ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИИ
Н.В. КАРПОВА
Новочеркасская государственная мелиоративная академия, кандидат экономических наук, доцент 346428, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская
Приводятся результаты исследования проблем рационального природопользования в условиях различных территориальных образований.
Ключевые слова: рациональное природопользование; территориальные образования; рыночная экономика.
Коды классификатора ^ЕЬ: Q20, Q26.
Непосредственный процесс природопользования осуществляется посредством изъятия природного вещества из природной среды, внесения в нее загрязняющих веществ и планирования мероприятий по охране окружающей природной среды. В целях организации рационального природопользования осуществляется лимитирование использования и охраны природных ресурсов, т. е. установление предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов и нормы затрат на охрану окружающей природной среды.
Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов. Определяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов, обводнения территорий. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т. е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.
Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды (Ст. 25-34 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.1991, в редакции Законов РФ от 21.02.1992. № 2397-1, от 02.06.1993. № 5076-1). Эти нормативы носят название ПДВ — предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС — предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК — предельно допустимые концентрации; ПДУ — предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, магнитных полей; ПДН — предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий). Нормативы утверждаются Государственным комитетом по охране окружающей среды Российской Федерации. Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на комплексное природопользование, выдаваемых органами управления, где указываются:
♦ виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
♦ экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов, последствия несоблюдения этих требований (ст. 18, часть 3 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» № 2060-1 от 19.12.1991, в редакции Законов РФ от 21.02.1992 № 2397-1, от 02.06.1993 № 5076-1).
Важным условием рационального природопользования является формирование экономических рычагов регулирования природоохранного процесса. Большое значение при этом имеют налоги и арендная плата за пользование природными ресурсами.
Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 установлены формы платы в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на г. с облагаемой налогом земельной площади.
Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются сельскохозяйственные угодья; участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства; жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности; облагаются налогом земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы. Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости и природных ресурсов, которые дифференцируются по территориальным зонам каждого региона. Плата за землю перечисляется землепользователями на специальные счета, учитывается в доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земли и повышению ее плодородия, а также на социальные нужды.
Законодательством предусмотрена плата за пользование землей, недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира, рекреационными и другими природными ресурсами (ст. 20 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.1991, в редакции Законов РФ от 21.02.1992 № 2397-1, от 02.06.1993 № 5076-1) по следующим видам:
© Карпова Н. В., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
210
Н.В. КАРПОВА
♦ за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
♦ за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
♦ на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.
Системы платежей постоянно совершенствуется, но особое место в этом процессе отводится установлению платы за загрязнение природной среды, за размещение отходов производства и потребления.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.1991, в редакции Законов РФ от 21.02.1992 № 2397-1, от 02.06.1993 № 5076-1 устанавливает плату за загрязнение природной среды, которая производится с 01.01.1993.
Плата за загрязнение, а также за размещение отходов и другие вредные воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов (ст. 21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.1991 в редакции Законов РФ от 21.02.1992. № 2397-1, от 02.06.93. № 5076-1).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Российской Федерации утвердило «Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральный коэффициент индексации платы в размере 10 по отношению к базовым нормам. Разработаны документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при использовании их в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ, возникающих при смыве их с территории.
В системе рационального природопользования немаловажное значение имеет определение источников финансирования природоохранительных мероприятий, поскольку финансирование является одним из способов регулирования организации рационального и эффективного природопользования. Финансирование — это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения и других источников.
Одним из источников финансирования природоохранных программ являются экологические фонды, которые аккумулируют денежные или материальные средства, предназначенные для осуществления природоохранной и экологической деятельности. Система экологических фондов создана на основе Положения «О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ», утвержденного Правительством Российской Федерации в июне 1992 г. Фонды являются юридическими лицами и находятся в ведении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Российской Федерации и его территориальных органов.
На счета экологических фондов поступают средства в виде платы (ст. 21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.1991 в редакции Законов РФ от 21.02.1992 № 2397-1, от 02.06.1993 № 5076-1) за пользование природными ресурсами:
♦ за загрязнение природной среды как в пределах нормативов, установленных природопользователями, так и сверх нормативов за размещение отходов;
♦ средства, получаемые по искам о возмещении вреда, взысканных судами и арбитражными судами, и штрафов за экологические правонарушения;
♦ средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства;
♦ добровольные отчисления предприятий и взносы граждан, в том числе иностранных;
♦ средства в виде дивидендов, процентов по вкладам;
♦ доходы от издательской деятельности фондов.
Нормативы распределения средств экологических фондов различных уровней установлены законом, которыми 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного значения, 30% — на природоохранные мероприятия республиканского, краевого, областного значения и 10% — на мероприятия федерального и межрегионального значения.
В качестве источника финансирования мероприятий по охране природных ресурсов и охраны окружающей природной среды выступает экологическое страхование. Страхование — это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.
Цель экологического страхования состоит в защите имущественных интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении неожиданного, внезапного загрязнения окружающей природной среды. Объектами экологического страхования является риск гражданско-правовой ответственности в случаях экологических аварий и катастроф.
Страхователями выступают предприятия — причинители вреда. К их числу относятся предприятия, деятельность которых представляет потенциальную опасность для возникновения аварий и катастроф. В сельском хозяйстве потенциально опасными, аварийными являются сброс отходов в водные источники со стороны птицефабрик, крупных животноводческих комплексов, а также нерациональное применение пестицидов и ядохимикатов.
Экологическое страхование становится одним из перспективных составляющих экономического механизма охраны природной среды. В 1992 г. Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Российская государственная страховая компания утвердили «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ... 211
Эффективным средством является экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем (ст. 24 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»№ 2060-1 от 19.12.1991, в редакции Законов РФ от 21.02.1992 № 2397-1, от 02.06.1993 № 5076-1): установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект. Такое стимулирование осуществляется по следующим параметрам:
• освобождение от налогообложения экологических фондов;
• передача части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
• установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
• применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
• введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
• применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами органов местного самоуправления могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.
Кроме того, важным аспектом организации рационального и эффективного природопользования в рыночной экономике является внедрение в природоохранную деятельность инвестиционных технологий, обеспечивающих принятие и осуществление мероприятий по использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды на основе новых технологических процессов с применением высоких информационных систем.
Организация рационального и эффективного природопользования на оросительных системах позволит улучшить использование земель, организовать рациональное водопользование, создать условия для защиты земель от загрязнения и различного рода деградаций, очистки воды от загрязнения, внедрить безотходные технологии, создать благоприятные экологические условия на агроландшафтах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соломкина Л.Г., Чешев А.С. Эколого-экономические аспекты современного землепользования : монография.
Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
2. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б. Земельные ресурсы Ростовской области и их хозяйственное использование :
монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005.
3. Чешев А.С., Сухомлинова Н.Б., Трунов И.Т., Фесенко И. П., Овчинникова Н. Г., Алексеева Л. А. Использование и
оценка земельных ресурсов : монография. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2007.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)