Митрофанова И.В.
д.э.н., гл.н.с. Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного НЦ РАН; профессор
кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЮГА РОССИИ И УКРАИНЫ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ?1
Ключевые слова: Южный федеральный округ, Украина, экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, интеграция, инвестиционные проекты, Донбасс, риски.
Keywords: Southern Federal District, Ukraine, export, import, foreign trade turnover, integration, investment projects, Donbass, risks.
Общие инвесторы, инвестиционные проекты, товарные и технологические цепочки до недавнего времени тесно связывали хозяйственнее комплексы южных регионов России и Украины. Общий внешнеторговый оборот ЮФО с Украиной составлял более $4 млрд. Многие южные компании-газели, такие, как «Роствертол», НЭВЗ, «Глория Джинс» и др., имели свои постоянные интересы на Украине. Понятно, что затягивание современного политического кризиса на Украине создало непредвиденные факторы риска для юга России. Начало конфликта привело к взрывной волне роста миграционного потока русских украинцев в приграничные, в том числе южные регионы России. Затягивание же кризиса приведет к обострению экспортного риска: для большинства крупных предприятий ЮФО фактиче-
2
ски закрыто «экспортное окно» .
Уже в 2013 г. структура торговли ЮФО с Украиной заметно трансформировалась. Для сравнения: в 2013 г. регионы ЮФО импортировали украинских товаров на $2,21 млрд., стоимость экспортных операций составила $1,9 млрд.; в 2012 г. объём импорта составлял $2,69 млрд., а экспортировано на Украину продукции на $1,42 млрд. Такая ситуация противоречила общероссийскому тренду: экспорт из России на Украину в 2013 г. сократился на 15%, в основном за счёт снижения поставок газа. В структуре экспорта ЮФО на Украину также доминируют углеводороды, но не газ, а нефть и нефтепродукты - и по этой статье в 2013 г. объём вывоза увеличился более чем на четверть (с $1 до $1,26 млрд.). Основными поставщиками топлива для регионов Украины выступали Краснодарский край, Волгоградская область, где расположены крупные нефтеперерабатывающие заводы3.
В конце 2013 г. наметилась тенденция к значительному сокращению поставок топлива из ЮФО на Украину, которая явно не сводится к сезонным колебаниям потребления горючего. В первые два месяца 2014 г. падение продолжалось: нефти и нефтепродуктов из ЮФО на Украину было вывезено на $206,2 млн., а за тот же период 2013 г. -на $245,4 млн. Основной вклад в это внёс Краснодарский край, у которого в 2013 г. доля углеводородного экспорта на Украину приблизилась к 80%. За первые два месяца 2014 г. торговый оборот Кубани с Украиной составил всего $28,1 млн. (почти вчетверо меньше, чем за аналогичный период 2013 г.). Одних только углеводородов из Краснодарского края в январе-феврале 2013 г. было вывезено на Украину на $75,2 млн., к концу 2014 г. эта статья резко снизилась.
Украинский кризис негативно влияет и на состояние предприятий несырьевого сегмента экономики ЮФО, где в 2013 г. по ряду экспортных статей наблюдалась высокая динамика роста поставок на Украину. В частности, удобрений на Украину было вывезено почти на 25% больше, чем в 2012 г. (основной экспортёр - Краснодарский край), локомотивов - больше на 50%, стекла и стекольной продукции - почти в 2 раза больше (за счет Ростовской области), а экспорт продукции плодоовощной переработки превысил показатели 2013 г. в 3 раза за счёт донских предприятий.
В неуглеводородном сегменте экспорта на Украину в 2013 г. активно проявила себя Ростовская область. В значительной мере этот процесс был простимулирован политикой донских властей по развитию приграничного сотрудничества в рамках проекта Еврорегион «Донбасс», который первоначально объединял Ростовскую, Донецкую и Луганскую области.
Для целого ряда донских предприятий экспорт на Украину был действительно антикризисной мерой. Так, производители стеклотары начали поставлять больше своей продукции соседям в связи с ужесточением российского «пивного» законодательства и последовавшим сокращением потребления и производства пива. Например, завод «Ак-
1 Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания на 2016 г. № 007-01114-16 ПР, проект «Сравнительный анализ социально-экономического ущерба приграничным регионам России и Украины и оценка сценариев межрегионального взаимодействия в изменившейся геополитической ситуации» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № I.13 П «Пространственное развитие России в XXI веке: природа, общество и их взаимодействие. Проблемы развития полиэтничного макрорегиона в условиях дестабилизации Каспийско-Черноморского зарубежья»» (0256-2015-0095).
