При сохранении размеров посадки овощных культур и повышении урожайности на 15% валовой сбор овощных составит 25 тыс. т.
Благодаря расширению площади посадки плодовых и ягодных культур на 3 000 тыс. га и повышению урожайности с 29,6 ц/га до 60 ц/га сбор данных видов продукции увеличится в 2 раза.
Целесообразно восстановить площади посадки виноградников (27,2 тыс. га в 1990 г. и 15,5 тыс. га в 2005 г.) и повысить их урожайность до 60 ц/га, что обеспечит увеличение производства винограда на 85%.
Основным направлением увеличения производства продукции животноводства в республике должно стать повышение продуктивности скота и птицы.
В агропромышленном комплексе республики имеются потенциальные возможности для увеличения производства мяса скота и птицы в перспективе в 2-2,5 раза. В таких же размерах следует увеличить и производство молока за счет повышения молочной продуктивности коров, доведения годового надоя на голову до 2 500 кг.
Фондообеспеченность отрасли должна быть повышена в 2,5-3 раза. Учитывая специфику сельского хозяйства республики, размер средств государственной поддержки отрасли необходимо увеличить, особенно в начальный период экономического роста, чтобы создать стартовые экономические условия для последующего развития сельскохозяйственного производства заданными темпами и повышения уровня его конкурентоспособности. При этом субсидии следует выделять только по целевому назначению, на договорной основе, с приняти-
ем конкретных обязательств сторонами и материальной ответственностью за их соблюдение.
Совершенствование форм и методов взаимодействия сельскохозяйственных организаций, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств следует рассматривать в ка-ч естве одного из важных направлений мобилизации внутренних резервов и возможностей экономического роста сельских территорий.
Для условий Дагестана, где производственные кооперативы занимают наибольший удельный вес (70%) в общей численности сельхозпредприятий, наиболее приемлемой формой сотрудничества хозяйств представляется создание единой кооперативной системы на уровне муниципальных образований, т.е. сельских поселений и муниципальных районов.
Связи взаимодействия в кооперативных системах строятся на принципах добровольности, взаимной заинтересованности (ответственности), социального равенства и характеризуются как отношения сотрудничества. Эти преимущества кооперативов соответствуют традициям менталитету сельского населения.
Единая кооперативная система признана объединить существующие и создать новые кооперативы, необходимые для ее эффективного функционирования.
В границах сельских территорий единую кооперативную систему составляют один или несколько сельскохозяйственных производственных кооперативов и различного рода потребительские кооперативы, и в первую очередь по заготовке продукции и оказанию услуг населению, отделение межрайонного или районного кредитного кооператива, хозяйствующие субъекты потребительской кооперации, расположенной на данной территории.
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ АПК В УСЛОВИЯХ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ ЮГА РОССИИ М.В. Давтаев, д.э.н., проф., Чеченский государственный университет
Юг России - один из наиболее крупных регионов страны. На его долю приходится 19,6% сельскохозяйственных угодий, 25% валовой продукции сельского хозяйства, 28% производства зерна, более 25% - овощей и фруктов, около 20% - мяса и молока.
Данный регион характеризуется исключительно различающимися природно-экономическими условиями. Здесь - с одной стороны самые благоприятные условия для возделывания сельскохозяйственных культур в Краснодарском крае и, а с другой - самые жесткие засушливые климатические условия в Республике Калмыкия. Своеобразны природно-экономические условия в горных зонах Предкавказья.
Регион размещен во влажной, полуза-сушливой и засушливой климатических зонах,
где по многолетним данным, количество осадков за год колеблется от 1 300-1 400 мм на юго-западе до 250-300 мм на востоке, а сумма положительных температур за вегетационный период на севере достигает 28 000о С, на юге -44 000о С, продолжительность вегетационного периода - 180-200 дней.
Сложившиеся природно-климатические условия данного региона определяют почвенную разновидность, которая насчитывает свыше 360. Здесь господствуют мощные мицеляр-но-карбонатные черноземы (преобладающая часть Краснодарского и Ставропольского краев, равнинной части Республики Северная Осетия, а также Кабардино-Балкарской, Ингушской и Чеченской Республик). В западной части территории расположены плодородные пред-
кавказские, приазовские и обыкновенные черноземы, в восточной - каштановые, светлокаштановые почвы с очагами солонца, а на юге преобладают бурые и серые лесные горные и дерново-подзолистые почвы.
