Научная статья на тему 'Экономические и социально-демографические аспекты функционирования рынка труда'

Экономические и социально-демографические аспекты функционирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические и социально-демографические аспекты функционирования рынка труда»

А. Ф. Татарченко, Н. Л. Потемина

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

1. Относительно трактовки понятия «рынок труда» нет единого мнения. Мы разделяем точку зрения Ю. Одегова и Г. Руденко, что «рынок труда — это система социально-экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования рабочей силы в условиях ее товарности»1. При этом между субъектами-работодателями и субъектами, ищущими работу, существуют отношения по поводу цены рабочей силы и условий ее использования. Работодатели определяют количество и качество рабочих мест, условия их замещения. Ищущие работу могут соответствовать или не соответствовать этим условиям, а также выдвигать лично или через посредников свои требования.

Кроме субъектов рынка труда (работодателей и претендентов на рабочие места) на рынке действуют посредники:

• биржи труда,

• частные кадровые агентства,

• профсоюзы,

• объединения предпринимателей.

Государство вмешивается в отношения на рынке труда: устанавливает нормы и правила купли-продажи, вносит определенность через систему государственной статистики, службу занятости, систему налогов и сборов, дотаций, субсидий, льгот и др.

На рынок труда влияет множество факторов, где одним из важнейших является социально-демографический.

Рынок труда сегментирован:

• по уровню развития рабочей силы (образование, квалификация, опыт),

• по степени мобильности,

• по профессии,

• по социальным слоям,

• по уровню доходов,

• по полу и возрасту.

2. Рынок труда обладает как общими чертами, характерными в целом для России, так и специфическими для каждого региона. Рассмотрим динамику процентного перераспределения населения дотрудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возрастов по годам на примере сопоставления России, Приволжского федерального округа и Нижегородской области (табл. 1).

Таблица 12

Возрастные группы населения Россия ПФО Нижегородская область

1989 2002 1989 2002 1989 1994 2002

Мужчины и женщины

до 16 лет 24,5 18,2 24,7 18,6 21,5 20,9 16,3

Мужчины 16—59 лет,

женщины 16—54 лет 57,0 61,3 56,5 60,5 56,0 54,7 59,7

1 Одегов Ю., Руденко Г. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений // Вопр. экономики. 2004. № 3. С. 106.

2 См.: Численность населения Нижегородской области по возрасту и полу: (Всероссийская перепись населения 2002 г.) / О. В. Безаева: В 2 т. Н. Новгород, 2004. Т. 1. С. 4—6.

Мужчины старше 60 лет,

женщины старше 55 лет 18,5 20,5 18,8 20,9 22,5 24,4 24,0

Средний возраст

(кол-во лет) 32,8 37,1 - 37,8 37,3 38,2 39,8

Как видно из таблицы, процессы перераспределения населения по возрасту имеют общую для всей страны и нашего региона (округа и области) тенденцию к сокращению доли лиц дотрудоспособного возраста, соответственно на 6,3; 6,1 и 5,2%, при одновременном росте удельного веса лиц трудоспособного возраста — соответственно на 4,3; 4,0 и 3,7%, а также лиц, старше трудоспособного возраста, — на 2,0; 2,1 и 1,5%. В то же время в Нижегородской области процент населения в трудоспособном возрасте ниже, чем в целом по России и Приволжскому федеральному округу, а средний возраст населения выше на 2 года.

