Научная статья на тему 'Экономические институты: сущность, содержание, понятие'

Экономические институты: сущность, содержание, понятие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45227
2873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ECONOMY / INSTITUTE / ECONOMIC INSTITUTE / INSTITUTIONALISM / INSTITUTIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелихов Валерий Юрьевич

Фундаментальные политические и социально-экономические преобразования в России обусловливают необходимость теоретического осмысления происходящих трансформационных процессов. Главной предпосылкой результативного основания рыночной экономики в России является становление соответствующих институтов, которые отражают специфику нового качества хозяйствования. Институциональная структура представляет собой упорядоченное расположение институциональных элементов, оказывающих влияние на экономическую деятельность общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INSTITUTIONS: ESSENCE, CONTENT, CONCEPT

Fundamental political and socially-economic transformations in Russia cause necessity of theoretical understanding of occurring transformational processes. The main precondition of the productive basis of market economy in Russia is formation of corresponding institutes which reflect specificity of new quality of managing. The institutional structure represents the ordered arrangement of the institutional elements influencing economic activities of society

Текст научной работы на тему «Экономические институты: сущность, содержание, понятие»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ

В. Ю. МЕЛИХОВ

Фундаментальные политические и социально-экономические преобразования в России обусловливают необходимость теоретического осмысления происходящих трансформационных процессов. Главной предпосылкой результативного основания рыночной экономики в России является становление соответствующих институтов, которые отражают специфику нового качества хозяйствования. Институциональная структура представляет собой упорядоченное расположение институциональных элементов, оказывающих влияние на экономическую деятельность общества.

Ключевые слова: экономика, институт, экономический институт, институционализм, институциональные особенности.

В современных условиях экономическая система России претерпевает существенные изменения, связанные с началом нового этапа развития. Все эти изменения определяются новыми качественными условиями хозяйствования. Именно эти структурные изменения обусловлены с развитием новых отраслей производства, с увеличением дифференциации и интеграции отдельных производств, с углублением международного разделения труда, необходимостью перехода к постиндустриальному и информационному обществу, усиливающейся зависимостью российской экономики от мирового хозяйства, развитием экономической глобализации. Можно с уверенностью сказать, что эти факторы привели к нарастающему усложнению структурных составляющих экономики, включая не просто увеличение количества ее элементов, но изменение качественных параметров последних, а также усложнение условий, систем и механизмов их функционирования и развития на различных уровнях экономической системы.

В условиях рыночной экономики в системе хозяйственных отношений особое значение приобретают институциональные изменения, которые связаны с формированием новой институциональной структуры и среды функционирования экономической системы, именно это является первоисточником процесса трансформации экономической системы. Институты, воздействуя на экономическую систему, предопределяют стратегические направления ее трансформации, задают возможные варианты реализации и согласования экономических интересов, а, следовательно, оп-

ределяют формальные и неформальные институциональные границы для субъектов экономической системы. При этом все субъекты рыночной экономики заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому, институциональные изменения тесно связаны с механизмами и способами осуществления государственной власти в обществе, так как именно через нее реализуются интересы в формальных институтах. Это приводит к качественному изменению роли государства в национальной экономике [5].

Институциональные изменения происходят медленно, процесс трансформации институтов насыщен противоречиями, конфликтами интересов, борьбой мнений. И чем менее последовательна будет политика их осуществления, тем больше времени потребует создание в России конкурентоспособных институтов, привлекательных для капиталов и интеллекта. Тем больше будет усложняться задача достижения мировой конкурентоспособности российских товаров и услуг [2].

В период трансформации всей системы общественных отношений исследование процесса институционализации становится актуальной проблемой. Институционализм стал одним из важных направлений обществоведческой мысли, придающим основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических, социальных и политических решений.

Институционализм как определенное направление обществоведения сложился в работах таких социологов и экономистов конца XIX - начала XX вв., как Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Метчел.

В методологии этого направления термином «институция», «институт» стали называться явления как экономического, так и внеэкономического порядка - государство, законодательство, общественные организации и структуры, обычаи, семья и т. д. Включение всех этих институтов в круг экономического анализа расширило само толкование экономической науки, что сближало представителей институционализма с немецкой новой исторической школой.

Понятия «институционализм» и «институт» пришли в социологию и экономическую теорию из юриспруденции, где они обозначали комплекс юридических норм, регулирующих социальноправовые отношения.

В настоящее время в социально-экономической литературе существуют различные подходы к определению сущности категорий «институт», «институционализм» и «институционализация» (табл. 1).

Таблица 1

Классификация понятий «институт»

Определение Источник

Институт - совокупность норм права, охватывающих определенный круг общественных установлений БСЭ

Институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком, ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми, уменьшающие неопределенность, структурируя повседневную жизнь, определяют и ограничивают набор альтернатив, имеющиеся у каждого человека и задающие структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия. Это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие Д. Норт

Институт - это устойчивый способ думать и действовать, присущий определенной группе людей или даже целому народу Hamilton W.

