EDN: BVIAQP
А.Ю. Аджиева - к.э.н., доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.Yu. Adzhieva - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Money Circulation and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.В. Чумак - обучающаяся факультета финансы и кредит, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A. V. Chumak - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
К.Н. Антипина - обучающаяся факультета финансы и кредит, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.N. Antipina - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Д.Ю. Читао - обучающаяся факультета финансы и кредит, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.Yu. Chitao - student of the Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ: ЭКСПАНСИЯ НЕРЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ECONOMIC SANCTIONS AGAINST RUSSIA: EXPANSION OF NON-MARKET COMPETITION
Аннотация. В современном мире введение санкций одной страной в ответ на действия другой страны на мировой арене стало распространенной практикой. В последние годы Российская Федерация стала страной-рекордсменом по количеству введенных в ее отношении ограничений. Анализ влияния санкций на экономику страны имеет важное значение для определения стратегии устойчивого экономического развития в условиях санкционного противодействия. В статье проводится систематизация действующих антироссийских санкций. Произведен анализ показателей экспорта и импорта Российской Федерации за последние десять лет, с целью оценки влияния санкций на макроэкономическую ситуацию. В процессе исследования была проведена оценка состояния рынка занятости в России с использованием статистических данных. Выполнена оценка влияния экономических санкций на потенциал развития национальной экономики.
Absrtract. In the modern world, the imposition of sanctions by one country in response to the actions of another country on the world stage has become a common practice. In recent years, the Russian Federation has become a record-breaking country for the number of restrictions imposed on it. Analysis of the impact of sanctions on the country's economy is important for determining a strategy for sustainable economic development in the context of sanctions counteraction. The article systematizes current anti-Russian sanctions. An analysis of the export and import indicators of the Russian Federation over the past ten years was carried out in order to assess the impact of sanctions on the macroeconomic situation. During the research process, an assessment was made of the state of the employment market in Russia using statistical data. An assessment of the impact of economic sanctions on the development potential of the national economy was carried out.
Ключевые слова: санкции, ограничения, экспорт, импорт, ВВП, безработица, индекс потребительских цен, инвестиции.
Keywords: sanctions, restrictions, exports, imports, GDP, unemployment, consumer price index, investments.
В последние годы Россия столкнулась с серьезными экономическими санкциями со стороны различных государств и международных организаций. Однако, помимо политических последствий, экономические санкции оказывают значительное влияние на экономику России и мировой рынок в целом. В данной статье мы рассмотрим, какие экономические последствия вызывают санкции против России и как они влияют на мировую конкуренцию.
Первым и, пожалуй, наиболее очевидным последствием экономических санкций является снижение экономической активности и падение ВВП России. В 2014 г., когда были введены первые санкции, ВВП страны сократился на 2 %. Это в значительной степени связано с тем, что Россия вынуждена была отказаться от международных инвестиций и сотрудничества с западными компаниями [3]. Также санкции привели к росту инфляции и снижению покупательной способности населения, что дало толчок к сокращению производства и уменьшению численности рабочей силы.
Кроме того, экономические санкции привели к ослаблению национальной валюты - рубля. Это произошло из-за оттока капитала из страны и сокращения экономической активности. Снижение стоимости рубля привело к утрате доверия к местному финансовому рынку и снижению инвестиций, как внутренних, так и иностранных. Также это стало причиной резкого роста цен на импортные товары, что отрицательно сказалось на уровне жизни населения.
Однако, наряду с отрицательными последствиями, экономические санкции также вызвали некоторые положительные изменения в экономике России. Во-первых, они привели к активизации внутренних производителей и стимулировали развитие отраслей, ранее зависимых от импорта. Например, производство продуктов питания, медицинского оборудования и транспортных средств начало активно развиваться в стране, так как их импорт стал затруднен. Это позволило уменьшить зависимость от иностранных поставщиков и сделало экономику более устойчивой к внешним воздействиям [7].
Во-вторых, санкции привели к изменению структуры экспорта России. Если раньше основным экспортным товаром была нефть и газ, то сейчас активно развиваются другие отрасли и увеличивается доля непродовольственных товаров в экспорте. Это позволяет диверсифицировать экономику и уменьшить зависимость от ресурсов.
Однако, несмотря на позитивные изменения, экономические санкции имеют и другие негативные последствия. Одно из главных - это ограничение доступа к западным технологиям и инновациям. В связи с этим, развитие высокотехнологичных отраслей в стране затруднено, что может сказаться на конкурентоспособности России на мировом рынке в будущем. Кроме того, санкции могут отрицательно повлиять на долгосрочные экономические планы и инвестиционные проекты [1].
