УДК 504.06 (045)
Экономические инструменты обеспечения охраны окружающей среды: управленческий аспект
ТЮТЮКИНА ЕЛЕНА БОРИСОВНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Инвестиции и инновации» Финансового университета E-mail: [email protected]
СЕДАШ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета E-mail: [email protected]
ДАНИЛОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ, доктор экономических наук, профессор кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета E-mail: [email protected]
Аннотация. Реализация концепции экологически устойчивого экономического развития России связана с необходимостью разработки и управления достаточно затратными инвестиционными природоохранными проектами. Ориентация на использование в основном государственных инструментов регулирования природопользования не позволяет в достаточной степени стимулировать компании внедрять «зеленые технологии» и не загрязнять, а сохранять окружающую среду.
Цели статьи1 - анализ современных инструментов регулирования природопользования, используемых в России, и разработка предложений по развитию рыночного инструментария стимулирования осуществления инвестиций в природоохранные мероприятия и проекты.
В результате проведенного анализа государственной политики по обеспечению экологической безопасности, созданию условий для экологизации экономики было выявлено, что в настоящее время в России используются две основные группы инструментов управления природоохранной деятельностью. Во-первых, это инструменты бюджетного финансирования путем реализации государственных программ и федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды. Во-вторых, это инструменты государственного регулирования, в том числе принуждения (платежи за загрязнение окружающей среды; лицензии; административная и уголовная ответственность) и поощрения (инвестиционный налоговый кредит; признание необлагаемых доходов и включение в налоговую базу расходов по налогу на прибыль; понижение размера платы; субсидии и гранты для разработки и коммерциализации инновационных технологий, связанных с защитой окружающей среды; ускоренная амортизация объектов по защите окружающей среды; льготное кредитование природоохранных инвестиций; специальные тарифы на возобновляемые источники энергии и др.). При этом применение рыночных инструментов не предусматривается.
В статье даны рекомендации по использованию рыночных инструментов управления и стимулирования охраны окружающей среды, а именно предложены механизм торговли разрешениями (разрешительными лицензиями) на выбросы/сбросы загрязнений и перспективы создания рынка квот на загрязнения.
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ в 2014 г.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, управление, инструменты государственного регулирования, рыночные инструменты, плата за загрязнение окружающей среды, разрешительные лицензии, квоты на загрязнения.
Economic tools for protecting the environment: managerial aspects
TYUTYUKINA ELENA B., Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Investments and Innovation, Finance University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
SEDASH TATIANA N., Candidate of Economics, Associate Professor, the Department of Investments and Innovation, Finance University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
DANILOV ANATOLIY I., Doctor of Economics, Professor of the Department of Investments and Innovation, Finance University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. Realization of the concept of Russia's sustainable economic development is connected with the need of developing and managing quite costly investments in nature conservation projects. The orientation on the use, for the most part, of government tools for regulating nature management will not be sufficient to encourage companies to adopt „green technology" as well as not to pollute, but preserve the environment.
The purpose of the article2 is the analysis of advanced tools of nature management, used in Russia, and the development of the proposals on the development of market tools to encourage investment into nature conservation activities and projects.
The analysis of the state policy on environmental safety and conditions for the creation of green economy revealed that Russia currently uses two main groups of nature conservation tools. First, they are instruments of budgetary financing through the implementation of government programs and federal special-purpose programs in the field of environmental protection. Second, they are tools of government regulation, including coercion tools (payments for environmental pollution; licenses, administrative and criminal liability) and incentives (investment tax credit, acknowledgement of non-taxable income and inclusion of income tax expenditures into the tax base; fee reduction; subsidies and grants for the development and commercialization of innovative technologies related to environmental protection; speeded up depreciation of environmental protection facilities; preferential loans for environmental investments, special tariffs on renewable energy sources, and others). Herewith the use of market-based instruments is not provided for.
The paper recommends on the use of market-based tools of environmental protection promotion and management, namely, the mechanism of trading permits (permissive licenses) on pollution discharge/disposal is suggested as well as the prospects of the creation of the market of quotas on pollution.
Keywords: environment protection, management, tools of government regulation, market-based tools, fees on pollution, permissive licenses, quotas on pollution.
2 This article was based on the results of the research budgeted for by the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2014.