Институты - интегрированные комплексы традиций и рутин... Частные обычаи распространяются по всему обществу, что приводит к возникновению и укреплению институтов; а институты вскармливают и укрепляют частные обычаи и передают их новым элементам данной группы Д. М. Ходжсон

Институт представляет собой коллективное (совместное) действие, контролирующее, освобождающее и расширяющее индивидуальное действие Commons J. Дж. Коммонс

Институт - это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе. Привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи с материальным окружением, в котором живет общество Веблен

Институты - господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки У. Митчелл

Институты - это формы организации производства, распределения, обмена и потребления, а также сложившиеся традиции, обычаи, юридические нормы (совокупность норм права), характер мышления хозяйствующих субъектов, правила поведения, мотивы и стимулы, выраженные в особенностях институциональной системы; механизм экономических взаимодействий, мышления и поведения в системе стабильных общественных групп С. Ю.Кузьменко

Институт - комплекс «традиций и рутин», отмечая наличие «общественных механизмов, обеспечивающих их функционирование» С. В. Гребенников

Институт - объединяет в себе четыре основных элемента - формальные законодательные нормы, неформальные социокультурные нормы, формальные организации, контролирующие соблюдение норм, и общественные организации, выполняющие эти же функции. При этом является очень важным замечание исследователя о том, что «общественно значимый итог функционирования институтов проявляется в характере (качестве, эффективности) соответствующих общественных практик Т. И. Заславская

Сегодня, когда происходят кардинальные изменения в национальных экономических системах под влиянием процессов глобализации, представляется чрезвычайно актуальным системный анализ институциональной структуры, которая в общем виде представляет собой упорядоченное расположение институциональных составляющих, между которыми существуют тесные взаимосвязи [3].

Как и любая друга сложная многоуровневая система, экономические институты, нуждаются в определенной классификации. Необходимо отметить, что существует достаточно много различных точек зрения исследователей, но целостного представления по данному вопросу нет. Выделяют пять уровней институциональной системы.

К первому уровню институциональной системы относятся институты, которые оказывают

непосредственное влияние на приспособление к определенным условиям экономических агентов (государство, фирмы, домохозяйства).

Второй уровень экономических институтов образуют сами домохозяйства, предприятия, фирмы, которые, в свою очередь, имеют сложную систему экономических и социальных целей (поддержание постоянной платежеспособности, повышение доходности используемого капитала, рост конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание нормальных условий труда для работников, обеспечение благоприятного микроклимата и ряд других).

Процесс общественного воспроизводства обеспечивает обмен деловой информацией между основными субъектами экономической деятельности (фирмами, банковским сектором, государственными структурами). Их действия в условиях всеобщей глобализации должны согласовываться международными институтами, которые составляют третий уровень институциональной среды.

К четвертому уровню экономических институтов целесообразно относить олигархическую верхушку, которая лоббирует в собственных интересах экономическую политику, проводимую государственными органами, и занимает господствующее положение во многих отраслях экономики.

В современных условиях к последнему пятому уровню в основном относятся органы государственного экономического управления, крупнейшие транснациональные корпорации, международные экономические и финансовые организации.

Анализируя институциональные проблемы, решение которых необходимо для обеспечения устойчивого экономического развития и структурного преобразования современной России, целесообразно выделить следующие группы институтов и определить их внутреннюю логическую соподчиненность [4].

1. Политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских и политических прав граждан и, в частности, экономических агентов. Речь идет о защите базовых прав, признание которых государством стало в свое время основой для современного экономического роста. К ним относятся гарантии неприкосновенности личности и собственности, независимость суда, эффективность правоохранительной системы, а также свобода средств массовой информации.

2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала. Прежде всего, это касается образования, здравоохранения, пенсионной сис-

темы и обеспечения жильем. Было бы ошибочно сводить проблемы указанных секторов исключительно к недофинансированию. Ключевой проблемой их развития является именно проведение институциональных реформ, т.е. выработка новых правил их функционирования. В настоящее время традиционные институты социальной поддержки оказываются чрезмерно дорогостоящими и неэффективными.

3. Собственно экономические институты, т. е. экономическое законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие народного хозяйства. Современное законодательство должно обеспечивать экономический рост и структурную модернизацию экономики.

4. Специальные институты, нацеленные на решение конкретных, специфических проблем экономического роста, а именно те, которые в последнее время принято называть институтами развития, т. е. правила игры, нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них, определенным образом отобранных. Иными словами, речь идет об институтах, обеспечивающих дискретное воздействие на экономику, в отличие от предыдущих институтов, действие которых носит общий характер [1].