Санкции оказали серьезное воздействие на российскую экономику. Они привели к снижению экспорта и инвестиций, значительной девальвации рубля и ужесточению условий кредитования. По оценкам экспертов,
санкции обошлись России в 160 млрд. долларов. Тем не менее, российская экономика смогла противодействовать санкциям и даже частично нарастить свой потенциал. Это было достигнуто благодаря нескольким факторам: диверсификации экономики, повышению экспорта несырьевых товаров и укреплению внутренней рыночной позиции.
Можно также отметить прекращение деятельности многих зарубежных компаний на территории России, закрытие воздушного пространства над странами Европейского Союза для российских авиакомпаний, персональные санкции в отношении российских граждан и т.д. В первую очередь санкции, введенные западом, ориентированы на дестабилизацию российской экономики. В этих условиях представляется необходимым провести оценку влияния санкций на макроэкономическую ситуацию в России. Прежде всего, рассмотрим показатели внешней торговли.
Проанализировав показатели экспорта и импорта Российской Федерации за последние десять лет (рисунок 1, 2), можно отметить резкое снижение объемов внешней торговли, происходившее в 2015-2016 гг., что можно объяснить сложившейся геополитической ситуацией: вхождение Крыма в состав России и дальнейшие санкции ЕС и США. При этом в течение следующих лет происходит рост, как экспорта, так и импорта, а последующее снижение обоих показателей в 2020 г. связано, скорее, с пандемией коронавируса и всеобщим закрытием границ, чем с санкциями [2].
Экспорт РФ в млрд. долларах
700000
¡0111. 20111. 20111. 2014г. 1015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021 г. 2022г.
Рисунок 1 - Динамика объема российского экспорта
Объем экспорта за 2021-2022 гг. значительно вырос и превысил показатели 2011-2013 гг., достигнутые до введения первых санкций. Основными торговыми партнерами России в 2022 г. стали Китай, Турция, Германия, Беларусь и Нидерланды, при этом товарооборот с Китаем вырос на 28 % по сравнению с предыдущим годом, а с Турцией на 84 %.
Импир| РФ в млрд. долларах
ЮНГ. 2012г. 20l.1i. 20141. :ОМ I 20101. 2017г. 10101. 2010г. 2020г. 2021г. 2022г.
Рисунок 2 - Динамика объема российского импорта
Объем импорта в 2022 г. снизился, однако данный спад нельзя назвать критичным. Показатели 20162017 гг. и 2020 г. были значительно ниже. Ключевой причиной снижения импорта стали западные санкции, в том числе, и в сфере машиностроения. В этих условиях Правительством РФ были разрешены параллельный и серый импорт - ввоз в страну товаров без согласия правообладателя, что позволило избежать критического снижения объемов импорта.
Еще одной проблемой, повлиявшей на объем импорта, стала логистика: закрытие воздушного пространства ЕС для российских самолетов. Нарушения в цепочках поставок наземным путем значительно увеличили стоимость импортных товаров, однако пока Правительству РФ удается контролировать ситуацию. В целом, можно отметить позитивную динамику в сфере внешней торговли Российской Федерации: за счет эффективно проводимой внешней экономической политики России удар санкциями оказался не таким существенным. Многие эксперты считают, что в перспективе объемы импорта будут увеличиваться, так как снижение импорта в 2022 г. повлекло за собой укрепление курса рубля, что усиливает привлекательность импортных товаров для стран-покупателей в условиях их удешевления [6].
Рассмотрим ситуацию на внутреннем российском рынке. Индекс потребительских цен (ИПЦ) является одним из ключевых показателей при оценке уровня инфляции. ИПЦ является показателем изменения общего уровня цен на товары и услуги, которые население приобретает для личного использования и определяется как соотношение стоимости фиксированного списка товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде (рисунок 3) [4].
ИПЦ на конец периода, %
14
yloDDDlJ
96 -
2012 г. 201.1г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022 г.