2 См.: Проценко Н., Кисин С. Первые потери // Эксперт Юг. 2014. - № 10-12.
3 Кризис на Украине - это надолго. - http://expert.ru/south/2014/12/krizis-na-ukraine--eto-nadolgo/
тис» (г. Новочеркасск) в 2013 г. увеличил экспорт на Украину на 32%. Объём заказов на 2014 г. был сопоставим с 2013 г., но в начале 2014 г. некоторые колебания в процессе отгрузки продукции для украинских партнёров стали уже ощутимыми. Лишь отчасти это можно объяснить сезонностью, основную роль сыграл политический кризис на Украине.
В группе риска - машиностроение Юга, которое закупало на Украине комплектующие и узлы. Так, в 2011 г. между российской ГК «Ростех» и двигателестроительным заводом «Мотор С1ч» (Запорожье) был подписан пятилетний контракт на поставку вертолётных двигателей на общую сумму $1,2 млрд., часть из которых предназначалась для «Роствертола» (Ростов-на-Дону). Со временем украинские двигатели могут быть заменены отечественными, например, продукцией отечественной Объединённой двигателестроительной корпорации, но, как минимум, в среднесрочной перспективе.
Сегодня есть признаки некоторой стабилизации российской экономики. Но одновременно есть ряд серьезных нерешенных структурных вопросов. Ряд отраслей, в которых за 2014-2015 гг. произошло наибольшее сжатие рынка, продолжают оставаться в зоне риска. Это автопром, железнодорожное машиностроение, строительство, легкая промышленность1. Так, железнодорожное машиностроение - одна сфера тяжёлой промышленности, где у Ростовской области были налажены тесные контакты с Украиной. В 2007 г. «Трансмашхолдинг», в структуру которого входит Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), выиграл конкурс на приобретение 76% акций основного производителя тепловозов в СНГ - компании «Лугансктепловоз». Предполагалось, что это предприятие совместно с НЭВЗом начнёт производство в г. Луганске магистральных электровозов серии 2ЭС5К «Ермак» для рынка стран содружества. Роль НЭВЗа в этом проекте заключалась в поставке более 50% комплектующих - главным образом комплектов электроаппаратов, тяговых и вспомогательных электрических машин, которых в принципе не делают на Украине. В перспективе планировалось снизить российское участие до 35-40% комплектующих, фактически воссоздав луганское предприятие, которое осталось без заказов находящихся в перманентном кризисе Украинских железных дорог.
Однако под давлением украинской группы «Приват» результаты конкурса были аннулированы, а «Лугансктеп-ловоз» вернули на баланс Фонда госимущества Украины. «Ермак» же начали выпускать в г. Новочеркасске уже без участия несостоявшегося украинского партнёра. В 2010 г. «Трансмашхолдинг» повторно выиграл конкурс на приобретение «Лугансктепловоза», который постепенно должен был интегрироваться в состав группы, приняв на себя часть заказов для НЭВЗа. Однако представители группы «Приват» оспаривают право собственности на предприятие, и вопрос о контроле над заводом стоит остро.
Основное сокращение импорта из Украины в ЮФО в 2013 г. произошло за счёт значительного падения ввоза продукции металлургии, и здесь Юг существенно опередил общероссийские показатели. Если в целом по России объём импорта чёрных металлов из Украины в сравнении с 2013 г. снизился на 7,2%, а металлоизделий - на 24%, то регионы ЮФО в 2013 г. сократили ввоз украинского металла примерно на 25% (с 943 до $741,8 млн.); по металлоизделиям снижение составило более 30% (с 250,6 до $170,5 млн.). Основным импортёром по этим статьям являлась Ростовская область, на долю которой приходилось более 70% ввоза чёрных металлов и около 85% ввоза металлоизделий из Украины в ЮФО2.
