурно-исторические функции, и др.
За последние годы в Дагестане приняты отраслевые программы по комплексному развитию виноградарства и виноделия, овцеводства, мелиорации земель. В 2006 г. прирост общего объема валовой продукции сельского хозяйства по отношению к 2005 г. составил 5,3%, валовой сбор винограда увеличился на 18,8%, плодов - на 12,7%, а производство мяса и молока, соответственно, на 15,0 и 6,9%.
Вместе с тем в республике более 36% сельхозпредприятий остаются убыточными. До 85% объема выпуска сельскохозяйственной продукции дают 400 тыс. частных и более 40 тыс. фермерских (крестьянских) хозяйств, большинство из которых являются мелкотоварными и носят малоэффективный потребительский характер. Они пока слабо вписываются в современные экономические реалии обеспечения расширенного высокоэффективного воспроизводства и вхождения в цивилизованные рыночные отношения.
Для комплексной количественной характеристики роли государственной поддержки аграрного сектора в формировании ВРП использованы данные сельскохозяйственных предприятий за 12 лет и факторы: X1 - дотации на сельхозпродукцию и сырье; Х2- инвестиции в основной капитал; Х3 - стоимость основных фондов; Х4 -трудовые ресурсы; Х5- объем валовой продукции; Х6 - прямые производственные затраты; Х7
- выручка от реализации продукции. Полученное линейное уравнение регрессии
У = -525,75 + 5,950X1 + 1,171 Х2 - 0,017Хз -
- 3,064X4 + 0,661 Х5 + 3,234Хб - 1,303X7
и коэффициент регрессии R=0,9698 показывают высокую степень зависимости ВРП от отобранных факторов, в особенности от уровня дотаций на продукцию (1 р. дотаций приводит к увеличению ВРП на 5,95 р.) и инвестиций в основной капитал отрасли (1 р. инвестиций приводит к росту ВРП на 1,17 р.).
Переход от текущего инерционного на динамично инновационно-интенсивный путь развития АПК и его отрасли - сельского хозяйства в республике, как и в стране, возможен только при активной государственной поддержке укрепления материально-технической базы и улучшения условий привлечения адресных инвестиций в сельское хозяйство, усиления конкурентных позиций на рынке и регулирования ценовой конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров путем субсидирования процентной ставки по кредитам и таможенно-тарифной политики, развития рыночной инфраструктуры и прямых контрактных отношений с сельхозтоваропроизводителями по созданию объемных государственных продовольственных ресурсов, разработки новой идеологии кооперации и закона о крестьянском подворье, перестройки общей парадигмы аграрной науки, реального признания специфики сельскохозяйственного производства и возрождения его государственного протекционизма.
На уровне республики в ближайшие годы дальнейшее интенсивное развитие виноградарства, овцеводства и перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности могут выступить в роли «финансовых доноров» для поднятия эффективности и доходности всего агропромышленного производства и стать главными направлениями решения сложной проблемы увеличения ВРП высокими темпами. Требуются кардинальные меры для снижения тенденции само-воспроизводства бедности сельского населения и прекращения его выталкивания из нормального воспроизводительного процесса материальных благ. Мобилизация человеческого фактора, переход к более эффективным технологиям и управленческим решениям в хозяйственной деятельности являются на сегодня менее капиталоемкими и наиболее существенными факторами роста экономики АПК и в целом самодостаточности республики.
ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТ В СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН А.Г.Сулейманова, к.э.н., доц., докторант Дагестанского государственного университета
Экономический рост как категория политической экономии выражается в количественном увеличении и качественном совершенствовании общественного продукта и факторов его производства. Такое определение понятия, во-первых, в неразрывном единстве рассматривает увеличение выпуска продукции и наращивание факторов ее производства и, во- вторых, оценивает результативность экономического роста как по количественному выпуску продукции и
приросту факторов производства, так и по их качественному совершенствованию.
Стабильное увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, расширение площади земель сельскохозяйственного назначения, повышение фондооснащенности отрасли и вовлечение в сельскохозяйственное производство основной массы экономически активного населения, проживающего в сельской местности - все это имеет для Дагестана весь-
ма важное значение, что подтверждается целым рядом фактов и обстоятельств. Среди них:
- высокий удельный вес сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта - более 25%;
- недостаточный для обеспечения населения продуктами питания собственного производства уровень развития агропродо-вольственного комплекса;
- низкий уровень обеспеченности республики землями сельскохозяйственного назначения (на 1 жителя приходится 0,19 га пашни);
- проживание в сельской местности более 57% общей численности населения; значительное число экономически активного сельского населения (более 25%) является безработными.
