Научная статья на тему 'Экономический рост в Республике Азербайджан и сотрудничество с ООН'

Экономический рост в Республике Азербайджан и сотрудничество с ООН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН / СОТРУДНИЧЕСТВО С ООН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дамирли Ф.

Использование больших запасов углеводородных ресурсов в Каспийском море позволило Республике Азербайджан стать страной с быстроразвивающейся экономикой. Инвестирование крупных финансовых ресурсов в развитие инфраструктуры и ненефтяного сектора придало позитивный импульс развитию экономики страны. Большую роль в имплементации различных проектов в Азербайджане сыграло сотрудничество с различными организациями ООН в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Growth in the Republic of Azerbaijan and Cooperation with United Nations

Large reserves of hydrocarbon resources in the Caspian Sea and usage of these resources have allowed the Republic of Azerbaijan to become a country with rapidly growing world economy. Investment of large financial resources in the development of infrastructure and non-oil sector has given a positive impulse to the development of the country’s economy. A great role in the implementation of various projects in Azerbaijan has played collaboration with various UN organizations in the country.

Текст научной работы на тему «Экономический рост в Республике Азербайджан и сотрудничество с ООН»

УДК 652.13.072

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РЕСПУБЛИКЕ АЗЕРБАЙДЖАН И СОТРУДНИЧЕСТВО С ООН

Лсп. ДАМИРЛИ Ф.

Азербайджанский государственный экономический университет

Одним из приоритетов Республики Азербайджан сегодня является развитие экономики, улучшение социального положения граждан страны и сокращение бедности.

Цель данной статьи - анализ экономического развития Азербайджана в последние годы, а также демонстрация эффективности сотрудничества с ООН и достигнутых результатов.

Став суверенным государством в 1990 г., Азербайджан столкнулся с многочисленными проблемами. Экономическая зависимость страны от других союзных республик бывшего СССР, а также отсутствие четкой программы долгосрочного экономического развития не позволили Азербайджану плавно перейти от политики командной экономики к рыночной. Однако приход к власти в 1993 г. Г, Алиева создал условия для дальнейшего развития страны. Так, подписанный в 1996 г. «Контракт века» между Республикой Азербайджан и крупными нефтяными мировыми компаниями стал хорошей отправной точкой для роста экономики в целом.

Высокие показатели цен на энергетические ресурсы в недалеком прошлом и сегодняшние высокие цены на газ обеспечивают Азербайджану постоянный доход в государственный бюджет. В связи с этим правительство проводит важные реформы в: экономической, социальной сферах, а также оказывает гуманитарную помощь беженцам и вынужденным переселенцам. Однако, как и у любой другой страны, есть и проблемы. К таковым можно отнести: нерешенность армяно-азербайджанского конфликта, большое количество беженцев и вынужденных переселенцев, монополию в сферах производства и экспорта, высокую инфляцию, отсталость, доставшуюся от СССР, важных для страны сфер, таких как химическая промышленность и сельское хозяйство.

Несмотря на существующие многочисленные проблемы, в последние годы Азербайджан сделал большой рывок в экономическом развитии (табл. 1).

Таблица 1

Динамика ВВП Азербайджана

Год 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рост ВВП, % 111,1 110,6 111,2 110,2 126,4 134,5 125

ВВП на душу населения, дол. США 665,1 774,4 896,8 1060,3 1600,4 2508,5 3473,9

Источник: Комитет статистики Республики Азербайджан // http://www.azstat.org/publications/azfigures/2008/az/ ОЮ-вЫхп!

Благодаря нефтяному сектору у Азербайджана большие показатели роста ВВП. Согласно анализу Всемирного банка азербайджанская экономика продолжила экономический рост, который в 2008 г. составил 10,8 %.

С начала 2008 г. упадок финансовых рынков повлиял на многие крупные и развитые страны. Однако, как показывает анализ Всемирного банка, по сравнению с другими государствами с переходной экономикой Азербайджан лучше был подготовлен к тому, чтобы справиться с кризисом. Низкая зависимость местных банков от иностранной валюты, осторожная политика, проводимая Нацбанком Азербайджана, по отношению к внешним денежным рискам коммерческих банков, а также неразвитый финансовый рынок и сильная международная резервная позиция (внешний долг - менее 20 % от ВВП, составляющий 3 млрд дол. США; азербайджанские иностранные резервы к концу 2008 г. составили 18 млрд дол. США) помогли защититься от раннего воздействия глобального финансового кризиса [1].

