УДК 652.13.072
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РЕСПУБЛИКЕ АЗЕРБАЙДЖАН И СОТРУДНИЧЕСТВО С ООН
Лсп. ДАМИРЛИ Ф.
Азербайджанский государственный экономический университет
Одним из приоритетов Республики Азербайджан сегодня является развитие экономики, улучшение социального положения граждан страны и сокращение бедности.
Цель данной статьи - анализ экономического развития Азербайджана в последние годы, а также демонстрация эффективности сотрудничества с ООН и достигнутых результатов.
Став суверенным государством в 1990 г., Азербайджан столкнулся с многочисленными проблемами. Экономическая зависимость страны от других союзных республик бывшего СССР, а также отсутствие четкой программы долгосрочного экономического развития не позволили Азербайджану плавно перейти от политики командной экономики к рыночной. Однако приход к власти в 1993 г. Г, Алиева создал условия для дальнейшего развития страны. Так, подписанный в 1996 г. «Контракт века» между Республикой Азербайджан и крупными нефтяными мировыми компаниями стал хорошей отправной точкой для роста экономики в целом.
Высокие показатели цен на энергетические ресурсы в недалеком прошлом и сегодняшние высокие цены на газ обеспечивают Азербайджану постоянный доход в государственный бюджет. В связи с этим правительство проводит важные реформы в: экономической, социальной сферах, а также оказывает гуманитарную помощь беженцам и вынужденным переселенцам. Однако, как и у любой другой страны, есть и проблемы. К таковым можно отнести: нерешенность армяно-азербайджанского конфликта, большое количество беженцев и вынужденных переселенцев, монополию в сферах производства и экспорта, высокую инфляцию, отсталость, доставшуюся от СССР, важных для страны сфер, таких как химическая промышленность и сельское хозяйство.
Несмотря на существующие многочисленные проблемы, в последние годы Азербайджан сделал большой рывок в экономическом развитии (табл. 1).
Таблица 1
Динамика ВВП Азербайджана
Год 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рост ВВП, % 111,1 110,6 111,2 110,2 126,4 134,5 125
ВВП на душу населения, дол. США 665,1 774,4 896,8 1060,3 1600,4 2508,5 3473,9
Источник: Комитет статистики Республики Азербайджан // http://www.azstat.org/publications/azfigures/2008/az/ ОЮ-вЫхп!
Благодаря нефтяному сектору у Азербайджана большие показатели роста ВВП. Согласно анализу Всемирного банка азербайджанская экономика продолжила экономический рост, который в 2008 г. составил 10,8 %.
С начала 2008 г. упадок финансовых рынков повлиял на многие крупные и развитые страны. Однако, как показывает анализ Всемирного банка, по сравнению с другими государствами с переходной экономикой Азербайджан лучше был подготовлен к тому, чтобы справиться с кризисом. Низкая зависимость местных банков от иностранной валюты, осторожная политика, проводимая Нацбанком Азербайджана, по отношению к внешним денежным рискам коммерческих банков, а также неразвитый финансовый рынок и сильная международная резервная позиция (внешний долг - менее 20 % от ВВП, составляющий 3 млрд дол. США; азербайджанские иностранные резервы к концу 2008 г. составили 18 млрд дол. США) помогли защититься от раннего воздействия глобального финансового кризиса [1].
Сегодня нефтяной сектор является стратегически важным для Азербайджана. Однако наряду с этим понимание правительством важности развития ненефтяного сектора позволило расширить и сделать сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приоритетной сферой развития, Одной из всеобъемлющих задач является внедрение ИКТ, разви-
84
Вестник БНI у, № 2, 2010
тие коммуникаций, для того чтобы обеспечить новое электронное делопроизводство в стране. Такая влиятельная международная организация, как ООН, активно сотрудничает с Министерством связи и информационных технологий и Министерством образования для того, чтобы обеспечить доступ всех учебных заведений к Интернету.