Обеспокоенность украинских экспертов по поводу экспорта металлургической продукции в Россию понятна, как понятно и то, что добровольно украинский бизнес от российского рынка отказываться не будет. Однако проблемы прогнозируемы: со стороны российского бизнеса - в случае возбуждения антидемпингового расследования против украинской арматуры или фасона, со стороны украинского бизнеса - из-за сложной ситуации в банковской системе, что чревато проблемами с обеспечением платежей, сбоями в работе российских банков и их «дочек» на Украине. Кроме того, девальвация рубля негативно сказалась на конкурентоспособности в России украинской арматуры.
В среднесрочной перспективе перебои с поставками на металлургические предприятия могут привести к дефициту сырья, изменению работы металлургических и энергетических агрегатов, что в результате повысит их степень износа и увеличит вероятность технических аварий. Но со временем выпадающий импорт украинской продукции может быть восполнен за счёт мощностей российской металлургии. Однако не исключено и резкое снижение объёмов российского металлургического экспорта на Украину и транзитных потоков в направлении украинских портов.
Сокращение украинского импорта имеет и позитивное следствие. Украинские предприятия давно держат заниженные цены по всему спектру поставок, в частности, металлу и металлоконструкциям, продуктам питания, а также рабочей силе. Поэтому активное препятствие импорту в Россию с украинской стороны навредит производителям, а российские предприятия, напротив, не будут ощущать украинского демпинга.
При сохранении новым правительством Украины финансовой дисциплины значительных угроз для экономических связей российского и украинского бизнеса не было бы, контакты сохранялись бы.
По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот ЮФО в 2015 г. составил $19,7 млрд. (65,8% к уровню 2014 г.). Положительное сальдо торгового баланса - $5,9 млрд. (2014 г. - $9,1 млрд.). Торговый дефицит по итогам 2015 г. сохранился только в Адыгее. ВЭД осуществляли 5657 участников ВЭД ЮФО (2014 г. - 5605), в том числе 4740 юридических лиц (2014 г. - 4550). Удельная стоимость, приходящаяся на одного участника ВЭД, уменьшилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. с 5,3 до $3,5 млн.
1 Помощник президента: Несколько отраслей российской экономики находятся в зоне риска. - http://www.rosbalt.ru/federal/ 2016/05/25/1517331.html
2 См.: Проценко Н., Кисин С. Первые потери // Эксперт Юг. 2014. - № 10-12.
В 2015 г. на страны дальнего зарубежья приходилось 87,9% товарооборота ЮФО (2014 г. - 86,0%). Основными торговыми партнерами (в порядке убывания стоимости товарооборота) были: Турция, Украина, Италия, Китай, Египет, Израиль, Корея, Германия.
В 2015 г. экспорт ЮФО оценивался в $12,8 млрд. (65,6% к уровню 2014 г.). Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте являлись (по убыванию стоимости): Турция, Италия, Украина, Египет, Корея, Израиль, Мальта, Швейцария, Саудовская Аравия. Основные объемы экспортных поставок в 2015 г. обеспечили Краснодарский край (48,0% стоимости), Ростовская (35,1%) и Волгоградская (13,6%) области.
Товарная структура экспорта в основном представлена минеральными продуктами - 46,6% стоимости (2014 г. -55,5%), продовольственными товарами и сельхозсырьем для их производства - 34,8% (2014 г. - 26,7%), металлами и изделиями из них - 10,2% (2014 г. - 8,3%), химической продукцией - 4,3% (2014 г. - 2,9%), машиностроительной продукцией - 2,2% (2014 г. - 3,5%).
Экспорт нефтепродуктов осуществляли участники ВЭД Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей; угля - Ростовской и Астраханской областей, битумных смесей - Ростовской и Волгоградской областей. Основные торговые партнеры ЮФО (по убыванию стоимости): Италия, Турция, Корея, Украина, Израиль, Швейцария, Мальта.
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (злаки, жиры, масла, остатки и отходы пищевой промышленности, овощи, табак и табачные изделия) для их производства составил $4,4 млрд. (85,5% к уровню 2014 г.). Ведущие экспортеры сельскохозяйственных товаров - участники ВЭД Ростовской области (59,5% стоимости) и Краснодарского края (32,5%). Основные торговые партнеры ЮФО (по убыванию стоимости): Турция, Египет, Саудовская Аравия, Иран, Украина.
