Научная статья на тему 'Экономические отношения Австралии с Японией'

Экономические отношения Австралии с Японией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2418
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические отношения Австралии с Японией»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Экономические отношения Австралии с Японией

В.Я. Архипов

Доктор экономических наук, профессор (Институт востоковедения РАН)

Австралия — единственная страна в мире, занимающая целый континент, ей принадлежит шестое место на земном шаре по размерам территории (7,69 млн кв. км). Многонациональное общество Австралии составляют сравнительно малочисленное коренное население (аборигены), мигранты и их предшественники почти из 200 стран. Мигранты разной национальности оказывают значительное положительное влияние на все стороны развития страны. За более чем 50-летнюю послевоенную плановую миграцию Австралия привлекла более 6 млн человек, включая 600 тыс. беженцев, ее население за это время возросло с 7 млн до 20,7 млн человек (2007).

Австралия входит в число ведущих стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). За последние 1015 лет ей удалось добиться серьезных успехов в развитии всех отраслей национального хозяйства. Этому способствовал ряд факторов: благоприятная конъюнктура на внутреннем рынке (особенно осуществление крупного жилищного и административного строительства, реализация широкомасштабных инфраструктурных проектов), значительный подъем, граничащий с процветанием горнодобывающей промышленности, большие сдвиги в обрабатывающих отраслях, значительные успехи в научно-исследовательской сфере.

Таким образом, в Австралии сложилась устойчивая, конкурентоспособная экономика. Страна располагает квалифицированной рабочей силой. Многие менеджеры и технический персонал приобрели научный и управленческий опыт работы на Западе. Почти половина трудовых кадров имеют дипломы различных учеб-

ных заведений, в том числе университетские. Значительное число научных работников и технических специалистов получило международное признание.

Исключительно большую, пожалуй, решающую роль в подъеме экономики и благосостояния населения неизменно играют теснейшие экономические связи Австралии с внешним миром, с многочисленными зарубежными государствами. Эти отношения охватывают взаимную торговлю и инвестиции, техническую помощь, разнообразные услуги, включая туризм, обучение иностранных студентов и другие формы сотрудничества.

Австралия обладает наиболее стабильными предпосылками для экономического, политического и социального развития в ЮжноТихоокеанском регионе. В последние годы это обусловило большой рост иностранных капиталовложений в ее экономику. За сравнительно недолгий период произошла диверсификация экспортной базы страны. Хотя она продолжает оставаться преимущественно сырьевым экспортером (минералы и сельскохозяйственная продукция), постепенно расширяется объем предоставляемых внешнему миру различных услуг и поставок разнообразных, в том числе сложных, видов промышленной продукции.

Во внешнеэкономической политике правительство Австралии продолжает твердо придерживаться курса «открытых дверей». Быстрый экономический рост в 90-е годы первой половины XXI в. отличался незначительной инфляцией, низким банковским процентом и непрерывным повышением производительности труда.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Особо следует отметить баснословные богатства австралийских недр. В них содержатся громадные запасы самых разнообразных полезных ископаемых. В Австралии сосредоточено свыше 30% обнаруженных в мире запасов урана - важного уже сейчас вида энергоносителей и имеющего большое будущее. Она уступает только Канаде по размерам его добычи и экспорта.

Австралия занимает второе место в мире (после Южной Африки) по добычи золота.1 Ей принадлежит второе место по запасам железной руды, очень высокого качества. Австралия - крупнейший в мире экспортер каменного угля.2 Достойно упоминания то, что мощная черная металлургия Японии и Китая в значительной мере функционирует за счет австралийского угля и железной руды. Австралия располагает обширными запасами нефти и природного газа. По запасам последнего она занимает второе место в Азиатско-Тихоокеанском регионе.3 Австралия входит в пятерку наиболее крупных мировых производителей цинка и свинца. В стране очень велики запасы никеля, меди, титановой руды, алмазов. Резкий рост цен на мировом рынке в последние годы на минералы и возросший рост их добычи в Австралии принесли ей многомиллиардные валютные доходы.

