Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / отрасль экономики / саморегулирование рынка / государственное регулирование / туристический потенциал. / tourism / economic sector / self-regulation of the market / government regulation / tourism potential.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хайдаров Мирякуб Таджиевич, Отажонова Раъно

Статья посвящена экономическим механизмам развития туристической отрасли Республики Узбекистан. Рассмотрены законодательные акты принятые в стране в последние годы, направленные на развития сферы туризма. Раскрыты проблемы, возникшие в сфере туризма в связи с эпидемией коронавируса, и предпринятые меры по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC MECHANISMS OF UZBEKISTAN’S TOURISM SPHERE SUPPORT AND WAYS TO INCREASE ITS EFFICIENCY

The article is devoted to the economic mechanisms for the development of the tourism industry of the Republic of Uzbekistan. Legislative acts adopted in the country in recent years, aimed at developing the tourism sector, are considered. The problems that have arisen in the field of tourism in connection with the Coronavirus epidemic, and the measures taken to overcome these are revealed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Хайдаров Мирякуб Таджиевич,

доцент кафедры "Экономическая теория" Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, кандидат экономических наук Отажонова Раъно,

магистрант Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

УДК: 338.48

ХАЙДАРОВ М.Т., ОТАЖОНОВА Р. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья посвящена экономическим механизмам развития туристической отрасли Республики Узбекистан. Рассмотрены законодательные акты принятые в стране в последние годы, направленные на развития сферы туризма. Раскрыты проблемы, возникшие в сфере туризма в связи с эпидемией коронавируса, и предпринятые меры по их преодолению.

Ключевые слова: туризм, отрасль экономики, саморегулирование рынка, государственное регулирование, туристический потенциал.

ХАЙДАРОВ М.Т., ОТАЖОНОВА Р. УЗБЕКИСТОНДА ТУРИЗМ СО^АСИНИ КУЛЛАБ-КУВВАТЛАШ ИЦТИСОДИЁТ МЕХАНИЗМЛАРИ ВА УНИНГ САМАРАДОРЛИГИНИ ОШИРИШ ЙУЛЛАРИ

Мак,ола Узбекистан Республикаси туризм индустриясини ривожлантиришнинг ик,тисодий механизм-ларига баFишланган. Мамлакатимизда кейинги йилларда кабул килинган, туризм сохасини ривож-лантиришга каратилган конун хужжатлари куриб чикилди. Коронавирус эпидемияси муносабати билан туризм сохасида юзага келган муаммолар ва уларни бартараф этиш юзасидан курилаётган чора-тадбирлар ёритилган.

Таянч иборалар: туризм, иктисодиёт сектори, бозорнинг уз-узини тартибга солиш, давлат томо-нидан тартибга солиш, туризм салохияти.

KHAYDAROVM.T., OTAJONOVA R. ECONOMIC MECHANISMS OF UZBEKISTAN'S TOURISM SPHERE SUPPORT AND WAYS TO INCREASE ITS EFFICIENCY

The article is devoted to the economic mechanisms for the development of the tourism industry of the Republic of Uzbekistan. Legislative acts adopted in the country in recent years, aimed at developing the tourism sector, are considered. The problems that have arisen in the field of tourism in connection with the Coronavirus epidemic, and the measures taken to overcome these are revealed.

Key words: tourism, economic sector, self-regulation of the market, government regulation, tourism potential.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 3(151)

Введение, туризм считается одной из крупнейших отраслей экономики. Для развивающихся стран он также является важным источником дохода, предметом экспорта, а также одним из крупнейших работодателей, обеспечивающим более 255 млн. рабочих мест, что составляет 10,7% от общей доли рабочей силы в мире1. Развитие туристической отрасли позволяет современным государствам добиваться подъема национальной экономики. В современных условиях развитие туристической индустрии, формирование туристической привлекательности территорий является одним из стратегических направлений социально-экономической деятельности современных государств. Экономические механизмы поддержки туристической отрасли являются, безусловно, одной из главных задач, когда дело касается вопроса туристической привлекательности страны и её регионов. Рассмотрение внутренних механизмов развития отрасли представляет несомненный интерес.

