Экономические санкции против России: экспансия нерыночной конкуренции
Бердышев Александр Валентинович,
к.э.н., доцент Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Коровкина Юлия Николаевна,
студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Сергеева Валерия Дмитриевна,
студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В современном мире введение санкций одной страной в ответ на действия другой страны на мировой арене стало распространенной практикой. В последние годы Российская Федерация стала страной-рекордсменом по количеству введенных в ее отношении ограничений. Анализ влияния санкций на экономику страны имеет важное значение для определения стратегии устойчивого экономического развития в условиях санкцион-ного противодействия. Авторами проводится систематизация действующих антироссийских санкций, а также оценка их влияния на потенциал развития национальной экономики.
Ключевые слова: санкции, ограничения, экспорт, импорт, ВВП, безработица, индекс потребительских цен, инвестиции.
Экономические санкции остаются актуальным инструментом в международной политике современности, используемым в сочетании с военно-политическими мерами для создания дестабилизирующего эффекта на экономику страны, такого как снижение ВВП и других ключевых макроэкономических показателей, увеличение безработицы и инфляции, и банкротство предприятий. История России показывает, что борьба с санкциями началась еще в Средние века, но за последнее десятилетие этот вопрос еще более обострился, создавая угрозу экономического кризиса в России.
Антироссийские санкции - ряд ограничительных мер со стороны ЕС, США и стран-сателлитов Запада, направленные против России и ее граждан. Санкции вводят обычно в двух случаях: для ослабления российской экономики и для изменения позиции России по крупным международным вопросам [1].
Введенные западными странами в период 20142023 гг. санкции против России можно разделить на экономические и политические. Основная причина введения санкций: внешняя политика Российской Федерации. Главное событие, ставшее поводом для санкций - присоединение Россией Крыма в марте 2014 года. Тогда США, Евросоюз, Канада, Австралия и Новая Зеландия ввели первый пакет санкций, направленных преимущественно на отдельных физических лиц: были заморожены активы, введены визовые ограничения и запреты на сотрудничество с некоторыми лицами.
Дальнейшее обострение ситуации на юго-востоке Украины привело к расширению пакета санкций, которые затрагивали главные отрасли российской экономики. Санкции второго и третьего пакетов были введены в апреле и июне 2014 года соответственно. Меры, принятые странами Запада, в первую очередь затрагивали деятельность резидентов России, включая физические лица и коммерческие структуры. Обратив внимание на отраслевую структуру, можно заметить, что введенные санкции ограничивали деятельность главных конкурентоспособных отраслей российской экономики: нефтяной, газовой и банковской. С тех пор список санкций постоянно увеличивался, а ранее введенные санкции продлевались.
Санкции против России и ответные санкции против стран ЕС и США в качестве реакции на мировые события стали обычной практикой в 20142022 гг., но они были направлены преимущественно на отдельных резидентов. Конфликт на Украине стал ключевым поворотом в отношениях с Евросоюзом и США и послужил причиной усиления давления. Санкции были наложены на банки, которые финансировали оборонную промышленность,
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
Q. в
а также на сделки с облигациями российского федерального займа на вторичном рынке. Евросоюз ввел санкции против 351 депутата Госдумы и наложил торговые и инвестиционные ограничения на ЛНР и ДНР. Количество санкций увеличивалось в геометрической прогрессии после начала спецоперации на Украине 24 февраля. Были наложены ограничительные меры, такие как блокировка счетов Банка России в странах G7, запрет на транзакции в долларах и евро, отключение российских банков от системы SWIFT, закрытие воздушного пространства ЕС и запрет на поставки военной продукции и продукции двойного назначения. Были введены блокирующие санкции против компаний оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время против России введены двенадцать пакетов санкций.
Санкции оказали серьезное воздействие на российскую экономику. Они привели к снижению экспорта и инвестиций, значительной девальвации рубля и ужесточению условий кредитования. По оценкам экспертов, санкции обошлись России в $160 миллиардов.
