УДК 33.076
раздел ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»
© Э. К. Дзасохова
Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова Россия, Республика Северная Осетия—Алания, 362025 г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Тел./факс: +7 (8672) 53 62 81.
E-mail: [email protected]
В работе содержатся результаты анализа деятельности местного самоуправления по эффективному выполнению программы «Здоровье нации». К источникам формирования финансовых ресурсов программы следует отнести: рост объема инвестиций в сферу физической культуры и спорта; взаимодействие муниципальной власти с частными производителями физкультурнооздоровительных услуг для привлечения капитала.
Ключевые слова: муниципальная программа программы «Здоровье нации».
В ходе проводимых экономических реформ развились трансформационные процессы, которые качественно меняют экономические и финансовые ориентиры в сфере предоставления услуг, оказываемых организациями физической культуры и спорта в повышении уровня физического состояния и здоровья населения. В этих условиях вопросы принятия управленческих решений изменились по значимости и составу. Принятие эффективных управленческих решений в рыночных условиях предполагает знание новых аспектов финансирования отрасли (спонсорство, предпринимательство) [1].
Создание экономического механизма перспективного управления развитием физической культуры и спорта, реализация комплексного подхода к формированию услуг, предоставляемых населению, позволит местным, региональным и федеральным органам управления развитием физкультурнооздоровительной и спортивной сферы решать текущие, перспективные задачи по достижению результативности, повышению уровня качественного управления отраслью конкретного региона. Это свидетельствует, как отмечают ряд авторов [2-4], «об актуальности и необходимости научного исследования проблем формирования системы управления отраслью в составе социального сектора экономики».
В Российской Федерации функционирует система государственного управления физкультурно-спортивной сферой. Основу системы составляют государственные органы управления физической культурой и спортом (региональные органы подчиняются федеральному, который в разные годы имел статус либо министерства, либо Государственного комитета).
Непосредственная подготовка спортсменов проводится в детских спортивных школах олимпийского резерва, школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, центрах олимпийской подготовки, структурно подчиненных региональным органам управления физической культурой и спортом. Данные учреждения проводят первичную селекционную работу, орга-
«Здоровье нации», инвестиции в финансирование
низуют учебно-тренировочный и соревновательный процессы, формируют резервы для сборных команд всех уровней.
Будучи бюджетными организациями, данные учреждения работают по принципам строгой финансовой дисциплины и отчетности, планированию деятельности, фактически выполняют государственный заказ на подготовку спортсменов-олимпийцев в определенные сроки [3, 5-6].
Однако данная организационная схема не соответствует основным целям и потребностям развития «спорта для всех». Жесткое планирование вместо свободной инициативы, ограниченное число видов спорта (как правило, олимпийских), отбор физически одаренных детей и разработка ориентированных на них методик подготовки, отсутствие методик и организационных схем работы со взрослым населением и пенсионерами, другими «целевыми группами» - все это не способствует развитию «спорта для всех». На наш взгляд, необходимо выработать иные подходы, базирующиеся на принципах местного самоуправления (табл. 1).
С нашей точки зрения, движение «спорт для всех» должно развиваться в форме самоорганизующегося и саморегулирующегося социального явления. Внутренняя природа «спорта для всех» такова, что он представляет собой живой, постоянно изменяющийся процесс, творческое выражение общественных инициатив. Его ценность и социальная значимость как раз и заключаются в бесконечном разнообразии форм и видов занятий, их доступности различным группам населения, гибком учете индивидуальных потребностей. Копирование жестоких управленческих схем, эффективных для развития спорта высших достижений, в данной ситуации неоправданно. Строгое планирование, учет и контроль существенно ограничивают возможности развития «спорта для всех». В то же время социальная значимость «спорта для всех» обусловливает необходимость его государственной поддержки.
Таблица 1
Совокупность целей, форм и методов развития «спорта для всех»
Слагаемые
управленческих Спорт высших достижений Спорт для всех
технологий
Цели Планирование Формы контроля Финансирование
Организационная
схема
Достижение высокого спортивного результата, победа на соревнованиях
Ежегодный календарный план мероприятий по установленной форме
Протоколы соревнований, присвоение разрядов и званий
Бюджетное обеспечение спортивнообразовательных учреждений, мероприятий календарного плана
Единоначалие, подчиненность региональному органу управления
Укрепление здоровья, улучшение физических кондиций, общение, самовыражение, деятельность
В план вносятся только основные традиционные мероприятия
Выборочный контроль проведения мероприятий, косвенные оценки улучшения качества жизни
Бюджетное финансирование в виде «пусковых» средств, привлечение внебюджетных источников, использование личных средств граждан
Выборность, самоуправление, коллегиальность, выдвижение инициатив «снизу вверх», протекционистская помощь
Таким образом, муниципальное регулирование «спорта для всех» должно сочетать гибкие формы управления в сочетании с возможностью финансовой и протекционистской помощи, обеспечения режима благоприятствования. Например, в муниципальной программе «Здоровье нации», которая была разработана в г. Владикавказе в 2000 году, комплекс проблем, связанных с «большим спортом», оставался в компетенции областных органов управления физической культурой и спортом. Основной целью работы городского спорткомитета стало оздоровление жителей города средствами физической культуры и спорта, что соответствовало принципам местного самоуправления и Уставу г. Владикавказа.