На территории юга страны выделено шесть природно-экономических зон. Хозяйства первой зоны специализируются на производстве зерна и продукции молочного скотоводства; вторая - овцеводческо-зерновая с развитым скотоводством; третья - скотоводческо-зерновая; четвертая - виноградарско-черноморская; пятая -виноградарско-прикаспийская; шестая - горная зона, скотоводческо-овцеводческая с развитым садоводством.
Сельское хозяйство юга выгодно отличается от других экономических регионов страны по уровню интенсивности производства. Здесь по сравнению с показателями сельскохозяйственных предприятий России в расчете на душу населения производится значительно больше зерна, фруктов и овощей.
Анализ показал, что в ходе экономической реформы в этом регионе, как и в Российской Федерации, произошел резкий спад объемов производства сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем темпы уменьшения производства несколько ниже, чем в целом по стране.
За годы реформы значительно уменьшилась товарность сельскохозяйственной продукции. Так, в 1990 г. товарность зерна составляла 56,7%, в 2001 г. она уменьшилась до 48,6%, картофеля соответственно - 42 и 10,8%, овощей - 89 и 20,5%.
Заметно ухудшилось воспроизводство стада, возрос падеж животных, снизилось обеспечение скота и птицы кормами. В 1990 г. в сельскохозяйственных предприятиях страны средний вес 1 реализованной головы крупного рогатого скота составлял 357 кг, в южном регионе - 342 кг, в 2001 г. соответственно - 281 и 286 кг.
Ухудшилось состояние племенного животноводства, что оказывает негативное влияние на воспроизводственный процесс отрасли.
Многократно сократилась материальнотехническая база сельскохозяйственных предприятий. В большинстве хозяйств выбытие основных фондов превышает их восстановление в 8-10 раз. Идет негативный процесс деиндустриализации. За 1991-2002 гг. приобретение сельскими товаропроизводителями региона тракторов уменьшилось в 13,6 раза, грузовых автомобилей - в 30, зерновых комбайнов - в 9,2 раза.
Изменилось количество прибыльных хозяйств. В 1990 г. по республикам, краям и области удельный вес рентабельных сельскохозяйственных предприятий составлял 94%. В 1998 г. он колебался от 7% (Ингушская Республика) до 28% (Республики Дагестан, Северная
Осетия и Ставропольский край). В 2001 г. удельный вес прибыльных хозяйств составил 57,2%, при этом нижний уровень их составил 24% (Карачаево-Черкесская Республика), а верхний
- 67% (Ростовская область).
Таким образом, проводимая аграрная реформа вследствие допущенных ошибок привела не только к значительному спаду производства, но и к снижению уровня его рентабельности, что обострило финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Реорганизация колхозов, совхозов, межхозяйственных предприятий, агропромышленных формирований в стране осуществлялась в соответствии с указом президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» от 27 декабря 1991 г. и рядом других нормативных документов. В соответствии с этими и последующими нормативными документами в регионе произошла приватизация предприятий, изменились формы собственности и хозяйствования, было осуществлено разукрупнение сельскохозяйственных предприятий, на их базе были созданы мелкие формирования, фермерский сектор.
На юге России разгосударствлению и приватизации были подвергнуты более 82% сельскохозяйственных предприятий. Большинство работников сельского хозяйства и социальной сферы, пенсионеров были объявлены собственниками земельных долей. Из сельскохозяйственных предприятий выведено 3,4 млн га сельскохозяйственных угодий. Более 1,8 млн га земель переданы крестьянским (фермерским) хозяйствам. В 2,5 раза увеличены площади земель личных подсобных хозяйств, под садоводством, огородничеством, индивидуальным и дачным строительством. В результате реорганизации количество землепользователей увеличилось в 12,2 раза. На начало 2002 г. в регионе функционировало более 5 тыс. сельскохозяйственных предприятий различных форм хозяйствования и собственности, 99 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Анализ эффективности сельскохозяйственных предприятий показал, что их результаты зависят не столько от форм собственности, сколько от организационно-экономического механизма хозяйствования, размеров производства. Крупные сельскохозяйственные предприятия имеют большие преимущества, которые заключаются в возможности применения в них новых высокопроизводительных машин и оборудования, прогрессивных технологий.
