42 (321) - 2013
ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 338.14
экономические последствия влияния
теневой экономики на социально-экономическую сферу уральского федерального округа*
г. а. агарков,
доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственных и муниципальных финансов E-mail: a-chusova@mail. ru Высшая школа экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. н. Ельцина
а. е. судаков а,
кандидат экономических наук, ведущий экономист E-mail: a-chusova@mail. ru институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
а. с. найденов,
кандидат экономических наук, научный сотрудник E-mail: naidenov@list. ru институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
В статье рассматриваются вопросы противодействия теневой экономической деятельности в Уральском федеральном округе. Представлены результаты двух методических инструментариев по оценке уровня теневой экономики в регионе. Разработана концепция повышения эффективности противодействия теневой экономике и представлены три сценария ее реализации.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта проведения научных исследований «Влияние кризисных явлений и теневой экономики на социально-экономическое развитие Свердловской области и Уральского федерального округа», проект № 12-12-66000а.
Ключевые слова: теневая экономика, Уральский федеральный округ, методика оценки уровня теневой экономики.
Для российской экономики анализ процессов, происходящих в сфере теневой деятельности, чрезвычайно важен и актуален, учитывая масштабы вовлеченности населения в теневую экономическую деятельность.
При исследовании влияния теневой деятельности преимущественно выделяют ее негативные последствия для социально-экономической сферы.
Однако ряд исследователей наряду с отрицательными аспектами видит в этом явлении и компенсационные черты, признавая, что в современной России теневая экономика в известной мере играет роль амортизатора и стабилизатора, смягчая последствия неудачного реформирования экономики и способствуя выживанию российского общества в переломный период его истории [14].
Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три компенсационные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве [19]:
1) «экономическая смазка» — сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой. Когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в теневую экономику, возвращаясь в легальную после завершения кризиса;
2) «социальный амортизатор» — смягчение нежелательных социальных противоречий. В частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих;
3) «встроенный стабилизатор» — теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную. Неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т. д.
По мнению авторов, теневая экономика негативно влияет на социально-экономическое развитие региона. При этом теневая деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Теневая деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие теневого сектора наносит ущерб государственному бюджету и законопослушным хозяйствующим субъектам.
Для оценки уровня теневой экономики авторы разработали методический инструментарий, на основе которого была построена экономико-математическая модель влияния экономической среды на динамику теневой активности на примере субъектов, входящих в Уральский федеральный округ (УрФО) [8].
При этом в качестве ключевого индикатора, характеризующего масштабы в сфере теневой деятельности, использовался индикатор объема теневых операций. Под теневыми операциями в данном случае понимаются операции, связанные с уклонением от уплаты налогов (см. таблицу).
Итоговые результаты проведенного моделирования и апробации модели представлены на рис. 1 (на примере Свердловской области), где показана динамика объема теневых операций как в предшествующие анализируемому периоды, так и с учетом прогнозных величин. Прогнозирование динамики социально-экономического развития осуществлялось с учетом методических рекомендаций, указанных в исследовании группы ученых [1].
Динамика, представленная на рис. 1, наглядно демонстрирует чувствительность теневого сектора экономики к неблагоприятным явлениям в социально-экономической среде (кризисы и т. д.), а также восприимчивость к долгосрочным тенденциям социально-экономического развития. Так, например, недальновидная государственная политика в части регулирования обязательных социальных платежей привела к резкому сокращению количества индивидуальных предпринимателей и массовому переходу предприятий в теневой сектор экономики.
Как следствие, по состоянию на конец 2012 г. для ряда субъектов, входящих в УрФО (Свердловская, Тюменская, Челябинская области), отмечается тенденция к повышению уровня теневой экономики. Главным образом рост связан с неблагоприятным институциональным окружением, прежде всего неэффективной налоговой системой и чрезмерной налоговой нагрузкой.
