Научная статья на тему 'Экономические проблемы развития музейного дела и туристской инфраструктуры в условиях переходной экономики'

Экономические проблемы развития музейного дела и туристской инфраструктуры в условиях переходной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы развития музейного дела и туристской инфраструктуры в условиях переходной экономики»

ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 5

Р.А. Юрик

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И ТУРИСТСКОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ

ЭКОНОМИКИ

В переходный период общественный сектор экономики проходит стадию реформирования, государство кардинально меняет границы своей ответственности и способы управления общественным сектором, не устраняясь при этом от решения наиболее важных социально-экономических задач. Обсуждаются возможные меры содействия образованию, здравоохранению, науке, культуре, делаются попытки оценить минимальную потребность в ресурсах, с помощью которых государство способно выполнить свою миссию.

В сегодняшней ситуации рассмотрение динамики происходящих перемен, анализ тенденций становления новых форм и факторов, ускоряющих или тормозящих развитие экономики общественного сектора, представляется актуальным направлением научных исследований.

Изменения в государственной политике находят отражение в сфере бюджетных отношений и в сфере разграничения государственной и общественной собственности. Так, в сфере культуры подлежит реорганизации система управления и финансирования музейных учреждений. Происходит структурная реорганизация самого Министерства культуры, разграничение функций управления: оно перестает заниматься вопросами финансирования деятельности музеев, эта функция передается Федеральному агентству по культуре и кинематографии (далее Агентство), в ведении которого будут в том числе и вопросы финансирования музеев, входящих в настоящее время в подчинение Министерства культуры и региональных комитетов по культуре.

Принято считать, что переход к рыночной экономической системе создает предпосылки для повышения эффективности производства не только частных, но и общественных благ1. Однако реализация этих предпосылок зависит от построения концепции реформирования общественного сектора, взвешенного подхода к

1 См.: Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учеб. для вузов. М., 1996. С. 61.

определению необходимых изменений в бюджетной политике. Концептуальные подходы к выявлению основныж проблемных моментов в проведении реформы в системе управления и финансирования музейных учреждений базируются на основных положениях теории общественных благ. Рациональные подходы как в бюджетной политике, так и в политике приватизации могут быть выявлены на основе четкого разграничения частных и общественных благ.

Теория общественного сектора выделяет в качестве главных инструментов обеспечения поставки общественных благ госбюджет, налоги и программы общественных расходов. В реальной жизни мы чаще всего имеем дело со смешанными благами, которые имеют ту или иную степень тяготения к частным или чисто общественным благам. Смешанные общественные блага нередко производятся и поставляются на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательским либо частным некоммерческим сектором. Это касается как источников финансирования, так и выполнения конкретных работ2.

Одним из критериев отнесения институциональных структур к тому или иному сектору является принцип финансирования3. Согласно этому принципу, мы относим музеи, финансируемые за счет государственного бюджета, к государственному сектору, за счет добровольных взносов и благотворительной помощи — к общественному сектору, а в случае смешанного финансирования — по преобладанию.

Рассматриваемые нами музейные учреждения4 имеют в настоящее время помимо финансирования из государственного бюджета и доходы от предпринимательской деятельности, и иные источники финансирования, однако госбюджет остается, за редким исключением, главным источником музейного финансирования. Музеи как учреждения культуры поставляют блага, обладающие свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту, в большинстве случаев имеющему региональный и локальный тип воздействия, что отнюдь не снижает их социальную значимость.

В современную систему музейных учреждений культуры, находящихся в подчинении Министерства культуры РФ, входит

2 Там же. С. 57.

3 См.: Жильцов E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М., 1995. С. 12.

4 Автор выражает глубокую благодарность и признательность директору Государственного Зеленоградского историко-краеведческого музея Татьяне Владимировне Визбул за предоставленные материалы: и консультации в процессе написания настоящей статьи.

1871 музей, среди которых 86 музеев федерального значения, 1715 — местного и 70 крупнейших ведомственных музеев5. Наиболее многочисленную группу комплексных музеев образуют музеи краеведческие. В их деятельности выделяются такие аспекты, как исторический, природно-краеведческий и художественный.