Согласно отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ) о глобальном развитии информационных технологий сегодня Азербайджан занимает 60-е место, опередив по так называемым индексам цифрового развития все страны СНГ, в том числе Россию (74-е место), Казахстан (73-е место), Украину (62-е место). Всего в отчете «The Global Information Technology Report» фигурируют 134 страны. По сравнению с предыдущим годом позиции Азербайджана улучшились на 26 пунктов (в прошлом отчете было 86-е место).
Миссия ООН, открывшая свое представительство в Азербайджане в 1993 г., активно сотрудничает с Государственным пенсионным фондом, содействуя тому, чтобы пенсионеры могли получать свои пенсии посредством электронных карт, а также с Государственным таможенным комитетом в направлении упрощения процедур, которые касаются растаможива-ния ввозимых в страну товаров. Активно ведется работа с Министерством иностранных дел Азербайджана по усовершенствованию коммуникационных связей между МИД с посольствами Азербайджана, аккредитованными в зарубежных странах.
Для устойчивого экономического развития правительство совместно с представительством ООН в Азербайджане и другими международными структурами предпринимает меры, направленные на улучшение социально-экономического развития страны, усовершенствование инфраструктуры, проводит радикальные реформы по улучшению среды малого и среднего бизнеса. А стимулировать эти процессы помогают инвестиции, а также продажа нефти и газа.
rp 1 г lAAO р ___ w Л Л
лак, марта ¿,\j\jo г. » иаку со^гилдииь первое заседание рабочей группы по обсуждению проекта новой Государственной программы устойчивого социально-экономического развития регионов Азербайджана. Как отмечал бывший министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев, новая программа, которая станет продолжением Госпрограммы на 2004-2008 гг., охватит 2009-2013 гг.: «Анало-
гичная программа, которая завершается 2008 г., реализована на 98 %. В период ее выполнения было подписано 15 дополнительных распоряжений по усилению социально-экономического развития регионов. Она также способствовала снижению бедности в Азербайджане до 16 %»[2].
24 июня 2008 г. Программа развития ООН (ПРООН) в Азербайджане и Азербайджанский фонд поощрения экспорта и инвестиций (АЗПРОМО) презентовали проект, позволяющий внедрить Глобальное соглашение (ГС) ООН в Азербайджане. «Программа развития ООН заинтересована в развитии частного сектора в Азербайджане, и в этом направлении готова оказать правительству страны поддержку. Опыт некоторых стран показывает, что "черное золото" не вечно, и Азербайджан в этом не исключение. Когда-нибудь запасы нефти и газа страны иссякнут, а людские ресурсы вечны. Поэтому ПРООН заинтересована в развитии частного сектора, играющего большую роль в снижении уровня бедности и развитии занятости в стране», - сказал резидент-координатор ООН, представитель ПРООН в Азербайджане Бруно Пуэза во время презентации проекта по применению Глобального соглашения ООН в Азербайджане [3].
Развитие энергетической сферы побудило к развитию структурных реформ, которые содержали задачи по упрощению процессов регистрации предприятий, усилению финансовой дисциплины в сфере управления государственными доходами.
Азербайджан был первым в имплементации Инициативы по развитию прозрачности в добывающих отраслях промышленности (Е1Т1) и представил отчет о выполнении работ в этом направлении. А в 2003 г. в стране учрежден Национальный комитет по реализации международной Инициативы по повышению прозрачности в добывающих отраслях. 24 ноября 2004 г. правительство Азербайджана подписало с местными и иностранными компаниями, а также с коалицией организаций гражданского общества Меморандум о взаимопонимании относительно прозрачности средств, получаемых газовыми и нефтяными компаниями, и доходов государства от добывающей промышленности. Данная инициатива направлена на увеличение прозрачности транзакций между правительствами и компаниями, работающими в добывающих отраслях промышленности. В 2007 г. Го-
сударственный нефтяной фонд Азербайджана, ведущий Инициативу Е1Т1, был удостоен престижной премии ООН за вклад в развитие государственной службы в категории «Улучшение прозрачности, отчетности и ответственности на государственной службе». Фонд стал первым правительственным агентством в Восточной Европе и странах СНГ, удостоенным этой высокой награды. В связи с этим 19 февраля 2008 г. в качестве официального документа ООН в штаб-квартире Организации в Нью-Йорке по инициативе Азербайджана распространен проект резолюции Генеральной Ассамблеи «Повышение транспарентности в добывающей промышленности». Его соавторами стали еще 16 государств, в том числе Германия, Грузия, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Нигерия, Великобритания и Франция.