Таким образом, возрастная структура населения страны и регионов, сформировавшаяся за межпереписной период, характеризуется серьезными диспропорциями, прежде всего между возрастными категориями трудоспособного населения, удельный вес и абсолютная численность которого на сегодня являются наиболее оптимальными, и населением дотрудоспособного возраста (1998 — 2002 гг. рождения), которое по своему численному составу будет не в состоянии обеспечивать в полном объеме замену выбывающих поколений трудоспособного возраста. Следствием этого может стать в обозримом будущем неспособность общества в полном объеме обеспечивать воспроизводство социально-производственной сферы, начало которой видно уже сегодня в воспроизводстве рабочих кадров. Более того, можно говорить, что просматривается угроза невосполнения рабочих кадров. Так, по состоянию на 1 июля 2004 г., потребность в рабочих кадрах в Нижегородской области составляла: в государственном секторе 34 297 чел., в негосударственном секторе — 61 135 чел. (в том числе: по предприятиям промышленности — 23 744 чел., в сельском хозяйстве — 5 233 чел., в строительстве — 10 118 чел., в организациях ЖКХ — 10 408 чел., на транспорте и связи — 4 559 чел.). В чем же причины?

Среди того, что лежит на поверхности, следует назвать слом прежней советской системы хозяйствования, переход на рельсы рыночной экономики. Ведь, фактически, при формировании состава работников столкнулись два подхода, противоположные по своей сути. Сейчас специалисты насчитывают 5—7 форм собственности при увеличивающемся объеме сокращения государственной собственности. В Нижегородской области в 2003 г. доля госсобственности в экономике составляла всего чуть более 17%.

Коренным образом изменилась система подготовки кадров. Масштабы выпуска специалистов вузами в постсоветский период существенно возросли, а средними специальными учебными заведениями вначале резко снизились, и даже сейчас не вернулись к исходному уровню.

И еще три причины, которые хотелось бы выделить: 1) падение престижа рабочих профессий (рабочим быть не модно), 2) преобладание малопривлекательного, низкооплачиваемого труда с тяжелыми условиями и 3) развал системы морального поощрения и общественной поддержки рабочих династий, ослабление института наставничества, утрата механизма посвящения в профессию.

3. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения сформировались совершенно новые взгляды, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян. У состоятельной части населения появилась возможность реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха. Вместе с тем экономическая и политическая нестабильность, ухудшение демографической ситуации, падение производства и высокая инфляция существенно снизили уровень жизни, не обеспечили ощутимый рост реальной заработной платы и

пенсий у значительной части населения, обусловили рост безработицы, отрицательно сказались на показателях воспроизводства населения.

Факты свидетельствуют: падает общая численность населения, снижается продолжительность жизни, увеличивается уровень смертности. Как отмечает известный ученый Н. Римашевская, в России численность населения сокращается ежегодно на 1 млн человек. По прогнозу демографов, к 2025 г. в России вместо сегодняшних 143,7 млн человек будет жить всего 125 млн человек. Средняя продолжительность жизни российских мужчин — 58 лет, женщин — почти 72 года. Из 143,7 млн человек 46,5% — мужчины, 53,5% — женщины (женщин на 10 млн больше, чем мужчин)3.

В Нижегородской области на момент переписи проживало 3,5 млн человек постоянного населения, из них — 45,4% мужчин и 54,6% женщин. За 13 лет численность населения области сократилась на 5,3%. Высокие темпы сокращения численности наблюдались как у мужчин, так и у женщин. При этом в возрастной структуре смертности мужчин до 40% и более была доля лиц трудоспособного возраста. В городской местности ухудшилось численное соотношение полов, тогда как на селе оно изменилось в лучшую сторону, главным образом за счет интенсивного притока мигрантов из северо-восточных регионов страны и ближнего зарубежья. С другой стороны, именно в сельской местности в межпереписной период выбывало поколение пожилого и старого возрастов, в составе которого до 80% составляли женщины, как правило вдовые и одинокие.

В то же время в Нижегородской области возрос удельный вес молодежи в составе населения 2002 г. по сравнению с 1989 г. (табл. 2).