В среднем по Российской Федерации доля ассигнований на культуру в общих расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в 1996 г. составила 2,03%, в 2000 г. — 2,27, в 2001 г. — 2,26%. Таким образом, с 1996 по 2001 г. доля расходов на культуру в общих расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ выросла на 11,3%, а по отношению к 2000 г. уменьшилась на 0,4%. Показатели выше среднероссийского уровня имели в 2001 г. 56 субъектов РФ, ниже — 32 субъекта РФ6.

Помимо классификации по категоризации и целевой направленности деятельности музеи как хозяйствующие субъекты группируются по масштабу, наличию музейных площадей, собственных музейных строений, прилегающих территорий и парковых зон, численности работников. Эти параметры предполагают и дополнительные возможности для развития коммерческой деятельности. Например, в музее Дарвина благодаря тому, что он располагает огромными площадями, устраиваются различные праздники и события, в которых одновременно могут принять участие по нескольку тысяч человек. Во время проведения Дня воды его сотрудники демонстрируют всевозможные способы использования воды в нашей жизни, применяя интерактивные методы работы с посетителями.

В силу различий по параметрам, характеризующим экономическое состояние, музеи находятся в разной степени готовности к переходу на рыночные экономические условия, что обусловлено целым рядом причин, связанных с особенностями региональной экономики, степенью развития деловой активности и локальных экономических отношений рыночного типа, а также с причинами субъективно-событийного свойства, связанными с деятельностью администрации в регионе и проводимой культурной политикой, личностными качествами руководителей институциональных организаций и характером установившихся деловых отношений.

В некоторой степени готовность музеев к переходу на новые экономические условия зависит и от предпринимательской способности их руководителей. Благодаря предпринимательскому

5 Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 2001.

6 См.: Малышев B.C., Игнатьева Е.Л. Анализ показателей финансирования сферы культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. № 4.

чутью некоторые прозорливые руководители, предчувствуя, что грядут большие перемены в экономике, стали заранее готовить почву для перехода на новые условия музейной деятельности в начале 90-х гг. и начали развивать новые технологии в музейном деле, построенные на теории менеджмента и маркетинга, развитии туристско-экскурсионных услуг, использовании современных информационных и коммуникационных систем.

В музее как учреждении культуры развиваются предпринимательские методы работы, для этого музею позволено иметь предпринимательский счет. На этот счет поступают средства от продажи входных билетов, путевок, изданных музеем каталогов, буклетов, художественных открыток, сборников научно-исследовательских трудов музея и прочей литературы, а также спонсорские средства. Рассмотрим структуру доходов музейных учреждений на конкретном примере Государственного Зеленоградского историко-крае-ведческого музея (рис. 1).

В силу того что рассматриваемый историко-краеведческий

Внебюджетные 4,6%

Бюджетные

95,4%

Рис. 1. Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений в 2002 г.

музей является бюджетным учреждением, основным источником финансирования его деятельности является бюджет, который предоставляет музею необходимые объемы бюджетных ассигнований. Так, например, за 2002 г. данное учреждение было профинансировано со стороны бюджета приблизительно на 2,14 млн руб. Внебюджетные средства составляют лишь 4,6% в общей структуре его доходов.

Предпринимательский счет служит источником развития музея, с этого счета средства расходуются очень бережно и экономично, так как тратятся они быстрее, чем накапливаются. В музее имеется «Положение о собственных средствах», в соответствии с которым происходит и распределение этих средств (расходуются они на представительские приемы для гостей музея, материальное стимулирование сотрудников, приобретение сувенир-

ной продукции, ежемесячную оплату питания сотрудников музея и др.).

Одним из основных источников поступления средств на предпринимательский счет является продажа входных билетов. Важным показателем для музея в связи с этим является количество посетителей (рис. 2).

Рис. 2. График посещаемости ГЗИКМ за период 1993—2001 гг.

График посещаемости отражает нестабильность данного показателя как источника дохода, возможность его снижения или повышения в зависимости от конкретных социально-экономических условий, а также вероятность резкого спада посещаемости, как это наблюдалось, например, в 1994 г. Колебания посещаемости музея происходят не только по годам, но и по месяцам (рис. 3), что принимается во внимание при планировании поступлений внебюджетных средств.