Уровень теневой активности — объем теневых операций
к фактической налогооблагаемой базе в Уральском федеральном округе в 2006—2012 гг., %
Регион 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Курганская область 13,95 16,35 20,32 29,13 27,27 30,88 31,44
Свердловская область 14,47 14,49 17,05 41,09 36,67 28,47 27,71
Тюменская область 6,54 9,29 9,87 17,52 15,86 9,27 15,28
Ханты-Мансийский автономный округ 7,17 14,66 15,23 29,89 19,13 11,46 11,22
Ямало-Ненецкий автономный округ 9,31 9,93 16,47 15,82 11,41 10,34 9,18
Челябинская область 22,96 25,38 30,94 38,06 34,43 29,59 30,99
Уральский федеральный округ 9,24 10,10 16,46 15,78 11,24 10,37 7,44
т—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—1—I—I—I—I—I—I—I—I—Г"
^ ^
ТР
♦ Фактическая величина доли теневых операций в структуре налогооблагаемой базы -^-Расчетная величина доли теневых операций в структуре налогооблагаемой базы
Рис. 1. Сопоставление динамики фактической и расчетной величины объема теневых операций, связанных с уклонением от уплаты налогов, в структуре фактической налогооблагаемой базы (Свердловская область) в 2006—2014 гг., %
ч* ^
Низкая конкурентоспособность отраслей экономики, проблемы в пенсионной системе РФ, последствия вступления России в ВТО, высокая коррупционная составляющая — все это еще более усугубляет сложившееся положение и делает чрезвычайно сложным процесс трансферта теневых финансовых потоков в официальный сектор экономики.
Полученные результаты научно-исследовательской работы по оценке влияния социально-экономической среды на теневой сектор экономики еще раз подтверждают, что как для стабилизации официальной экономики, так и для предотвращения чрезмерного роста теневого сектора в качестве краткосрочных мер необходима государственная поддержка финансового сектора. Она должна сопровождаться мерами по обеспечению доступа предприятий реального сектора экономики к кредитным ресурсам и усилением контроля за расходованием средств бюджетов всех уровней.
Противодействие негативным проявлениям теневой экономики должно включать в себя комплекс мер, направленных главным образом на контроль зарубежных транзакций, имеющих признаки отмывания денег.
По данным Росфинмониторинга, объем финансовых средств, выведенных из России в 2011 г. с признаками отмывания, оценивается в 1 трлн руб. [15]. В целом за период с 1994 по 2011 г. из России было выведено 211,5 млрд долл. с признаками отмывания денег [22].
Кроме того, следует отметить, что теневая экономика наиболее существенным образом отражается на конечном потребителе.
В этой связи помимо оценки общего уровня теневой экономики в Уральском федеральном округе авторами разработан методический инструментарий диагностики сферы конечного потребления.
Методика строилась исходя из угроз потребительскому рынку, которые проявляются в настоящее время или проявят себя в ближайшей перспективе (рис. 2).
Авторами была разработана методика [17] с учетом следующих существующих угроз, которые в настоящее время оказывают значительное негативное влияние.
• Теневая экономика учитывалась через правонарушения в сфере (продажа потребительских товаров ненадлежащего качества, обман потребителей, Индекс восприятия коррупции и др.). Теневая экономика на потребительском рынке проявляется преимущественно посредством нарушения законодательных, налоговых, административных, трудовых, санитарных правил. При этом ущерб в большей степени испытывает потребитель (продажа им товаров ненадлежащего качества и обман).
Качество и безопасность товаров как оценка степени соответствия его свойств индивидуальным и общественным ожиданиям и обязательным нормам является важной составляющей продовольственной и непродовольственной безопасности.
Классификация угроз экономической безопасности потребительского рынка
Производственные и технологические
угрозы _
Деформированность структуры российской экономики
.-у,У,.
Низкая конкурентоспособность отечественного производства потребительских _товаров_
Изношенность ОПФ и аварийная опасность
Спад производства
Низкая продовольственная безопасность
Сильная зависимость отрасли от поставки товаров из-за границы
Внутренние угрозы
Финансовые угрозы
Низкая инвестиционная активность
Сохраняющийся высокий уровень инфляции
Высокий уровень теневой экономики и коррупции
Несовершенство законодательной базы и слабость институтов власти
Слабая защищенность потребителей
Организационно-правовые угрозы
Социальные угрозы
Низкое качество товаров, работ, услуг
Низкий уровень просвещенности потребителей об их правах и возможных мерах защиты
Ограниченность товаров, работ,
услуг для малообеспеченного населения
Рис. 2. Угрозы экономической безопасности потребительского рынка
Внешние угрозы
Либерализация внешней торговли
Открытие торговых границ (вступление в ВТО)
Зависимость России от импорта многих важнейших видов продукции, включая продовольствие
Необустроенность таможенной границы
и недостаточный экспортный контроль
На качество товаров внимание обращалось всегда. В России при правлении Петра I были приняты указы о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Например, Законом об испорченном мясе [11, Закон 2714] запрещалась продажа «нездорового съестного харча и мертвечины», также вводились меры наказания. В последующих столетиях также принимались законы, которые препятствовали бы распространению недоброкачественных товаров.