Тем не менее, российская экономика смогла противодействовать санкциям и даже частично нарастить свой потенциал. Это было достигнуто благодаря нескольким факторам: диверсификации экономики, повышению экспорта несырьевых товаров и укреплению внутренней рыночной позиции.
Однако санкции оставили значительный след на экономике и политике России. Они стали причиной обострения конфликтов с Западом и укрепления российского общества.
Таким образом, хотя экономические санкции против России привели к издержкам, они также обеспечили западным странам инструмент для воздействия на российскую экономику и политику.
Санкции оказали значительное влияние на экономику России. Они способствовали снижению объемов торговли и инвестиций между Россией и другими странами, ограничению доступа к технологиям и капиталу, снижению цены на нефть и газ, а также усложнению финансирования проектов в стране.
Рассмотрим более подробно введенные против России санкции и их влияние на национальную экономику (табл. 1).
Помимо вышеперечисленных санкций можно также отметить прекращение деятельности многих зарубежных компаний на территории России, закрытие воздушного пространства над странами Европейского Союза для российских авиакомпаний, персональные санкции в отношении российских граждан и т.д.
В первую очередь санкции, введенные западом, ориентированы на дестабилизацию российской экономики. В этих условиях представляется необходимым провести оценку влияния санкций на макроэкономическую ситуацию в России. Прежде всего рассмотрим показатели внешней торговли.
Таблица 1. Основные экономические санкции в отношении России
Экономическая отрасль Перечень санкций
Нефтегазовая • Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки; • Замораживание существующих и отказ от заключения новых проектов; • Запрет на экспорт в РФ нефти и газодобывающего оборудования
Энергетическая • Запрет на осуществление новых инвестиций в российский энергетический сектор; • Запрет на поставки европейского оборудования для энергетической отрасли; • Запрет на использование иностранных технологий производства; • Запрет на использование иностранного программного обеспечения; • Отсутствие технической поддержки иностранного оборудования
Банковская • Замораживание финансовых активов российских юридических и физических лиц; • Замораживание резервов Банка России; • Отключение банковских структур России от международных платежных систем; • Ограничение на размещение средств в западных банках; • Ограничение доступа к кредитным ресурсам; • Запрет на транзакции в долларах и евро
Источник: составлено авторами.
Экспорт РФ в млрд. долларах
600 000,00 500 000,00 400 000,00 300 000,00 200 000,00 100 000,00 0,00
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рис. 1. Динамика объема российского экспорта Источник: составлено авторами по данным [2].
Импорт РФ в млрд. долларах
350 000,00 300 000,00 250 000,00 200 000,00 150 000,00 100 000,00 50 000,00 0,00
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рис. 2. Динамика объема российского импорта Источник: составлено авторами по данным [2].
Проанализировав показатели экспорта и импорта Российской Федерации за последние десять лет (рис. 1, 2), можно отметить резкое снижение объемов внешней торговли, происходившее
700 000,00
в 2015-2016 гг., что можно объяснить сложившейся геополитической ситуацией: вхождение Крыма в состав России и дальнейшие санкции ЕС и США. При этом в течение следующих лет происходит рост как экспорта, так и импорта, а последующее снижение обоих показателей в 2020 году связано скорее с пандемией коронавируса и всеобщим закрытием границ, чем с санкциями. Объем экспорта за 2021-2022 гг. значительно вырос и превысил показатели 2011-2013 гг., достигнутые до введения первых санкций. Основными торговыми партнерами России в 2022 году стали Китай, Турция, Германия, Беларусь и Нидерланды, при этом товарооборот с Китаем вырос на 28% по сравнению с предыдущим годом, а с Турцией на 84%.
