экономические проблемы освоения газовых месторождений с высоким содержанием примесей
с. к. Семенов,
доктор экономических наук, доцент, ведущий инженер Инженерно-технического центра ООО «Газпром добыча Астрахань» С. М. ПЕРМИН,
начальник планово-экономического отдела
Астраханского газоперерабатывающего завода
В. В. СОСЕЛИЯ,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономика бизнеса и финансы»
Астраханский государственный технический университет
В статье рассматриваются экономические проблемы освоения газовых месторождений с высоким содержанием примесей, предлагается государственное стимулирование разработки названных месторождений, систематизация рассматриваемых экономических аспектов и соответствующих экономических рисков.
Ключевые слова:экономические проблемы, экономические риски, газовые месторождения, государственное стимулирование, дифференциация налогообложения.
В последние годы в нашей стране и за рубежом открыты месторождения природного газа с большим содержанием таких неуглеводородных компонентов, как сероводород, углекислый газ и других. Особый интерес приобретают месторождения сероводородсодержащего газа. В мире открыто свыше 400 таких месторождений, из них свыше 100 месторождений на территории СНГ. Это такие месторождения, как Оренбургское (объемное содержание сероводорода 1,45—4,93 %), Уртабулак (до 5,5 %), Учкыр (1,14 %), Саман-Тепе (2,6-6,5 %), Карачаганакское (3,8—8,6 %) и Астраханское (23 %) газоконденсатное месторождение. Причем в России перспективность разработки газовых и газо-конденсатных месторождений, пластовая смесь которых содержит кислые компоненты (сероводород и диоксид углерода), связана с преимуществом их расположения в регионах, приближенных к основ-
ным районам потребления газа, а также в районах с развитой газотранспортной системой.
Крупные месторождения сероводородсодер-жащего газа открыты и разрабатываются в США, Канаде, Франции, Германии и некоторых других странах.
В ряде случаев содержание сероводорода и других полезных компонентов в газе оказалось достаточно высоким для рентабельной их переработки с целью получения элементарной серы, серо-органических соединений и организации более глубокой переработки всего добываемого углеводородного и неуглеводородного сырья. Следует отметить, что месторождения сероводородсодержащих газов разрабатывались и раньше, но только те, в которых сероводород встречался в небольших концентрациях, так как его считали вредной агрессивной примесью. При высоком содержании сероводорода, а также других неуглеводородных компонентов и больших общих запасах газа многие из этих компонентов уже должны рассматриваться как ценное химическое сырье для получения конечных продуктов. Таким образом, месторождения природных газов, ранее служившие в основном источниками газообразных углеводородов, становятся также источниками комплексного углеводородного и неуглеводородного сырья, а на их базе строятся мощные газохимические комплексы. Развитие этих комплексов — одно
из важных направлении технического прогресса в газовой промышленности всего мира.
Так, свыше половины объема добываемого газа в Канаде извлекается из сероводородсодержащих месторождений, а производство элементарной серы из этих газов достигает 5 млн т в год. В США ежегодно перерабатывается несколько миллиардов кубических метров сероводородсодержащего газа на 50 установках. Заводы по извлечению кислых компонентов из газа имеются в Германии, Нидерландах, Италии, Венгрии. Производство серы из природного газа во Франции составляет около 1,5 млн т в год.
Практика дифференциации налоговой нагрузки в зависимости от природно-климатических и горно-геологических условий разработки месторождений углеводородов, а также от стадии реализации инвестиционных проектов широко распространена в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Канада. В частности, за рубежом реализуется целый ряд программ государственного стимулирования и поддержки освоения газовых и газоконденсатных месторождений в трудных условиях и со сложным содержанием сырья, включая кислые компоненты. Это особенно эффективно на региональном уровне с учетом особенностей конкретного месторождения.
В частности, в Канаде функционирует система льгот по роялти для глубоких газовых скважин. Программа позволяет часть добытого газа исключить из платежей по роялти с использованием гибкой шкалы, которая поставлена в зависимость от глубины добывающих скважин. В провинции Альберта скидки по роялти применяются для газовых скважин глубиной более 2500 м и действуют в течение 10 лет после окончания бурения.
