ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ
Л.А. Якимова, к.э.н., доц. Красноярского государственного аграрного университета
Текущий этап в развитии личных подсобных хозяйств можно назвать этапом переоценки возможностей личного производства в сельскохозяйственной отрасли. К сожалению, в развитии личных подсобных хозяйств в рыночной экономике существует множество социальных и экономических проблем, которые заслуживают самого пристального внимания. В условиях острейшей безработицы на селе, ведение личных подсобных хозяйств действительно является не только единственным источником обеспечения семьи продуктами питания, но и единственным видом занятости членов этой семьи.
И все же здесь важно учитывать наличие множества отрицательных экономических и социальнопсихологических последствий длительного пребывания сельчан в статусе самостоятельно занятых тяжелым и неквалифицированным трудом, вынужденных строить бюджеты своих семей за счет, в большинстве случаев, невысоких доходов от ЛПХ. Согласно исследованиям зарубежных ученых-экономистов, в любом обществе лишь не более 5-7% населения являются предпринимателями или могут таковыми стать по потенциальной возможности. По этой же аналогии можно предположить, что лишь незначительная часть личных подсобных хозяйств может в перспективе стать крестьянскими (фермерскими) хозяйствами предпринимательского типа.
Социальную активность населения можно оценить, определив уровень образования, степень трудовой и территориальной мобильности. Готовность и желание сельских жителей к созданию или расширению ЛПХ, к приобретению сельскохозяйственной специальности, а от того - видение собственных перспектив в развитии подсобного хозяйства - все это харак-
теризует социальную активность, которая при наличии должных экономических ресурсов и приложений способна развиться в экономическую.
Поэтому среди сельского населения наиболее важно выделять тех, кто готов и может перейти от самозанятости в ЛПХ к активной предпринимательской деятельности в сельскохозяйственном производстве и стать либо индивидуальным предпринимателем, либо участником других форм сельскохозяйственных предприятий.
Как показывает анализ данных представленных органами государственной статистики, личные подсобные хозяйства населения имеют значительные доли в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции.
Основываясь на этих цифрах ответственные министерства и ведомства, естественно, принимают решения и программы по дальнейшему развитию деятельности личных подсобных хозяйств, при этом зачастую не проводится многосторонний анализ деятельности ЛПХ, экономической и трудовой активности сельских жителей, что значительно повысило бы эффективность таких программ.
Часто поддержание всех ЛПХ, независимо от их развития и социально-экономического потенциала занятых в них сельчан, является формальной мерой, позволяющей удерживать уровень прожиточного минимума и фиктивно решать проблему безработицы на селе.
Одной из важных задач проведенного нами социологического обследования жителей сельского хозяйства было выяснение причин, мешающих им заняться частным предпринимательством в агросфере (опрошено 350 домохозяйств).
1. Общая характеристика личных подсобных хозяйств населения Красноярского края
Разновидность хозяйств 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Личные подсобные хозяйства (приусадебное землепользование): число семей, тыс. площадь, тыс. га в среднем на 1 семью, соток Коллективные и индивидуальные сады: число семей, тыс. площадь, га в среднем на 1 семью, соток 269.4 343,1 127.4 368,7 31,7 8,6 245.8 409.8 166,7 399,0 34,8 8,7 277,4 387.2 139,6 357.3 33,4 9,3 277,5 389,4 140,3 356,7 34,9 9,8 277.4 375.5 135,4 352,1 34,3 9,7
2. Удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции, в % от хозяйств всех категорий
Вид сельскохозяйственной продукции 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Зерно (в весе после доработки) 0,2 0,1 0,3 0,6 0,5
Картофель 97,1 97,8 97,7 97,9 97,4
Овощи 76,6 84,6 88,7 91,4 90,6
Плоды и ягоды 96,8 96,3 98,1 97,9 98,8
Скот и птица на убой (в убойном весе) - всего 39,7 52,3 50,4 48,5 46,0
крупный рогатый скот 33,3 41,7 41,7 43,6 43,0
свиньи 56,2 75,8 76,7 74,8 77,1
овцы и козы 64,0 86,7 84,5 84,9 82,2
Молоко 36,7 46,3 45,2 46,9 46,8
Яйца 16,4 9,3 9,0 8,3 8,8
Шерсть 24,8 45,7 45,6 50,7 54,4
Главными причинами, мешающими организовать фермерское хозяйство или другое собственное дело, являются привычка работать в коллективе и нежелание менять образ жизни - 44,0%, отсутствие достаточного капитала - 32,0%, большие налоги - 12,0%.
3. Почему вы не решаетесь организовать фермерское хозяйство или другое собственное дело?