Объем импорта в 2022 году снизился, однако данный спад нельзя назвать критичным; показатели 2016-2017 гг. и 2020 г. были значительно ниже. Ключевой причиной снижения импорта стали западные санкции в том числе и в сфере машиностроения. В этих условиях Правительством РФ были разрешены параллельный и серый импорт -ввоз в страну товаров без согласия правообладателя, что позволило избежать критического снижения объемов импорта. Еще одной проблемой, повлиявшей на объем импорта, стала логистика: закрытие воздушного пространства ЕС для российских самолетов. Нарушения в цепочках поставок наземным путем значительно увеличили стоимость импортных товаров, однако пока Правительству РФ удается контролировать ситуацию. В целом, можно отметить позитивную динамику в сфере внешней торговли Российской Федерации: за счет эффективно проводимой внешней экономической политики России удар санкциями оказался не таким существенным. Многие эксперты считают, что в перспективе объемы импорта будут увеличиваться, так как снижение импорта в 2022 году повлекло за собой укрепление курса рубля, что усиливает привлекательность импортных товаров для стран-покупателей в условиях их удешевления [3].
Значительных шоковых потрясений в изменении объемов экспорта и импорта не произошло еще и по той причине, что одни страны снижали объемы экспорта в Россию, но при этом увеличивали импорт товаров из нашей страны, другие страны увеличивали и экспорт, и импорт, как, например, Китай. Помимо этого, российские производители начали активно расширять торговлю со странами, не вводившими санкции.
Рассмотрим ситуацию на внутреннем российском рынке. Индекс потребительских цен (ИПЦ) является одним из ключевых показателей при оценке уровня инфляции. ИПЦ является показателем изменения общего уровня цен на товары и услуги, которые население приобретает для личного использования и определяется как соотношение стоимости фиксированного списка товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде (рис. 3).
Можно заметить рост ИПЦ в период 20142015 гг., а также в 2021-2022 гг. Как было отмече-
но ранее в 2014-2015 гг. наступил первый кризис в российской экономике, связанный с введенными санкциями, однако впоследствии экономика смогла преодолеть этот спад и в период 2016-2020 гг. значительных изменений не происходило. Рост ИПЦ начинается в 2021 году, что связано с последствиями кризиса 2020 года и пандемией корона-вируса. В 2020 году расходы бюджета были выше расходов в 2019 году на 16%, также происходило сокращение производства товаров и услуг в период локдауна, при этом продолжал снижаться курс рубля, что в свою очередь привело к росту стоимости импорта. Данные события спровоцировали рост инфляции в 2021 году. В 2022 году на фоне санк-ционного давления индекс потребительских цен значительно вырос, что обусловлено ростом цен на импортируемые товары, а также других экономических факторов, таких как ажиотажный спрос на товары, угроза дефицита из-за ухода крупных иностранных компаний с российского рынка. И хотя Банком России прогнозируется снижение уровня инфляции в 2024 году до 4% [4], текущая ситуация пока свидетельствует об излишней оптимистично-сти этого прогноза, особенно в условиях введения новых санкций и неопределенности завершения конфликта на Украине.
ИПЦ на конец периода, %
114 112 110 108 106 104 102 100 98 96
lilil
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рис. 3. Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года,% Источник: составлено авторами по данным [2].
Еще одним показателем, характеризующим экономическую ситуацию в стране, является уровень безработицы. Уровень безработицы - это показатель, отражающий долю людей, которые находятся без работы и готовы к трудоустройству, в общей численности экономически активного населения. Этот показатель используется для оценки доступности рабочей силы на рынке труда и для изучения социальной ситуации в стране. Уровень безработицы является одним из ключевых индикаторов экономического роста и стабильности, поскольку высокий уровень безработицы может указывать на проблемы в экономике, а низкий - свидетельствовать об устойчивом экономическом развитии.