Сегодня нефтяной сектор является стратегически важным для Азербайджана. Однако наряду с этим понимание правительством важности развития ненефтяного сектора позволило расширить и сделать сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приоритетной сферой развития, Одной из всеобъемлющих задач является внедрение ИКТ, разви-

84

Вестник БНI у, № 2, 2010

тие коммуникаций, для того чтобы обеспечить новое электронное делопроизводство в стране. Такая влиятельная международная организация, как ООН, активно сотрудничает с Министерством связи и информационных технологий и Министерством образования для того, чтобы обеспечить доступ всех учебных заведений к Интернету.

Согласно отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ) о глобальном развитии информационных технологий сегодня Азербайджан занимает 60-е место, опередив по так называемым индексам цифрового развития все страны СНГ, в том числе Россию (74-е место), Казахстан (73-е место), Украину (62-е место). Всего в отчете «The Global Information Technology Report» фигурируют 134 страны. По сравнению с предыдущим годом позиции Азербайджана улучшились на 26 пунктов (в прошлом отчете было 86-е место).

Миссия ООН, открывшая свое представительство в Азербайджане в 1993 г., активно сотрудничает с Государственным пенсионным фондом, содействуя тому, чтобы пенсионеры могли получать свои пенсии посредством электронных карт, а также с Государственным таможенным комитетом в направлении упрощения процедур, которые касаются растаможива-ния ввозимых в страну товаров. Активно ведется работа с Министерством иностранных дел Азербайджана по усовершенствованию коммуникационных связей между МИД с посольствами Азербайджана, аккредитованными в зарубежных странах.

Для устойчивого экономического развития правительство совместно с представительством ООН в Азербайджане и другими международными структурами предпринимает меры, направленные на улучшение социально-экономического развития страны, усовершенствование инфраструктуры, проводит радикальные реформы по улучшению среды малого и среднего бизнеса. А стимулировать эти процессы помогают инвестиции, а также продажа нефти и газа.

rp 1 г lAAO р ___ w Л Л

лак, марта ¿,\j\jo г. » иаку со^гилдииь первое заседание рабочей группы по обсуждению проекта новой Государственной программы устойчивого социально-экономического развития регионов Азербайджана. Как отмечал бывший министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев, новая программа, которая станет продолжением Госпрограммы на 2004-2008 гг., охватит 2009-2013 гг.: «Анало-

гичная программа, которая завершается 2008 г., реализована на 98 %. В период ее выполнения было подписано 15 дополнительных распоряжений по усилению социально-экономического развития регионов. Она также способствовала снижению бедности в Азербайджане до 16 %»[2].

24 июня 2008 г. Программа развития ООН (ПРООН) в Азербайджане и Азербайджанский фонд поощрения экспорта и инвестиций (АЗПРОМО) презентовали проект, позволяющий внедрить Глобальное соглашение (ГС) ООН в Азербайджане. «Программа развития ООН заинтересована в развитии частного сектора в Азербайджане, и в этом направлении готова оказать правительству страны поддержку. Опыт некоторых стран показывает, что "черное золото" не вечно, и Азербайджан в этом не исключение. Когда-нибудь запасы нефти и газа страны иссякнут, а людские ресурсы вечны. Поэтому ПРООН заинтересована в развитии частного сектора, играющего большую роль в снижении уровня бедности и развитии занятости в стране», - сказал резидент-координатор ООН, представитель ПРООН в Азербайджане Бруно Пуэза во время презентации проекта по применению Глобального соглашения ООН в Азербайджане [3].

Развитие энергетической сферы побудило к развитию структурных реформ, которые содержали задачи по упрощению процессов регистрации предприятий, усилению финансовой дисциплины в сфере управления государственными доходами.