Нельзя не затронуть и мировой финансовый кризис, который оказал негативное влияние на экономику Азербайджана, хотя и в меньшей степени. В феврале 2008 г. Президент Азербайджана И. Алиев отмечал, что стратегия правительства нуждается в коррективах. Внесение поправок позволило Азербайджану в наименьшей степени ощутить кризис. Во многом это стало возможно благодаря жесткой денежно-кредитной политике правительства, которая принесла положительные результаты. Так, в отличие от своих соседей по СНГ, азербайджанское правительство не дало национальной валюте, как это было в прошлые годы, резко укрепить позиции по отношению к доллару. Это, в свою очередь, позволило за счет минимальных финансовых вливаний удержать национальную валюту от неминуемой девальвации. А между тем немало стран в СНГ не создали крупные резервные фонды, которые в условиях кризиса призваны были бы стать настоящей «подушкой безопасности» для национальных экономик.
Сотрудничество Азербайджана с международными организациями, а также претворение в жизнь совместных проектов позволяет эффективно использовать государственные денежные ресурсы и результативно реализовы-вать эти проекты в стране.
Так, основной миссией ООН в Азербайджане является оказание поддержки развития страны, определение соответствующих мер и критериев для достижения целей страны. В 2008 г. правительство Азербайджана обратилось к миссии ООН с просьбой оказания соответствую-
щей помощи в конкретных областях в течение ближайших пяти лет. В целом основной задачей представительства ООН является оказание помощи Азербайджану для достижения целей тысячелетия ООН по развитию к 2015 г.
Таким образом, представительство ООН помогает Республике Азербайджан перевоплотить прибыль, которую страна получает от добычи нефти и газа, в продолжительные ощутимые и реальные успехи в других областях. ООН взяло на себя обязательство помочь правительству Азербайджана в развитии ненефтяного сектора, т. е. обеспечить стратегическое развитие страны. В первую очередь это повышение уровня новых открываемых рабочих мест посредством тренингов, которые предлагаются потенциальным претендентам на эти вакансии. Представительство ООН также поощряет открытие новых рабочих мест в регионах страны, оказывает помощь в усилении и укреплении новых отраслей, например в области туризма. Так, в феврале 2008 г. состоялась презентация азербайджанского туристического портала www. tourism.az Министерством культуры и туризма Азербайджана и ПРООН, который был создан в рамках совместного проекта «Институциональное содействие Министерству культуры и туризма с целью сокращения бедности в Азербайджане, помогая рациональному развитию внутреннего туризма». Эта программа подписана 6 февраля 2004 г. между тогда существовавшим Министерством молодежи, спорта и туризма и Программой развития ООН сроком на два года. Учитывая успешную реализацию проекта, правительство Азербайджана и Программа развития ООН приняли решение о продлении проекта. В рамках данного проекта было предусмотрено оказание содействия министерству в сфере создания Туристского информационного центра и повышения профессиональных навыков и знаний лиц, занятых в туристической сфере. Именно для этих целей в шести регионах Азербайджана (Губе, Хачма-зе, Лянкяране, Нахчыване, Шамахе, Гяндже), а также Баку были открыты так называемые туристические информационные центры [4].