На предпринимательский счет музея поступают и целевые средства от различных учреждений, ведомств, префектуры, управ города. Как правило, эти средства поступают в результате обращения администрации музея к властным и коммерческим структурам с просьбой оказать содействие и помощь в приобретении компьютерного оснащения, оргтехники, телевизоров, плеера, музыкального центра, для оплаты подарков участникам различных конкурсов, музейных проектов, оплаты работы художника, разработавшего фирменный знак, логотип, закупку произведений живописи, графики для картинной галереи города и многое другое. По израсходованным с предпринимательского счета средствам в соответствии с их назначением составляется отчет бухгалтерией музея.

По существующему положению музей имеет право тратить 65% поступающих на предпринимательский счет средств на развитие

чел 2000

1500

1000

500 0

мес

музея и 35% на материальное стимулирование сотрудников. В настоящее время в музеях как учреждениях культуры действует тарифная сетка, определяющая размер заработной платы сотрудников бюджетных работников. Размер заработной платы зависит также и от категории музея, как правило, к самой высокой категории относятся музеи федерального значения, и к самой низкой — музеи муниципального уровня. С переходом на новые экономические условия музеи, видимо, будут иметь большую свободу в распоряжении средствами, поступающими на предпринимательский счет. Существует и прямо противоположное мнение, что предпринимательский счет будет передан Агентству по культуре или соответствующим региональным структурам.

Дальнейший путь развития музеев связывают с тем, какую организационно-правовую форму (ОПФ) изберет для себя музей. Для музеев, выбравших форму бюджетного учреждения, Минфин предусматривает жесткую форму утвержденной соответствующими органами казначейства сметы доходов и расходов7. Вместе с тем у музея есть возможность выхода из режима бюджетного финансирования в случае его преобразования в иную ОФП. Как предлагает Минфин, бюджетные учреждения на основании решения учредителей могут быть преобразованы в специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие объединения (СГМНО), государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГМАНО) или хозяйственные общества в зависимости

7 Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 гг. и на период до 2006 г. // www.government.ru

от отраслевых особенностей функционирования и специфики выполняемых задач. Однако, предоставляя эту свободу, государство снимает с себя и обязанности гарантированного финансирования музея.

В настоящее время завершается подготовительный этап к проведению музейной реформы, в результате которой должен быть создан новый механизм функционирования российских музеев в новых экономических условиях рыночного типа. Вносятся изменения в уставы действующих музеев, где указывается, что учредители в лице государственных и муниципальных органов начиная с 2005 г. финансируют музеи частично. Многие руководители музейных учреждений по этому поводу пребывают в недоумении и плохо себе представляют, как будет осуществляться финансово-хозяйственная деятельность музеев в недалеком будущем. Высказываются опасения, что некоторые музеи исчезнут, если не смогут работать в новых экономических условиях, иные музеи могут быть расформированы, их фонды будут переданы другим музеям, т.е. одни музеи будут укрупняться и укрепляться за счет других музеев.

Рассмотрим, что представляет собой смета доходов и расходов по бюджетному финансированию на примере Государственного Зеленоградского историко-краеведческого музея (ГЗИКМ).

Анализируя данные табл. 1, характеризующие объемы бюджетного финансирования ГЗИКМ в 2002 г., можно видеть, что практически все денежные средства, предоставленные бюджетом для финансирования деятельности музея, были полностью им израсходованы, при этом наибольший удельный вес бюджетных ассигнований приходился на текущие расходы — 46,4% (992,8 тыс. руб.), а именно на текущий ремонт здания и оборудования; второй по значимости показатель, который можно выделить, — это расходы на оплату труда 23,4% (501,2 тыс. руб.) и на оплату соответствующих налогов — 8,34% (178,4 тыс. руб.).

Однако музею для обеспечения своей финансово-хозяйственной деятельности данных бюджетных средств недостаточно, поэтому в качестве дополнительного источника финансирования он использует внебюджетные средства, и, несмотря на то что внебюджетные средства значительно меньше бюджетных ассигнований, они все же помогают музею в осуществлении своей деятельности.

Следует отметить, что и в других странах музеи не в состоянии обеспечить свою деятельность без помощи бюджетного финансирования. Например, даже крупные национальные музеи Лондона благодаря всем своим коммерческим операциям и колоссальному туристическому потенциалу способны в лучшем случае заработать

Таблица 1

Смета доходов и расходов по бюджетным средствам ГЗИКМ на 2002 г. (руб.)