Экспорт химической продукции (продукты неорганической химии; удобрения, пластмассы и изделия из них; фармацевтическая продукция; органические химические соединения; изделиям из каучука и резины, прочие) составил $553,7 млн. (98,2% к уровню 2014 г.). Ведущие экспортеры продуктов органической и неорганической химии, каучука и резины - Волгоградская область, удобрений - Краснодарский край, пластмасс и изделий из них - Ростовская область. Основные торговые партнеры ЮФО (по убыванию стоимости): Украина, Турция, Бразилия, Венгрия, Польша, Азербайджан, США, Сербия, Германия.
В 2015 г. экспорт машиностроительной продукции составил $283,4 млн. (в 2,4 раза меньше объемов 2014 г.). В числе профилирующих товарных групп: суда, лодки и плавучие конструкции, оборудование и механические устройства, электрические машины. Ведущие экспортеры машиностроительной продукции - Ростовская область (65,1% стоимости), Краснодарский край (24,9%) и Астраханская область (7,5%). Основные торговые партнеры (по убыванию стоимости): Мальта, Украина, Турция, Иран, Литва, Италия, Узбекистан, Египет, Болгария1.
В 2015 г. импорт ЮФО превысил $6,9 млрд. (66,3% к уровню 2014 г.). Крупнейшие торговые партнеры в импорте (по убыванию стоимости): Китай, Турция, Украина, Германия, Индонезия, Италия, Эквадор, Египет, США, Испания. Основные объемы импорта в 2015 г. обеспечили Краснодарский край (54,0%), Ростовская (28,8%) и Волгоградская (12,7%) области.
Товарная структура импорта: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства -40,4% стоимости, машиностроительная продукция - 25,0%, металлы и изделия из них - 11,9%, химическая продукция -8,4%.
Под влиянием экономической и геополитической ситуации в географической направленности продовольственного сегмента импорта ЮФО обозначились новые тенденции: появление новых торговых партнеров (ввоз томатов из Сенегала, картофеля и лука - из Пакистана, сыров - из Аргентины, цитрусовых - из Мексики); наращивание объемов импортных поставок из отдельных стран (яблок и груш - из ЮАР, Бразилии, Чили, Македонии, Боснии и Герцеговины; овощей - из Азербайджана, Ирана).
В 2015 г. импорт машиностроительной продукции (оборудование и механические устройства; суда, лодки и плавучие конструкции; электрические машины и оборудование; средства наземного транспорта) составил $1,7 млрд. (в 2 раза меньше объемов 2014 г.) Ведущие импортеры машиностроительной продукции - Ростовская область (41,7% стоимости), Краснодарский край (26,9%) и Волгоградская область (20,5%). Основные торговые партнеры ЮФО (по убыванию стоимости): Китай, Германия, Италия, Украина, Испания, Румыния, США.
В 2015 г. импорт металлов и изделий из них (черные металлы и изделия из них) составил $822,9 млн. (62,6% к объемам 2014 г.). Ведущие импортеры этой категории товаров - Ростовская область (38,2% стоимости), Волгоградская область (30,9%), Краснодарский край (27,7%). Основные торговые партнеры ЮФО (по убыванию стоимости): Украина, Китай, Германия, Япония, Турция, Польша.
Импорт химической продукции (пластмассы и изделия из них; прочие химические продукты; экстракты дубильные или красильные; каучук, резина и изделия из них; органические химические соединения) составил $583,8 млн. (66,0% к объемам 2014 г.). Ведущие импортеры химической продукции - Ростовская область (40,2%), Краснодарский край (39,0%), Волгоградская область (19,3%). Основные торговые партнеры ЮФО (по убыванию стоимости): Китай, Германия, Турция, Италия, США, Украина, Польша, Испания2.
Таким образом, Украина остается партнером южных регионов по экспортно-импортным контрактам по ряду товарных групп, однако отрицательная динамика заметна: снижение импорта из ЮФО на Украину в 2 раза и экспорта -
1 Таможенная статистика внешней торговли. Южный федеральный округ. IV квартал 2015 г. - Ростов-на-Дону: Южное таможенное управление, 2015. - С. 3-6.
2 Там жес. 6-9.