По нашему мнению, необходимы принципиально новые решения в развитии сельскохозяйственной кооперации. Анализ показывает, что кооперация с учетом требований рын-
ка должна развиваться по следующим основным направлениям:
- сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на коллективной собственности для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также других видов деятельности, направленной на удовлетворение социально-экономических интересов трудящихся;
- сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на объединении имущественных и земельных паев, личном трудовом участии для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, выполнения других видов деятельности, исходя из интересов коллектива;
- производственная кооперация, основанная на совместной деятельности сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных и фермерских хозяйств;
- кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместного ведения сельскохозяйственного производства и выполнения других работ;
- кооперация для переработки сельскохозяйственной продукции;
- кооперация для материально-технического обеспечения;
- кредитная и страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств кредитами за счет собственных сбережений, накоплений и заемных средств;
- межхозяйственная кооперация юридических и физических лиц для выполнения отдельных видов работ.
Направления и механизм формирования сельскохозяйственной кооперации должны охватывать следующие четыре уровня:___________
- создание кооперативных формирований на базе реорганизованных сельскохозяйственных предприятий (кооперация на уровне предприятия);
- межхозяйственная кооперация;
- территориальная кооперация на районном и региональном уровнях;
- межрегиональная кооперация.
Кооперация на уровне предприятия
должна предусматривать совершенствование внутрихозяйственных отношений. По уровню самостоятельности возможна кооперация с предоставлением производственным подразделениям хозяйственной самостоятельности на основе хозяйственного расчета и аренды. Такие подразделения могут иметь лицевой счет, самостоятельно распределять свой доход. В отдельных случаях кооперация возможна на основе предоставления полной самостоятельности с правом юридического лица. Этот вариант возможен в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие полностью разделилось и реальной возможности восстановить его в прежнем качестве нет. По существу, это будут новые формирования, объединенные в союз кооперативов или ассоциацию.
Важным является формирование потребительских кооперативов на районном уровне с учетом горизонтальных и вертикальных связей. Автор принимал участие в разработке проекта формирования организационной структуры потребительского кооператива Урус-Мартановского района Чеченской Республики (рис. 1).
Создание кооперативов, ассоциаций, союзов, агрохолдингов в районах будет способствовать согласованной деятельности сельскохозяйственных предприятий и сферы их обслуживания.
Потребительский кооператив
Общее собрание •4 Наблюдательный совет
Правление кооператива
Председатель кооператива
Рис. 1. Проект организационной структуры управления потребительского кооператива Урус-Мартановского района Чеченской Республики
Большое значение имеет развитие кооперации крупных предприятий и личных подсобных хозяйств. Традиционные пути их развития практически исчерпаны в связи с тем, что во многих случаях достигнут предел объема выполненных работ при отсутствии средств механизации. В этих условиях требуется кооперация личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями.
Практика показала, что существенным недостатком проведенной в АПК приватизации явилось отчуждение сельскохозяйственных товаропроизводителей от объектов перерабатывающей промышленности. В результате последние устанавливают монопольные цены. Это ставит структуры аграрного сектора в крайне неблагоприятные экономические условия воспроизводства. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители получают все меньшую долю в структуре денежной выручки реализованной ими продукции. При сложившейся ситуации на селе такое соотношение ухудшает экономические показатели работы сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, усиливает процессы деградации аграрной сферы, создает дополнительные трудности в преодолении системного кризиса.
Развитие кооперации позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям в значительной степени устранить монополию перерабатывающих предприятий, снизить тенденцию строительства индивидуальных маломощных перерабатывающих производств (мини-заводов по производству молочнокислой продукции, колбасных изделий, хлебобулочной
продукции и т.д.), которые по своим производственно-экономическим и качественным показателям уступают более крупным, хорошо оснащенным перерабатывающим заводам. При этом основой организационно-экономического механизма отношений на всех уровнях хозяйственной деятельности должны быть договорные отношения, обеспечивающие нормальные условия для функционирования всех участников процессов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В решении проблем кооперации важным является совершенствование инфраструктуры рынка (рис. 2).
Эффективное функционирование рыночной инфраструктуры требует осуществления следующих мероприятий: широкого развития банковской системы в сочетании с активизацией системы государственного регулирования процессов сельскохозяйственного производства; совершенствование налоговой политики, направленной на стимулирование развития процесса сельскохозяйственного производства; развития системы кредитования.
Особое значение для развития сельскохозяйственного производства имеет улучшение системы управления.
