Научная статья на тему 'Экономический эффект сотового оператора от услуг, предоставляемых MVNO'

Экономический эффект сотового оператора от услуг, предоставляемых MVNO Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиднев С. А., Ожерельев С. В.

Мобильная связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Эффективность использования привлекаемых для этого ресурсов зависит от того, насколько гибко организованы бизнес&процессы. В настоящее время в связи с назревающим переходом операторов сотовой связи на технологии следующих поколений возникла необходимость в разработке подхода к оценке экономического эффекта от сотрудничества базовых операторов с операторами MVNO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический эффект сотового оператора от услуг, предоставляемых MVNO»

Экономический эффект сотового оператора от услуг, предоставляемых MVNO

Сиднев С.А.,

доцент кафедры ОПАБУ МТУСИ Ожерельев С.В.,

аспирант кафедры ОПАБУ МТУСИ

В последние годы наблюдаются серьезные структурные изменения на рынке телекоммуникаций. На рынке сотовой связи появились фирмы, позиционирующие себя как MVNO — операторы (Mobile Virtual Network Operator — виртуальный оператор мобильной связи).

После выхода приказа Минкомсвязи РФ №116 "Об утверждении требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи" бизнес-модель MVNO в России получила законодательную основу.

Принято считать, что сервис-провайдеры, предлагающие предо-плаченные услуги с использованием собственной биллинговой системы, уже могут считаться виртуальными операторами начального уровня. В свою очередь MVNO 2-го уровня — это крупные провайдеры дополнительных услуг со своими коммутаторами, которые принимают часть трафика мобильных абонентов на себя, в состоянии организовать прием платежей абонентов, в том числе с использованием карт пополнения.

MVNO 3-го уровня — это операторы, создающие собственную инфраструктуру, напоминающую полноценного оператора. "Полные" MVNO представляют собой полностью оснащенные в технологическом плане и функционально независимые компании со своими биллинговыми системами и коммутаторами, с действующими центрами обработки вызовов. Они обладают уникальными серверами агрегации дополнительных услуг, службой технической поддержки, предлагают собственные тарифные планы и иногда пользуются собственными магистральными каналами для междугородних и международных звонков. Однако у них нет выделенного частотного ресурса и собственных базовых станций радиосетевого покрытия. Благодаря этому можно сэкономить инвестиции, требующиеся на создание и эксплуатацию наиболее дорогостоящих элементов сети.

Несмотря на скепсис некоторых аналитиков, бизнес-модель MVNO развивается и набирает абонентскую базу. По данным J'Son&Partners в начале 2010 г. в мире насчитывалось более 430 активных MVNO. На конец2008 г. в России абонентская база MVNO превысила 330 тысяч и составила 0,2% от всей абонентской базы сотовых операторов (187,6 млн.). По итогам 2008 г. лидерами по объему абонентской базы были такие "экспериментальные" MVNO-проекты как "Алло Инкогнито", MATRIX и Corpolink. В первом квартале 2009 г. было запущено 2 новых проекта: "А-мобайл" (МТС и сеть гипермаркетов Ашан) и "Просто для общения" (Мегафон), а в 2010 — "Аллё" (X5 Retail Group)

Мобильная связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Эффективность использования привлекаемых для этого ресурсов зависит от того, насколько гибко организованы бизнес-процессы. В настоящее время в связи с назревающим переходом операторов сотовой связи на технологии следующих поколений возникла необходимость в разработке подхода к оценке экономического эффекта от сотрудничества базовых операторов с операторами МУЫО.

По прогнозам J'son & Partners Consulting количество пользователей MVNO в России достигнет к концу 2010 г. 1,3 млн. В ближайшей перспективе в России будут активнее всего развиваться проекты на базе крупнейших розничных сетей. Эта бизнес-модель хорошо зарекомендовала себя в других странах, и Россия здесь вряд ли станет исключением.

Рассмотрим деятельность оператора с экономической точки зрения. В качестве экономического показателя для оценки эффекта сотового оператора используем показатель чистой текущей стоимости [2].

В общем случае, когда не используется модель MVNO значение чистой текущей стоимости от оказания услуг сотовым оператором можно представить следующим образом:

(1)

где 0. — доходы в /-ый период от услуг связи; Э/ — расходы на производство и реализацию услуг в /-ый период; а — дисконт-фактор (в долях единицы); Нп — налог на прибыль (в долях единицы);

Ао1 — амортизационные отчисления в /-ый период. Доходы от слуг связи представляются:

где с~ — тариф на ¡-ую услугу в / -й период; Х/ — трафик / -ой услуги в / -й период.

Расходы на производство и реализацию услуг можно представить, как сумму:

(3)

где Эоб, — расходы на производство и реализацию услуг на оборудование в /-й период; Эс/ — сетевые расходы на производстои реализацию услуг в /'-й период.

Амортизационные расходы, соответственно, определяются как:

(4)

где Ао6/. — амортизационные отчисления на станционное оборудование в /-й период; Ас/. — амортизационные отчисления на сетевое оборудование в /-й период.

Инвестиции также складываются из двух составляющих:

где /о6; —требуемые инвестиции на оборудование для создания но-вьх услуг; /с/. — требуемые инвестиции на сетевое оборудование. Если применяем схему МУЫО, то базовый оператор не несет

108

T-Comm, #12-2011

капитальных затрат на покупку, доставку и монтаж оборудования, а также расходов на его обслуживание. В то же время базовый оператор теряет часть своих доходов, которые переходят к оператору MVNO. В этом случае показатель эффективности базового оператора представляется следующим образом:

Таблица

(6)

Р; —чистые доходы оператора сотовой связи от реализации высвобождаемых инвестиций в / -й период; 0м/. — доходы оператора MVNO в / -й период.

Эффект от применения MVNO можно представить

ДЫРУ = ЫРУ* - ЫРУп

АКРУ

г*

(1 I ОС)'

(7)

Предположим, что инвестиции в оборудование осуществляются только в начальный период. В этом случае выражение (7) преобразуется:

(8)

Результаты расчета по выражению (8) представлены в таблице.

Результаты расчета экономического эффекта

а (р- !.5 млн. руб., (1)'ч - Эоб1) I млн, руЪ : 0,1 0,15 0,2

ЛМРУ [млн руб.] 6,28 7.29 8.12

(1 [млн. руб.] ( а-0,1 . Оч| ">:ч:'|> 1 млн. руб.) 1 1,5 2

ДЫРУ [млн. руй-] 439 6,2? 8,17

| [ /■ ') [млн. руб-] (а=0Т1 , м;ш, руб.) 1 2 3

ДЫРУ [млн. руй.] б >28 3,25 0.22

я

у

4,(11 ОС)"

Инвестиции в оборудование принимались равными /о6 = 15 млн. руб., Ао6/. = 3 млн, руб., Нп = 0,2.

Таким образом, применение схемы MVNO дает возможность повысить результативность инновационной деятельности оператора сотовой связи и, следовательно, его конкурентоспособность.

Предлагаемый метод позволяет оценить эффект от услуг, представляемых MVNO в зависимости от основных показателей, указанных в таблице.

Литература

I ЭА Организационный механизм и методический аппарат продвижения услуг, предлагаемых оператором виртуальной сети мобильной связи. Диссертация на соиск. учен. степени канд. эк. наук. — М., 2006. — 165 с.

2. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений // Пер с англ. Под ред. А.Н. Шохина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 247с.

Т-Сотт, #12-2011

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.