ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ И АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В АПК
в. и. слвкин,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, директор ВНИИсоциалъногоразвития села E-mail: v. i. [email protected] Орловский государственный аграрный университет
Автор исследует экономический механизм формирования природоохранных платежей предприятий АПК, анализирует его влияние на устойчивость предприятий, показывает необходимость компенсации государством части средств, затраченных на природоохранную деятельность.
Ключевые слова: предприятие, агропромышленный комплекс, загрязнение, природоохранные платежи,устой-чивое развитие.
Высокая загрязненность окружающей среды, сокращение природных ресурсов, ухудшение среды обитания — эти термины уже давно стали привычны и зачастую не вызывают должного общественного резонанса. В последнее время все чаще стали звучать и такие понятия, как «система управления окружающей средой», «экологическая безопасность продукции», «ресурсосберегающие технологии», «экологический имидж» и т.п. Они еще мало знакомы населению, зато вызывают все больший интерес у производителей. Экологические проблемы на сегодня уже вышли на уровень взаимоотношений «производитель — потребитель», «предприятие — государство».
Несмотря на то, что в 1990-хгг. объемы производства были значительно снижены, в последние годы все ощутимее становится негативное воздействие на природу. Это объясняется ростом потребления ресурсов, увеличением выбросов вредных веществ с отходами производства. Основными экологическими проблемами являются:
• загрязнение водных объектов;
• загрязнение воздуха;
• постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления;
• загрязнение, опустынивание и деградация
почв, растительного покрова, сокращение популяций флоры и фауны. В ряде регионов из-за высоких антропогенных нагрузок сложилась критическая ситуация, при которой возникают изменения ландшафтов, происходит истощение ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения.
Орловская область не входит в перечень регионов с неблагоприятной экологической обстановкой, однако на отдельных ее территориях наблюдаются деградация экосистем, уменьшение биоразнообразия. Одними из основных источников загрязнения являются сельскохозяйственные предприятия и организации, которых в области насчитывается более 100.
Субъектами механизма формирования природоохранных платежей являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности. Система платежей за пользование природными ресурсами включает способы установления размеров платы и механизмы ее определения. Экономический механизм пользования природными ресурсами сложен, и он постоянно совершенствуется. Выработка правил взаимодействия субъектов хозяйствования — прерогатива органов государственной власти. В настоящее время сложилась следующая экономическая схема взаимодействия природы и субъектов предпринимательской деятельности посредством установленных государством законов, норм и правил (рис. 1).
Основным источником благосостояния человечества, безусловно, является земля (правильнее, почва—плодородный слой, на котором произрастают растения). Поэтому любое государство заинтересова-
о Л
В 2 (Й
л «
О
н
<
§
ГО
в к
к
н «
к л с
ч
л
с
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
земельные лесные недра растительные мир водные
3
И
Н
<
р* н
рц
н
и
т
за право пользования
Т
"I"
Рис. 1.
Механизм формирования природоохранных платежей
за нерациональное использование
цена потребляемого количества природного ресурса. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы
I форма экономической от-| ветственности за ущерб, от | несоблюдения норм и пра-I вил охраны природных | ресурсов и их рационально! го использования
за воспроизводство и охрану
компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов
за выбросы в атмосферу
за сбросы 5 водные объек-
за размещение отходов
за другие виды воздействия
т
в границах предельно допустимых нормативов ----------------------------------
в границах временно согласованных нормативов ------------------------------------
сверхлимитные выбросы ——-г—-------
Экономическая устойчивость предприятия
прибыль предприятия
сеоестоимость продукции
хозрасчетный доход
но в рациональной охране этого ресурса через систему различных рычагов, в том числе и экономических.
Плата за землю взимается с целью стимулирования рационального использования земли, охраны и освоения новых земель, повышения плодородия почвы, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов. Основу платы за землю составляет земельный налог, который выступает как плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Размер земельного налога устанавливается в виде
стабильных платежей за единицу земельной площади. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и зависит от их вида. Кроме того, конкретная величина ставки налога зависит от ценности территории, статуса и т. п.