Инфляция учитывалась через индекс потребительских цен по конкретным продовольственным товарам (хлеб, овощи, мясо и др.) и непродовольственным товарам (товары верхней пальтовой группы, трикотажные изделия, обувь и др.).
Показательным является то, что рост ВВП России на 90 % обоснован ростом цен и только на 10 % — ростом производства [12].
Высокий уровень цен является угрозой экономической безопасности потребительского рынка не
только в современном мире. Так, в XVI—XVII вв. отмечалось: «Цены так быстро повышаются и понижаются, что иногда в течение месяца разнятся на сто процентов» [6]. Стоит отметить, что цены в России практически во все времена были вольными, но их уровень на некоторые товары был ограничен, например на хлеб, рыбу и др. [4, 10]. Торговцы того времени, как и сейчас, включают в цены все свои издержки: ненадежность путей сообщения и разные разбои, взяточничество и вымогательство со стороны тогдашних администраторов (коррупция) [16]. • Зависимость потребительского рынка от поставок товаров по импорту учитывалась через степень обеспеченности потребительскими товарами собственного производства, степень душевого удовлетворения потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции в соответствии с медицинскими нормами питания.
Еще в основе народнохозяйственной политики Петра Великого было стремление пробудить русскую промышленную предприимчивость, направить ее на разработку нетронутых богатств страны и освободить российский рынок от гнета заграничного ввоза [3]. Так, например, были введены ограничения на ввоз и продажу в Москве импортных чулок [11, Закон 3163], шелка, парчи и прочих непродовольственных товаров [11, Закон 3167].
При оценке последствий влияния угроз на потребительский рынок существенное внимание отводится потребителям, а точнее тому, какой ущерб наносят существующие угрозы потребителям.
Согласно исследованию зарубежных ученых [20, 21, 23, 24] ущерб, наносимый потребителям, можно условно разделить на 2 вида:
— личный ущерб — негативный исход для потребителя относительно таких критериев, как ожидание и разумное ожидание;
— структурный ущерб — потери дополнительной полезности вследствие рыночных или регулирующих неудач, когда регулирование порождает больше экономических затрат, чем пользы. Вследствие структурного ущерба ограничивается выбор, происходит повышение потребительских цен и т. д. В отличие от личного ущерба результат сравнивается относительно того, что бы произошло в отсутствие рыночных и регулирующих неудач.
Итак, личный ущерб потребители испытывают в случаях обмана, мошенничества, продажи товаров ненадлежащего качества, структурный — вследствие коррупции, из-за которой продавцы вынуждены продавать товары с учетом транзакционных издержек.
Для решения задачи диагностики экономической безопасности потребительского рынка региона предложено использовать индикативный метод анализа. В соответствии с данным подходом диагностика экономической безопасности потребительского рынка проводится по совокупности критериальных показателей — индикаторов, позволяющих количественно оценить наличие, характер и уровень проявления угроз и динамику рынка. Уровень и характер проявления угроз экономической безопасности потребительского рынка оценивается при сравнении фактических (текущих) значений индикаторов экономической безопасности потребительского рынка с их пороговыми (критериальными) значениями.
Для цели диагностики по аналогии с задачами диагностики экономической [18], энергетической [7], социально-демографической [2, 5], экологической [9] безопасности вводятся следующие градации оценок ситуаций по каждому из индикаторов: нормальная; предкризисная; кризисная.
В свою очередь предкризисная зона разбивается на 3 стадии:
— предкризис 1 (начальная стадия);
— предкризис 2 (развивающаяся стадия);
— предкризис 3 (критическая стадия, грозящая переходом в кризисную зону).
