Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ОТДЕЛ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухачёв Александр Андреевич, Светлаков Андрей Геннадьевич

Рассмотрен ряд проблемных вопросов в деятельности государственных правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, занятых в сфере миграции. Изучены различные пробелы законодательства, определены экономические форматы и причинно-следственные связи в отсутствии необходимого технического оснащения и вытекающие из этого негативные последствия, предложен комплекс мероприятий направленных на модернизацию деятельности государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мухачёв Александр Андреевич, Светлаков Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC FORMATS OF SHADOW PHENOMENA IN THE SPHERE OF MIGRATION PROCESSES

The article considers a number of problematic issues in the activities of state law enforcement, supervisory and supervisory authorities engaged in the field of migration. Various gaps in the legislation are studied, economic formats and cause-and-effect relationships in the absence of the necessary technical equipment and the resulting negative consequences are identified, and a set of measures aimed at modernizing the activities of state bodies is proposed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-258-262 © Мухачёв А.А., Светлаков А.Г., 2021

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВЫХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Александр Андреевич Мухачёв, аспирант

ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Прянишникова» (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23) E-mail: [email protected]

Андрей Геннадьевич Светлаков, доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Прянишникова» (614990, Россия, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрен ряд проблемных вопросов в деятельности государственных правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, занятых в сфере миграции. Изучены различные пробелы законодательства, определены экономические форматы и причинно-следственные связи в отсутствии необходимого технического оснащения и вытекающие из этого негативные последствия, предложен комплекс мероприятий направленных на модернизацию деятельности государственных органов.

Ключевые слова: иностранные граждане, государственные органы, преступность, отдел по вопросам миграции, экономические форматы, миграционные процессы.

ECONOMIC FORMATS OF SHADOW PHENOMENA IN THE SPHERE OF MIGRATION PROCESSES

Aleksander A. Mukhachiov, Postgraduate

FGBOU VO «Perm State Agrarian and Technological University» (614990, Perm', Petropavlovskaya str., 23) E-mail: [email protected]

Andrey G. Svetlakov, Doctor of Economic Sciences, Professor

FGBOU VO «Perm state agrarian and technological University» (614990, Perm', Petropavlovskaya str., 23) E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers a number of problematic issues in the activities of state law enforcement, supervisory and supervisory authorities engaged in the field of migration. Various gaps in the legislation are studied, economic formats and cause-and-effect relationships in the absence of the necessary technical equipment and the resulting negative consequences are identified, and a set of measures aimed at modernizing the activities of state bodies is proposed.

Keywords: foreign citizens, government agencies, crime, migration department, economic formats, migration processes.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Мухачёв А.А., Светлаков А.Г. Экономические форматы проявления теневых явлений в сфере миграционных процессов. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):258-262.

Деятельность российских государственных органов в сфере миграции, вполне естественно, не лишена минусов, проблемных вопросов, коррупции, пробелов законодательства и бюрократических издержек. Однако, в нашей стране вообще очень редкая сфера государственной, финансово-хозяйственной и общественной деятельности лишена подобных минусов.

Экономические форматы — это признаки и условия, характеризующие способы извлечения максимальной прибыли в нарушение действующего законодательства, что является неотъемлемой составляющей сферы миграционных процессов в России и занятых в этих процессах органов государственной власти.

Среди государственных органов Российской Фе-

дерации, осуществляющих работу с иностранными гражданами, наибольшую роль играют три правоохранительных ведомства, а именно: МВД России, Пограничная служба ФСБ России, Федеральная служба судебных приставов России. Целесообразно по порядку разобрать деятельность всех указанных ведомств, и найти в работе каждого из них проблемные вопросы, современные противоречия и пробелы законодательства.

Наибольшая нагрузка по работе с иностранными гражданами ложится на сотрудников МВД России, которые ежедневно работают с трудовыми мигрантами, находятся в эпицентре борьбы с нелегальной миграцией и вынуждены выявлять и пресекать различные ухищрения, которыми пользуются иностранцы для того, чтобы как можно дольше оставаться на территории нашей страны. На острие борьбы находятся сотрудники отделов по вопросам миграции, отделов участковых уполномоченных полиции, а также центров временного содержания иностранных граждан.

Проблемных моментов, сопровождающих сотрудников полиции при работе с иностранцами, является великое множество. Взять, хотя бы, элементарный языковой барьер. Иностранцы плохо знают русский язык, а те из них, кто всё-таки может на нём говорить, при встрече с сотрудником полиции теряют дар речи и автоматически забывают все слова.