Наименование показателя Утверждено бюджетных ассигнований на 2002 г. Фактические расходы Остатки средств

1. Оплата труда 501 200 501 200 —

2. Начисления на оплату труда 178 400 178 400 —

3. Приобретение предметов и расходных материалов 40 000 40 000 —

4. Командировочные и служебные расходы 34 000 34 000 —

5. Транспортные услуги 2500 2452 48

6. Оплата услуг связи 5800 5778 22

7. Оплата коммунальных услуг, в том числе: 83 800 83 509 291

— оплата содержания помещения 22 100 22 080 20

— оплата тепловой энергии 47500 47 484 16

— оплата электроэнергии 9200 9200 —

— оплата водоснабжения 1100 1100 —

— прочие коммунальные услуги 3900 3645 255

8. Текущие расходы, в том числе: 992 800 987 924 4876

— оплата услуг НИР 1000 — 1000

— оплата текущего ремонта оборудования 10 900 10 878 22

— оплата текущего ремонта зданий 350 000 349 895 105

— прочие текущие расходы 630 900 627 151 3749

9. Приобретение и модернизация оборудования 300 000 300 000 —

ИТОГО 2 138 500 2 133 263 5237

лишь 20—50% своего общего бюджета. В среднем муниципальные музеи самостоятельно зарабатывают 13% своих бюджетов8.

8 См.: Воронцов Б. Музеи Великобритании: структура и методы работы. Основные трудности // Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». СПб., 1997. С. 13.

Когда речь идет о смешанных общественных благах, допустима и целесообразна постановка вопроса о минимизации участия государства в их создании и финансировании9. Пожалуй, можно согласиться с тем, что на локальном уровне следует подключать механизмы добровольных коллективных действий, однако имеет смысл проанализировать возможности использования рыночных механизмов и предпринимательской инициативы в условиях переходного периода. Ожидаемым результатом анализа должно стать не решение об участии или полном самоустранении государства от финансирования музейных учреждений, а определение оптимальной меры и форм участия. При этом следует исходить из реальных оценок, в какой мере данное благо может формироваться на основе предпринимательства и благотворительности, чтобы добиться удовлетворения потребности при минимальных расходах бюджета.

Эмпирические наблюдения показывают, что подключение механизма предпринимательства и иных добровольных коллективных действий развивается неоднозначно. В некоторых музеях появились предприимчивые люди, в своей прошлой деятельности далекие от музейного дела, но имеющие большую энергию и полезные связи, которые помогают им добиваться особых условий, позволяющих развивать на базе музея новые виды деятельности. Одним из новых направлений деятельности музеев становится их активное взаимодействие и сотрудничество с туристскими фирмами и иными институциональными организациями, заинтересованными в развитии туристской инфраструктуры в регионе.

Так, группа инициативных историков объединилась в целях создания проекта «Куликово Поле». Первоначально это был филиал Краеведческого музея Тулы, который затем был преобразован в самостоятельное музейное учреждение. Сначала археологическая экспозиция и функциональные отделы музея располагались в двух небольших домиках. На площади музея и прилегающего дворика организаторы музея начали проводить работу с детьми по музейной педагогике с театрализованными приемами. Коллектив музея разработал интересную и оригинальную стратегию развития, нацеленную на создание крупного туристского комплекса вокруг музея. В тесном сотрудничестве с туристскими организациями и фирмами они разрабатывают новые экскурсионные маршруты, готовят экскурсоводов и объекты показа, вовлекают местное население в туристское обслуживание. Они продают свою сувенирную продукцию, организуют отдых детей-подростков в палаточных лагерях. Для погружения в атмо-

9 См.: Якобсон Л.И. Указ. соч. С. 57.

сферу деревенского быта и они приглашают детей жить в деревне. Дети живут в крестьянских домах в семьях, постигают основы деревенской жизни: ухаживают за скотом, косят траву и т.д. В последние годы они стали организовывать и фестивали туристской песни.