Актуальность темы исследования.

Обладая огромным потенциалом развития туристической сферы, Республика Узбекистан отстаёт от средних мировых показателей в этой отрасли. Вот почему изучение достижений Узбекистана в этом направлении, а также проблем, тормозящих развитие этой сферы представляет важное направление научных исследований.

Постановка научной проблемы,

Вопросам развития туристической сферы в последнее время уделяется довольно много исследовательских работ. Так в статье Ишбула-това Р.Ф., Матвеевой Л.Д., Шайгардановой В.Ю. «Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах Европейского Союза» Приводится сравнительный анализ инструментария, применяемого в различных странах с целью развития предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма»2. Из отечественных исследователей Худоёров А.А. Исследует вопросы нормативных документов развития туристической сферы на международном уровне, как важнейшего механизма его становления, защиты объек-

1 "Туристическая отрасль Узбекистана: нереализованный потенциал". Аналитическая записка №2, 2007г. UNDP, стр.1.

2 Ишбулатов Р.Ф., Матвеева Л.Д., Шайгарданова В.Ю. «Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах Европейского Союза» Экономика и финансы. 2019 г.№ 6 стр. 1317

тов туризма развития межгосударственных отношений в этой сфере3. Сущность туристских кластеров, роль и значение благоприятной институциональной среды в организации и развитии кластеров как одной из форм развития территориальной организации туризма обсуждаются в исследованиях Гулямовой Г.П.4

На основе анализа литературы посвященной вопросам развития туристической отрасли, можно говорить о том, что развитие туризма обеспечивается с помощью двух трёх экономических факторов: институциональной составляющей развития отрасли, во-вторых, саморегулирования рынка за счет достижения баланса спроса и предложения, и, в-третьих, введения административных механизмов общественного регулирования и координации. Причем если говорить о механизмах развития отрасли, то обсуждается как государственное регулирование, так и вопросы самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских ассоциаций5.

В наших условиях рассмотрение всех аспектов становления и развития туристической отрасли представляю несомненный научный интерес.

Целью исследования является разработка научных предложений и практических рекомендаций по оценке эффективности механизмов поддержки туристической отрасли в Республике Узбекистан.

Методы исследования основаны на использовании литературного обзора, методов классификации, сравнительного и статистического анализа, индукции и дедукции, и логические методы. Для этого рассмотрены тенденции развития отрасли и международная практика, достижения отрасли, её нормативно правовое обеспечение в стране и на основе сложившихся здесь тенденциях, представлены видения дальнейшего развития туристической отрасли.

3 Худоёров А.А. Узбекистонда халкаро туризмни ривожлантиришнинг узига хос ташкилий иктисодий жихатлари «Иктисод ва молия» 2019 йил, № 8 стр. 919

4 Гулямова Г.П. Туризм кластерларининг институ-ционал мух,ити «Иктисод ва молия» 2019 йил, № 11 стр. 1722

5 Жидкоблинова О. Зарубежный опыт государственной политики развития сферы туризма: сравнительный анализ, Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция, 2014, №2 (33)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 3(151)

Анализ и основные результаты.

В мировой практике развития туризма особое внимание уделяется исследованиям экономических механизмов поддержки туристической отрасли которое представляет собой воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру туризма, с целью обеспечения нормальных условий функционирования экономических механизмов, реализации государственных социально экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской отрасли.

В условиях развития информационного общества и ускоренного развития связанного с этим сектора услуг, туризм как сфера предоставляющая её потребителям прежде всего информационно-познавательный материал, основанный на предоставлении услуг, можно рассматривать как сектор в наиболее недорогой и удобный способ развития в стране информационного общества, основанного на знаниях. Этому способствует также высокая доходность и стабильное развитие туристической отрасли, что стимулирует её переосмысление как драйвера экономического развития. На сегодняшний день туризм является одним из наиболее перспективных направлений в экономике многих государств.