В числе приоритетных задач, стоящих перед Российской Федерацией,экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Решение этих задач требует значительных усилий со стороны государства и в первую очередь выработки политики, повышающей ответственность как бизнеса, так и граждан за сохранение природных ресурсов. В настоящее время на долю России приходится 17,4% мировых выбросов парниковых газов, ежегодно образуется более 5 млрд т отходов, энергоемкость российской экономики почти в 2 раза выше среднемировой. Несмотря на то что в последние годы наблюдается положительная тенденция снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, в том числе от передвижных источников, и сбросов в водоемы загрязненных сточных вод, по-прежнему в ряде городов3 отмечается очень высокая и высокая степень загрязнения воздуха, а на 15% территории России4 качество окружающей среды является неудовлетворительным.
Проведение практически всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности и условий для экологизации экономики Минприроды России планирует на основе двух групп инструментов:
1) бюджетного финансирования путем реализации государственных программ и федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды (табл. 1);
2) инструментов государственного регулирования [1-3], включающих инструменты принуждения5 и поощрения6. При этом первые являются преобладающими и имеют более широкий охват по субъектно-объектному применению.
Использование рыночных инструментов в экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды не предусматривается. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективной является политика одновременного использования инструментов как государственного регулирования, так и рыночных (табл. 2).
В соответствии с действующим российским законодательством в области охраны окружающей среды применяются следующие инструменты принуждения:
• лицензии;
• разрешения (разрешительные лицензии);
• плата за вредное воздействие на окружающую природную среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления (далее — выбросы/сбросы/размещение).
По своему экономическому содержанию плата за загрязнение представляет собой плату за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды, который следует рассматривать как своеобразный ресурс, за пользование которым необходимо платить так же, как и за приобретение любого другого ресурса. Если считать, что право собственности на окружающую среду принадлежит в целом всему обществу, то хозяйствующие субъекты, являющиеся источниками выбросов/сбросов/ размещения, должны нести ответственность за причиненный ущерб.
Лицензия (от лат. \icentia — право, разрешение) — это оплачиваемое разрешение на выбросы/сбросы/размещение определенного количества вредных жидких, газообразных или
3 В них проживает около 53% городского населения России.
4 На которой проживает 60% населения и производится основная часть ВВП.
5 Плата (платежи) за загрязнение окружающей среды; лицензии; административная и уголовная ответственность (предупреждение, наложение административного штрафа, принудительные работы, лишение свободы).
6 Инвестиционный налоговый кредит; признание необлагаемых доходов и включение в налоговую базу расходов по налогу на прибыль; понижение размера платы; субсидии и гранты для разработки и коммерциализации инновационных технологий для решения проблем, связанных с защитой окружающей среды; государственные программы, связанные с охраной окружающей среды; ускоренная амортизация объектов по защите окружающей среды; льготное кредитование природоохранных инвестиций; специальные тарифы на возобновляемые источники энергии и др.
Таблица 1
Показатели достижения целей государственных программ, подпрограмм государственных программ и федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды
№ п/п Показатели Годы
2013 г. (факт) 2020 г. (план)
1 Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов по отношению к 2007 г., % 101,2 при плане 108 131,2
Выбросы в атмосферу
2 Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед. 126 50
3 Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, - в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7), млн человек 53,3 31,7
4 Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников, % 76,0 77,4
5 Снижение потребления озоноразрушающих веществ к базовому уровню, % 83,0 99,5
Сбросы в водоемы
6 Количество проектов по строительству (реконструкции) комплексов очистных сооружений и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, реализованных с помощью механизма субсидирования процентных ставок по кредитам, ед. - 22
7 Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, % 87,7 71,0
8 Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, % 23,5 70,2
Захоронение твердых отходов
9 Доля ликвидированных отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического ущерба в общем объеме накопленных отходов, % 0 1,1
10 Доля твердых бытовых отходов, вывезенных на промышленные предприятия для переработки, в общем объеме вывезенных твердых бытовых отходов, % 14,53 -
11 Доля использованных и обезвреженных твердых бытовых отходов в общем объеме образованных твердых отходов, % 31,4 37,91
твердых отходов заранее оговоренного или юридически установленного состава.
