Научная статья на тему 'Экономический механизм обеспечения рационального природопользования'

Экономический механизм обеспечения рационального природопользования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1279
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карпова Н. В., Зерщикова М. А.

В работе представлены основные направления совершенствования экономического механизма природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм обеспечения рационального природопользования»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Н.В. КАРПОВА

Ростовский государственный сельскохозяйственный университет,

докторант

М.А. ЗЕРЩИКОВА

Ростовский государственный сельскохозяйственный университет,

ассистент

В работе представлены основные направления совершенствования экономического механизма природопользования.

Ключевые слова: экономический механизм; природопользование.

Коды классификатора JEL: Q57.

Природопользование — один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов, поэтому чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием. Особенно это касается крупных промышленных центров.

Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Целью управления природопользованием является обеспечение выполнения экологических норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом воспроизводственного процесса.

Управление природопользованием осуществляется Правительством РФ, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов.

Управление природопользованием осуществляется посредством научно обоснованного планирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработки организационно-технических и экономико-экологических мероприятий по обеспечению равновесия в природной среде и контроля за их выполнением 1.

Для управления охраной природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов образованны соответствующие ведомства, на которые возложено решение следующих задач:

❖ осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;

❖ разработка и проведение единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, координация деятельности в этой области;

❖ государственный контроль за использованием и охранной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экологической зоны, а также всех полезных ископаемых;

❖ подготовка и представление правительству предложений и рекомендаций для включения их в Государственную программу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение принятой программы;

❖ разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экономических нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;

❖ осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство и реконструкцию предприятий, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;

❖ совместно с территориальными органами управления выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов, на выбросы вредных веществ в окружающую среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предо-

© Карпова Н.В., Зерщикова М.А., 2009

ставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;

❖ руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги;

❖ распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;

❖ планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.

Основы управления в области охраны окружающей среды в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» закрепляют компетенцию законодательной и исполнительной властей Российской Федерации, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, компетенцию субъектов России, а также органов местного самоуправления.

Для понимания экологической компетенции государственных органов и органов самоуправления первостепенное значение имеют конституционные нормы. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со ст. 36 Конституции граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

К федеральным ресурсам, в частности, относятся виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров, водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты; иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об охране окружающей среды, о природопользовании, экологические, земельные, лесные и иные кодексы, что отчасти объясняется недостаточным учетом в федеральном законодательстве реалий сегодняшнего дня.

На взгляд автора, охрана окружающей среды, отнесенная к совместной компетенции России и ее субъектов, нуждается прежде всего в федеральном регулировании (основанном на взаимодействии Федерации и ее субъектов), реализуемом с помощью Федерального закона «Об охране окружающей среды»: законодательные акты субъектов Федерации целесообразны и законны при неурегулированности экологических вопросов Российской Федерацией, при необходимости конкретизации, детализации предписаний федеральных законов или по вопросам самостоятельной компетенции субъектов Российской Федерации.

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной среды — задача всего государственного механизма, всех государственных органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются специально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Совершенствование системы специально уполномоченных органов исполнительной власти в области использования и охраны окружающей природной среды и уточнение их компетенции продолжается и по сей день. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было, в частности, упразднено Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в числе которых значатся Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, деятельность которых имеет особо важное значение для рационального использования и охраны окружающей природной среды.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по экологи-

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

110

Н.В. КАРПОВА, М.А. ЗЕРЩИКОВА

ческой безопасности, созданной в целях реализации возложенных на Совет безопасности задач в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. К ее функциям, в частности, относятся оценка внутренних и внешних экологических угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства; оценка существующих и прогнозирование потенциальных источников экологической опасности; подготовка предложений Совету безопасности по решению экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с обеспечением экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, с уничтожением химического, ядерного и других видов оружия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также с ликвидацией зон экологического бедствия или неблагополучия на территории Российской Федерации и др.

Для определения «экономического механизма природопользования» необходимо разобраться, что такое «механизм». Согласно положению Ю.М. Осипова, механизм есть система организации системы 1. Тогда экономический механизм есть система организации экономики, которая включает субъекты экономической деятельности и экономические отношения.

Экономический механизм природопользования должен соответствовать и обслуживать природно-хозяйственные системы разных уровней, в которых наблюдается наиболее оптимальное сочетание интересов общества как по сохранению и воспроизводству природной среды, так и по удовлетворению его материальных и духовных потребностей. Механизм реализации стратегии природопользования осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Все три уровня механизма природопользования тесно взаимосвязаны между собой. Объединяющей основой при этом является стремление общества гармонично «вписать» свою деятельность в процессе развития природной среды. Цель общества в достижении устойчивого развития пронизывает национальные, региональные и местные уровни, однако на каждом из них решаются сугубо индивидуальные задачи, связанные с особенностями тех или иных эколого-экономических систем.

Обострение экологической ситуации на территории Российской Федерации к конце 1980-х гг. привело к усилению общественно-политической активности в области охраны окружающей природной среды и обусловило формирование современного экономического механизма регулирования природопользования как на уровне Российской Федерации, так и на уровне, рассматриваемой в дальнейшей проектной части диссертационного исследования г. Волгограда.

Правительство Российской Федерации утвердило ряд положений о полномочиях отраслевых органов управления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Это положения о горном и промышленном надзоре России; о Комитете Российской Федерации по рыболовству; о Комитете по водному хозяйству; о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию и др.

В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено:

❖ на снижение загрязнения окружающей среды;

❖ сокращение потребления природных ресурсов;

❖ не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов;

❖ формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;

❖ эффективное использование первичного природного сырья;

❖ создание экономических условий для предпринимателей;

❖ международное сотрудничество.

В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.

Экономический механизм городского природопользования представляет собой совокупность финансово-экономических, социально-правовых, общественно-политических и административно-государственных инструментов комплексного регулирования процесса природопользования в городе с целью совершенствования экологической политики на уровне муниципальных образований и предприятий, ориентации на эффективное природопользование и охрану окружающей среды в городе.

Таким образом, понятие экономического механизма природопользования определяется и раскрывается с помощью следующих категорий: философской, социально-экономической, юридической и организационно-управленческой.

Экономический механизм включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании,

эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков 2.

Исходя из этого в качестве основных направлений совершенствования экономического механизма природопользования представляем следующие:

♦ направления экономического стимулирования;

♦ направления организационно-структурного совершенствования механизма;

♦ направления совершенствования компенсационно-тарифной базы механизма природопользования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Фесенко В.В., Видрученко М.В. Экономика природопользования. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. С. 139.

ТЕНА ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.