Несомненно, что внешняя торговля является жизненно важной сферой для Австралии. В текущем десятилетии внешняя торговля Австралии развивалась особенно быстрыми темпами, достигнув в 2006 г. максимального в ее истории уровня - 430,7 млрд долл. против 311,3 млрд в 2001 г. 4

Одной из самых характерных черт внешней торговли Австралии является ее исключительная привязанность к Японии, носящая к тому же обоюдный характер. Правда, в течение ряда послевоенных лет география внешнеторговых отношений Австралии выглядела совсем по-другому. Главным торговым партнером Японии являлась Великобритания, обладавшая на японском рынке очень прочными позициями. Тем не менее, весьма тесные торговые связи этих двух стран объективно не могли быть бесконечно долгими. Конечно, Великобритания была в состоянии поставлять Австралии необходимую ей передовую технику, оборудование и другие производственные

товары, но ее возможности поглощать все возрастающие массы производимой последней сельскохозяйственной и минеральной продукции были довольно ограниченными. Используемая Великобританией широкая сеть торговых посредников из других стран (зачастую для реэкспорта), равно как и ее географическая удаленность от Японии, все более снижали целесообразность сохранения торговых отношений между ними на сколько-нибудь высоком уровне.

Именно эти серьезные препятствия на пути сохранения и тем более расширения японско-английских коммерческих отношений привели к коренной ломке и перестройке географии торговли Австралии. Превосходным партнером для нее по всем параметрам выглядела и фактически стала как раз географически близкая Япония, центральная страна региона, вторая в мире по размерам экономики, создающая 15% мирового продукта,5 густо населенная (127,7 млн человек), обладающая одним из наиболее высоких подушевых доходов в мире - 33,7 тыс. долл. США.6

Коренным переходным рубежом от торговли с Великобританией на Японию стал для Австралии июль 1957 г., когда между нею и Японией было подписано первое соглашение о торговле. Уже тогда и до сих пор последняя была и остается главным рынком сбыта австралийских товаров. Единственным исключением был период 1990-2002 гг., когда Япония временно уступила свое лидерство как импортер продукции Австралии, но даже тогда их общий товарооборот продолжал возрастать. В последующие годы экспорт Австралии в Японию стал стремительно увеличиваться и в 2006 г.* достиг своего максимума во всей истории торговли между ними. Столь крупный сдвиг в поставках австралийской продукции объяснялся двумя причинами: резкими повышением мировых цен на все виды минералов и энергоносителей и заметным ростом японской экономики.

Для Австралии 2007 год стал юбилейным не только потому, что исполнилось ровно 40 лет со времени подписания вышеуказанного соглашения с Японией, но и вследствие того, что по предварительным данным объем торговли между двумя странами превзошел их исторический рекорд 2006 г.

*Последние опубликованные официальные данные.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

С начала действия соглашения австралийский экспорт в Японию ежегодно увеличивался на 10%, а ее импорт возрастал примерно даже на 15% в год. 1976/77 г.* был пиком поставок Австралии, когда они достигли 31% всего ее экспорта. Последующая географическая диверсификация вывоза страны привела к тому, что ее доля в Японию снизилась в 2003/04 г. менее чем до 16%, но затем превысила 17%. Закупки Австралии в Японии в 1985/86 г. достигли 20%, но впоследствии стали снижаться и сократились до 9% в 2005/06 г. 7

В 2006 г. австралийский товарный экспорт в Японию составил 32,4 млрд долл.,** увеличившись за один год на 3,9 млрд долл., или почти на 14%. Хотя экспорт Австралии в Китай (второй по объему ее рынок) в последнее пятилетие, включая 2006 г., возрастал на 22% в год, ее поставки в Японию в указанном году были значительно выше - 32,4 млрд долл. против 20,4 млрд долл. в КНР.

Быстро увеличивался экспорт Австралии и в Индию - в среднем более чем на 33% в год, но достигнув в 2006 г. 8,8 млрд долл., он все же значительно уступал размерам поставок как в Японию, так и в Китай. Несмотря на весьма крупный и все возрастающий экспорт Австралии в эти две крупнейшие азиатские державы, доля Японии в общем австралийском вывозе за последнее пятилетие, включая 2006 г., остается устойчивой, составляя около 20%.

Что касается размеров экспорта Австралии в Японию по сравнению с другими странами, то в этом отношении она занимает только пятое место, уступая таким крупным поставщикам, как Китай, США и двум странам Ближнего Востока.