В США также действуют скидки по роялти для слабо освоенных территорий. Используются налоговые льготы для скважин, пробуренных на глубину более 4572 м: льготный период в штате Оклахома от первой продажи до окупаемости общих затрат на бурение, но не более 28 мес. В штате Луизиана подобные скважины освобождаются от уплаты роялти на 2 года или до момента окупаемости затрат (по более раннему наступлению события). Скидки по налогу на добычу применяются к капиталоемким (высокозатратным) газовым скважинам. Ставка налога на добычу рассчитывается с учетом уровня реальных затрат на бурение скважины и средних затрат на соответствующий финансовый год, а налоговая скидка действует в течение первых 10 лет или пока накопленная стоимость налоговых скидок не достигнет 50 % от затрат на бурение скважин [5].
В России законодательно закреплен только механизм ценового (тарифного) стимулирования и поддержки освоения газовых и газоконденсатных месторождений в трудных условиях и со сложным содержанием сырья, включая кислые компоненты, что не приносит достаточного эффекта. Необходимость и целесообразность налогового стимулирования на государственном уровне обсуждается с начала рыночных реформ, причем, в основном, на стадии декларативных, а не конкретных предложений. Так, в Постановлении Правительства РФ от 31.03.1997 № 360 отмечалась целесообразность внесения изменений в налоговую систему, в том числе в части дифференциации платы за пользование недрами и акцизов с учетом качества и расположения месторождений. Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р «Об энергетической стратегии России на период до 2020 года» также отмечается необходимость совершенствования налогообложения в целях создания условий и стимулов для наращивания добычи и разработки новых газовых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами газа. Министерство природных ресурсов РФ продекларировало целесообразность введения определенных критериев дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. В первую очередь, речь шла о понижающих коэффициентах к базовой ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от свойства нефти, от свойства месторождения, в зависимости от стадии разработки самого месторождения. Понижающие коэффициенты от базовой ставки НДПИ предлагалось ввести там, где месторождения истощаются, или качество извлекаемого сырья в силу объективных причин начинает меняться. Это, в том числе, особенно актуально в отношении базовых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа — «Медвежьего», «Ямбургского», «Уренгойского», находящихся в стадии падающей добычи, и запасов низконапорного газа, достигающих по автономному округу от 3 до 5 трлн куб. м.
Имеются также независимые предложения. Так, на конференции «Стратегия государственного регулирования в сфере недропользования и природопользования», прошедшей 7.12.2005, предлагалось полное освобождение от НДПИ в случаях, когда при разработке новых месторождений на неосвоенных территориях требуются крупные единовременные вложения. Эти территории должны определяться программами комплексного развития, которые разрабатываются, в том числе субъектами Российской Федерации, и потом будут утверждаться Правительством РФ. Такие предло-
- 23
жения были по Восточной Сибири, по Республике Саха — Якутия и по континентальному шельфу.
Были также предложения по выделению «жирного» газа, учитывая более затратную экономику процесса его производства, в самостоятельный объект налогообложения, который должен облагаться НДПИ по более низкой ставке, чем сеноманский газ.
Поддерживая введение подобной дифференциации, полагаем целесообразным распространить ее конкретно на сырье с кислыми компонентами. Предлагается уменьшить налоговую ставку НДПИ в 2 раза (или ввести соответствующий понижающий коэффициент) на основании того, что затраты на добычу и подготовку к транспортировке газа га-зоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений примерно в 2 раза превышают затраты по сеноманскому газу. Более радикальной мерой могло бы стать введение нулевой процентной ставки НДПИ подобно налоговым льготам, предусмотренным ст. 342 Налогового кодекса РФ (часть вторая), например, как при добыче сверхвязкой нефти или нефти на шельфе Каспийского моря.
Учитывая вышеизложенное, предлагается систематизировать экономические проблемы разработки и освоения газовых и газоконденсатных месторождений с высоким содержанием примесей:
1. Обеспечение номенклатуры продукции за счет переработки кислых компонентов сырья (например, сера). Дальнейшее расширение номенклатуры и повышение качества продукции (например, грануляция серы). При этом возникают:
• риск реализации продукции;
• риск убытков, связанных с утилизацией продукции, не находящей спроса на рынке.