Ситуация на рынке занятости в России остается достаточно стабильной на протяжении последних десяти лет с небольшим подъемом в 2020 году, что связано с пандемией коронавируса и уходом с рынка значительного количества малых и средних предприятий (рис. 4). Снижение данного показателя в 2022 году можно назвать парадоксальным
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
на фоне санкций и ухода иностранных компаний с российского рынка.
Уровень безработицы, %
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Рис. 4. Уровень безработицы в России,% Источник: составлено авторами по данным [2].
Исследуем данный вопрос более подробно. Сильнее всего пострадали отрасли, связанные с экспортом и импортом: введенные санкции существенно повлияли на автомобильную отрасль, которая оказалась особенно уязвимой. Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), основное падение продаж новых автомобилей происходило в июне 2022 года - на 82%, а выпуск новых автомобилей снизился на 89% по сравнению с июнем 2021 года. На начало 2022 года в Российской Федерации функционировали более десяти заводов, производящих иностранные автомобили. Однако после начала украинского кризиса такие крупные автопроизводители, как Volkswagen, BMW, Mercedes, Toyota и Ford почти мгновенно объявили о закрытии своих предприятий. Таким образом, уже к 3 марта 2022 г. почти половина автозаводов в России приостановили свою работу, соответственно тысячи человек остались без работы.
Согласно данным аналитиков наблюдалось заметное сокращение количества вакансий в первом полугодии 2022 года, особенно в сферах страхования (86%), государственной службы (81%), НКО (81%) и автобизнеса (73%). В мае наблюдался самый низкий спрос на вакансии: снижение составило примерно 25% по сравнению с январем. Такой эффект был также замечен в мае 2020 года, когда количество предлагаемых вакансий снизилось на 18% [5].
Тем не менее, начиная с начала лета, отмечена положительная динамика ряда отраслей, в том числе и тех, которые пострадали от кризиса. Например, в промышленности был замечен рост количества вакансий на 19%. В банковской сфере спрос на новые кадры вырос на 16%, а в области услуг и среди курьеров - на 15%. Также наблюдался сезонный повышенный спрос на кадры в сельском хозяйстве и туризме, а также в ресторанной сфере - на 13% и 15% соответственно [5].
Многие эксперты сходятся во мнении, что рынок занятости еще будет подвержен шоковым потрясениям, а колебания данного показателя в настоящий момент можно объяснить тем, что стандартной реакцией на кризисы в Российской Федерации является удержание существующего штата работников любой ценой, в том числе и сокращением заработной платы.
Инвестиции в основной капитал также является показателем, характеризующим состояние национальной экономики, рост которого способствует развитию и модернизации производства внутри страны, тем самым стимулируя экономический рост.
Рассмотрим динамику и структуру данного показателя в период 2012-2022 гг. в табл. 2.
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования, млрд руб.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Инвестиции в основной капитал - всего 9595,7 10066 10379,6 10496,3 11282,5 12262,2 13640,7 14725 15437,6 17708 21347,3
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 4274,6 4549,9 4742,3 5271,1 5750,7 6290,7 7229,5 8099,1 8525,1 9911,8 11570,6
привлеченные средства 5321,1 5515,8 5637,3 5225,2 5531,8 5971,5 6411,2 6626,3 6912,5 7796,6 9776,7
из них:
кредиты банков 806,3 1003,6 1098,7 849,9 1174,5 1370,1 1531,1 1435,8 1529,5 1952,6 2062,2
в том числе кредиты иностранных банков 113,7 107,7 265,2 183,5 329,4 665,1 604,6 292,8 270,8 334,3 271,6
заемные средства других организаций 588,2 626,1 660,1 701,0 674,4 662,9 582,9 709,2 750,2 805,4 1154,7
инвестиции из-за рубежа 76,4 88,8 120,4 86,7 95,8 86,5 65,0 50,5 67,4 58,5
бюджетные средства 1712,9 1916,3 1761,3 1922,7 1856,7 2003,4 2085,8 2385,0 2950,7 3235,4 4313,2
о.