В настоящее время экспозиция Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово Поле» занимает огромную территорию, где расположились его филиалы: музейно-мемориальный комплекс Куликовской битвы на Красном холме, мемориальный комплекс Куликовской битвы в селе Монастырщина, историко-этнографический музей (поселок Епи-фань), музейно-выставочный центр «Тульские древности». Специалисты музея разработали проект развития, который вошел в ФЦП «Культура России (2001—2005 гг.)». При анализе современного состояния музея принимались во внимание как его местоположение и уникальная историческая миссия, так и социально-экономическое состояние территории и регионального рынка труда. В результате были выделены не только первоочередные задачи создания материально-технической базы для осуществления уставной деятельности, но и формирование туристского комплекса и инфраструктуры туризма (ландшафтная организация территории, обустройство рекреационных зон, строительство комплекса служебного жилья, туристской деревни, гостиницы, кемпинга и т.п.). Планируется смешанное финансирование проекта с участием субъекта РФ и коммерческого сектора10.

Некоторые музейные проекты находят поддержку не только федеральной власти и региональных администраций, но и международных организаций по культуре. Например, Яснополянское соглашение, гарантом которого выступил представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, направлено на развитие региона, реструктуризацию промышленного производства Щекинского района с целью экологической защиты жизненной среды усадьбы «Ясная Поляна». По данному проекту предполагается сотрудничество с представителями ООН.

При проведении реформирования учреждений музея необходимо учитывать сложившиеся масштабы деятельности, структуру доходов по бюджетным и внебюджетным источникам. Главным ориентиром должны выступать четкие представления, какие именно блага поставляются конкретным учреждением, каков круг потребителей их услуг, какие причины обусловливают необходимость

10 См.: Кирюхина И.В. Программа развития учреждения культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. № 8.

бюджетного финансирования, а также социальную значимость поставляемых благ.

Учитывая локальный характер смешанных благ, музеи истори-ко-краеведческого типа могут быть переданы в ведение муниципалитетов. Это будет своего рода возвращение на прежние позиции, так как музеи этого типа начинали свое развитие с муниципального уровня, но в середине 90-х гг. в процессе реформирования российской экономики стали государственными учреждениями, как и прочие организации бюджетного сектора. При этом государство, являясь собственником музейного имущества, передавало музейным учреждениям имущество в оперативное управление и оставляло за собой право контролировать его использование по назначению.

Само по себе возвращение на муниципальный уровень не несет в себе отрицательного знака, многие музеи в зарубежных странах такого типа так и называются муниципальными. Однако условия функционирования муниципальных музеев в развитых странах и в экономике переходного периода различны.

В странах рыночной экономической системы уровень развития экономических отношений, благосостояния населения, достаточное количество богатых корпораций, готовых оказать спонсорство, продуманность бюджетной и налоговой политики создали прочную экономическую основу для существования муниципальных музеев.

Экономика переходного периода характеризуется нестабильностью, неравномерностью развития в разных регионах и на разных уровнях, низким уровнем личного дохода населения, неполной готовностью правовой базы для осуществления реформирования, изношенностью материально-технической базы и основных фондов и прочими отрицательными чертами, которые должны быть учтены как существующие реалии внешней среды, в которой могут оказаться музейные учреждения вследствие не до конца продуманных административных решений.

В процессе реформирования музейных учреждений важно предотвратить меры, влекущие за собой потери необратимого характера, чтобы в потоке бурных экономических преобразований не были уничтожены ценнейшие музейные коллекции и чтобы не пришлось заново воссоздавать утраченное. Самая большая ценность музеев заключается в их фондах, в их коллекциях, иначе они просто превратились бы в выставочные залы. Выставочные экспозиции можно легко трансформировать, перемещать без ощутимых потерь, но расформированные музейные коллекции восстанавливать очень трудно, равно как и трудно воссоздавать распавшиеся трудовые коллективы музеев с их уникальной

6 ВМУ, экономика, № 5

81

творческой атмосферой и наработанными связями с общественностью города, сложившимися вокруг музеев клубными формами и культурными центрами.