Кризисная зона также разбивается на 3 стадии:
— кризис 1 (нестабильная стадия);
— кризис 2 (угрожающая стадия);
— кризис 3 (чрезвычайная стадия).
Формирование индикативных показателей
(индикаторов) экономической безопасности потребительского рынка осуществляется по 5 индикативным блокам, отражающим ту или иную сторону ее обеспечения:
— блок оценки качества товаров, работ и услуг потребительского рынка;
— блок оценки продовольственной безопасности;
— блок оценки непродовольственной безопасности;
— блок оценки защищенности участников потребительского рынка;
— блок оценки безопасности потребительских услуг.
Каждый блок характеризуется своим составом индикативных показателей. Хотя блоки существенно различаются между собой по количеству входящих в них показателей, все они в определенной степени уравновешены по их влиянию на формирование экономической безопасности потребительского рынка региона.
На рис. 3 представлены результаты диагностики состояния влияния теневой экономики на сферу потребительского рынка для субъектов Уральского федерального округа.
Итак, проведенное исследование позволяет утверждать, что теневая экономика является индикатором экономики в кризисный период.
Кризисные тенденции в экономике обусловливают активизацию теневых форм хозяйствования. В связи с этим интерес представляет определение количественных характеристик влияния кризисных
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ^^Защищенность конечного потребителя в условиях влияния теневой экономики.
^^Состояние качества и безопасности потребительских товаров в условиях влияния теневой экономики
Примечание: К1 — кризисное нестабильное состояние (1,4 < К1 > 1,8); К2 — кризисное угрожающее состояние (К2 > 1,8).
Рис. 3. Состояние отдельных частей потребительского рынка в условиях влияния теневой экономики в Уральском федеральном округе в 2003—2012 гг., отн. ед.
явлении в социально-экономическои среде на размеры теневого сектора экономики.
До 2007 г. наблюдается улучшение ситуации по показателю «качество и безопасность потребительских товаров». Однако в 2008 г. с началом кризиса в экономике данный показатель демонстрирует регресс. Аналогичной ситуацией характеризуется показатель «защищенность конечного потребителя в условиях влияния теневой экономики».
На основе проведенного исследования авторы разработали концепцию минимизации негативных последствий от воздействия теневой экономической деятельности на социально-экономическую сферу региона (рис. 4).
Целью разработанной концепции является снижение ущерба от негативного влияния теневой экономики, наносимого социально-экономическому развитию территории. Для достижения этой цели планируется решить следующие задачи:
1) устранить условия для экономической целесообразности ведения теневой экономической деятельности;
2) не допустить административного давления на законопослушные хозяйствующие субъекты по поводу противодействия теневой экономике;
3) снизить ущерб, наносимый социальной сфере теневой экономикой;
4) сократить объемы уклонения от налогообложения и обязательных платежей.
Избирательность запланированных концепцией мероприятий по воздействию на хозяйствующие субъекты планируется обеспечить посредством
применения системы мониторинга теневой экономики региона. Главной целью этого мониторинга является информационно-аналитическое обеспечение контрольных, координационных и программных функций в сфере противодействия влиянию теневой экономики на социально-экономическое развитие региона. Внедрение системы мониторинга обеспечит непрерывный контроль за процессами, происходящими в сфере теневой экономики, и их влиянием на хозяйственный комплекс региона, а также наблюдение за изменением диагностической картины ущерба, наносимого теневой экономикой. Это позволит вовремя отследить смещение ключевых центров проникновения теневой экономики в официальные структуры хозяйственной деятельности.
Планируемые мероприятия концепции сгруппированы по целевым группам, в отношении которых направлены воздействия (рис. 4).
Для законопослушных субъектов хозяйственной деятельности планируется создание преимуществ. Они будут обеспечиваться предоставлением возможности зачесть в счет уплаты налогов или сборов части расходов, произведенных в целях социальной защиты сотрудников предприятия и обеспечения экологических мероприятий. Планируется также максимально возможное снижение административного давления на законопослушные хозяйствующие субъекты; предоставление им преимуществ при участии в конкурсах на поставки товаров для государственных нужд.