Таким образом, отличие платы за выбросы/ сбросы/размещение от лицензии на них заключается в следующем:
• плата отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный после акта выброса/ сброса/размещения;
• лицензия закрепляет обязательства хозяйствующего субъекта на осуществление природоохранной деятельности после нанесения
фактического ущерба в результате выброса/ сброса/размещения, представляя собой определенного рода залог (лицензионный платеж). Таким образом, после нанесения ущерба хозяйствующий субъект обязан либо его компенсировать, либо провести восстановление нарушенного природного объекта. Использование этого инструмента считается эффективным, когда число хозяйствующих субъектов-загрязнителей и природных объектов ограничено, а размер загрязнения и его состав легко определяются.
Таблица 2
Платежи за загрязнение окружающей среды в ведущих странах мира [4-6]
Страна Инструменты государственного регулирования Рыночные инструменты
платежи за загрязнение воздуха платежи за загрязнение воды платежи за загрязнение отходами платежи за сбор и переработку загрязняющих веществ
Бельгия + +
Великобритания + +
Германия + + +
Дания + +
Италия + + +
Канада + + + +
Нидерланды + + + +
Норвегия +
США + + + +
Финляндия +
Франция + + + +
Швейцария +
Швеция + +
Япония + +
Лицензирование в России регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее ФЗ-99)7.
В части охраны окружающей среды лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба окружающей среде и его задачами являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены законодательными и принимаемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 2 ФЗ-99). Видами деятельности, подлежащими лицензированию, в России являются (ст. 12 ФЗ-99): работы по обезвреживанию и размещению отходов ¡-IV классов опасности; работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства); работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.
Разрешения (разрешительные лицензии)8 в области охраны окружающей среды выдаются на:
7 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности». URL: http:// www.consultant.ru/popular/license/ (дата обращения: 05.11.2015).
8 За выдачу разрешений уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• разработку месторождений9;
• водопользование (разрешения или разрешительные лицензии)10;
• оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (разрешения или разрешительные лицензии)11;
• выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником (разрешения или разрешительные лицензии)12;
• комплексное природопользование13, осуществляемое территориальными органами Минприроды России. Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, условий природоохранной деятельности природопользова-телей. Получение лицензии является основанием для заключения договора на комплексное природопользование между природопользова-телем и местными административными органами, в котором закрепляются: права и обязанности природопользователя на использование природных ресурсов (земли, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод); условия воздействия на окружающую среду; размеры платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды; ответственность сторон.
В разрешении устанавливаются предельно допустимые объемы выброса/сброса/раз-
мещения, а также иных видов негативного воздействия на окружающую среду и другие условия, которые обеспечивают охрану окружающей среды.
Действующим российским законодательством установлено два вида базовых нормативов платы14:
а) за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно разрешенных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы (природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов).
Данные анализа использования платы в качестве инструмента стимулирования инвестиций в природоохранные проекты позволяют сделать следующие выводы:
• предусмотренные российским законодательством платы и штрафные санкции в силу незначительности собираемых ими средств не
9 Ст. 18 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 13.07.2015). URL: http://www.consultant.ru/ popular/nedr/ (дата обращения: 05.11.2015).
10 Ст. 48 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 13.07.2015). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения: 05.11.2015).
11 Приказ Росприроднадзора от 19.10.2011 № 761 «О разрешительной деятельности в сфере сохранения биологического разнообразия». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120885/ (дата обращения: 05.11.2015).
12 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=83368 (дата обращения: 05.11.2015).
13 Приказ Минприроды России от 23.12.1993 № 273 «Об утверждении Временного положения о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6989/ (дата обращения: 05.11.2015).
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (ред. 26.12.2013) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148379/ (дата обращения: 05.11.2015); Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 (ред. от 24.12.2014) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42740/ (дата обращения: 05.11.2015).
Таблица 3
Коэффициенты к базовым нормативам платы за загрязнение окружающей среды15
Коэффициент Основание для применения
0 За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду
0 За объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами
1 За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов
1 За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах установленных лимитов, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами
25 За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов
25 За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами
100 За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу
выполняют своих функций (компенсационной и регулятивной);
• хозяйствующим субъектам выгоднее перечислять плату и штрафы за загрязнение, чем осуществлять дорогостоящие и долгосрочные проекты по реализации природоохранных мероприятий [7].