Помимо большой культурной ценности музейных фондов, музеи несут и огромную социальную нагрузку, являясь, по сути, центром культурной жизни сообщества, формирующегося вокруг музея. В музее регулярно проходят события, имеющие непреходящее значение для культурной жизни города: разворачиваются выставочные экспозиции, на открытие которых приглашаются местные художники и ценители их искусства; устраиваются концерты художественных и самодеятельных коллективов; организуются встречи с видными общественными деятелями и ветеранами Великой Отечественной войны; проходят заседания различных клубов и секций; устраиваются лекции и семинары. Большую роль играют музеи и в воспитании подрастающего поколения, которая выражается не только в традиционном проведении экскурсий, но и в целом направлении музейной деятельности, получившей название музейной педагогики. Важно не нарушить устоявшиеся связи и традиции в социально-культурной и воспитательной деятельности музеев, не уничтожить этот оазис культуры современной России.

Готовящийся закон о спонсорской помощи вряд ли один может спасти положение муниципальных музеев, если они будут лишены бюджетного финансирования. Потенциальные спонсорские организации еще недостаточно твердо стоят на ногах, они еще не достигли необходимого уровня, чтобы успешно конкурировать со своей продукцией на международном уровне, еще далеко не удовлетворены личные потребности учредителей и владельцев. В силу этих и ряда других причин, в том числе и недоброжелательного общественного мнения и недоверчивого отношения к спонсорской помощи, практические музейные работники не рассчитывают в полной мере на выживание за счет спонсорства. Однако этот источник финансирования музейной деятельности может стать одним из основных через два-три поколения, поэтому в стратегическом планировании развития музейного дела на долгосрочный период спонсорство следует ставить на одно из первых мест в качестве источника финансирования российских музеев.

Нам представляется, что государство, взяв на себя ответственность за поставку культурных благ и услуг, должно в первую очередь иметь определенную концепцию, отражающую именно ответственность государства перед обществом за сохранение как музейных ценностей, так и музея как субъекта хозяйственной деятельности и непосредственного поставщика культурных благ и

исполнителя культурных услуг. На федеральном уровне должна быть разработана концепция реформирования отечественных музеев, соответствующая условиям смешанной рыночной экономики. Необходимо также и участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка музейных ценностей и услуг.

Будущее музеев, на наш взгляд, связано с их развитием как некоммерческих организаций, причем процесс реформирования необходимо разбить на два-три этапа. На первом этапе необходимо осуществить реорганизацию, в том числе и изменение ОПФ, но при этом сохранить бюджетное финансирование в полном объеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором этапе необходимо устранить все преграды, тормозящие развитие коммерческой деятельности музеев, при этом сохранить государственный контроль над использованием музейного имущества. Необходимо вести наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью музеев, пока рост внебюджетных доходов достигнет такой величины, что государство постепенно будет снижать уровень бюджетного финансирования. Таким образом, в переходный период удельный вес государственного бюджета в финансировании производства музейных услуг должен постепенно уменьшаться, но не за счет простого сокращения его масштабов, а за счет опережающего развития частного сектора, повышения его эффективности. Чтобы обеспечить рост внебюджетных доходов, необходимо дать свободу музеям в плане их предпринимательской активности.

На третьем этапе необходимо усилить механизм спонсорской поддержки, освободить передаваемые музеям спонсорские средства от налогов. Фактически механизм спонсорства дополняет недостающие музею доходы, которые не могут покрываться одними лишь бюджетными средствами. Спонсорские средства несут в себе и социальную нагрузку и представляют собой добровольное пожертвование организаций, заинтересованных в развитии местной культуры, что в конечном счете вносит свой вклад в человеческий капитал, являющийся трудовым ресурсом региона в настоящем и будущем.

Необходимо также сохранить те социальные льготы, которые действовали в предшествующий период, например, льготные входные билеты в музеи для пенсионеров, студентов, школьников. Для музеев как государственных учреждений этот механизм обеспечивался за счет бюджетного финансирования. С развитием коммерческой музейной деятельности может возникнуть необходимость повышения платы за вход как одного из основных инструментов повышения доходов. В таком случае может резко

сократиться доступность музеев для социальных слоев с низким уровнем личного дохода. Видимо, должен быть включен механизм субсидий или целевых выплат на культурные расходы. Трансферт не обязательно должен иметь денежную форму, хотя эта форма в настоящее время становится доминирующей. Те, в чью пользу перераспределяются средства, могут получать не денежные суммы, а профинансированные за счет трансферта бесплатные услуги.

Необходимость общественного наблюдения за процессом приватизации в музейной деятельности объясняется не только изъяном рынка, но и изъяном государства, который определяется его неспособностью обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости11.