В 2006 г. товарный импорт из Японии достиг 17,6 млрд долл., увеличившись на 153 млн долл. (0,9%) по сравнению с 2005 г. За пятилетие, включая 2006 г., импорт возрастал в среднем на 3% в год. Япония - третье государство по объему поставок в Австралию.

Среди экспортеров в Японию Австралия занимает 10 место всего лишь с 2% международных поставок. Эта доля сохраняется в течение ряда лет, хотя в начале 80-х гг. она была чуть выше - 3%.

Структура австралийско-японских экономических отношений отражает высокую степень взаимодополняемости двух стран. Австралийских экспорт в Японию состоит главным образом из сырьевых товаров (энергоносителей, минералов и сельхозпродуктов), на которые в 2006 г. пришлось 72%. Австралия - важный поставщик в Японию энергоносителей. Около 9% потребляемого ею импортного продовольствия имеет австралийское происхождение. Японцы - главный потребитель австралийского угля, сжиженного природ -ного газа, алюминия, медной руды, древесины и сельскохозяйственных продуктов, прежде всего говядины и молочных продуктов. За пятилетие, включая 2006 г., экспорт минералов из Австралии возрастал на 17% в год, а обработанного продовольствия - на 5%. За тот же период экспорт промышленных товаров сложной обработки и необработанной сельскохозяйственной продукции ежегодно снижался на 8%. Главные статьи экспорта, поставляемые в Японию в 2006 г., включали уголь, сжиженный природный газ, железную руду, говядину, алюминий и медную руду (см. таблицу 2).

*Финансовый год в Австралии начинается 1 июля.

**Все данные в статье приводятся в австралийских долларах. в 2006 г. 1 австр. долл. равнялся 0,76 центов США.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Структура австралийского экспорта в Японию по основным видам товаров (в %)

Энергоносители 35,2

Минералы 19,6

Прочее сырье 3,4

Промышленные товары сложной обработки 1,7

Промышленные товары простой обработки 7,5

Необработанная сельскохозяйственная продукция 2,3

Обработанная с/х продукция 11,0

Прочие, включающие сжиженный газ 19,2

Источник: International Monetary Fund, 2006.

Таблица 2

Основные виды продукции, экспортируемые Австралией в Япония в 2002-2006 гг.

(в млн долл.)

^^^^ Годы Виды ^^^^ продукции ^^^^ 2002 2003 2004 2005 2006

Говядина 1246 1389 2258 2368 22276

Уголь 5491 4469 5759 9013 9605

Железная руда 2172 1994 2253 3317 4223

Алюминий 1445 1274 1298 1451 1896

Медная руда 428 507 587 1104 1387

Сжиженный пропан 656 632 534 688 695

Живой скот и корма 592 568 579 579 532

Древесина 705 690 758 738 805

Сырая нефть 9770 670 390 821 862

Источник: 2006 Composition of Trade Australia, May 2007, Department of Foreign Affairs and Trade, Canberra, p. 203.

В отличие от Японии австралийский импорт из страны «Восходящего солнца» состоит главным образом из готовых промышленных товаров. В 2006 г. их доля в австралийских закупках достигла 16,4 млрд долл., или 90,5% всего товарного импорта. Промышленная продукция сложной обработки составила 87% всех закупок Австралии. Доля при-

обретаемой ею промышленной продукции в целом очень велика, достигнув в 2004 г. почти 98%. В период 2001-2006 гг. австралийский импорт продукции сложной промышленной обработки возрастал ежегодно на 2%. Австралийский рынок для Японии - второй по значению внешний рынок по сбыту легковых автомашин.8

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Таблица 3

Основные виды продукции, импортируемые Австралией из Японии в 2002-2006 гг.

(в млн долл.)

Годы 2002 2003 2004 2005 2006

Виды

продукции

Легковые автомобили 5441 6059 6538 6694 6250

Грузовики 1389 1303 1543 1215 1287

Автомобильные запчасти 735 664 526 510 485

Нефтепродукты 25 9 37 303 676

Автомобильные шины 397 425 398 432 445

Различная продукция обрабатывающей промышленности 645 634 595 529 482

Золото - - - - 539

Мотоциклы 282 282 279 340 327

Телевизоры 193 242 355 408 474

Видео- и аудиоустройства 394 443 472 376 343

Источник: 2006 Composition of Trade Australia, May 2007, Department of Foreign Affairs and Trade, pp.