Экономический рост в сельских территориях обеспечивают расположенные в их границах хозяйствующие субъекты.
В настоящий период в сельском хозяйстве Дагестана функционируют 910 сельхозпредприятий, 435 тыс. личных подсобных хозяйств, 67,4 тыс. семей заняты в коллективном садоводстве и 4,4 тыс. семей - в коллективном огородничестве, имеется 42,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. В пользовании сельхозпредприятий находится 92,3% общей площади сельхозугодий и 71,4% площади пашни, в хозяйствах населения - 2,9% сельхозугодий и 13,5% пашни, в фермерских хозяйствах
- 4,8% сельхозугодий и 15,1% пашни.
Тенденция такова, что в последние годы численность сельскохозяйственных предприятий сокращается, численность личных подсобных хозяйств растет (только за год добавилось 40,5 тыс. ЛПХ), число других хозяйств населения и фермерских хозяйств стабилизировалось.
За период с 1990 по 2005 г. включительно коллективные формы хозяйствования в республике претерпели наиболее негативные трансформации. В расчете на 1 хозяйство численность работников уменьшилось с 287 до 44 человек, площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 5 162 га до 3 000 га, пашни -с 709 га до 390 га, посевов - с 648 га до 181 га. Еще в больших пропорциях уменьшилось поголовье животных: крупного рогатого скота -с 586 до 100 голов, свиней - с 69 до 1 головы, овец и коз - с 3 263 до 808 голов. В результате изменения размеров посевных площадей, их структуры и урожайности сельскохозяйственных культур, а также поголовья животных и их продуктивности производство зерна в среднем на 1 сельскохозяйственную организацию в 2005 г. составило 145 т (в 1990 г. - 800 т), картофеля -0,17 т (в 1990 г. - 25,7 т), овощей - 44,5 т (в 1990 г. - 169,4 т), мяса в убойном весе - 14,1 т (в 1990 г. - 81,5 т), молока - 43,9 т (в 1990 г. - 81,5
т), яиц - 296,6 тыс. штук против 317,9 тыс. штук в 1990 г.
Доля сельхозпредприятий в валовой продукции отрасли составляет 10,6% (в 1990 г.
- 57%), хозяйств населения - 79,6% (в 1990 г. -43%), крестьянских (фермерских) хозяйств -9,8%. Структура валовой продукции сельского хозяйства республики значительно изменилась в сторону снижения удельного веса сельскохозяйственных организаций и повышения доли хозяйств населения и фермерских хозяйств.
Социальная направленность экономического роста в сельских территориях Дагестана состоит в том, чтобы обеспечить стабильный рост объемов производства продукции путем дополнительного вовлечения в хозяйственную деятельность основных факторов производства и повышения эффективности их использования.
Для последовательного наращивания объемов производства как в растениеводстве, так и в животноводстве в регионе имеются соответствующие условия.
В настоящий период в республике не используется более 100 тыс. га пашни, или несколько более 20% ее общей площади. Расширение посевных площадей на 100 тыс. га даже при сохранении урожайности сельскохозяйственных культур на достигнутом уровне обеспечит общий рост продукции растениеводства на 20%.
Вторым крупным резервом роста объема производства растениеводческой продукции является значительное повышение урожайности зерновых культур, подсолнечника, плодов и ягод, а также кормовых культур.
Средняя по республике урожайность зерновых (19,6 ц/га в 2005 г.) может быть повышена на 35-40% и составлять 26-27 ц/га. В качестве доказательства реальности такого уровня урожайности зерновых можно привести следующие аргументы: фактическая урожайность зерна в 1990 г. составляла 22,8 ц/га; в 2005 г. урожайность зерновых в крестьянских (фермерских) хозяйствах находилась на уровне 26,3 ц/га, а в хозяйствах населения - 23,5 ц/га.
При расширении посевов зерновых на 50-55 тыс. га (при этом общая их посевная площадь достигнет уровня 1990 г. - 220,8 тыс. га), объемы производства зерна вырастут в 1,8 раза и составят 575 тыс. т против 318,1 тыс. т в 2005 г., что на 18% больше, чем было получено зерна в 1990 г.
Посевы подсолнечника необходимо довести до 10 тыс. га (в 1990 г. было 8,4 тыс. га). При повышении урожайности с 11 ц/га до 15 ц/га (1990 г. - 13,8 ц/га) его производство увеличится в 2,4 раза и составит 15 тыс. т.