Основополагающими факторами совершенствования управления следует считать: организационно-правовое оформление и выделение АПК как объекта управления на федеральном и региональном уровнях; четкое определение функций органов хозяйственного и государственного управления; экономически обоснованное формирование структуры управления.
Организационное обеспечение
Маркетинговая служба
Торгово-посреднические организации
Сфера обслуживания и информационного обеспечения
Информационное
обеспечение
Банки
Агросервисное
обслуживание
Научное обеспечение
ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И УСЛУГ
Инфраструктура рынка
Рис. 2. Инфраструктура рынка агропромышленного комплекса региона
По нашему мнению, при формировании системы управления АПК и сельского хозяйства необходимо исходить из следующих основополагающих принципов.
Первое. Органы государственного управления, как правило, представляют собой единую систему, создаваемую по принципу «сверху вниз». Однако, учитывая изменяющиеся условия хозяйствования, эта система должна иметь не жесткий характер, а представлять собой разомкнутые, свободные в административном отношении управленческие органы. В то же время ряд функций государственного управления, особенно определяемых федеральными органами, могут быть сквозными, затрагивая региональный и низовой уровень агропромышленного комплекса.
Второе. Государственное управление основывается на стабильных организационных структурах и функциях, связанных с использованием действующих законодательных актов по вопросам деятельности сельскохозяйственных предприятий и сферы их обслуживания, механизма государственного регулирования развития агропромышленного производства.
Третье. Хозяйственное управление должно представлять собой гибкую систему, которая может изменяться с учетом развития но-
вых форм хозяйствования и функционировать на добровольной основе и демократических принципах построения организационно-хозяйственных структур, экономическом и социальном интересе учредителей данного хозяйственного формирования.
Четвертое. Государственное управление в большей мере строится и функционирует по административно-территориальному принципу (республика, край, область, район), как при органах власти, так и самостоятельно. Хозяйственное же управление низовых производственных структур все больше будет отходить от административно-территориального деления. Решающую роль здесь должны играть специализация и кооперация производства, характер и состояние межотраслевых связей товаропроизводителей различных типов, рынки сбыта продукции, экономические интересы. Совершенствование хозяйственного управления предполагает по мере экономической целесообразности создание территориальных, отраслевых или территориально-отраслевых структур. Таковыми могут быть кооперативы различных производственных направлений, товарищества и их ассоциации, агрохолдинги, агрофирмы, акционерные общества и другие формирования.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ АПК СРЕДНЕГО УРАЛА С.Н. Полбицын, к.т.н., доц., декан, зав. каф. Уральской государственной сельскохозяйственной академии
Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции на Среднем Урале происходит такими темпами, что создается впечатление о невозможности восстановления прежнего значения и доли местных агропромышленных предприятий в общем объеме продовольственного обеспечения населения Свердловской области.
Однако данная констатация проблем не учитывает общих тенденций, происходящих как в российской, так и в глобальной экономике. Развитие транспортных каналов привело к резкому снижению затрат на доставку товаров из любой точки земного шара в любую другую. Следствием этого развития стало усиление конкуренции между сельхозпроизводителями, поскольку теперь конкуренция происходит не только между местными предприятиями, в борьбу за рынки оказываются вовлечены предприятия, географически разбросанные по всему миру. Конкурентная борьба осуществляется между предприятиями только на одной основе - предложение минимальной цены при минимально удовлетворительном (как правило, устанавливаемом законодательно) уровне качества.
Вторым фактором, повлиявшим на усиление негативных тенденций, стало развитие
технологий, позволяющих сохранять потребительские качества сельскохозяйственной продукции в течение достаточно длительного срока.
Необходимо отметить, что конкуренция на основе ценового фактора имеет право на существование или в начале жизненного цикла продукта, когда его особые свойства могут быть четко выражены и зафиксированы, или в конечной стадии, когда продукт, предлагаемый различными производителями, имеет схожие качества и нет необходимости добавлять некоторые особые свойства стандартному продукту.
Анализируя рынок сельскохозяйственной продукции, можно указать на то, что этот вид товара прошел первоначальный этап своего жизненного цикла, у продуктов стали появляться специфические свойства, отличающие продукт одного производителя от продукта другого производителя. Появление особых свойств продуктов повлияло на развитие сегментации рынка.
В настоящее время нельзя рассматривать всех потребителей как единый рынок с одинаковыми требованиями, происходит разделение примитивного постсоветского рынка продуктов питания на различные сегменты. Проведенное обследование жителей г. Екате-