В плане институциональных аспектов развития отрасли, следует отметить, что в странах, с развитой туристическая инфраструктурой, формируются государственные и полугосударственные организации и ассоциации, призванные развивать отрасль. Основная функция таких органов - создание государственных программ поддержки и развития въездного туризма. Например, в Великобритании такой организацией является British Tourist Authority, в Италии - ENIT1, в Ирландии - Irish Board, в Испании - Turespana и т.д2.

Как известно, такие организации разрабатывают программы по привлечению туристов, туристические офисы в других странах, а также создают и распространяют информационные бюллетени, почту и другие источники туристической информации. Во многих странах они

1 Agenzia Nazionale del Turismo

2 Жидкоблинова О., Зарубежный опыт государственной политики развития сферы туризма: сравнительный анализ. Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция, 2014, №2 (33)

используются для разработки национальных программ по активизации въездного туризма, которые предоставляют ряд преимуществ, таких как упрощенный пограничный и таможенный режим, создание благоприятного инвестиционного климата, налоговые льготы, увеличение бюджетных субсидий на развитие туристической инфраструктуры, реклама за рубежом, подготовку квалифицированных кадров и др.

Таким образом, одним из внутренних факторов, приводящих в движение, развивающим туристическую сферу экономики является их институциональная составляющая: организации ответственные за развитие отрасли и внедряемое законодательство.

В начале 2016-х гг. в Узбекистане был запущен процесс кардинального реформирования туристической отрасли. Преобразования в сфере туризма названы одним из стратегических направлений развития национальной экономики, которое способно обеспечить ускоренное развитие регионов.

Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 2015 года № ЗРУ-395 «Об электронном правительстве», Указы Президента Республики Узбекистан от 9 февраля 2021 года № УП-6165 «О мерах по дальнейшему развитию внутреннего и паломнического туризма в Республике Узбекистан», от 28 мая 2020 года № УП-6002 «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии», от 27 августа 2020 года № УП-6053 «О мерах по ускоренному развитию туризма путем внедрения особого порядка управления в Бостанлыкском районе», от 5 января 2019 года № УП-5611 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан», от 18 марта 2019 года № УП-5691 «О мерах по дальнейшему упрощению режима въезда в Республику Узбекистан для граждан Объединенных Арабских Эмиратов, а также граждан зарубежных государств, получивших статус резидента Объединенных Арабских Эмиратов», постановление Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № ПП-4095 «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли» послужили интенсивному развитию туризма, созданию и продвижению на мировые рынки национального туристического продукта на основе создания благоприятных экономических стимулов и организационно - правовых условий.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 3(151)

Таблица 1. Основные показатели развития сферы туризма в Республике Узбекистан1

№ Наименование показателей 2017 2018 2019 2020

1. Экспорт туристских услуг (миллионов долларов США) 546,9 1041,0 1313,0 370,0

2. Количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан (тыс. человек) 2690,0 5346,8 6748,0 1504,1

3. Количество туроператоров (ед.) 561 983 1482 1158

4. Количество внутренних туристов (тыс. поездок) 10560 14000 15640 18000

5. Количество гостиниц и аналогичных средств размещения (ед.) 816 914 1188 1226

6. Количество номеров в средствах размещения (тыс.) 18,6 20,2 26,1 29,2

7. Количество мест в средствах размещения (тыс.) 39,8 41,1 52,5 53,5

Так, по состоянию на 15 марта 2021г. для 90 стран (помимо двустороннего безвизового режима для СНГ)2 установлен 30-дневный и 60-дневный безвизовый режим. Впоследствии Указом Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года № УП-5611 с 1 февраля 2019 года введён безвизовый режим для 45 стран сроком на 30 дней, по Указу Президента Республики Узбекистан № УП-5691 от 18 марта 2019 года - для граждан ОАЭ сроком 30 дней, по Указу Президента Республики Узбекистан от 13 августа 2019 года № УП-5781 - для 20 стран сроком на 30 дней.

Кроме того, граждане около 80 стран имеют возможность оформить электронную визу в упрощенном порядке. Для некоторых категорий иностранных граждан введены пять новых типов виз: «Ватандош», «Талаба», «Академик», «Тиббиёт» и «Зиёрат». По данным Министерства туризма и спорта Республики Узбекистан, упрощение визового режима дало положительные результаты. В частности, в 2019 году если средний рост числа иностранных туристов составил 26%, то темпы роста среди стран, где был введен безвизовый режим, достигли 58%3.