203-204.

В период 1966/67 - 2005/06 г.* между Австралией и Японией резко возросла торговля услугами. Среднегодовой экспорт в Японию увеличивался в среднем на 14% в год, а австралийский импорт был чуть более 11%. В 80-е гг. экспорт в Японию резко возрос, главным образом благодаря поездкам туда (туристическим, деловым и др.). В нынешнем десятилетии произошел мощный рывок в развитии японского туризма в Австралию. В период между 2001/02 г. и 2005/06 г. двусторонняя торговля услугами была сбалансирована. В 2005/06 г. экспорт их Австралией в Японию составил 3,4 млрд долл., что было снижением по сравнению с предыдущим годом почти на 9% и в среднем на 3% меньше экспорта частных поездок и транспортных услуг.9

Услуги - важный компонент в торговых отношениях двух стран. Япония является для

Австралии вторым по объему рынком услуг и четвертым по значению источником их импорта, хотя двусторонняя торговля товарами резко преобладает. В 2005/06 г. доля услуг в двусторонней торговле в целом составила 10%, что было резким снижением по сравнению со значительно более высоким уровнем 1996/97 г. -около 18%. Для сравнения доля США равняется 35%, а Великобритании - 25%, являющихся двумя другими торговыми партнерами Австралии в сфере услуг.10 Возрастающее влияние в национальном доходе каждой их этих стран доли услуг свидетельствует о наличии значительных потенциальных возможностей этой торговли, особенно благодаря намечаемому между двумя странами соглашению о свободной торговле.

По размерам капиталовложений (53,3 млрд долл. в 2005 г.) Япония занимает третье место среди иностранных инвесторов (после

* Данные об услугах стали публиковаться с 1966/67 г

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

США и Великобритании). Японские инвестиции сконцентрированы в австралийской горнодобывающей промышленности, недвижимости и сфере услуг. 11

13 декабря 2006 г. премьер-министры Австралии и Японии договорились о том, что в 2007 г., в ознаменование 50-летия подписания Соглашения о торговле, начнут переговоры о создании между двумя странами зоны свободной торговли. Это решение - результат ранее состоявшегося изучения двумя сторонами вопроса о целесообразности создания такой зоны. Вопросы о ней был инициирован премьер-министром Австралии Говардом, а затем в апреле 2005 г. поддержан тогдашним премьер-министром Японии Дз. Коидзуми. Эта идея по существу рассматривалась как стремление к либерализации торговли и инвестиций, вытекающее из Рамочного соглашения между двумя странами по этим вопросам, заключенного странами еще в июле 2003 г.

Совместное исследование 2005 г. базировалось на использовании двух моделей, нацеленных на выявление преимуществ от возможной либерализации. Обе модели строились на всестороннем и незамедлительном учете изменений в торговой и инвестиционной политике по ситуации на 2005 г. Результаты более консервативной модели приводили к заключению, что к 2020 г. валовой продукт Австралии и Японии за период 2005-2025 гг. возрастет соответственно на 38,7 млрд и 27,4 млрд долл. 12

В совместном исследовании относительно дальнейшего углубления экономических отношений Японии и Австралии констатировалось, что идея о создании зоны свободной торговли вполне реальна и что многостороннее, строящееся на принципах ВТО, соглашение принесет существенные выгоды обеим странам. В документе отмечалось также, что имели место и некоторые разногласия, которые должны были быть разрешены в процессе дальнейших переговоров.

Австралия рассчитывает, что в ходе переговоров о зоне свободной торговли ей удастся добиться снижения пошлин и нетарифных барьеров, которые сдерживают поток австралийских товаров на японский рынок, и создать новые приемлемые условия для поступления