Другим, не менее проблемным моментом в деятельности сотрудников полиции является работа с так называемыми «резиновыми квартирами», или, проще говоря, той жилплощадью, в которой фиктивно поставлено на регистрационный учёт большое количество иностранных граждан. При этом важно не упустить из виду признаки, явно сигнализирующие о возможных правонарушениях. Такими признаками могут являться, например, регулярная и беспричинная регистрация иностранных граждан одним и тем же лицом, в одной и той же квартире. Или регистрация в небольшой по площади квартире такого количества иностранцев, которое просто физически не сможет в неё вместиться. Также, признаком возможного правонарушения будет являться регистрация иностранцев в той жилплощади, которая в силу своей ветхости совершенно непригодна для проживания людей, является обыкновенной развалиной, однако, по всем имеющимся документам и реестрам является полноценным жильём.

Все описанные выше действия, направленные на «липовую» регистрацию иностранных граждан, образуют состав преступления, предусмотренный статьёй 322.3 Уголовного кодекса РФ (Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской

Федерации)1. Санкция данной статьи предусматривает уголовное наказание вплоть до трёх лет лишения свободы.

Осуществляют фиктивную регистрацию, как правило, малообеспеченные и злоупотребляющие алкоголем люди. Обстоятельствами, которые способствуют совершению данного преступления, являются отсутствие норм вселения в жилую площадь, в связи с чем, в маленькую однокомнатную квартиру можно зарегистрировать неограниченное количество людей, а также уведомительный характер постановки на учёт иностранных граждан, который проявляется в том, что лицо, желающее прописать на своих квадратных метрах иностранного гражданина, может не являться лично вместе с иностранцем в местный отдел по вопросам миграции, а имеет законные основания направить весь необходимый пакет документов через многофункциональный центр или отделение Почты России.

Однако, даже при одновременном наличии всех указанных признаков, указывающих на фиктивность регистрации, сотрудники отделов по вопросам миграции, как правило, не имеют никакой законной возможности отказать гражданину, выступающему в качестве принимающей стороны, в регистрации иностранных граждан. Если пакет документов предоставлен в полном объёме, и все бланки оформлены верно — иностранец должен быть поставлен на миграционный учёт.

Все указанные выше обстоятельства и пробелы законодательства прекрасно поспособствовали беспрецедентной фиктивной регистрации иностранных граждан на территории нашей страны. Всего за два с половиной года, с октября 2015 по апрель 2018, один из жителей города Екатеринбурга зарегистрировал в соей однокомнатной квартире площадью 16 кв.м. более 9200 мигрантов. Стоимость постановки на учёт в его «однушке» составляла от 1500 до 5000 рублей с каждого зарегистрированного иностранца. Внимание сотрудников полиции данный гражданин привлёк летом 2016 года, в тот момент, когда в его жилплощади было прописано уже более 1000 мигрантов. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Однако мужчину это не остановило и количество регистраций всего за один следующий год выросло в девять раз. В суде выяснилось, что мужчина как индивидуальный предприниматель оформлял мигрантов работающими на него консультантами. Тех, кто привлёк более двенадцати человек, владелец «резиновой» квартиры по-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 18.02.2020 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

вышал и переводил в менеджеры1. В результате со своих постояльцев житель Екатеринбурга получил как минимум 14 миллионов рублей. Однако, несмотря на рекордное количество фиктивно зарегистрированных иностранцев, и полученную от этого нелегальную прибыль, осуждённый мужчина отделался штрафом в размере 400 тысяч рублей. С точки зрения экономики, можно с уверенностью сказать, что криминальный риск данного фигуранта был полностью оправдан, и многократно окупил не только размер наказания в виде незначительной суммы указанного штрафа, но также и стоимость самой однокомнатной квартиры, в которой были прописаны тысячи мигрантов.

Для того, чтобы получить заветное российское гражданство иностранцы нередко прибегают к различного рода ухищрениям. Одним из них является фиктивная регистрация брака с гражданином Российской Федерации. Признаками фиктивной регистрации брака могут быть большая разница в возрасте потенциальных супругов, проживание в разных местах, отсутствие совместных детей и совместного хозяйства, отсутствие элементарного представления о том, как живёт супруг или супруга, где работает, чем занимается, кто его родственники.

Даже тогда, когда факт фиктивности брака очевиден и не вызывает никаких сомнений, работники отделов ЗАГС всё равно обязаны его зарегистрировать, так как все указанные выше признаки не являются каким-либо основанием для отказа в его регистрации. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 62 «О гражданстве Российской Федерации» наличие зарегистрированного брака с гражданином России позволяет иностранцу получить российское гражданство в ускоренном режиме и упрощённом порядке.

Доказать факт заключения фиктивного брака весьма сложно. Даже в том случае, если мнимые супруги проживают отдельно друг от друга, в разных городах, со своими реальными семьями и детьми, это не является основанием для принудительного расторжения брака. Ведь супруги могли элементарным образом поссориться, не сойтись характером, объявить друг другу бойкот, взять паузу в отношениях и пожить отдельно.