Поскольку земля в сельскохозяйственном производстве является основным средством производства и может быть передана в аренду, то соответственно может быть установлена арендная плата. Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8СРШЪ'ПР;4'КЖЪ'К;4
29
Как показывает практика, арендная плата в Орловской области состоит из двух частей: натуральной и денежной. Размер этих частей арендной платы сильно варьирует и зависит от множества факторов.
Нормативная цена земли характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Этот показатель не применяется как плата за землю, однако он имеет большое значение при оценке земель, территориально расположенных в разных зонах.
Наиболее сложный механизм формирования природоохранных платежей работает при нерациональном использовании ресурсов, что подразумевает выбросы во внешнюю среду вредных веществ.
Ростехнадзор приказом от 23.05.2006 № 459 утвердил Форму расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. За основу берут ставки, которые указаны в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
По выбросам, которые превышают предельный норматив, но находятся в рамках лимитов, применяют «нормативную» ставку, увеличенную в пять раз. Если же выбросы превысят и лимит, эту ставку умножают еще на пять. То есть ставка по сверхлимитным выбросам может возрастать в 25 раз по сравнению с нормативными.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта представляет плату за право пользования. Указанная плата рассматривается как экологический налог на социально-экономическое развитие общества. Другие виды плат должны направляться в эколо-
гические фонды и использоваться на природоохранные цели [1].
Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды выполняется отдельно по каждому ингредиенту, и затем результаты суммируются. Если масса загрязняющих веществ не превышает нормативы предельно допустимых выбросов
1 800 000,00" 1 600 000,00" 1400 000,00" 1 200 000,001 000 000,00 800 000,00 600 000,00 400 000,00 -200 000,00" 0,00
576169,13
(или сбросов), размер платежей определяется как произведение массы выбросов на базовый норматив платы за допустимые выбросы (или сбросы) с применением коэффициентов, учитывающих экологическую ситуацию в регионе.
Сумма платы рассчитывается следующим образом: фактический сброс соответствующей части умножают на предусмотренную для нее норму платы и на все коэффициенты. Те коэффициенты, которые учитывают экологические факторы, определены постановлением Правительства РФ №344. Также при расчете необходимо использовать коэффициент инфляции. Его надо брать из закона о федеральном бюджете на соответствующий год [2].
В случае превышения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) размер платежей за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется в два или три этапа: за нормативные, лимитные загрязнения и за сверхлимитную массу загрязняющих веществ, т. е. в процессе расчетов может использоваться один, два или три вида нормативов платы.
Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется как произведение базовых нормативов платы за размещение отходов на массу размещаемого отхода и коэффициенты экологической ситуации и значимости почв в регионе. Все это неизбежно ведет к нерациональному использованию природных ресурсов, к их значительным потерям, что в свою очередь усугубляет экономическую ситуацию.
На рис. 2 показана динамика изменения размера платежей и их общая годовая сумма по предприятиям АПК Орловской области. Как показывают расчеты, в среднем на одно предприятие приходится около 13—15 тыс. руб. платежей за выбросы вредных веществ. Такой размер платы, безусловно,
1 626 744,73
452 117,6
422 577
194 231
1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал
Всего
Рис. 2. Величина платежей предприятиями АПК за вредные выбросы за 2007 год (по результатам мониторинга 121 предприятия Орловской области), руб.
не стимулирует бережное отношение к природе и требует коренной переработки.
Помимо повышения экономической ответственности природопользователей необходима выработка механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования. И в качестве такого механизма может выступить возврат средств, затраченных на природоохранную деятельность. Что касается сельскохозяйственного производства, то здесь могут быть следующие статьи затрат, которые целесообразно компенсировать:
• на охрану земель;
• на приобретение энергосберегающего оборудования;
Список литературы
• на внедрение малоотходных или безотходных технологий;
• на внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования.
Затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий должны компенсироваться государством. Но немаловажно и установление повсеместного контроля (науровне предприятия, органов местной власти, общественности) за использованием ресурсов, уменьшение потерь, пресечение случаев загрязнения окружающей среды. Такими мерами можно добиться реализации природоохранныхмероприятий, тем самым повысить экономическую устойчивость предприятий АПК и территории в целом.
1. Лукъянчиков H.H., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. М.: Тройка, 2000.
2. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://govportal.garant.ru:8081/SESSION/S_TxDf8AdQ/ PILOT/main.html.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:
31