Вариант ответа %
Привык работать в коллективе и не хочу менять образ жизни 44,0
Нет достаточного капитала 32,0
Мало земли 0,4
Большие налоги 12,0
Боюсь рисковать 4,0
Не хватает знаний 1,2
Нет здоровья и годы уже не те 1,6
Нет помощников в семье 1,6
Не уверен, что дело захотят продолжить дети 2,4
Другие причины 0,8
Всего 100
На вопрос о создании кооператива затруднились ответить большинство опрошенных сельских жителей - 32,0%, положительно смотрят на создание кооператива по кредитованию населения на производственные и другие цели 28,8% опрошенных.
Абсолютное большинство жителей села 64,8% не удовлетворены работой районного потребительского союза (сельпо) по закупке у населения сельхозпродукции, удовлетворены ей лишь 16,0%, затруднились ответить 19,2%. Отношение ЛПХ с интеграторами в сфере производства развивается по трем главным направлениям: на основе частичной взаимосвязи хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями, полной их взаимосвязи и использование в отношениях сторон принципа купли-продажи
4. Как вы смотрите на идею создания в вашем районе, округе кооператива по:
Вариант ответа %
За кооператив по кредитованию населения на производственные и другие цели 28,8
За кооператив по оказанию производственных услуг для ЛПХ 5,6
За кооператив по оказанию услуг в сбыте продукции ЛПХ 10,8
За кооператив по оказанию производственных и сбытовых услуг ЛПХ 7,2
За кооператив по оказанию помощи в кустарно-ремесленном производстве и сбыте кустарно-ремесленных изделий 4,0
За кооператив по скупке, переработке и реализации даров леса (грибов, ягод, лекарственных трав) 8,8
Другое 2,8
Трудно сказать 32,0
Всего 100,0
Совместная деятельность может осуществляться по ряду направлений, например: по увеличению поголовья за счет передачи скота из коллективных в личные хозяйства; по кооперированию ЛПХ и коллективных хозяйств для производства коров; по производству продукции в ЛПХ на основе договоров
подряда с коллективными хозяйствами и К(Ф)Х; по реализации продукции ЛПХ через коллективные и фермерские хозяйства. Владельцы ЛПХ населения вступают в производственно-экономические отношения с предприятиями не только сельскохозяйственного производства, но и системы потребительской кооперации.
5. Удовлетворены ли вы работой районного потребительского союза (сельпо) по обеспечению населения товарами?
Вариант ответа %
Да 28,0
Нет 52,0
Трудно сказать 20,0
Всего 100,0
6. В каком или в каких из вышеназванных кооперативов ваша семья готова принять участие, учитывая, что понадобится внести вступительный взнос в размере 2-3 тыс. р.?
Вариант ответа %
В кооперативе по кредитованию населения на производственные и другие цели 35,6
В кооперативе по оказанию производственных услуг для ЛПХ 3,6
В кооперативе по оказанию услуг в сбыте продукции ЛПХ 10,0
В кооперативе по оказанию производственных и сбытовых услуг ЛПХ 6,0
В кооперативе по оказанию помощи в кустарноремесленном производстве и сбыте кустарноремесленных изделий 4,8
В кооперативе по скупке, переработке и реализации даров леса (грибов, ягод, лекарственных трав) 8,0
Другое 3,2
Трудно сказать 28,8
Всего 100,0
Расширению связей между ЛПХ населения и потребительской кооперацией будет способствовать создание потребительских кооперативов. Развитие их сети позволит кооператорам создать гибкую, разветвленную, приближенную к каждому сельскому двору систему заготовок, при которой будут практически исключены потери сельскохозяйственной продукции. Эффективность договорных отношений будет возрастать только при гарантии сбыта продукции и фиксированном нижнем уровне закупочных цен на нее, независимо от складывающейся конъюнктуры.
Работа создаваемого сельскохозяйственного потребительского кооператива ЛПХ не должна осуществляться изолированно от функционирующих коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, перерабатывающих предприятий и т.д. Кооперативу необходимо активно привлекать их к работе.
Наиболее логичным и перспективным направлением начального этапа формирования кооператива можно считать организацию мелких местных ячеек, объединяющих семейные хозяйства конкретного села для совместного сбыта своей продукции. Работа этих первоначальных ячеек должна сложиться на базе существующих отношений между хозяйствами и, как предполагается, может ознакомить учредителей с организацией и технической стороной сбыта, дать им возможность получить необходимый опыт. Дальней-
шее развитие этих первоначальных ячеек может привести к их объединению в союзы, сначала районные, а далее и на более высоком уровне.
Это произойдет при том условии, что кооперация по сбыту будет успешно развиваться и привлекать в свои ряды все большие массы сельских жителей.
ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ КАК ФОРМА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛАХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
А.Н. Бойко, мл. науч. сотр. Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования АПК
Малое предпринимательство в сельских районах развивается в сфере торговли и общественного питания. Занятость сельского населения Хабаровского края в сфере сельскохозяйственного предпринимательства незначительна. Это происходит из-за отсутствия первоначального капитала и поддержки на разных уровнях.
Экономические и аграрные реформы, ухудшение социально-экономической ситуации на селе способствовали переходу части сельского населения к натуральному хозяйству. В условиях резкого падения производства в сельскохозяйственных предприятиях личные подсобные хозяйства стали основным источником производства картофеля, овощей, мяса и молока. В условиях кризиса подворья крестьян являются одним из основных факторов выживания и самосохранения семьи.
Сектор личных подсобных хозяйств можно отнести к сфере малого предпринимательства, так как владельцы подворий используют свой потенциал и создают определенные блага. Каждый человек делает это специфично, сообразно своим способностям и целям: одним нравится физическая работа, другим - умственная, третьим - творческая, четвертым - управленческая. Но любую деятельность можно осуществлять с разными целями: получить некоторые средства для поддержания жизни, получить максимально больше средств, которых хватило бы еще и для организации какого-то дела, наконец, чтобы самовыразиться. Достигать эти цели можно разными средствами. Одни предпочитают организацию частного предприятия, другие согласны заниматься в работающем предприятии, третьи - только индивидуально, а четвертые - исключительно коллективно.
Уровень развития личных подворий территории во многом зависит от ряда факторов: социальнобытовых условий жизни на селе, степени развития крупного сельскохозяйственного производства, его взаимосвязей со всеми хозяйствующими субъектами, а также возможностей реализации излишков продукции личных подсобных хозяйств. Как показали опросы, лишь 10-12% сельских жителей Хабаровского края рассматривают личное подсобное хозяйство как форму хозяйствования, а для 80-90% это -один из способов выжить в критической ситуации. Экономический интерес к собственному подворью в основном обусловлен не законами рынка, а сложившимися условиями жизни.
Возрастание роли хозяйств населения в переходный период объясняется целой системой факторов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на уровень, стабильность и эффективность производства.
При определении размеров отдельного хозяйства на территории края учитывали структуру семей
по их составу, наличие трудоспособных членов, тенденции изменения этой структуры под влиянием демографических процессов, что отражается не только на размерах обрабатываемых участков, но и на ритме жизнедеятельности семьи. Поэтому участников опроса - жителей Хабаровского края - разделили на четыре возрастные группы: 18-30 лет, 3145 лет, 46-60 лет, 61 год и старше. Обследования показали, что пик трудоспособного возраста занятости на подворье приходится на группы 31-45 лет и 46-60 лет с числом трудоспособных членов два-три человека. Как правило, в них входят супружеские пары с одним-двумя детьми в возрасте 12-15 лет, которые выполняют посильную работу по хозяйству. Для этих семей собственное подворье служит средством удовлетворения материальных потребностей, т.е. выращиваемая продукция потребляется внутри домохозяйства и частично реализуется на рынке.
На ЛПХ, состоящие из одного человека, в среднем приходится 8,3%, из двух - 25, из трех -24,7, из четырех - 21,1, из пяти и более - 16,7% из числа опрошенных. Данные социологических опросов указывают на то, что средний размер сельской семьи составляет 3,2 человека. Как по количественному, так и по демографическому составу семьи, ведущие личное подсобное хозяйство, существенно различаются. Одинокие семьи, как правило, представлены пенсионерами, а в семьях из пяти-шести человек преобладают трудоспособные.
Проводимые обследования указывают на то, что первая категория граждан (с единственным членом семьи) имеет приусадебный участок площадью 16 соток. В нашем случае данная группа состоит из одиноких людей пенсионного возраста 60-65 лет. Они выращивают на своих участках картофель и овощи, ягоды и фрукты, некоторые хозяйства имеют сельскохозяйственных животных. Это хозяйства потребительского типа.
Во вторую группу (два человека) входят семьи пенсионеров, смешанные семьи (пенсионер + безработный, пенсионер + работающий) и семьи из двух трудоспособных человек. Во второй группе хозяйств производят картофель, овощи, корма, содержат больше сельскохозяйственных животных. Лишнее количество полученного в хозяйстве картофеля 1 000-1 800 кг и молока в пределах 100-300 л реализуется на рынке или соседям. Таким образом часть хозяйств можно отнести к потребительски- товарному типу.
В третью группу респондентов входят родители с одним ребенком. Средний возраст опрашиваемых в этой группе - 42 лет, возраст детей - 18 лет. При желании данная группа респондентов свои потребительские хозяйства могла бы довести до хозяйств товарно-потребительского типа. Для этого имеются все предпосылки.