Также возникает немало проблем в процедуре лишения российского гражданства, ведь для этого нужны очень веские основания. В 2019 году на территории Пермского края сотрудниками Интерпола был выявлен выходец из Таджикистана, успевший получить российское гражданство. Было установлено, что ещё до того, как стать гражданином России фигурант при-

1 «Суд вынес приговор прописавшему более 9 тыс. мигрантов екатеринбуржцу» https://realty.rbc.ru/news/5ba8a5479a79478acc8fd696.

нимал активное участие в деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Сирии. По Уголовному кодексу Российской Федерации данные действия квалифицируются по ч. 2 ст. 205.5 (Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической). Санкция данной части указанной стати предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет. На родине в Таджикистане он разыскивался правоохранительными органами. Данные обстоятельства послужили основанием для того, чтобы этот фигурант был лишён гражданства нашей страны. По логике вещей его бы следовало немедленно арестовать и выдать правоохранительным органам Таджикистана. Однако, в данном случае произошла та ситуация, при которой даже при наличии судебного решения о лишении гражданства, мужчина продолжил оставаться гражданином России так как решение суда ещё не вступило в законную силу. Воспользовавшись своим законным правом на обжалование решения суда в течение 10 суток, данный гражданин скрылся на необъятных просторах нашей страны. В результате, соблюдая букву закона, мы получили очередного нелегала, разыскиваемого за терроризм, и при этом на руках у него остался паспорт гражданина РФ.

В тоже самое время случаются и совсем обратные случаи. Виной всему политическая ситуация в стране. В 2018 году опять же на территории Пермского края гражданин Украины обратился в отдел по вопросам миграции с целью получения гражданства РФ. В ходе проведения проверочных мероприятий, по каналам Интерпола была получена информация о том, что данный мужчина находится в международном розыске по инициативе правоохранительных органов Украины за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть человека. Находясь в состоянии алкогольного опьянения фигурант нанёс своей сожительнице удары кулаком по телу от которых та скончалась в больнице. По уголовному кодексу Российской Федерации данные действия квалифицируются по ч. 4 ст. 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Санкция данной части указанной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. Находящийся в международном розыске мужчина был задержан для дальнейшей экстрадиции на Украину. Однако вскоре выяснилось, что в 2014 году он принимал участие в борьбе с украинскими националистами на стороне ополчения самопровозглашённой Донецкой Народной Республики. Решением Генеральной прокуратуры РФ в экстрадиции данного гражданина на Украину было отказано. В настоящее время он продолжает проживать на тер-

ритории Пермского края и вновь обратился в отдел по вопросам миграции с целью получения российского гражданства.

На этапе выдворения иностранцев за пределы России также встречается достаточное количество проблемных моментов. В соответствии с ч. 1 ст. 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации может исполняться в двух формах1:

• путём контролируемого самостоятельного выезда;

• путём официальной передачи иностранного гражданина представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.

Отличительной особенностью указанных форм выдворения является то, что в первом случае иностранный гражданин приобретает билеты за свой счёт и самостоятельно выезжает с территории России. При этом ему ничто не мешает отчитаться о покупке билета перед органами, контролирующими его выдворение, а сразу же после этого сдать билет обратно в кассу и продолжить проживать на территории нашей страны. Во втором случае, билет иностранному гражданину, как правило, приобретается за счёт федерального бюджета, и данное лицо выезжает из Российской Федерации под контролем компетентных органов [1].

Вся процедура принудительного выдворения иностранного гражданина за пределы России осуществляется сотрудниками Федеральной службы судебных приставов. Основной проблемой в осуществлении принудительного выдворения является недостаточное финансирование данного вида деятельности. Стоимость выдворения, вполне естественно, зависит от того расстояния, которое иностранному лицу необходимо преодолеть под контролем и надзором судебных приставов. К примеру, нелегалов из Китая, пойманных сотрудниками правоохранительных органов в приграничных дальневосточных регионах России, достаточно посадить в автобус и массово доставить их на пограничный контрольно-пропускной пункт для контролируемого перехода на территорию Китая. Себестоимость данного выдворения не будет высока. Однако тем же самым нелегальным мигрантам из Китая, пойманным на территории Ленинградской области, придётся покупать билеты на самолёт, что обойдётся бюджету нашей страны в кругленькую сумму. Ежегодно, при осуществлении процедур принудительного выдворения, наш отечественный бюджет теряет сот-

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 01.04.2020 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ни миллионов рублей. В ожидании выдворения иностранный гражданин может провести не один месяц в специальном центре временного содержания иностранных граждан под контролем сотрудников полиции, где на его содержание также тратятся бюджетные средства.

