Экономический эффект сотового оператора от услуг, предоставляемых MVNO
Сиднев С.А.,
доцент кафедры ОПАБУ МТУСИ Ожерельев С.В.,
аспирант кафедры ОПАБУ МТУСИ
В последние годы наблюдаются серьезные структурные изменения на рынке телекоммуникаций. На рынке сотовой связи появились фирмы, позиционирующие себя как MVNO — операторы (Mobile Virtual Network Operator — виртуальный оператор мобильной связи).
После выхода приказа Минкомсвязи РФ №116 "Об утверждении требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи" бизнес-модель MVNO в России получила законодательную основу.
Принято считать, что сервис-провайдеры, предлагающие предо-плаченные услуги с использованием собственной биллинговой системы, уже могут считаться виртуальными операторами начального уровня. В свою очередь MVNO 2-го уровня — это крупные провайдеры дополнительных услуг со своими коммутаторами, которые принимают часть трафика мобильных абонентов на себя, в состоянии организовать прием платежей абонентов, в том числе с использованием карт пополнения.
MVNO 3-го уровня — это операторы, создающие собственную инфраструктуру, напоминающую полноценного оператора. "Полные" MVNO представляют собой полностью оснащенные в технологическом плане и функционально независимые компании со своими биллинговыми системами и коммутаторами, с действующими центрами обработки вызовов. Они обладают уникальными серверами агрегации дополнительных услуг, службой технической поддержки, предлагают собственные тарифные планы и иногда пользуются собственными магистральными каналами для междугородних и международных звонков. Однако у них нет выделенного частотного ресурса и собственных базовых станций радиосетевого покрытия. Благодаря этому можно сэкономить инвестиции, требующиеся на создание и эксплуатацию наиболее дорогостоящих элементов сети.
Несмотря на скепсис некоторых аналитиков, бизнес-модель MVNO развивается и набирает абонентскую базу. По данным J'Son&Partners в начале 2010 г. в мире насчитывалось более 430 активных MVNO. На конец2008 г. в России абонентская база MVNO превысила 330 тысяч и составила 0,2% от всей абонентской базы сотовых операторов (187,6 млн.). По итогам 2008 г. лидерами по объему абонентской базы были такие "экспериментальные" MVNO-проекты как "Алло Инкогнито", MATRIX и Corpolink. В первом квартале 2009 г. было запущено 2 новых проекта: "А-мобайл" (МТС и сеть гипермаркетов Ашан) и "Просто для общения" (Мегафон), а в 2010 — "Аллё" (X5 Retail Group)
Мобильная связь является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Эффективность использования привлекаемых для этого ресурсов зависит от того, насколько гибко организованы бизнес-процессы. В настоящее время в связи с назревающим переходом операторов сотовой связи на технологии следующих поколений возникла необходимость в разработке подхода к оценке экономического эффекта от сотрудничества базовых операторов с операторами МУЫО.
По прогнозам J'son & Partners Consulting количество пользователей MVNO в России достигнет к концу 2010 г. 1,3 млн. В ближайшей перспективе в России будут активнее всего развиваться проекты на базе крупнейших розничных сетей. Эта бизнес-модель хорошо зарекомендовала себя в других странах, и Россия здесь вряд ли станет исключением.
Рассмотрим деятельность оператора с экономической точки зрения. В качестве экономического показателя для оценки эффекта сотового оператора используем показатель чистой текущей стоимости [2].
В общем случае, когда не используется модель MVNO значение чистой текущей стоимости от оказания услуг сотовым оператором можно представить следующим образом:
(1)
где 0. — доходы в /-ый период от услуг связи; Э/ — расходы на производство и реализацию услуг в /-ый период; а — дисконт-фактор (в долях единицы); Нп — налог на прибыль (в долях единицы);
Ао1 — амортизационные отчисления в /-ый период. Доходы от слуг связи представляются:
где с~ — тариф на ¡-ую услугу в / -й период; Х/ — трафик / -ой услуги в / -й период.
Расходы на производство и реализацию услуг можно представить, как сумму:
(3)
где Эоб, — расходы на производство и реализацию услуг на оборудование в /-й период; Эс/ — сетевые расходы на производстои реализацию услуг в /'-й период.
Амортизационные расходы, соответственно, определяются как:
(4)
где Ао6/. — амортизационные отчисления на станционное оборудование в /-й период; Ас/. — амортизационные отчисления на сетевое оборудование в /-й период.
Инвестиции также складываются из двух составляющих:
где /о6; —требуемые инвестиции на оборудование для создания но-вьх услуг; /с/. — требуемые инвестиции на сетевое оборудование. Если применяем схему МУЫО, то базовый оператор не несет
108
T-Comm, #12-2011
капитальных затрат на покупку, доставку и монтаж оборудования, а также расходов на его обслуживание. В то же время базовый оператор теряет часть своих доходов, которые переходят к оператору MVNO. В этом случае показатель эффективности базового оператора представляется следующим образом:
Таблица
(6)
Р; —чистые доходы оператора сотовой связи от реализации высвобождаемых инвестиций в / -й период; 0м/. — доходы оператора MVNO в / -й период.
Эффект от применения MVNO можно представить
ДЫРУ = ЫРУ* - ЫРУп
АКРУ
г*
(1 I ОС)'
(7)
Предположим, что инвестиции в оборудование осуществляются только в начальный период. В этом случае выражение (7) преобразуется:
(8)
Результаты расчета по выражению (8) представлены в таблице.
Результаты расчета экономического эффекта
а (р- !.5 млн. руб., (1)'ч - Эоб1) I млн, руЪ : 0,1 0,15 0,2
ЛМРУ [млн руб.] 6,28 7.29 8.12
(1 [млн. руб.] ( а-0,1 . Оч| ">:ч:'|> 1 млн. руб.) 1 1,5 2
ДЫРУ [млн. руй-] 439 6,2? 8,17
| [ /■ ') [млн. руб-] (а=0Т1 , м;ш, руб.) 1 2 3
ДЫРУ [млн. руй.] б >28 3,25 0.22
я
у
4,(11 ОС)"
Инвестиции в оборудование принимались равными /о6 = 15 млн. руб., Ао6/. = 3 млн, руб., Нп = 0,2.
Таким образом, применение схемы MVNO дает возможность повысить результативность инновационной деятельности оператора сотовой связи и, следовательно, его конкурентоспособность.
Предлагаемый метод позволяет оценить эффект от услуг, представляемых MVNO в зависимости от основных показателей, указанных в таблице.
Литература
I ЭА Организационный механизм и методический аппарат продвижения услуг, предлагаемых оператором виртуальной сети мобильной связи. Диссертация на соиск. учен. степени канд. эк. наук. — М., 2006. — 165 с.
2. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений // Пер с англ. Под ред. А.Н. Шохина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 247с.
Т-Сотт, #12-2011
109