Рисунок 3 - Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года, %
Можно заметить рост ИПЦ в период 2014-2015 гг., а также в 2021-2022 гг. Как было отмечено ранее в 2014-2015 гг. наступил первый кризис в российской экономике, связанный с введенными санкциями, однако впоследствии экономика смогла преодолеть этот спад и в период 2016-2020 гг. значительных изменений не происходило. Рост ИПЦ начинается в 2021 г., что связано с последствиями кризиса 2020 г. и пандемией коро-навируса. В 2020 г. расходы бюджета были выше расходов в 2019 г. на 16 %, также происходило сокращение производства товаров и услуг в период локдауна, при этом продолжал снижаться курс рубля, что в свою очередь привело к росту стоимости импорта. Данные события спровоцировали рост инфляции в 2021 г. В 2022 г. на фоне санкционного давления индекс потребительских цен значительно вырос, что обусловлено ростом цен на импортируемые товары, а также других экономических факторов, таких как ажиотажный спрос на товары, угроза дефицита из-за ухода крупных иностранных компаний с российского рынка. И хотя Банком России прогнозируется снижение уровня инфляции в 2024 г. до 4 %.
Еще одним показателем, характеризующим экономическую ситуацию в стране, является уровень безработицы. Уровень безработицы - это показатель, отражающий долю людей, которые находятся без работы и готовы к трудоустройству, в общей численности экономически активного населения.
Ситуация на рынке занятости в России остается достаточно стабильной на протяжении последних десяти лет с небольшим подъемом в 2020 г., что связано с пандемией коронавируса и уходом с рынка значительного количества малых и средних предприятий (рисунок 4). Снижение данного показателя в 2022 г. можно назвать парадоксальным на фоне санкций и ухода иностранных компаний с российского рынка [5].
Рисунок 4 - Уровень безработицы в России, %
Исследуем данный вопрос более подробно. Сильнее всего пострадали отрасли, связанные с экспортом и импортом: введенные санкции, существенно повлияли на автомобильную отрасль, которая оказалась особенно уязвимой. Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), основное падение продаж новых автомобилей происходило в июне 2022 г. - на 82 %, а выпуск новых автомобилей снизился на 89 % по сравнению с июнем 2021 г. На начало 2022 г. в Российской Федерации функционировали более десяти заводов, производящих иностранные автомобили. Однако после начала украинского кризиса такие крупные автопроизводители, как Volkswagen, BMW, Mercedes, Toyota и Ford почти мгновенно объявили о закрытии своих предприятий. Таким образом, уже к 3 марта 2022 г. почти половина автозаводов в России приостановили свою работу, соответственно тысячи человек остались без работы.
Согласно данным аналитиков наблюдалось заметное сокращение количества вакансий в первом полугодии 2022 г., особенно в сферах страхования (86 %), государственной службы (81%), НКО (81 %) и автобизнеса (73 %). В мае наблюдался самый низкий спрос на вакансии: снижение составило примерно 25 % по сравнению с январем. Такой эффект был также замечен в мае 2020 г., когда количество предлагаемых вакансий снизилось на 18 %.
Тем не менее, начиная с начала лета, отмечена положительная динамика ряда отраслей, в том числе и тех, которые пострадали от кризиса. Например, в промышленности был замечен рост количества вакансий на 19 %. В банковской сфере спрос на новые кадры вырос на 16 %, а в области услуг и среди курьеров - на 15 %. Также наблюдался сезонный повышенный спрос на кадры в сельском хозяйстве и туризме, а также в ресторанной сфере - на 13 % и 15 % соответственно.
Таким образом, экономические санкции оказывают серьезное влияние на экономику России и мировую конкуренцию в целом. Они приводят к снижению ВВП, ослаблению национальной валюты и увеличению инфляции. Однако, они также стимулируют развитие внутренних производителей, изменяют структуру экспорта и
призывают к созданию собственных технологий и инноваций. В конечном итоге, экономические санкции приводят к усилению конкуренции на мировом рынке, что может быть полезно для развития экономики в долгосрочной перспективе. Однако, важно помнить, что санкции - это временное явление, и для устойчивого развития экономики необходима стабильность и долгосрочные планы.
Источники:
1. Аджиева, А. Ю. Перспективы развития экосистем на рынке финансовых услуг / А. Ю. Аджиева // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45(4). - С. 302-306.
2. Аджиева, А. Ю. Цифровая валюта. Перспективы введения в обращение цифрового рубля / А. Ю. Аджиева, К. К. Токарев // Естественно -гуманитарные исследования. - 2022. - № 44(6). - С. 352-354.
3. Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая безопасность. Учебник для вузов: Учебник. - М.: Юрайт, 2021. - 478 с.