в 3 раза в 2015 г. по сравнению с показателями 2013 г., при этом колебания по регионам в ряде случаев более значительные (см. табл.).
Таблица 1
Динамика экспорта и импорта между регионами Южного федерального округа
России и Украиной в 2013-2015 гг.1
Регионы ЮФО / Годы Экспорт, тыс. долл. США Импорт, тыс. долл. США
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г.
ЮФО, млн. долл. США 1918,2 1357,9 965,3223 | в 1,99 раз 2211,5 1499,2 707,395 4 в 3,13 раза
Республика Адыгея 2073,8 2246,0 2572,6 124 % 2722,7 4304,1 3851,8 142 %
Астраханская область 1520,2 527,5 1083,5 71,3 % 5700,1 3190,5 1731,2 4 в 3,3 раза
Волгоградская область 973848,1 817775,7 389987,4 4 в 2,5 раза 297075,0 153921,8 69812,8 4 в 4,26 раза
Республика Калмыкия 615,2 нет данных 998,8 | в 1,63 раза 14415,9 6266,6 170,6 4 в 84,5 раза
Краснодарский край 475604,01 240893,88 141343,2 4 в 3,37 раза 356841,57 245166, 66 101847,7 4 в 3,51 раза
Ростовская область 464564,6 296657,7 429336,7 93% 1534777,4 1086318,7 529980,9 4 в 2,9 раз
Помимо экспортно-импортных контрактов, Украину и регионы юга России связывали совместные инвестиционные инициативы. Например, один из наиболее заметных совместных инвестиционных проектов - создание производственных площадок корпорации «Глория Джинс» в Луганской области. По данным украинских источников, компания в связи с известными событиями сократила производство в этом регионе в 2013 г. на 40%.
У украинского бизнеса давно вызывали интерес металлургия и угольная промышленность юга России. На Кубани именно на инвестиции украинского бизнеса был построен завод металлоконструкций (г. Краснодар), открытый в 2011 г. на площадке завода имени Седина, мощностью 100 тыс. тонн продукции в год, собственник - группа «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД). Его продукция востребована, в первую очередь, кубанским девелопментом и стройками черноморского побережья Кавказа. Кроме того, в активную стадию реализации вступило строительство крупного металлургического завода в г. Армавире (ИСД).
Несколько лет назад металлургический комбинат «Запорожсталь» приобрёл угольный комплекс в Восточном Донбассе, который включал шахту «Быстрянская № 1-2» и Шолоховскую центральную обогатительную фабрику, для добычи и обогащения коксующихся углей марки ОС. В качестве их потребителей выступали металлурги самой «За-порожстали» и Новолипецкого металлургического комбината. Шахту Быстрянская № 1-2» планировалось запустить в течение 2014 г, в её строительство собственник был намерен инвестировать 4 млрд. руб.
В июле 2012 г. холдинг «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) купил у компании «Ростовский антрацит» донские шахты «Дальняя», «Обуховская» (с горно-обогатительной фабрикой) и № 40 с совокупными промышленными запасами угля, по разным оценкам, от 50 до 136 млн. тонн. Инвестиционные планы украинского бизнеса предусматривали пятикратное (с 500 тысяч до 2,5 млн. тонн в год) увеличение добычи антрацита на этих шахтах. Одним из главных покупателей энергетических углей была Новочеркасская ГРЭС, ежегодные потребности которой превышают 3 млн. тонн топлива. Однако «промайданная» политическая ориентация руководителей ДТЭК, демпинговая рыночная политика украинских угольщиков, которых ранее дотировало государство, способны внести коррективы в интересы российских энергетиков. НчГРЭС вполне может переключиться на закупки антрацита у конкурирующих с ДТЭКом российских Южной угольной компании и «Донского угля»2.
Развитие еврорегиона «Донбасс» было одним из ключевых элементов экономической политики правительства Ростовской области ЮФО. В конце января 2014 г. в Луганске состоялось присоединение к еврорегиону четвёртого участника - Воронежской области, заинтересованность в сотрудничестве проявляли Одесская, Харьковская, Днепропетровская области, а руководство Запорожской области предлагало создать ещё один еврорегион («Азов») при своём участии. В рамках еврорегиона «Донбасс» уже было заявлено несколько трансграничных проектов экономического сотрудничества, например, создание железнодорожно-автомобильных терминалов с функциями интермодальной обработки грузов и логистических центров на границе. Российская сторона предлагала также сформировать на территории Ростовской области (Миллерово и Матвеев Курган) сеть индустриальных парков, резидентами которых могли бы стать ряд сельхозперерабатывающих, логистических и горнодобывающих предприятий обеих стран3.