Все это подтверждает количество возбужденных Росприроднадзором дел об административных правонарушениях в области природопользования, которое за последние 8 лет увеличилось в 2,4 раза.
Для повышения эффективности использования данного инструмента с 2015 г. в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 1) установлены следующие виды нормативов: нормативы допустимых выбросов и сбросов; временно разрешенные выбросы и сбросы; комплексное экологическое разрешение.
В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы введены следующие коэффициенты (табл. 3).
15 П. 5 и п. 6 ст. 16.3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_165823/ (дата обращения: 05.11.2015).
С 2015 г. отчетным периодом по платежам является календарный год, и они осуществляются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом16. До 2015 г. отчетным периодом был квартал, и платежи осуществлялись не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом17.
Таким образом, действующее российское законодательство по лицензированию и экономическому регулированию возмещения ущерба окружающей среде предусматривает использование только инструментов государственного регулирования, которые, на наш взгляд, могут быть дополнены рыночными. Рассмотрим такие механизмы.
1. Механизм торговли разрешениями (разрешительными лицензиями) на выбросы/сбросы/ размещение, который заключается в следующем: хозяйствующий субъект приобретает разрешительную лицензию до отчетного периода, позволяющую сделать выбросы/сбросы/ размещение в указанных в ней объемах (нормативах). Если фактический выброс/сброс/раз -мещение окажется меньше запланированного, хозяйствующий субъект может продать право (разрешительную лицензию) на оставшееся загрязнение другому хозяйствующему субъекту, нуждающемуся в разрешении на эмиссию своих загрязнений, в частности:
• имеющему вещества/сбросы загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов/сбросов;
• имеющему отходы производства и потребления с превышением установленных лимитов на их размещение;
• имеющему выбросы/сбросы загрязняющих веществ, превышающие установленные (для объектов I и II категории).
На наш взгляд, это будет способствовать заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиций в природоохранные объекты без превышения установленного для региона предельного уровня негативного воздействия на окружающую среду. Стоит отметить, что практика торговли разрешениями на загрязнение окружающей среды широко применяется в США, Нидерландах, Дании, Германии, а в последние годы делаются попытки формирования рынка разрешений на загрязнение в странах с переходной экономикой (Латвии, Грузии, Казахстане, Словении, Польше и др.) [8].
2. Рынок квот на загрязнения. Механизм использования данного инструмента заключается в следующем: государство18 устанавливает конкретный объем суммарных выбросов/сбросов/размещения определенных веществ на территории субъекта за определенный временной период (общий лимит или
16 П. 3 ст. 16.4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http: //www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_165823/.
17 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61594/ (дата обращения: 05.11.2015).
18 Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об отходах производства и потребления». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 05.11.2015)). Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (п. 2 ст. 12), предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 12) Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. 23.07.2013) «Об охране атмосферного воздуха». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=83368 (дата обращения: 05.11.2015).
предельно допустимый объем), распределяет его на определенное количество квот (сертификатов) и продает компаниям-загрязнителям на открытом аукционе19. При этом объем суммарных выбросов/сбросов/размещения может со временем постепенно снижаться.
Возможна также смешанная система распределения квот (сертификатов) на загрязнения, а именно: часть объема суммарных выбросов/ сбросов/размещения определяется в соответствии с действующим механизмом20, а часть — между компаниями-загрязнителями на открытом аукционе [9].
Торговля квотами может использоваться прежде всего на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и передвижными источниками, а также сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения.
Таким образом, создание рынка прав на загрязнения:
• позволит привлечь максимальный доход для реализации экологических программ за счет аукционной торговли (включая минимально установленную стоимость квоты в данном периоде), а также для применения повышенных
ставок платы в случае выбросов/сбросов/размещения при отсутствии квот;
• даст возможность ограничить объем выбросов/сбросов/размещения;
• будет способствовать реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на соответствующих территориях, проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов и защиты окружающей среды, а также их объединению для осуществления совместных экологических проектов по защите окружающей среды в регионе;
• обеспечит возможности для торговли хозяйствующими субъектами лицензионными разрешениями на выбросы/сбросы/размещение и для создания экологических бирж;
• обеспечит переход от системы государственного регулирования защиты окружающей среды к государственно-рыночному регулированию, поскольку экономические отношения по поводу загрязнения окружающей среды будут устанавливаться не только между природо-пользователем и государством, но и между отдельными природопользователями;
• позволит сохранить государственный мониторинг и контроль состояния и защиты окружающей среды.