4. Зубарев С.В. Влияние экономических санкций на внешнеторговый оборот региона // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2021. - № 1 (26). - С. 48-54.
5. Мисаков, В. С. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона / В. С. Мисаков, В. В. Бут, А. Ю. Аджиева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6(83). - С. 200-203.
6. Морозенкова О.В. Экономические последствия западных санкций и контрсанкций РФ // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - № 6. - С.58-74.
7. Смирнов Е.Н. Стратегии управления инновационным развитием российской экономики в условиях реализации новой концепции международного экономического сотрудничества // Управление. - 2020. - Т. 5. - № 1. - С. 18-28.
EDN: EVTPFC
Л.В. Афанасьева - к.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономической безопасности и налогообложения Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],
L.V. Afanasyeva - candidate of economic sciences, associate professor, Head of the Department of Economic Security and Taxation, Southwestern State University, Kursk;
В.Ю.Циклаури - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],
V.Yu.Tsiklauri - candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Southwestern State University, Kursk, Russia;
И.Н. Родионова - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия,
I.N. Rodionova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economic Security and Taxation, Southwestern State University, Kursk, Russia.
РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УФНС РОССИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ IMPLEMENTATION OF THE STATE TAX POLICY FOR THE PURPOSES OF ENSURING ECONOMIC SECURITY USING THE EXAMPLE OF THE FTS OF RUSSIA FOR THE KURSK REGION
Аннотация. Обеспечение экономической безопасности страны является одним из приоритетных направлений налоговой политики российского государства. Проводимая государством налоговая политика призвана оказывать регулирующее воздействие на социально-экономические процессы развития страны, на основные макроэкономические и микроэкономические показатели и для обеспечения экономического роста способствовать созданию условий повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. .В данном контексте стоит отметить, что на данный момент общество сталкивается с фактом возрастающих угроз реализации налоговой политики в целях обеспечения экономической безопасности государства. Цель исследования заключается в изучении современного состояния и оценки угроз реализации налоговой политики государства в целях обеспечения экономической безопасности на примере УФНС России по Курской области. Авторами систематизированы показатели, характеризующие поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков Курской области за 2020-2022 гг., динамика поступлений налогов в консолидированный ибюджет Курской области в разрезе налогов, динамика поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды от плательщиков Курской области, результаты контрольной работы, проводимой налоговыми органами Курской области.
В исследовании применен комплекс общенаучных подходов (абстрактно-логический, дедуктивный, комплексный и системный). Реализация процесса исследования осуществлялась при помощи диалектического метода познания, предопределяющего изучение экономических явлений в их взаимосвязи и развитии. Для решения отдельных задач применялись экономико-статистические методы, методы, анализа документов и статистических данных, методы сравнения, абсолютных, относительных величин, табличного представления данных.
Abstract. Ensuring the economic security of the country is one of the priority areas of the tax policy of the Russian state. The tax policy pursued by the state is designed to have a regulatory impact on the socio-economic processes of the country's development, on the main macroeconomic and microeconomic indicators and, in order to ensure economic growth, to help create conditions for increasing the competitiveness of business enti-ties..In this context, it is worth noting that at the moment society is faced with the fact of increasing threats to the implementation of tax policy in order to ensure the economic security of the state.
The purpose of the study is to study the current state and assess the threats to the implementation of the state tax policy in order to ensure economic security using the example of the Federal Tax Service of Russia in the Kursk region .The authors systematized indicators characterizing the receipt of taxes and fees into the consolidated budget of the Russian Federation from taxpayers of the Kursk region for 2020-2022, the dynamics of tax receipts into the consolidated budget of the Kursk region in the context of taxes, the dynamics of receipts of insurance contributions to extra-budgetary funds from payers of the Kursk region, the results of the control work carried out by the tax authorities of the Kursk region. The study used a complex of general scientific approaches (abstract-logical, deductive, complex and systemic). The implementation of the research process was carried out using the dialectical method of cognition, which predetermines the study of economic phenomena in their interrelation and development. To solve individual problems, economic and statistical methods, methods of comparison, absolute, relative values, and tabular presentation of data were used.
Ключевые слова: налоговая политика, экономическая безопасность.
Keywords: tax policy, economic security.
Благодарности: Выполнено в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта 08512020-0034.
Acknowledgments: Completed within the framework of the state assignment of Southwestern State University, project code 0851-2020-0034.
Введение
Обеспечение экономической безопасности страны является одним из приоритетных направлений налоговой политики российского государства.