1 Рассчитано автором по: Таможенная статистика внешней торговли ЮФО и его субъектов (2013-2015 гг.). Официальный сайт Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления. - Шр://уи1и.сш1;от8.ги/т11ех.рЬр?ор1;юп=сот_соп1еп1& view=article&id=26313:2015-03-26-08-03-28&catid=204:2014-&Itemid=228; Шр://уи1и.сш1от8.ги/1Мех.рЬр?ор1;юп=сот_соп1еп1&у1е%'= article&id=26752:2015-06-11-06-04-53&catid=225:2015-&Itemid=261
2 См.: Нурышев Г.Н. Современная Украина в геополитическом измерении // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2014. - № 2 (6); Матишов Г.Г. Украина и Россия: книга иллюстраций взаимоотношений и истории (обстоятельства, риски, тенденции). - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014.
3 См.: Павлов К.В., Ляшенко В.И., Котов Е.В., Митрофанова И.В. Методика оценки развития постиндустриальной и неоиндустриальной моделей региональной модернизации (на примере Донбасса Украины) // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». 2016. - № 1 (180); Котова Л.А. Форсайт в пространственно-экономической трансформации еврорегиона «Донбасс» // Региональная экономика. Юг России. 2013. - № 2; Котова Л.А., Селютин В.В. Концепция коэволюции преобразований в еврорегионе «Донбасс» // Региональная экономика. Юг России. 2014. - № 3.
Но в конце февраля 2014 г. в силу военно-политического конфликта обстановка в сопредельных регионах резко обострилась. Были отправлены в отставку главы Донецкой и Луганской областей, которыми в 2010-2011 гг. и было подписано с Ростовской областью соглашения о создании еврорегиона «Донбасс». Сегодня понятно, что этот мега-проект под большим вопросом, как и перспективы приграничного сотрудничества в рамках еврорегиона «Донбасс», ранее концентрирующего 40% товарооборота Ростовской области с Украиной.
В то же время, несмотря на перманентность украинского кризиса, у предприятий самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик Юго-Востока Украины и южных компаний России немало взаимных интересов в налаживании связей с бизнес-сообществом, в частности, с приграничной Ростовской областью.
По неподтвержденным данным, часть промышленного потенциала ДНР И ЛНР утрачена (табл. 2).
Таблица 2
Состояние некоторых промышленных предприятий ЛНР и ДНР
Предприятия Состояние
Луганский машиностроительный завод вывезен в Россию
«Сотый завод» вывезен в Россию
Завод по выращиванию кристаллов для микроэлектронной промышленности (уникален в своем роде) вывезен в Россию
Луганский завод горноспасательного оборудования «Горизонт» вырезан на металлолом
Лугцентрокуз производство остановлено, восстановить его невозможно из-за маленького напряжения в контактной сети, не позволяющего запустить электропечи
Трансмаш производство заморожено
Лугансктепловоз производство остановлено
«Полипак» вывезен в Россию
«Маршал» вывезен в Россию, на территории завода обустроена рембаза и стоянка для артиллерии
Луганский трубопрокатный завод производство остановлено, завод вырезается на металлолом
Вторчермет порезан на металлолом
Луганский завод прокатных валков: частично разрушен, большинство уцелевших станков готовится к вывозу в Россию
Брянковский рудоремонтный завод Полностью распилен на металлолом
Чернухинское вагонное депо порезано на металлолом (включая вагоны и подъездные пути)
Оборонный завод космической промышленности «Юность» вывезен в Россию
Луганский литейно-механический завод порезан на металлолом
Источник: составлено автором.