1 Ибрагимова Н.М., Якубов Н.А. Повышение роли туризма как важной отрасли экономики Узбекистана, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, ШК 2021г.№5. с.1-10.

2 Мажидов Х. Развитие туризма в Узбекистане: обзор туротрасли за 2016-2020 гг., https://review.uz/ post/razvitie-turizma-v-uzbekistane-obzor-turotrasN-za-2016-2020-gg

3 Мажидов Х. Развитие туризма в Узбекистане: обзор туротрасли за 2016-2020 гг., https://review.uz/

post/razvitie-turizma-v-uzbekistane-obzor-turotrasN-za-2016-2020-gg

28 мая 2020 года был подписан Указ «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронави-русной пандемии», согласно которому предусматривается для туроператоров, турагентов, а также для средств размещения (гостиничных хозяйств): право переноса убытков по итогам 2020 и 2021 годов без ограничения их размеров, предусмотренных Налоговым кодексом; средствам же размещения предоставляется право на беспроцентную отсрочку (рассрочку) уплаты местного сбора за право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией сроком до 1 января 2021 года с уведомлением органов государственной налоговой службы и последующей их уплатой равными долями в течение 12 месяцев.

Анализ экономических механизмов туристической отрасли показал положительную динамику роста основных индикаторов туризма. Так, в 2016-2019 годах произошло значительное увеличение количества иностранных туристов, посетивших Узбекистан. Для сравнения, если в 2016 году страну посетило 2 миллиона иностранных туристов, в 2019 году их количество увеличилось в 3,3 раза и достигло 6,7 миллиона4 (таблица 1).

Как видим из представленных данных, в 2020 году произошло заметное снижение иностранных туристов, посетивших нашу страну, из-за пандемии коронавируса, но выросло количество внутреннего туризма. Стимулом этому послужило снижение ставки налога на прибыль на 50%, право переноса убытков, приостановле-

4 Ибрагимова Н.М., Якубов Н.А. Повышение роли туризма как важной отрасли экономики Узбекистана, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, ШК 2021г.№5. с.1-10.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 3(151)

ние туристского сбора, премиальные субсидии за привезенных туристов, субсидирование расходов туроператоров на авиа- и железнодорожные билеты и другие.

В период с 1 июня 2020 года до 31 декабря

2021 года инициаторам проектов на организацию в регионах республики тематических пунктов питания, специализирующихся на зарубежной кухне или отдельном направлении, предоставления услуг по доставке еды и продуктов питания, а также доставки сувенирной продукции предусмотрена практика выделения грантов в размере 30% от стоимости проекта, но не более 100 млн сумов на каждый проект1. Это важно для диверсификации услуг. По данным ЮНВТО, во время деловых поездок люди тратят в три-четыре раза больше, чем в ходе развлекательных туристических поездок. Кроме того, если развлекательный туризм носит сезонный характер, то деловой туризм может приносить доход в течение всего года. В «зеленых», «желтых» регионах Узбекистана 1 июня 2020 года возобновился внутренний туризм. С учетом санитарных норм работу начали туроператоры, турагентства, средства размещения, объекты культуры, культурного наследия и другие.

В заключение, следует отметить, что в целом, несмотря на высокую динамику развития туристической отрасли в Узбекистане, рыночные механизмы её развития функционируют недостаточно эффективно. При этом прилагаются значительные усилия по институциональному развитию этой отрасли. Так, принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 15 января

2022 года № УП-52 «О создании дополнительных условий для дальнейшего развития сфер туризма, культуры, культурного наследия и спорта» направленно на дальнейшее, комплексное развитие отрасли развитие отрасли туризма в сочетании с сопряженными сферами культуры и спорта.

Вместе с тем экономические механизмы регулирования сферы туризма подразумевающие, прежде всего, рационального спроса и предложения по туристическим услугам - функционируют в не достаточной степени, чтобы стимулировать прирост достаточный объём инвестиций

1 Материалы международной онлайн-туристической конференции «Путь возрождения» под эгидой ЮНВТО. https://uzbekistan.travel/ ru/o/v-uzbekistane-zapuskaetsyanovaya-sistema-bezopasnogo-turizma/.

