также стимулируют мышление студентов по выбору способов оценки обстановки, средств разведки, индивидуальной и коллективной защиты или средств и способов пожаротушения, эвакуации, что позволяет одновременно оценивать сформированность специальных компетенций по всем вопросам каждой темы занятий или по нескольким темам коллоквиума и значительно экономит учебное время. Кроме перечисленных преимуществ, балльно-рейтинговая система улучшает учебную дисциплину, так как студенты предпочитают своевременно выполнять тестовые задания в учебной группе, а не индивидуально на отработках. Студенты, обучающиеся по этой системе, даже через 2 года показали на интернет-экзамене 78% положительных ответов против 57% правильных ответов при традиционной методике обучения.
Таким образом, балльно-рейтинговая система оценки бакалавров с применением технологических карт дисциплин БЖ и ГО, инновационных технологий обучения, тестовых заданий на соответствие позволяет объективно контролировать эффективное формирование специальных компетенций ГОС ВПО, в том числе в области пожарной безопасности и противопожарной защиты.
Список использованной литературы
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техногенная безопасность): учеб. для бакалавров / С.В. Белов. - М.: Юрайт, 2012. - 682 с.
2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для высшей школы / В.М.Емельянов, В.Н.Коханов, П.А.Некрасов; под ред. В.Н. Тарасова. - М.: Академический проект, 2007. - 496 с.
3. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / А.С.Гринин, В.В.Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 336 с.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ОБЪЕТОВ ЭКОНОМИКИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Л.И. Пащинская, к.п.н., преподаватель высшей категории,
И.С. Панферкина
Воронежский государственный университет инженерных
технологий, г. Воронеж
В современном мире наблюдается тенденция увеличения количества и масштабов стихийных бедствий техногенного и природного характера. Они оказывают значительное влияние на экономику стран, а значит и на качество жизни человека. Обеспечение безопасного существования является одним из
многих важнейших показателей качества жизни, что означает сохранение жизни и здоровья, комфортной окружающей среды обитания, защиты от различного рода опасностей и угроз.
В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций.
В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:
• снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;
• функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;
• возложение на соответствующие предприятие (организацию) материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения чрезвычайных ситуаций;
• экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.
Экономические механизмы федерального и территориального уровней управления, используемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривают планирование, нормирование и финансирование мероприятий по безопасности объектов и территорий. Например, установление платы и размеров платежей за использование территорий под размещение объектов, потенциально опасных для здоровья и имущества проживающего населения, за возможный ущерб окружающей природной среде. Широко распространена практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий.
В числе наиболее распространенных по отношению к деятельности предприятий в области безопасности следует назвать такие экономические механизмы как:
- плата за риск, квотирование риска;
- перераспределение риска;
- стимулирования снижения риска;
- комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.
В зависимости от рассматриваемой ситуации и применяемой системы экономических механизмов оценка их эффективности может проводиться по различным критериям. Так, если применяются механизмы платы за риск, то критерием оценки служит суммарная величина затрат предприятий при
условии обеспечения требуемого уровня безопасности (эта величина характеризует дополнительную нагрузку на предприятия на обеспечение безопасности производства).
В механизме квот основным критерием эффективности является оптимальность установления квот с позиций суммарных затрат предприятий на обеспечение требуемого уровня регионального риска.
Наконец, в механизмах стимулирования эффективность определяется либо по величине выплат из Фонда на обеспечение требуемого уровня регионального риска (чем меньше, тем лучше), либо по величине уровня региональной безопасности, который достигается при ограниченной величине средств Фонда (чем больше, тем лучше).
Экономические механизмы строятся на определенных уровнях безопасности — текущих (краткосрочных) и целевых, характеризующих современные научные представления о максимально возможном снижении риска чрезвычайных ситуаций по социально-экономическим, экосистемным, природным и техническим критериям.
В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:
• установлению экономической ответственности за риск возникновения ЧС и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;
• объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ (с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
• формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;
• совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Защита населения, территорий и объектов экономики в ЧС является важнейшей функцией государства в области его безопасности и нормальной жизнедеятельности. Проблема обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС - это одна из проблем национальной безопасности страны.
Оценка предприятий, нуждающихся в государственной поддержке, должна осуществляется, на наш взгляд, в следующей последовательности:
определение признаков тяжелого экономического положения в результате ЧС; проведение анализа финансово-экономического состояния предприятия; анализ причин неплатежеспособности; проведение экспертизы проектов и анализа показателей работы предприятия в прогнозном периоде (в случае оказания поддержки) с соответствующими показателями в отчетном периоде; формирование перечня предприятий, нуждающихся в государственной поддержке; распределение имеющихся финансовых средств, определение сроков и порядка их выделения и возврата; потребности в финансовых средствах; срока окупаемости; определения значимости функционирования предприятия по критериям принадлежности к приоритетным направлениям структурной перестройки экономики.
Такой подход предотвратит распыление ресурсов и даст возможность стратегической их концентрации на наиболее социально важных и перспективных объектах.
Список использованной литературы
1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защиты от них: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Баринов. - Владос, 2009.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов [и др.]; под ред. С.В. Белова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2010.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Л.И. Пащинская, к.п.н., преподаватель высшей категории
Е.И. Гончарова, студент Воронежский государственный университет инженерных
технологий, г. Воронеж
Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых ведущую роль играют экономические показатели. В настоящее время уделяется большое внимание экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий воздействия чрезвычайных ситуаций, способствует формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, от их последствий. Это позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать и без того ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.