Помимо иностранцев, совершивших административные правонарушения, в этих же центра ожидают выдворения иностранцы, совершившие уголовные преступления и отбывшие назначенное судом наказание в местах лишения свободы. Ввиду отсутствия достаточного количества оборудованных по всем правилам камер обе указанные категории иностранцев сидят вместе. Данное соседство с настоящими уголовниками приводит к тому, что вполне себе мирные граждане, совершившие административные правонарушения, очень быстро набираются блатной романтики и тюремных понятий, отказываются соблюдать установленный режим, не выполняют законные требования сотрудников центров временного содержания. Нередки случаи, когда для того, чтобы прекратить данное противостояние, приходилось привлекать сотрудников ОМОНа.

Работа с иностранным гражданином начинается с того самого момента, когда он прибыл на территорию нашей страны. И, соответственно, первыми встречающими иностранца должностными лицами, являются пограничники, основная задача которых заключается в обеспечении неприкосновенности Государственной границы РФ и пресечении попыток её незаконного пересечения, без наличия правовых оснований, официально выданных действительных документов и надлежащего разрешения. Проблемным моментов в деятельности работников нашей Пограничной службы является отсутствие у них специальных проборов, предназначенных для проверки отпечатков пальцев. К примеру, для того чтобы въехать на территорию США каждый иностранный гражданин обязан сдать отпечатки своих пальцев. Если ранее в отношении гражданина было принято решение о депортации с территории США, с какими бы документами он не пытался въехать повторно проверка отпечатков пальцев при прохождении пограничного контроля не позволит это сделать. Притом по времени данная проверка занимает всего лишь несколько секунд. Как уже было указано выше, на вооружении у наших пограничников таких приборов нет. Это приводит к тому, что любой ранее депортированный иностранец, имеющий запрет на въезд на территорию России, может без проблем данный запрет обойти. Для этого нужно всего лишь внести изменения в свои анкетные данные (фамилию, имя или отчество) и получить новый документ, удостоверяющий личность. После этой нехитрой проце-

дуры иностранец может вновь «с чистого листа» ехать в Россию. Во всех наших ведомственных базах данных и реестрах учёта иностранных граждан данный человек будет значиться как впервые прибывший на территорию страны, без тёмного прошлого не позволяющего находиться на её территории. Проверка отпечатков пальцев у иностранных граждан производится только в отделе по вопросам миграции при оформлении трудового патента. Однако гражданин, незаконно прибывший на территорию России указанным способом, едва ли будет обращаться за его получением, а вместо этого предпочтёт работать нелегально.

Подводя итог рассмотренным проблемным моментам и современным противоречиям в деятельности государственных органов, занятых в сфере миграции, хочется отметить, что они не являются какими-то очень уникальными и представляющими сложность в устранении. К примеру, на законодательном уровне можно легко и быстро установить нормы вселения в жилые помещения, что не позволит зарегистрировать в однокомнатной квартире тысячи иностранных граждан. Процветанию «резиновых квартир» в тот же день настанет конец. Или, на примере положительного опыта США, оснастить российские пограничные контрольно-пропускные пункты приборами для проверки отпечатков пальцев, что не позволит пребывать на нашу территорию иностранным гражданам, имеющим запрет на въезд.

С целью модернизации деятельности государственных органов, занятых в сфере миграции целесообразно реализовать комплекс следующих мероприятий:

1. На регулярной основе изучать мировой опыт в сфере миграционной политики, внедрять положительные моменты в национальное законодательство, работу органов государственной власти;

2. Оптимизировать работу органов внутренних дел, силовых ведомств, государственных надзорных и

контролирующих органов в сфере миграции с целью сокращения бюрократизма при оформлении документов, недопущения злоупотреблений со стороны недобросовестных работников и должностных лиц, пресечения фактов коррупции;

3. Внедрять в работу последние достижения науки и техники, оснащать рабочие места современным оборудованием.

Миграция населения, как внутренняя, так и внешняя, во все времена была одним из ключевых факторов, оказывающих значительное влияние на социальные, экономические, культурные, демографические и политические процессы, а также на историческое развитие любого государства. Нацеленность на реализацию мероприятий по снижению уровня теневых явлений в сфере миграции и модернизацию механизмов регулирования миграционных потоков позволит в короткие сроки реализовать положительный потенциал, заложенный в процессах миграции населения, ускорит социально-экономические развитие страны, что в конечном итоге приведёт к росту благосостояния общества.

Литература

1. Морозов Ю.В. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации: основные пробелы и пути их реализации // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 5, 2016 г., С. 232-233.

References

1. Morozov Yu.V. Administrative expulsion of foreign Citizens and stateless persons from the territory of the Russian Federation: main gaps and ways of their implementation // Bulletin of the Nekrasov KSU, No. 5, 2016, pp. 232-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.