Азербайджан был первым в имплементации Инициативы по развитию прозрачности в добывающих отраслях промышленности (Е1Т1) и представил отчет о выполнении работ в этом направлении. А в 2003 г. в стране учрежден Национальный комитет по реализации международной Инициативы по повышению прозрачности в добывающих отраслях. 24 ноября 2004 г. правительство Азербайджана подписало с местными и иностранными компаниями, а также с коалицией организаций гражданского общества Меморандум о взаимопонимании относительно прозрачности средств, получаемых газовыми и нефтяными компаниями, и доходов государства от добывающей промышленности. Данная инициатива направлена на увеличение прозрачности транзакций между правительствами и компаниями, работающими в добывающих отраслях промышленности. В 2007 г. Го-

сударственный нефтяной фонд Азербайджана, ведущий Инициативу Е1Т1, был удостоен престижной премии ООН за вклад в развитие государственной службы в категории «Улучшение прозрачности, отчетности и ответственности на государственной службе». Фонд стал первым правительственным агентством в Восточной Европе и странах СНГ, удостоенным этой высокой награды. В связи с этим 19 февраля 2008 г. в качестве официального документа ООН в штаб-квартире Организации в Нью-Йорке по инициативе Азербайджана распространен проект резолюции Генеральной Ассамблеи «Повышение транспарентности в добывающей промышленности». Его соавторами стали еще 16 государств, в том числе Германия, Грузия, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Нигерия, Великобритания и Франция.

Нельзя не затронуть и мировой финансовый кризис, который оказал негативное влияние на экономику Азербайджана, хотя и в меньшей степени. В феврале 2008 г. Президент Азербайджана И. Алиев отмечал, что стратегия правительства нуждается в коррективах. Внесение поправок позволило Азербайджану в наименьшей степени ощутить кризис. Во многом это стало возможно благодаря жесткой денежно-кредитной политике правительства, которая принесла положительные результаты. Так, в отличие от своих соседей по СНГ, азербайджанское правительство не дало национальной валюте, как это было в прошлые годы, резко укрепить позиции по отношению к доллару. Это, в свою очередь, позволило за счет минимальных финансовых вливаний удержать национальную валюту от неминуемой девальвации. А между тем немало стран в СНГ не создали крупные резервные фонды, которые в условиях кризиса призваны были бы стать настоящей «подушкой безопасности» для национальных экономик.

Сотрудничество Азербайджана с международными организациями, а также претворение в жизнь совместных проектов позволяет эффективно использовать государственные денежные ресурсы и результативно реализовы-вать эти проекты в стране.

Так, основной миссией ООН в Азербайджане является оказание поддержки развития страны, определение соответствующих мер и критериев для достижения целей страны. В 2008 г. правительство Азербайджана обратилось к миссии ООН с просьбой оказания соответствую-

щей помощи в конкретных областях в течение ближайших пяти лет. В целом основной задачей представительства ООН является оказание помощи Азербайджану для достижения целей тысячелетия ООН по развитию к 2015 г.

Таким образом, представительство ООН помогает Республике Азербайджан перевоплотить прибыль, которую страна получает от добычи нефти и газа, в продолжительные ощутимые и реальные успехи в других областях. ООН взяло на себя обязательство помочь правительству Азербайджана в развитии ненефтяного сектора, т. е. обеспечить стратегическое развитие страны. В первую очередь это повышение уровня новых открываемых рабочих мест посредством тренингов, которые предлагаются потенциальным претендентам на эти вакансии. Представительство ООН также поощряет открытие новых рабочих мест в регионах страны, оказывает помощь в усилении и укреплении новых отраслей, например в области туризма. Так, в феврале 2008 г. состоялась презентация азербайджанского туристического портала www. tourism.az Министерством культуры и туризма Азербайджана и ПРООН, который был создан в рамках совместного проекта «Институциональное содействие Министерству культуры и туризма с целью сокращения бедности в Азербайджане, помогая рациональному развитию внутреннего туризма». Эта программа подписана 6 февраля 2004 г. между тогда существовавшим Министерством молодежи, спорта и туризма и Программой развития ООН сроком на два года. Учитывая успешную реализацию проекта, правительство Азербайджана и Программа развития ООН приняли решение о продлении проекта. В рамках данного проекта было предусмотрено оказание содействия министерству в сфере создания Туристского информационного центра и повышения профессиональных навыков и знаний лиц, занятых в туристической сфере. Именно для этих целей в шести регионах Азербайджана (Губе, Хачма-зе, Лянкяране, Нахчыване, Шамахе, Гяндже), а также Баку были открыты так называемые туристические информационные центры [4].