Литература
1. Каменева Е. А. Механизм государственной финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства: методы и инструменты // Финансы и кредит. 2008. № 37 (325). С. 48-53.
2. Попадюк Т.Г. Государственная инновационная политика России как императив обеспечения конкурентоспособности страны в условиях глобализации // Инновации. 2008. № 10. С. 112-116.
3. Удальцова Н.Л. Организационно-экономический механизм функционирования отрасли национальной экономики // Экономические науки. 2012. № 91. С. 94-98.
4. International Carbon Action Partnership (ICAP) URL: https: //icapcarbonaction.com/news/news-archive/221-mexico-announces-ets-plans-and-introduces-a-carbon-tax (accessed: 06.09.2015).
19 По типу торговли разрешениями на выбросы парникового газа в рамках Киотского протокола.
20 Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления»); нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. 23.07.2013) «Об охране атмосферного воздуха». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=83368 (дата обращения: 05.11.2015).
5. The ACEEE 2012, International Energy Efficiency Scorecard, S. Hayes, R. Young, M. Sciortino// Report E12A.
6. Renewables Global Status Report, 2014. Р. 14.
7. Цыренов Д.Ц., Ярашева А.В. Проблемы сохранения регионального природного потенциала // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 3. С. 81-86.
8. Альханакта В. Эффективность сочетания административных и рыночных инструментов экологической политики. URL: http://www.lawinrussia.ru/effektivnost-sochetaniya-administrativnykh-i-rynochnykh-instrumentov-ekologicheskoi-politiki (дата обращения: 25.09.2015).
9. Климатическая политика в России и мире // Энергетический бюллетень. 2014. № 13. 32 с. (электрон. версия).
References
1. Kameneva E. A. The mechanism of state financial support for housing services: methods and tools. Finansy i kredit, 2008, no. 37 (325), pp. 48-53 (in Russian).
2. Popadjuk T. G. The state innovation policy of Russia as an imperative to ensure the country's competitiveness under globalization. Innovacii, 2008, no. 10, pp. 112-116 (in Russian).
3. Udal'cova N.L. Organizational economic mechanism of the national economy sector functioning. Ekonomicheskie nauki, 2012, no. 91, pp. 94-98 (in Russian).
4. International Carbon Action Partnership (ICAP) URL: https: //icapcarbonaction.com/news/news-archive/221-mexico-announces-ets-plans-and-introduces-a-carbon-tax (accessed: 06.09.2015).
5. The ACEEE 2012, International Energy Efficiency Scorecard, S. Hayes, R. Young, M. Sciortino // Report E12A.
6. Renewables Global Status Report, 2014. Р. 14.
7. Cyrenov D. C., Jarasheva A. V. Problems of preservation of the regional natural potential. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2012, no. 3, pp. 81-86.
8. Al'hanakta V. Effectiveness of combining administrative and market-based instruments of environmental policy. URL: http://www.lawinrussia.ru/effektivnost-sochetaniya-administrativnykh-i-rynochnykh-instrumentov-ekologicheskoi-politiki (accessed: 25.09.2015).
9. Climate policy in Russia and in the world. Energeticheskij bjulleten', 2014, no. 13 (electronic version)
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
Управление устойчивым развитием / Под ред. А.В. Трачука. СПб.: Реальная экономика, 2015. 480 с.
В монографии рассмотрены теоретические и прикладные аспекты устойчивого развития экономических систем и переходов к нему. Значительное внимание уделено новым концепциям и моделям перехода к устойчивому развитию; проанализированы процессы управления переходом к устойчивому развитию как на макро-, так и на микроуровне; определена роль компаний в обеспечении устойчивого развития.
Монография предназначена для специалистов и научных работников, преподавателей управленческих дисциплин, консультантов, менеджеров компаний и специалистов-практиков в сфере корпоративного и государственного управления, аспирантов.
(in Russian).