в огромный, незадействованный туристический потенциал страны. Современные маркетинговые стратегии, практически во всех сферах, включая туристическую, подразумевают не просто генерирование определенных продуктов, но формирование должного на них спроса. Поскольку развитие туристической сферы и туристических продуктов базируется во многом на формировании туристических маршрутов, именно на них и должны бы быть направленны всех участников этой индустрии.

Выше обозначенные туристические маршруты должны быть хорошо отработанными, охватывающими все нужды туристов на каждой точке остановки и следования туристов, включая гостиницы, пункты питания, места посещения, шопинга, туалетов, досуга и легенд - рассказываемых гидами во время длительных переходов и посещения знаменательных мест. Разработка таких маршрутов и их описание - это достаточно трудоёмкий и сложный процесс. Но именно наличие множества самых разнообразных маршрутов обеспечивает туроператоров страны хорошими, качественными туристическими продуктами, для предложения их своим клиентам.

Централизованные инвестиции на разработку таких маршрутов, из-за формализованного, бюрократического подхода могут не дать должного эффекта. Маршруты должны бы разрабатываться не министерскими, ведомственными бюрократами, а непосредственно туроператорами, имеющими опыт работы с клиентами и знающими их реальные нужны, возможные точки дохода и точки роста - на личном опыте.

Серьезной проблемой при этом является, что отдельные туроператоры, даже если и разработают такой маршрут, не предоставят его в распоряжение других туроператоров, являющихся по сути их конкурентами. В связи с этим должен быть разработан механизм, стимулирующий разработчиков туристических маршрутов по их публикации - предоставления его в общественное пользование, с сохранением их авторских прав и возможности получение за их использование роялти.

Именно на должно бы быть направленна деятельность Министерства туризма и спорта Республики Узбекистан, поскольку сами туристические агентства и отдельные компании не смогут защи-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 3(151)

тить свои интеллектуальные права на такого рода разработки.

Нынешний этап институционального развития сферы туризма должен быть скоординирован Министерством туризма и спорта Республики Узбекистан, с максимизацией количества туристических маршрутов по стране на все вкусы, возрасты, культурные и иные предпочтения туристов. Причем как международных, так и местных.

Тогда и заработают рыночные экономические механизмы формирования эффективного спроса

и предложения рынка туристических услуг. А единый государственный орган в виде Министерства туризма и спорта Республики Узбекистан обеспечит законные права всех участников этого рынка, реализуя возложенные на него обязанности по ускоренному развитию инфраструктуры туризма, культуры, культурного наследия и спорта, эффективной эксплуатации объектов, создания благоприятных условий населению и гостей страны.

Использованная литература:

1. Жидкоблинова О. Зарубежный опыт государственной политики развития сферы туризма: сравнительный анализ. // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция, 2014, №2 (33)

2. Ибрагимова Н.М., Якубов Н.А. Повышение роли туризма как важной отрасли экономики Узбекистана, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, IFMR, 2021 г. № 5.

3. Мажидов Х. Развитие туризма в Узбекистане: обзор туротрасли за 2016-2020гг., https:// review.uz/post/razvitie-turizma-v-uzbekistane-obzor-turotrasli-za-2016-2020-gg

4. Ишбулатов Р.Ф., Матвеева Л.Д., Шайгарданова В.Ю. Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах Европейского Союза. // «Экономика и финансы», 2019 г., № 6, стр. 1317.

5. Худоёров А.А. Узбекистонда халкаро туризмни ривожлантиришнинг узига хос ташки-лий иктисодий жихатлари. № 8 стр. 919.

6. Гулямова Г.П. Туризм кластерларининг институционал мух,ити № 11, стр. 1722.

7. "Туристическая отрасль Узбекистана: нереализованный потенциал". Аналитическая записка №2, 2007 г. UNDP, стр. 1.

8. https://www LEX.Uz/

9. https://www stat.uz

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 3(151)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.