Концепция муниципальной программы «Здоровье нации» основывается на взаимосогласованном действии двух механизмов, ни один из которых не мог бы добиться успеха изолированно от другого.
1. Спортивные структуры города по единой системе предоставляют возможность всем слоям населения (детям, молодежи, людям зрелого и пожилого возраста) принять участие в 20-25 доступных соревнованиях в течение года. Участие в соревновательном процессе выполняет роль вовлекающего механизма для стимуляции регулярных физкультурно-оздоровительных занятий.
2. С помощью физкультурного образования и воспитания населения (спортивные шоу, афиши, листовки, брошюры, буклеты, средства массовой информации, оформление городских площадей и улиц и т.д.) осуществляется формирование самодеятельного физкультурного движения.
На наш взгляд, основой социальной политики муниципального образования должно стать формирование устойчивых позитивных моделей поведения, что означает в данном случае широкое распространение идей здорового образа жизни и «моды» на активный и здоровый имидж.
В РСО-Алания (как и в РФ) сложились тенденции значительного снижения основных показателей здоровья нации - низких продолжительности жизни и рождаемости, уровня здоровья школьников и студентов (снижающегося в процессе обучения), призывников, а также взрослого работающего населения. Данные негативные процессы напрямую связаны с недопониманием и недооценкой роли физической культуры как источника восстановления здоровья населения, преодолевающего труднейшую логику сложившегося социальноэкономического уклада жизни и общего социального оздоровления общества.
В 2007-2008 гг. авторами было проведено исследование отношения к состоянию физкультуры и спорта в г. Владикавказе на основе анкетного опроса и собеседования с охватом 200 респондентов. Респонденты оценили возможности для отдыха и спорта у детей и молодежи в городе следующим образом (рис. 1):
Рис.1. Оценка возможностей для отдыха и спорта у детей и молодежи.
Видно, что 77% респондентов дали положительную оценку возможностям для отдыха в городе; 22 - отрицательную; 1% - затруднились ответить на данный вопрос. Люди, имеющие более высокие доходы, дают в большинстве случаев оценку
«отлично» возможностям для отдыха и спорта у детей и молодежи.
Наблюдения также позволили выявить, что одноразовые учебные занятия удовлетворяют в среднем 25-30% общей суточной двигательной потребности школьников и студентов. В связи с этим возникает необходимость применения во вне-учебное время различных форм занятий физическими упражнениями для компенсации двигательной недостаточности молодежи. С этой целью необходимо использовать разнообразные формы занятий физическими упражнениями. Однако существует ряд препятствий: от непонимания людьми важности физкультуры и спорта до невозможности реализации своего желания.
Данные табл. 2 показывают, что в РСО-Алания финансирование с 2003 по 2008 год уменьшилось на 313.1 млн. руб. Объем финансирования из государственного бюджета составил в 2008 г. 334886.3 тыс. руб., или 0.09% расходной части бюджета по его функциональной классификации.
Изучение потребности малых предприятий сферы физкультуры и спорта в кредитах также показало наличие факторов, ограничивающих возможность привлечения финансовых ресурсов (рис. 2): отсутствие возможности привлечения
бюджетных средств, высокие проценты по кредитам, отсутствие залога и гарантий - основные при-
чины, сдерживающие развитие малого бизнеса в сфере физкультуры и спорта.
В настоящее время наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры, однако банковский капитал практически не работает на рынке малого бизнеса в сфере физкультуры и спорта республики. Так, по мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют:
- очень высокие проценты;
- нереальные требования к залогу и гарантиям возврата кредита;
- ограниченность сроков кредитования.
80
70
60
50-
40
30-
20
10
0
У 7 7
19 ,21=
7
Л®
С°ь с/
ж
Рис. 3. Источники финансирования при создании предприятий в сфере физкультуры и спорта
Таблица 2
Динамика отдельных показателей развития сферы физической культуры и спорта в РСО-Алания за 2003-2008 гг.
Наименование Годы
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего занимающихся физ. культ. и спортом (чел.) 28473 32326 37050 48144 48465 50700
Количество штатных работников (чел.) 1142 1175 1209 1440 1422 1556
Финансирование за год (тыс. руб.) 647990.0 579470.0 181604.0 187009.0 155500.0 334886.3
Сооружения 779 809 847 856 857 889
100 90 80 7060 50 40 30 2010 0
л6'оР’"'
6^°'
<&>
с,
,в!»
(У'
сН
,в!»
«Л*
в?*’
Рис. 2. Основные факторы, ограничивающие возможности привлечения финансовых ресурсов малыми предприятиями сферы физкультуры и спорта.
Как видно из данных рис. 3, финансовые средства привлекаются из множества источников. Для начинающих предприятий структура источников финансирования также смещена в сторону собственных средств и внешних ресурсов, получаемых в виде «партнерского» кредита и у знакомых, в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.
Исследование финансовых потребностей предприятий сферы физкультуры и спорта республики выявило следующее распределение (рис. 4).