По годовому отчету резидент-координатора ООН, Азербайджан уже сегодня относится к странам со средним доходом, и в недалеком будущем станет страной-донором, т. е. выплатит общий долг международному сообществу, которое оказало содействие стране после обретения независимости. По мере того как страна

86

Вестник ЬН1 У, № 2, 2010

становится богаче сокращается международная помощь со стороны ООН и стран-доноров. Это, с одной стороны, делает страну уязвимой в реализации различных проектов на территории страны, которые требуют значительных финансовых расходов. С другой стороны, для укрепления дальнейшего национального потенциала и эффективного использования внутренних ресурсов экспертная помощь со стороны ООН крайне необходима. Только в течение последних пяти лет Азербайджан профинансировал около 60 % всех проектов, реализуемых в стране. Для более эффективного использования государственных средств в реализации различных проектов ПРООН и Министерство финансов Азербайджана подготовили Договор о взаимопонимании, который рассматривается правительством Азербайджана. Если документ будет утвержден, это позволит шире использовать государственные финансовые средства во всех сферах технической помощи с ПРООН и других организаций ООН, функционирующих в Азербайджане. Это особенно важно для представительства ООН в Азербайджане по причине того, что это может быть отражено в новой Рамочной программе организации по содействию в развитии (ЮНДАФ) на 2011-2015 гг., разработка которой началась в 2009 г.

Правительство республики активно проводит меры по снижению инфляции, оказанию помощи частным предпринимателям, развитию альтернативных источников энергии. Согласно официальному мнению Всемирного банка Азербайджан в 2008 г. реализовал радикальные реформы для ведения бизнеса в стране, тем самым создав благоприятную среду для инвесторов. В анкетировании 115 стран Азербайджан переместился с 97-го места на 36-е.

В 2009 г. ЕБРР прогнозирует рост экономики Азербайджана на 8 %. Азербайджанская экономика преодолеет кризисный 2009 г. с темпом роста экономики, который Россия за последние девять лет достигала лишь дважды: в 2000 г., когда рост ВВП превысил 10 %, и в 2007 г. - 8,1 % роста ВВП. Логично предположить, что азербайджанская экономика восстановит прежние темпы роста быстрее других экономик стран СНГ [5].

Существует несколько важных факторов, по которым можно определить дальнейшую экономическую эволюцию государства. Одним из

них является выгодное географическое положение Азербайджана - пересечение Европы и Азии. К другому фактору можно отнести то, что Азербайджан, имея богатые углеводородные ресурсы, представляет большой интерес для США и России. Среди других стран Южного Кавказа Азербайджан является самым крупным государством, которое проявило инициативу лидерства в этом регионе. Реализация таких энергетических проектов, как нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровод Баку -Тбилиси - Эрзурум и ныне строящаяся железная дорога Баку - Тбилиси - Каре, позволяет Азербайджану стать не только одним из важных экспортеров углеводородных ресурсов, но и превратиться в мост, соединяющий Европу и Азию.

ВЫВОД

Большие запасы углеводородных ресурсов в Каспийском море, а также их использование позволило Республике Азербайджан стать страной с быстроразвивающейся экономикой. Значительные объемы инвестирования большого количества финансовых ресурсов в расширение инфраструктуры и нефтяного сектора придали позитивный импульс развитию экономики страны. Весомую роль в имплементации различных проектов в Азербайджане сыграло сотрудничество с различными организациями ООН.

ЛИТЕРАТУРА

1. UN // Annual report 2008 of the Resident Coordinator [Electronic resource] - February 2009 - Mode of access: < http://www.un-az.org/doc/rcreport2008.pdf > - Date of access: 25.02.2009.

2. В Азербайджане началась разработка госпрограммы Устойчивого социально-экономического развития регионов на 2009-2013 гг. [Электронный ресурс] // ceo.az Режим доступа: <http://www.ceo.az/news/briefll631.html> -Дата доступа: 15.04.2008.

3. В Азербайджане будет внедрено Глобальное соглашение ООН с целью поощрения частного сектора [Электронный ресурс] // day.az Режим доступа: <http:// www.

1 _ ,__!____/_______f 1 ЛП1 О 1.4__TT__________^ Л nn ЛГУГЮ

day.az/ncws/cconomy/ i ¿¿z. 1 o,iium^—/4,01 а дисгуиа. ¿t.v / .¿uuo.

4. Алиева, С. Электронный выход к азербайджанскому туризму / С. Алиева // Зеркало. - 19.02.2008. - С. 8.

5. Фу ад, А. Пример для стран СНГ / А. Фуад // Зеркало. - 2.04.2009. - С. 2.

Поступила 07,07.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.