на него своей продукции. Конкретно Австралия будет искать пути: для сбыта громадных излишков своей сельскохозяйственной продукции, обеспечения условий для дальнейшего взаимного продвижения инвестиций, повышения уровня взаимоотношений с крупнейшими японскими покупателями австралийских минералов и энергоносителей; преодоления отрицательных последствий, затронувших интересы австралийских экспортеров и инвесторов в связи с заключением Японией соглашений о зонах свободной торговли с другими странами. По мнению австралийской стороны, переговоры о создании зоны свободной торговли должны повысить в среде австралийских предпринимателей представления о потенциальных возможностях японского рынка. Уже имеют место свежие факты развертывания в Японии деятельности ряда австралийских компаний, среди которых заслуживают упоминания следующие: 1) Фирма "Servecorp" (Сервкорп), занятая обслуживанием нужд местных компаний, открыла 15 своих отделений в Токио, Осаке и Нагойе. 2) "Resmed" (Ресмед), функционирующая в 65 странах мира, в 2006 г. открыла свои филиалы в Японии, в частности, занятые поставкой медицинского оборудования. Япония является для "Resmed" крупнейшим рынком сбыта в АТР. 3) Авиационная компания "Flight Training Adelaide" (Флайт Трейнинг Аделаид) в 2006 г. подписала с "Jal Express" (Джейл Экспресс) контракт стоимостью 30 млн долл. 4) "Amarok Estate" (Амарок Эстейт), винопроиз-водитель из района Маргарет ривер весьма успешно реализует вина в Японии. В 2006 г. на винодельческой выставке "Amarok Estate" получила золотую медаль. По мнению японской стороны, вино этой фирмы отличается очень высокими вкусовыми качествами. «Амарок Эстейт» уже установила деловые связи с сетью торговых предприятий «Икари Супермаркет». Весьма активна фирма "Fashion House" (Фэшн Хаус), которая в 2005 г. осуществила первые поставки модной одежды японской компании "Beams" (Бимс). Вслед за этим первым успехом, «Фэшн Хаус» начала поставлять свою продукцию другим бутикам, а в 2007 г. учла в структуре своего экспорта новые тенденции в японской моде.

Успешное развитие австралийско-японских двусторонних торговых отношений за пос-

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ледние 10 лет весьма знаменательно и их перспективы явно многообещающи. Япония сохраняет свое громадное значение для Австралии как наиболее крупный экспортный рынок и поставщик промышленных товаров. Австралия во все возрастающей степени является поставщиком сырья для японской промышленности, и значение этого фактора для Японии особенно велико вследствие нарастающего спроса на него со стороны Китая и Индии. Просматриваются благоприятные условия расширения торговли и другими видами товаров.

Соглашение о зоне свободной торговли укрепит стратегическое партнерство между Австралией и Японией, двух демократических стран, имеющих много общих ценностей и интересов. Усиление связей между Австралией и наиболее развитой страной Восточной Азии будет способствовать усилению интеграции в регионе. Оно также создаст основу для австралийско-японских экономических отношений на последующие 50 лет, как это имело место в прошедшее пятидесятилетие.

Примечания:

'Trade Topics, December 2005, p.9.

2«Финансы», № 7, 2006, с.69.

3Trade Topics, September 2005, p. 17.

42006 Composition of Trade Australia. Department of foreign Affairs and Trade, May 2007, p. 21.

5 Архипов В.Я. Австралия в мировой экономике. «Восточная литература», РАН, декабрь 2005, с. 81.

6General Information. Fact sheet. Japan 2007, Department of foreign Affairs and Trade, Canberra.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7Trade topics. A quarterly review of Australia's international trade. Autumn 2007, p. 15.

8IMF, Direction of Trade Statistics, 2006.

9Trade Topics, Autumn 2007, p. 17.

10Ibidem.

11Trade Topics, Autumn 2007, p. 18. 12Ibidem.

Инвесторы Британии уверены в российском бизнесе

Уверенность британских инвесторов в московском и российском бизнесе сильнее политических разногласий между Москвой и Лондоном, считает патрон Российско-британской торговой палаты, принц М. Кентский. "Уверенность в сфере бизнеса превзойдет любые временные турбулентности, как это было в прошлом", - сказал член британской королевской семьи на конференции "Москва-инвест" в Лондоне.

По его словам, "экономический климат в России является в настоящее время привлекательным, каким он и был всегда", а Москва по-прежнему привлекает более 50% всех прямых иностранных инвестиций.

"Разумеется, в России есть политические риски, но факт, что бизнес-связи двух стран подкрепляются конференциями, как эта, играет очень важную роль в долгосрочных российско-британских отношениях", - отметил принц М. Кентский.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.