В плане развития музейного дела в недалеком будущем планируется создание попечительских советов при музеях, от которых музеи ждут и поддержки, и прямой помощи. В настоящее время этот механизм еще не стал той базой, на которую музей мог бы опереться. Культурная общественность еще не сформировала институциональные организации, которые в развитых рыночных экономиках составляют стержневую основу спонсорского механизма.

Тем не менее общественное мнение не безразлично относится к положению музеев в стране. Большую помощь музеям оказывают местные институты СМИ, которые способствуют выявлению общественного мнения касательно развития музейных учреждений.

Следует отметить также и роль депутатов, избираемых в местные органы власти, в развитии музейной деятельности. Некоторые депутаты являются и организаторами общественных фондов, которые служат инструментом взаимодействия властных, общественных и музейных структур. Добрые начинания депутатов находят поддержку и отражение в выставочной деятельности музеев, которые устраивают экспозиции, посвященные важным событиям социально-экономической и культурной жизни города.

Борьба за голоса избирателей стимулирует проведение мероприятий, имеющих наибольший общественный вес (строительство бассейна, создание парковой зоны, реставрация памятников, помощь музею и т.д.). Замена механизма выборности главы местной администрации механизмом назначения предполагает и изменение в политике по отношению к локальным общественным благам, и выстраивание приоритетов в пользу всеобщих общест-

11 См.: Якобсон Л.И. Указ. соч. С. 112.

венных благ, например передачу наиболее ценных музейных экспонатов из муниципальных музеев в музеи федерального значения.

В переходный период закладываются основы функционирования музеев в новых экономических условиях, которые будут определять возможные пути их дальнейшего развития. Стратегическая концепция развития музейного дела должна быть основана не на закреплении способов выживания музея в новых экономических реалиях, но, напротив, она должна нести в себе свежие идеи, основанные прежде всего на социальном и культурном значении музея как очага культуры, обеспечивающего наше с вами выживание как социума.

В недалеком будущем краеведческие музеи необходимо переместить из жалких полуподвальных помещений в специально спроектированные новые музейные здания, построенные в самом почетном и красивом месте города. Музейные помещения должны быть оборудованы в соответствии с последними научно-техническими достижениями, обеспечивающими хранение и популяризацию художественных и исторических памятников.

Свое будущее краеведческие музеи связывают с прочными отношениями с местной администрацией, так как по определению они в первую очередь должны быть заинтересованы в прогрессивных преобразованиях на своей территории. В лице местной администрации музеи видят реальную силу и власть, располагающую ресурсами и способную обеспечить необходимые условия для функционирования музеев. В то же время развитие музеев предполагает расширение их информационного пространства, укрепление общественных связей, участие в проектах, предусматривающих расширение туристско-экскурсионных услуг, туристской инфраструктуры и культурно-сервисной деятельности.

Музей — это хозяйствующий субъект, которому необходимы денежные средства на покрытие издержек, обеспечивающих производство музейных услуг. Музей — это живой организм, имеющий сложное и дорогое спецоборудование для поддержания режима температуры и влажности в музейных помещениях, обеспечивающего хранение музейных фондов, освещение выставочных залов, оборудование специальными стеклами и осветительными приборами витрин, охрану памятников. Учитывая различные уровни в состоянии музеев как хозяйствующих субъектов, необходимо предусмотреть различные варианты их предпринимательской деятельности и различные способы финансирования, в том числе и поступления спонсорских средств.

Нам представляется, что, приступая к реформированию музеев, необходимо определить пороговый уровень для каждого музея,

поддержку которого государство должно гарантировать в целях обеспечения безусловного продолжения музейной деятельности. Это, по нашему мнению, предполагает покрытие всех издержек, связанных с основной производственной деятельностью музеев, за счет бюджетного финансирования. Нельзя не согласиться с уже высказанным компетентным мнением12, что необходимо соединить на твердой правовой основе и форму гарантии государственного финансирования музея, и право организации культуры использовать заработанные средства на творческое развитие. Именно в таком сочетании возможно обеспечение экономических условий сохранения и устойчивого развития российских музеев.

12 См.: Левшина Е.А. К вопросу о реформе бюджетного сектора // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.