Таблица 24

1989 год 2002 год

Всего Уд. вес молоде жи ко всему населен ию Число женщин на 1 тыс. мужчин Всего Уд. вес молоде жи ко всему населен ию Число женщин на 1 тыс. мужчин

Все население в возрасте

16—29 лет 707,5 19,0 964 732,4 20,8 982

мужчины 360,3 21,3 - 369,5 23,1 -

женщины 347,2 17,1 - 362,9 18,9 -

Городское население 571,0 20,0 994 601,3 21,8 1019

мужчины 286,3 21,9 - 297,8 24,0 -

женщины 284,7 18,4 - 303,5 20,1 -

Сельское население 136,5 15,9 844 131,1 17,1 828

мужчины 74,0 19,4 - 71,7 20,0 -

женщины 62,5 13,1 - 59,4 14,5 -

Таким образом, в формировании регионального рынка труда есть не только экономические, но и социально-демографические и нравственные проблемы.

4. Изменение социально-экономической и политической ориентации России привело к наличию двух видов безработицы: фактической и зарегистрированной. Выявилось очевидное противоречие: уровень фактической безработицы, по разным источникам, в 8— 10 раз превышает уровень зарегистрированной. Причем, у женщин этот разрыв меньше, т. к. они охотнее обращаются в службу занятости в расчете на помощь.

Проблема женской безработицы усугубляется тем, что более чем в 140 тыс. нижегородских семей единственным средством к существованию является зарплата женщины (матери, жены). Более половины безработных женщин имеют несовершеннолетних детей (или детей-инвалидов) или являются одинокими. В

3 Рожай детей — спасай Россию // Комсомольская правда. 2004. 29 окт. С. 4—5.

4 См.: Численность населения Нижегородской области по возрасту и полу. С. 13.

Нижегородской области число женщин среди зарегистрированных безработных остается стабильно высоким, начиная с 1991 г. оно ни разу не опускалось ниже 55,4%. По состоянию на 1 января 2005 г., этот показатель был равен 72,2%.

Женщина, вынужденная совмещать ведение домашнего хозяйства, материнство, работу, традиционно менее желаемый работник (хотя именно это учит многих женщин быть хорошим координатором, заботиться о тех, кто рядом, нести ответственность за их благополучие). К тому же думается, что многие ее сильные качества с лихвой перекроют указанные «недостатки». Дело еще и в том, что существующие меры социальной защиты женщин делают их менее экономически выгодными для работодателя, поскольку требуют дополнительных затрат.

Стратегии поведения женщин на рынке труда непосредственно связаны со сложившейся ситуацией. Происходит постепенное усвоение новых ценностей, адаптация к новым правилам, но, несмотря на происходящие изменения в сознании женщин, распространенным психологическим состоянием является чувство беспокойства и неуверенности в будущем. Как показали проведенные нами социологические исследования, такое состояние испытывают около 40% опрошенных женщин. Известна также высокая зависимость поведенческих изменений женщин от их эмоционального состояния.

Наши наблюдения подтверждают тот факт, что по мере сохранения статуса безработной, у женщины, как правило, происходит снижение мотивации поиска работы. Именно поэтому служба занятости населения Нижегородской области предлагает женщинам программы социальной адаптации, где внимание уделяется устранению отрицательных последствий длительной безработицы, активизации поиска работы.

Неравные стартовые условия на рынке труда, различие в эмоциональных состояниях и поведенческих реакциях у мужчин и женщин объективно требуют при проведении активной политики занятости делать акцент на гендерный аспект решаемых проблем.

Мы разделяем мнение Т. Четверниной, что «назрела необходимость выделения государственной службы занятости в качестве самостоятельного института, выступающего главным разработчиком политики защиты от безработицы и координатором деятельности государственных и общественных институтов, участвующих в ее формировании и проведении»5. Это позволит поднять роль и ответственность службы занятости в разработке стратегических приоритетов политики занятости. Доказано, что в условиях России показатель регистрируемой безработицы существенно искажает не только ее реальные масштабы, но и ее структуру и динамику, в т. ч. и в региональном разрезе. На наш взгляд, переориентация политики защиты от безработицы на показатели общей безработицы позволила бы полнее учитывать региональные особенности ситуации на рынке труда.

5 Четвернина Т. Социальная защита от безработицы и ее институциональное обеспечение: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2002. С. 7—8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.