Площадь посадки картофеля следует оставить на уровне 2004 г., но повысить урожайность с 121 ц/га до 150 ц/га. Это обеспечит рост валового сбора картофеля на 24%.
При сохранении размеров посадки овощных культур и повышении урожайности на 15% валовой сбор овощных составит 25 тыс. т.
Благодаря расширению площади посадки плодовых и ягодных культур на 3 000 тыс. га и повышению урожайности с 29,6 ц/га до 60 ц/га сбор данных видов продукции увеличится в 2 раза.
Целесообразно восстановить площади посадки виноградников (27,2 тыс. га в 1990 г. и 15,5 тыс. га в 2005 г.) и повысить их урожайность до 60 ц/га, что обеспечит увеличение производства винограда на 85%.
Основным направлением увеличения производства продукции животноводства в республике должно стать повышение продуктивности скота и птицы.
В агропромышленном комплексе республики имеются потенциальные возможности для увеличения производства мяса скота и птицы в перспективе в 2-2,5 раза. В таких же размерах следует увеличить и производство молока за счет повышения молочной продуктивности коров, доведения годового надоя на голову до 2 500 кг.
Фондообеспеченность отрасли должна быть повышена в 2,5-3 раза. Учитывая специфику сельского хозяйства республики, размер средств государственной поддержки отрасли необходимо увеличить, особенно в начальный период экономического роста, чтобы создать стартовые экономические условия для последующего развития сельскохозяйственного производства заданными темпами и повышения уровня его конкурентоспособности. При этом субсидии следует выделять только по целевому назначению, на договорной основе, с приняти-
ем конкретных обязательств сторонами и материальной ответственностью за их соблюдение.
Совершенствование форм и методов взаимодействия сельскохозяйственных организаций, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств следует рассматривать в ка-ч естве одного из важных направлений мобилизации внутренних резервов и возможностей экономического роста сельских территорий.
Для условий Дагестана, где производственные кооперативы занимают наибольший удельный вес (70%) в общей численности сельхозпредприятий, наиболее приемлемой формой сотрудничества хозяйств представляется создание единой кооперативной системы на уровне муниципальных образований, т.е. сельских поселений и муниципальных районов.
Связи взаимодействия в кооперативных системах строятся на принципах добровольности, взаимной заинтересованности (ответственности), социального равенства и характеризуются как отношения сотрудничества. Эти преимущества кооперативов соответствуют традициям менталитету сельского населения.
Единая кооперативная система признана объединить существующие и создать новые кооперативы, необходимые для ее эффективного функционирования.
В границах сельских территорий единую кооперативную систему составляют один или несколько сельскохозяйственных производственных кооперативов и различного рода потребительские кооперативы, и в первую очередь по заготовке продукции и оказанию услуг населению, отделение межрайонного или районного кредитного кооператива, хозяйствующие субъекты потребительской кооперации, расположенной на данной территории.
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ АПК В УСЛОВИЯХ МНОГОУКЛАДНОМ ЭКОНОМИКИ ЮГА РОССИИ М.В. Давтаев, д.э.н., проф., Чеченский государственный университет
Юг России - один из наиболее крупных регионов страны. На его долю приходится 19,6% сельскохозяйственных угодий, 25% валовой продукции сельского хозяйства, 28% производства зерна, более 25% - овощей и фруктов, около 20% - мяса и молока.
Данный регион характеризуется исключительно различающимися природно-экономическими условиями. Здесь - с одной стороны самые благоприятные условия для возделывания сельскохозяйственных культур в Краснодарском крае и, а с другой - самые жесткие засушливые климатические условия в Республике Калмыкия. Своеобразны природно-экономические условия в горных зонах Предкавказья.
Регион размещен во влажной, полуза-сушливой и засушливой климатических зонах,
где по многолетним данным, количество осадков за год колеблется от 1 300-1 400 мм на юго-западе до 250-300 мм на востоке, а сумма положительных температур за вегетационный период на севере достигает 28 000о С, на юге -44 000о С, продолжительность вегетационного периода - 180-200 дней.
Сложившиеся природно-климатические условия данного региона определяют почвенную разновидность, которая насчитывает свыше 360. Здесь господствуют мощные мицеляр-но-карбонатные черноземы (преобладающая часть Краснодарского и Ставропольского краев, равнинной части Республики Северная Осетия, а также Кабардино-Балкарской, Ингушской и Чеченской Республик). В западной части территории расположены плодородные пред-