Однако большинство донецких предприятий сохранили свои мощности. По заявлению властей ЛНР и ДНР, есть предприятия, которые находятся в зоне боевых действий, их временно пришлось остановить. Есть производства, где мощности загружены на 10-15%. Есть стратегия развития, есть чёткое понимание, в течение какого срока их мощности будут загружены: в ближайшее время - до половины, а по ряду предприятий - до 70-80%\
По данным отчета совместной миссии ЕС, ООН и Всемирного банка, объем инвестиций, необходимых для восстановления Донбасса, объектов инфраструктуры, социальных объектов и тех объектов, которые серьезно пострадали, составляет $1,5 млрд., причем основная часть указанной суммы должна пойти на восстановление инфраструктуры и социальных объектов - $1,257 млрд., еще $135 млн. - на содействие экономическому восстановлению и $126 млн. - на гражданскую безопасность2. По мнению российских экспертов, указанная сумма существенно занижена.
Власти ДНР и ЛНР выражают готовность поддержать конкретные бизнес-проекты. Российскому предпринимательскому сообществу, в первую очередь, бизнесу ЮФО, необходимо обратить внимание на возможности развития бизнеса на территории этих республик. В частности, донецкие власти заинтересованы в создании вблизи границы с Россией центра оптовой торговли, ориентированного на снабжение ДНР и ЛНР продуктами питания и товарами первой необходимости. Крайне востребованы поставки в аптечные сети двух республик лекарственных препаратов российского производства. Со своей стороны, донецкие предприятия могут сыграть хорошую роль в реализации политики импортозамещении для России.
Первые контакты по импортозамещению с российскими предприятиями уже есть. Так, достигнута договорённость о поставке продукции одного из донбасских предприятий (экскаваторных зубьев из высокопрочного белого чугуна) производителю экскаваторов из Петербурга. Предприятия Донбасса готовы наладить выпуск и другой продукции из этого высокопрочного сплава для российской машиностроительной отрасли, в том числе для «Ростсельмаша», а также для предприятий угольной промышленности.
Развитие экономических связей юга России с Донбассом имеет и явно выраженный гуманитарный аспект. Сейчас ЛНР и ДНР находятся в ситуации экономической и энергетической блокады со стороны Украины, которая, вопре-
1 Донбасс призвал южнороссийский бизнес // Эксперт Юг. 2015. - № 11-12 (351). - http://expert.ru/south/2015/11/donbass-prizval-yuzhnorossijskij-biznes/
2 Калиновский И. Сколько стоит восстановление Донбасса // Expert Online. 2015. - 25 февраля. - http://expert.ru/2015/02/25/ skolko-stoit-vosstanovlenie-donbassa/
ки минским договоренностям, только усиливается. Украина не возобновила поставки газа, пытаясь оправдать такие действия разрушенными газотранспортными магистралями. Кроме того, единственным легальным способом доставки продуктов питания остается гуманитарная помощь России.
В то же время подписание Украиной европейских техрегламентов в рамках договора о евроинтеграции резко усложнит ситуацию, поскольку стране больше не понадобятся ни собственная промышленность, ни собственное население: для перехода предприятий на новые регламенты нужны громадные инвестиции, а людей придётся переучивать в соответствии с новыми требованиями. Прямой ущерб российской экономике от реализации соглашения об ассоциации Украины с ЕС составит порядка 100 млрд. руб. Под удар попадают целые сектора российской промышленности и АПК. Потери затронут экономику Белоруссии и Казахстана. Обнуление Украиной пошлин на импорт из стран ЕС приведет к существенному росту поставок европейских товаров на украинский рынок1. Менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться на рынок Таможенного союза, в большей степени на российский рынок. Нельзя сбрасывать со счетов также риск противозаконного реэкспорта на общий рынок Таможенного союза продукции стран ЕС под видом украинских товаров.
1 См.: Матишов Г.Г. Украина: геостратегический разворот (уроки истории - от Эльбы 1945 г. до Миус-фронта 2014 г.). - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014; Матишов Г.Г. Исторические и геополитические угрозы национальной безопасности. Азово-Причерноморье и Прикаспий в XXI веке. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2015; Путин оценил ущерб экономики России от ассоциации Украины с ЕС в 100 млрд. рублей // Газета.Яи. - http://www.gazeta.ru/business/news/2014/08/26/n_6426753.shtml; Хари-на О.А. Проблемы формирования новых контуров европейской безопасности в контексте «украинского кризиса» // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2015. - Вып. 4 (12).