Для условно законопослушных субъектов, переводящих ресурсы в теневой оборот в зависимости от внешних условий (соотношения рисков и экономической эффективности), предлагается создание условий для ведения честного бизнеса, экономической заинтересованности в законопос-лушании, прежде всего посредством:
— совершенствования налогового законодательства в направлении снижения издержек налогоплательщика и налоговых ставок без нанесения ущерба бюджетам всех уровней на основе принципа Лаффера;
Совершенствование законодательства с целью противодействия теневой экономике
Придание законодательству, регулирующему хозяйственную деятельность, большей «прозрачности», устранение противоречий в налоговом законодательстве
Законодательное обеспечение эффективного налогового контроля. Расширение доступа налоговых органов к информации о расходах физических лиц, информации Банка России
Принятие закона о налоговых соглашениях между налогоплательщиком и налоговыми органами
Упрощение доступа к законам и комментариям к ним по вопросам
регулирования хозяйственной деятельности и налогообложения
Рис. 4. Концепция повышения эффективности противодействия теневой экономике
— упрощения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и налогообложение, доступа к нормативной документации и комментариям к ней.
Эти мероприятия должны осуществляться на базе предсказуемой законодательной деятельности, для чего необходимо:
— обеспечение тщательной экспертизы законодательных актов перед их принятием;
— публикация законодательных актов по вопросам налогообложения минимум за полгода до вступления их в силу;
— недопущение принятия законодательных актов, не подкрепленных порядком их применения и автоматически относящих большинство участников хозяйственной деятельности к нарушителям законодательства.
Для незаконопослушных субъектов экономической деятельности, стремящихся перевести ресурсы в теневой оборот в максимальной степени, необходимо создавать условия высокого риска ведения теневого бизнеса. Это должно быть достигнуто законодательным обеспечением эффективности налогового контроля. Необходимо принятие закона, регламентирующего порядок контроля за расходами физических лиц и сопоставление их с задекларированными доходами.
Также обязательно решение вопроса о предоставлении налоговым органам информации Банка России, необходимой для противодействия переводу ресурсов в теневой оборот. Важно разрушить инфраструктуру теневой экономики: масштабной системы «обналичивания». Создавать для участников рынка альтернативные, легитимные и эффективные инструменты расчетов. Следует вытеснить теневые институты из сферы обеспечения безопасности бизнеса посредством создания эффективной защиты интересов предпринимателей государством. Рассмотрено 3 сценария реализации концепции [13].
1. Административный сценарий — нейтрализация теневого сектора преимущественно усилением администрирования и ужесточением санкций за нарушение законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. При реализации данного сценария планируется повышение роли государственного регулирования в управлении экономикой региона, усиление контроля за банковской и внешнеторговой сферами, ужесточение налогового администрирования. Реализация сценария приведет к снижению отношения суммарного ущерба,
наносимого теневой экономикой, к валовому региональному продукту на 32 %, снижению отношения инвестиционной составляющей к суммарному объему инвестиций в экономику на 39 %, снижению отношения теневого оборота к зарегистрированному товарообороту на 29 %.
2. Либеральный сценарий — реализация концепции путем либерализации налоговой системы, снятия административных барьеров, сокращения числа лицензируемых видов деятельности. Повышенное внимание к обеспечению процессов саморегулирования в экономике регионов. Реализация сценария приведет к снижению отношения суммарного ущерба, наносимого теневой экономикой, к валовому региональному продукту на 33 %, снижению отношения инвестиционной составляющей к суммарному объему инвестиций в экономику на 41 %, снижению отношения теневого оборота к зарегистрированному товарообороту на 31 %.
3. Комплексный сценарий — воздействие на субъекты хозяйствования с целью устранения экономической целесообразности перевода ресурсов в теневой оборот. Данный сценарий включает в себя меры по созданию экономических стимулов для честного ведения бизнеса и высоких рисков для хозяйствующих субъектов, ведущих теневую экономическую деятельность. Реализация сценария приведет к снижению отношения суммарного ущерба, наносимого теневой экономикой, к валовому региональному продукту на 43 %, снижению отношения инвестиционной составляющей к суммарному объему инвестиций в экономику на 41 %, снижению отношения теневого оборота к зарегистрированному товарообороту на 38 %.