е
Источник: составлено авторами по данным [2].
7
6
4
3
2
1
0
На протяжении всего анализируемого периода можно заметить ежегодный рост инвестиций в основной капитал. Однако если посмотреть на структуру этого показателя, то стоит отметить, что объем иностранных инвестиций колебался год от года; так, например, рост в период 2013-2015 гг. сменился впоследствии ощутимым снижением объемов инвестиций из-за рубежа. Начиная с 2018 года заметна тенденция снижения этого показателя, за исключением подъема в 2021 году, однако уже в 2022 году снова наблюдается спад иностранных инвестиций. Эту ситуацию можно объяснить пандемией коронавируса и сложной геополитической ситуацией, которая начала обостряться еще в 2014 году.
Анализируя данные табл. 2, можно сделать вывод о том, что в периоды снижения объема иностранных инвестиций, наблюдается рост инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий, бюджетных средств и других внутренних источников финансирования. В перспективе такая тенденция приведет к снижению зависимости российской экономики от иностранных инвестиций.
Таким образом, на основе проведенного анализа основных макроэкономических показателей, характеризующих современное состояние российской экономики, можно сделать вывод о том, что в настоящей момент экономическим властям удается контролировать ситуацию в стране и, несмотря на беспрецедентное санкционное давление со стороны западных стран, наблюдается устойчивая позитивная динамика ключевых макроэкономических показателей.
Литература
1. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р.М. Нуреева. - Москва: КНОРУС, 2017. - 194 с.
2. Эффективность экономики России // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11186 (дата обращения: 25.11.2023).
3. Обвал импорта: чем это грозит российской экономике // Forbes: [сайт]. - URL: https://www. forbes.ru/finansy/466947-obval-importa-cem-eto-grozit-rossijskoj-ekonomike (дата обращения: 15.12.2023).
4. Доклад о денежно-кредитной политике № 1 (41) февраль 2023 // Банк России: [сайт]. -URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/ File/43774/2023_01_ddcp.pdf (дата обращения: 17.12.2023).
5. Аномалии безработицы: что произошло с рынком труда в условиях санкций // РБК: [сайт]. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/so-cial/633be6249a7947923bab4731 (дата обращения: 23.12.2023).
ECONOMIC SANCTIONS AGAINST RUSSIA: EXPANSION OF NON-MARKET COMPETITION
Berdyshev A.V., Korovkina Y.N., Sergeeva V.D.
Financial University under the Government of the Russian Federation
In the modern world, the imposition of sanctions by one country in response to the actions of another country on the world stage has become a common practice. In recent years, the Russian Federation has become a record-breaking country for the number of restrictions imposed on it. Analysis of the impact of sanctions on the country's economy is important for determining a strategy for sustainable economic development in the context of sanctions counteraction. The authors systematize the current anti-Russian sanctions, as well as assess their impact on the development potential of the national economy.
Keywords: sanctions, restrictions, exports, imports, GDP, unemployment, consumer price index, investment.
References
1. Economic sanctions against Russia: expectations and reality: monograph / team of authors; edited by R.M. Nureyev. - Moscow: KNORUS, 2017. - 194 p.
2. Efficiency of the Russian economy // Federal State Statistics Service: [website]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11186 (accessed: 11/25/2023).
3. The collapse of imports: how does this threaten the Russian economy // Forbes: [website]. - URL: https://www.forbes. ru/finansy/466947-obval-importa-cem-eto-grozit-rossijskoj-ekonomike (accessed: 12/15/2023).
4. Report on monetary policy No. 1 (41) February 2023 // Bank of Russia: [website]. - URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/ File/43774/2023_01_ddcp.pdf (accessed: 12/17/2023).
5. Unemployment anomalies: what happened to the labor market under sanctions // RBC: [website]. - URL: https://trends. rbc.ru/trends/social/633be6249a7947923bab4731 (accessed: 12/23/2023).