В настоящее время на передний план выдвигаются следующие основные направления развития экономических институтов [4]:

1) формирование конкурентной среды и преодоление монополистических тенденций в экономике. Здесь особенно важны обеспечение эффективности и прозрачности государственного регулирования, выработка внятных критериев и обеспечение прозрачности принятия решений относительно государственного участия в отдельных секторах экономической и социальной жизни, а также недопущение конфликта интересов госслужащих при принятии регуляторных решений, совершенствование механизмов госзакупок;

2) стимулирование входа на рынок новых компаний, снятие барьеров на этом пути. Это важнейшее условие интенсификации инновационного процесса, поскольку именно новые предприятия, готовые реально рисковать, и являются, как правило, более производительными. Здесь целесообразно создание инфраструктуры поддержки новых предприятий малого и среднего бизнеса, упрощение доступа малых предприятий к аренде нежилых помещений, создание технопарков и бизнес-инкубаторов, расширение системы микрокредитования, стимулирование не-

сырьевого экспорта (в том числе малых и средних фирм) и т. п.;

3) развитие рынка земли и недвижимости, поскольку именно они формируют основу отношений собственности и являются важным экономическим источником гарантий прав собственности. Это особенно важно для новых инновационных фирм как основы их доступа к кредитным ресурсам;

4) развитие финансовых рынков как источника капитала для экономического роста. Это требует повышения надежности финансовых институтов, появления и развития новых финансовых инструментов, дающих альтернативные способы сбережений, более надежной защиты прав участников финансовых рынков.

В. М. Деревянко [3] упоминает, что для создания эффективно функционирующей современной рыночной экономики необходим определенный набор экономических институтов. В настоящее время именно институты, а не технологии в большей мере ответственны за те изменения, которые произошли за последние три десятка лет. Это вполне обоснованно в силу той функциональной роли, которую выполняют экономические институты в экономической системе. Экономические институты как система, определяющая взаимоотношения индивидов, выполняют следующие функции [6]:

- во-первых, организующая - институты снижают неопределенность во взаимоотношениях, позволяют достигнуть единства и согласия во взглядах, способствуют преодолению конфликтов и оппортунизма в поведении партнеров;

- во-вторых, ограничительная - институты ограничивают деятельность людей, устанавливая формальные (закон, кодекс, правила) и неформальные (традиции, обычай, социальная норма) рамки, за нарушение которых предусматривается система наказаний;

- следующая - координирующая, свидетельствующая о том, что если институты в виде законодательно закрепленных норм и правил поведения строятся на основе общепризнанных традиций и обычаев, то в обществе формируются условия, способствующие снижению трансакционных издержек, связанных с заключением рыночных сделок;

- в-четвертых, информационная - эффективно действующие институты повышают информированность участников сделок о состоянии рынка и экономики в целом и тем самым снижают издержки на поиски информации, рационализируют деятельность индивидов;

- в-пятых, регулирующая - институты как носители правил и норм регулируют правовые отношения в обществе и тем самым создают атмосферу безопасности и уверенности человека в гарантированности его прав и свобод. В результате высвобождаются материальные и интеллектуальные ресурсы людей для их использования с максимальной эффективностью;

- распределительная - институты оказывают непосредственное воздействие на распределение экономических ресурсов. Так, эффективно действующие институты рыночной инфраструктуры (биржи, банки, налоговая система) не только экономят ресурсы, но и направляют их в те сферы, где они могут быть использованы с максимальным эффектом;

- последняя - стимулирующая свидетельствует, о соблюдение законов, норм и правил во взаимоотношениях людей является гарантией и стимулом повышения эффективности деятельности, создает благоприятные предпосылки для максимизации их доходов.

В заключение хотелось бы отметить, что внутреннее состояние современной российской экономики характеризуется институциональной нестабильностью, значительными разрывами между формальными и неформальными институтами.

Россия, в силу специфики исторического развития, оказалась неспособной проводить решительные институциональные преобразования. Формирование институциональной структуры, обеспечивающей эффективную экономическую деятельность, происходит медленными темпами и с большими деформациями вследствие отсутствия концепции и политики установления рыночного, экономического порядка, хотя очевидно, что главная цель экономической политики государства в транзитивной экономике - это обеспечение нормального функционирования институциональной сферы. Преодоление институциональных барьеров и целенаправленное формирование рыночных институтов - необходимое условие развития российской экономики.

Литература

1. Белокрылова О. С., Скорев М. М. Влияние экономических институтов на производство и накопление знаний // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 2. С. 76-83.

2. Бурдейчик С. А. Влияние институциональных изменений на структурные сдвиги в экономике. Саратов, 2002.

3. Деревянко В. М. О классификации экономических институтов // Финансы. Экономика. Стратегия.

Сер.: Инновационная экономика: человеческое измерение. 2011. № 3.

4. Ипатов П. Л. Взаимодействие экономических

и политических институтов в условиях роста российской экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.

2008. № 4 (23).

5. Кузьменко С. Ю. Модернизация как инструмент изменения экономических институтов // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 1 (69).

6. Мещеряков Д. А., Курилович В. С. Основные теоретические проблемы институциональной экономики: Курс лекций: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и пере-раб. Воронеж, 2008. С. 31-32.

* * *

ECONOMIC INSTITUTIONS: ESSENCE, CONTENT, CONCEPT

V. Yu. Melikhov

Fundamental political and socially-economic transformations in Russia cause necessity of theoretical understanding of occurring transformational processes. The main precondition of the productive basis of market economy in Russia is formation of corresponding institutes which reflect specificity of new quality of managing. The institutional structure represents the ordered arrangement of the institutional elements influencing economic activities of society.

Key words: economy, institute, economic institute, institutionalism, institutional features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.