Реализация административного и либерального сценариев приведет к одинаковому снижению суммарного ущерба. При реализации либерального сценария противодействия теневой экономике произойдет значительно большее по сравнению с другими сценариями снижение ущерба, наносимого производственной, торговой и транзакционной составляющими. Снижение ущерба бюджетной сфере при либеральном сценарии будет существенно меньше, чем при реализации двух других сценариев. Реализация административного сценария будет сопровождаться негативным влиянием на деловую активность.
По совокупности оценок комплексный сценарий является наиболее приемлемым для противодействия теневой экономике. В перспективе по мере проведения институциональных реформ
и структурной перестройки экономики возможен переход к реализации либерального сценария.
Список литературы
1. Быстрай Г. П., Коршунов Л. А., Никулина Н. Л., Лыков И. А. Диагностика и прогнозирование социально-экономического развития регионов в рамках нелинейной динамики // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 4. С. 164—170.
2. Гурбан И. А., Мызин А. Л. Системная диагностика человеческого капитала регионов России: методологический подход и результаты оценки // Экономика региона. 2012. № 4. С. 32—39.
3. Ключевский В. О. Курс русской истории. Том IV. М.: Мысль. 1989. С. 108—109.
4. Костомаров Н. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. С. -Петербург. 1862. 302 с.
5. Куклин А. А., Черепанова А. В. Теоретико-методический подход к повышению безопасности и эффективности социально-демографического развития региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 4. С. 136—144.
6. Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Сборник студенческого историко-этнографического кружка. Выпуск VI. Киев. 1915. 625 с.
7. Мызин А. Л., Мезенцев П. Е., Пыхов П. А., Денисова О. А. Исследование отраслевых и региональных проблем формирования энергетической безопасности // Экономика региона. 2008. № 3 (15). С. 81—88.
8. Найденов А. С. Роль налогового администрирования в противодействии теневой экономической деятельности. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН. 2012. 182 с.
9. Никулина Н. Л., Быстрай Г. П. Экологиче ская безопасность и качество жизни населения региона // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 12. С. 95—99.
10. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010, с изм. от 21.11.2011).
11. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Том 5 (1713—1719). Напечатано в типографии II отделения собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. URL: http://www. nlr. ru/e-res/law_r/content. html.
12. Татаркин А. И. Итоги мирового кризиса: что приобрел мир и что потеряла Россия? // Вестник Уральского отделения РАН. 2011. № 1 (35). С. 13—24.
13. Татаркин А.И., Куклин А. А., Агарков Г. А. Формирование оптимального комплекса мер по противодействию теневой экономике на основе сценарного анализа // Экономика региона. 2008. N° 2. С. 9—22.
14. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации. М.: Издательство «Экономика». 2004. 280 с.
15. Третья древнейшая // Эксперт. 2012. № 5 (788). С. 17—23.
16. Фойницкий И. Я. Мошенничество по русскому праву. Сравнительное исследование. М.: СГУ. 2006. 656 с.
17. Чусова А. Е. Потребительский рынок России: диагностика отраслевых и региональных проблем. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН. 2012. 280 с.
18. Экономическая безопасность Свердловской области. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2003. 455 с.
19. Cassel D. Funktionen der Schattenwirtschaft im Koordinationsmechanismus von Markt—und Planwirtschaften // ORDO. Jahrbuch fur die Ordnung von Wirtschaft und Gesellschaft. Bd. 37. 1986. P. 73—103.
20. Consumer Detriment under Conditions of Imperfect Information. Prepared for the Office of Fair Trading by London Economics. URL: http://www. oft. gov. uk/shared_oft/reports/consumer_protection/ oft194.pdf.
21. Europe Economics (July 2007). «An analysis of the issue of consumer detriment and the most appropriate methodologies to estimate it.» DG SANCO. URL: http://ec. europa. eu/consumers/strategy/docs/ study_consumer_detriment. pdf.
22. Kar D., Freitas S. Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy. Global Financial Integrity. 2013. 70 p.
23. Measuring Consumer Detriment from Postal Quality-Price Misperceptions in France. CCRP Workshop. Birmingham: Aston University. 2011. 30 p. URL: http://www. londecon. co. uk/le/publications/ pdf/CCRP %20working %20paper. pdf.
24. Measuring Consumer Detriment under conditions of imperfect information. Office of Fair Trading. London (United Kingdom). 24 p. URL: http://www. oft. gov. uk/shared_oft/reports/consumer_ protection/oft354.pdf.