Сумма финансовых средств, тыс. руб.
Рис. 4. Распределение потребностей предприятий сферы физкультуры и спорта республики в финансовых средствах.
Нами также выявлено, что потребность предпринимателей ассиметрична и тяготеет к левой части с наименьшими суммами кредита. При этом 76% предпринимателей показали потребность в кредитах в диапазоне до 600 тыс. руб. Представляет интерес связь суммы необходимых финансов и направления их предполагаемого использования.
Проведенное исследование показало, что важным фактором потребления услуг в области физкультуры и спорта выступает цена. Респонденты указали среднюю стоимость услуг, которую они могли бы единоразово уплатить за одного человека -около 70 руб. С учетом того, что средневзвешенный совокупный семейный доход составляет 8167.5 руб. в месяц, а средневзвешенная численность детей в семье составила 2.2 ребенка, цена на услуги становится решающим фактором как для населения, так и для организаций, предоставляющих эти услуги. Значительная часть населения (60-70%) не в состоянии оплачивать услуги, предлагаемые на рынке услуг физкультуры и спорта. В то же время организации, предоставляющие подобные услуги, несут убытки и не обеспечивают покрытия их себестоимости, что сдерживает развитие предпринимательства в области физкультуры и спорта.
Отметим, что систематическое воздействие на организм неспецифических средств оздоровления значительно снижает производственное утомление, инактивирует влияние производственных вредностей, повышает иммунную устойчивость организма, улучшает работу органов и систем. Реабилитационные комплексы, которые функционируют в РСО-Алания («Сосновая роща», «Асик», «Редант») состоят из 6-8 базовых блоков. Здесь имеются все
условия для активного отдыха и проведения восстановительно-оздоровительных мероприятий, гидро-термопроцедуры, психологическая разгрузка, биостимулирующие и кислородно-электролитные коктейли, сауны, тренажеры - в различных сочетаниях. Имеются не только тренажеры для общего развития, но и так называемые развлекательно тренирующие системы. Работа на них, помимо физической нагрузки, вызывает положительную активацию психоэмоциональной сферы. Заниматься на них полезно и лицам, страдающим гипокинезией, с нерационально высоким уровнем двигательной активности, статическим напряжением. Физическая работа на подобных тренажерных комплексах носит ярко выраженную эмоциональную окраску, воспринимается как увлекательная игра, создавая условия активного психофизического сопряжения, что благотворно сказывается на работе органов и систем, способствует быстрому снятию утомления, восстановлению, дает более выраженный оздоровительный эффект, чем при тренировках на обычных тренажерах.
Внекорпусный участок указанных центров расширяет географию рекреационных зон за пределами города (туристические комплексы и маршруты, пансионаты, санатории и т.д.). Исследования последних лет показали, что здоровье лишь на 7-8% зависит от уровня медицины и здравоохранения и на 51% от влияния образа жизни. Поэтому центры выполняют функцию активной пропаганды здорового образа жизни, выработки новых стереотипов. Центры послетрудовой реабилитации и здоровья созданы для повышения адаптации человека. Здесь необходимо знать достаточно много о его функциональном состоянии, поэтому очень важны результаты первого этапа диспансеризации, на основе которых создаются индивидуальные программы послетрудовой реабилитации: рекомендации по использованию блока комплекса, «домашние задания» - рекомендации по изменению двигательных, пищевых и других режимов и стереотипов внепро-изводства, рекомендации по проведению недельного отдыха и трудового отпуска.
Опыт эксплуатации центров в различных условиях свидетельствует о значительной медицинской, социальной, экономической эффективности осуществляемых муниципальным образованием мероприятий. В экономическом выражении по различным оценкам на каждый вложенный инвестиционный рубль эффект составляет от 18 до 30 рублей отдачи (снижение потерь дней трудоспособности, травматизма, аварийных ситуаций, затрат на лечение и выплаты компенсаций, снижение себестоимости производимой продукции, повышение работоспособности, социальный эффект). Происходит снижение расходов по системе социального страхования обязательного медицинского страхования, уменьшается количество сбоев и аварий.
В связи с этим, учитывая актуальность данной проблемы, интерес к данной системе со стороны многих производств, министерств и ведомств региона (МЧС, Министерства труда и социального развития, ряда транспортных и энергетических компаний), необходим поиск новых подходов к организации, выработке финансовых стратегий для создания системы оздоровления всех слоев населения в рамках муниципального образования в новых экономических условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пронина Л. И. Совершенствование международных отношений - гарантия укрепления местного самоуправления // Финансы. 2000. №6. С. 16-18.
2. Воронин Л. Г., Лапин В. А Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие. М.: Дело, 1998. С. 188.
3. Гуськов С. И. Государство и спорт. М., 2006. С. 176.
4. Ермасова Н. Б. Г осударственные и муниципальные финансы: учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2004. С. 192.
5. Попов А. Н. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие. Челябинск, 1999.
6. Чернецкий А. М. Стратегическое планирование на уровне местного самоуправления // Региональная социо-экономическая политика. 2002. №12. С. 43-47.
Поступила в редакцию 30.04.2009 г.