2. Повышенные затраты на добычу и переработку, и высокая себестоимость продукции в связи с наличием в сырье кислых компонентов. Создание производственных мощностей по извлечению и переработке кислых компонентов приводит к значительному удорожанию технологии получения востребованной на рынке продукции, что приводит к необходимости учета рентабельности производства при определении объемов добычи сырья и реализации получаемой продукции на рынке, оценки наличия устойчивого и сбалансированного по видам продукции (газ, нефтепродукты, техническая сера) спроса на рынке; конъюнктурного соотношения текущих цен на продукцию по производимому ассортименту (газ, нефтепродукты, техническая сера) с ее себестоимостью. При этом возникают:
• риск реализации продукции;
• риск рентабельности (высокой себестоимости
и недополучения прибыли);
?4 -
24 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕ
• ценовой риск.
3. Дополнительные затраты на поддержание промышленной безопасности эксплуатируемого производства и охрану окружающей среды. Необходимость дополнительных затрат на оборудование, персонал и мероприятия по предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций, в том числе на мероприятия по отселению проживающего в районах разработки месторождения населения. При этом возникает:
• риск рентабельности.
4. Недостаточно высокое качество продукции в связи с наличием в сырье кислых компонентов (более высокие издержки для получения более качественной продукции), что может повлиять на объем реализации и цены (при будущем свободном ценообразовании). При этом возникают:
• риск реализации продукции;
• риск рентабельности;
• ценовой риск;
• риск качества продукции.
5. Перспективы снижения акцизов на продукцию более высокого качества, чему сопутствует налоговый риск:
• риск выплаты акцизов по повышенным ставкам из-за недостаточно высокого качества продукции.
6. Более высокая амплитуда колебаний цены и сбыта на серу из-за слабой предсказуемости рыночных цен, неопределенности рыночного спроса, недостаточности информации о конкурентах, а также в связи с качеством продукции. При этом возникают:
• риск реализации серы;
• риск рентабельности производства серы;
• ценовой риск серы;
• риск качества серы.
Как видно, в предложенной системе специально выделены экономические риски, что особенно актуально для месторождений со сложными условиями освоения. Например, для Астраханского газоконденсатного месторождения, разрабатываемого ООО «Газпром добыча Астрахань», дочерней компанией ОАО «Газпром».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышников И. В. Методика идентификации, оценки и управления финансовыми рисками российских экспортно-ориентированных компаний. М.: Билингва, 2003.
2. Бюллетень Союза инновационно-технологических центров России. № 11. 2004. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www. unite. га.
I: приоритеты и безопасность
3. Кэмбел К Венчурный бизнес: новые подходы / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инновационной политики промышленного предприятия / Орел-технопарк. М.: ЮНИТИ, Орел, 1999.
5. Токарев А. Н. Подходы к дифференциации налогообложения в газодобыче: возможности использования зарубежного опыта // Нефть, газ и право, № 1, 2008. С. 12-15.
6. Яковец Ю. В. Инновационная политика предприятия. М.: Просвещение, 2001.
7. English, China S&T Statistics 2003 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://irdc. ia. ac. cn/cistc/
8. Freeman Ch, Hagedoorn J. Convergence and divergence in the internationalization of technology // Technical change and the world economy. Aldershot; Brookfield, 1995.
9. Gleich R. Das System des Performance Measurement: Theoretisches Grundkonzept, Entwicklung? und Anwendungsstand. München: Vahlen, 2001.
10. Huizinga H. Taxation and the transfer oftechnology by multinational firms // Canad. j. of economics = Rev. canad. d'economique. Toronto, 1995. Vol. 28. № 3.
и полиграфические работы
ф
Тел.:8-499-166-61-80
Издания любой сложности
• книги • журналы
• проспекты • буклеты
• рекламная продукция
Товаросопроводительная, деловая и представительская документация
Оперативность Высокое качество