По годовому отчету резидент-координатора ООН, Азербайджан уже сегодня относится к странам со средним доходом, и в недалеком будущем станет страной-донором, т. е. выплатит общий долг международному сообществу, которое оказало содействие стране после обретения независимости. По мере того как страна
86
Вестник ЬН1 У, № 2, 2010
становится богаче сокращается международная помощь со стороны ООН и стран-доноров. Это, с одной стороны, делает страну уязвимой в реализации различных проектов на территории страны, которые требуют значительных финансовых расходов. С другой стороны, для укрепления дальнейшего национального потенциала и эффективного использования внутренних ресурсов экспертная помощь со стороны ООН крайне необходима. Только в течение последних пяти лет Азербайджан профинансировал около 60 % всех проектов, реализуемых в стране. Для более эффективного использования государственных средств в реализации различных проектов ПРООН и Министерство финансов Азербайджана подготовили Договор о взаимопонимании, который рассматривается правительством Азербайджана. Если документ будет утвержден, это позволит шире использовать государственные финансовые средства во всех сферах технической помощи с ПРООН и других организаций ООН, функционирующих в Азербайджане. Это особенно важно для представительства ООН в Азербайджане по причине того, что это может быть отражено в новой Рамочной программе организации по содействию в развитии (ЮНДАФ) на 2011-2015 гг., разработка которой началась в 2009 г.
Правительство республики активно проводит меры по снижению инфляции, оказанию помощи частным предпринимателям, развитию альтернативных источников энергии. Согласно официальному мнению Всемирного банка Азербайджан в 2008 г. реализовал радикальные реформы для ведения бизнеса в стране, тем самым создав благоприятную среду для инвесторов. В анкетировании 115 стран Азербайджан переместился с 97-го места на 36-е.
В 2009 г. ЕБРР прогнозирует рост экономики Азербайджана на 8 %. Азербайджанская экономика преодолеет кризисный 2009 г. с темпом роста экономики, который Россия за последние девять лет достигала лишь дважды: в 2000 г., когда рост ВВП превысил 10 %, и в 2007 г. - 8,1 % роста ВВП. Логично предположить, что азербайджанская экономика восстановит прежние темпы роста быстрее других экономик стран СНГ [5].
Существует несколько важных факторов, по которым можно определить дальнейшую экономическую эволюцию государства. Одним из
них является выгодное географическое положение Азербайджана - пересечение Европы и Азии. К другому фактору можно отнести то, что Азербайджан, имея богатые углеводородные ресурсы, представляет большой интерес для США и России. Среди других стран Южного Кавказа Азербайджан является самым крупным государством, которое проявило инициативу лидерства в этом регионе. Реализация таких энергетических проектов, как нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, газопровод Баку -Тбилиси - Эрзурум и ныне строящаяся железная дорога Баку - Тбилиси - Каре, позволяет Азербайджану стать не только одним из важных экспортеров углеводородных ресурсов, но и превратиться в мост, соединяющий Европу и Азию.
ВЫВОД
Большие запасы углеводородных ресурсов в Каспийском море, а также их использование позволило Республике Азербайджан стать страной с быстроразвивающейся экономикой. Значительные объемы инвестирования большого количества финансовых ресурсов в расширение инфраструктуры и нефтяного сектора придали позитивный импульс развитию экономики страны. Весомую роль в имплементации различных проектов в Азербайджане сыграло сотрудничество с различными организациями ООН.
ЛИТЕРАТУРА
1. UN // Annual report 2008 of the Resident Coordinator [Electronic resource] - February 2009 - Mode of access: < http://www.un-az.org/doc/rcreport2008.pdf > - Date of access: 25.02.2009.
2. В Азербайджане началась разработка госпрограммы Устойчивого социально-экономического развития регионов на 2009-2013 гг. [Электронный ресурс] // ceo.az Режим доступа: <http://www.ceo.az/news/briefll631.html> -Дата доступа: 15.04.2008.
3. В Азербайджане будет внедрено Глобальное соглашение ООН с целью поощрения частного сектора [Электронный ресурс] // day.az Режим доступа: <http:// www.
1 _ ,__!____/_______f 1 ЛП1 О 1.4__TT__________^ Л nn ЛГУГЮ
day.az/ncws/cconomy/ i ¿¿z. 1 o,iium^—/4,01 а дисгуиа. ¿t.v / .¿uuo.
4. Алиева, С. Электронный выход к азербайджанскому туризму / С. Алиева // Зеркало. - 19.02.2008. - С. 8.
5. Фу ад, А. Пример для стран СНГ / А. Фуад // Зеркало. - 2.04.2009. - С. 2.
Поступила 07,07.2009