Научная статья на тему 'Экономические дисциплины: необходимость активизации самостоятельний работы студентов вузов'

Экономические дисциплины: необходимость активизации самостоятельний работы студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Л. А., Паршина Л. Н.

Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин в вузе. В статье рассмотрена специфика организации самостоятельной работы студентов, выявлены основные этапы организации самостоятельной работы, раскрыты главные недостатки при организации самостоятельной работы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Л. А., Паршина Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические дисциплины: необходимость активизации самостоятельний работы студентов вузов»

Продолжение таблицы 3

ФГУП «Почта России» 140354 148910 +6,1 1235 1578 45

АО Федеральная грузовая 49792 46485 -6,6 -3630 -8549 100

компания»

ПАО «ТрансКонтейнер» 36565 42505 +16,2 3658 2831 100

Транспортная группа FESCO 42791 41645 -2,7 -6196 -11525 82

ПАО «СовФрахт» 24081 36499 +51,6 267 742 100

Global Ports 21608 24730 +14,4 -7581 -2053 100

ИСР Транс 20921 22503 +7,6 -868 1495 100

АО «РЖД Логистика» 14963 21866 +46,1 543 797 100

ПАО «Новороссийский 14274 24105 +68,9 -21507 -5199 96

морской торговый порт»

Группа «Аэрофлот» 319771 415173 +29,8 -17146 -6494 3

В таблице 3 представлены самые крупные компании сферы транспортно-логистических услуг. Лидером по объему выручки является ОАО «РЖД», его выручка за 2015 год составила 1510 млрд. рублей, при оказании транспортно-логистических услуг доходы от перевозок грузов и почты составляют 91% выручки, остальные 9% - предоставление аренды транспортных средств и инфраструктуры. Также холдинг РЖД в таблице 3 представляют АО «Федеральная грузовая компания», ПАО «ТрансКонтейнер», АО «РЖД Логистика».

Таким образом, можно сделать вывод: холдинг «РЖД» является ведущей железнодорожной компанией России. Предприятия холдинга в сфере транспортно-логистических услуг занимают лидирующие позиции на рынке, являются конкурентоспособными, своевременно реагируют на изменение рынка и экономической ситуации в стране, применяют гибкость в работе с клиентами, повышают степень совершенствования технологии производства, внедряют современные средства автоматизации. Все это гарантирует им устойчивое и долгосрочное развитие и получение лучших финансовых результатов. Список использованной литературы:

1. Динамика грузоперевозок в России. [Электронный ресурс]: http://ac.gov.rU/files/publication/a/7400.pdf (Дата обращения: 08.03.2017).

2. Основные показатели транспортной деятельности в России. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1136985163781 (Дата обращения: 08.03.2017).

3. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: http://www.rzd.ru (Дата обращения: 08.03.2017).

© Кравченко Л.А., Перчаткин Д.С., Лаптиев А.Ю., 2017

УДК 330.101.8

Л.А. Кравченко,

канд. социол. наук, доцент Л.Н. Паршина,

канд. экон. наук, доцент Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНИЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов при изучении

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_

экономических дисциплин в вузе. В статье рассмотрена специфика организации самостоятельной работы студентов, выявлены основные этапы организации самостоятельной работы, раскрыты главные недостатки при организации самостоятельной работы и пути их решения.

Ключевые слова

Взаимодействие, изменение, преподаватель, самостоятельная работа, студент.

В современных условиях развития экономики, глобализации мировой экономики важное значение имеет развитие у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, подготовка высококвалифицированных специалистов, представляющих себе реальные процессы, происходящие в национальном хозяйстве и за рубежом. Без экономических знаний в настоящее время нельзя компетентно и творчески воспринимать реальность, уметь решать сложные задачи, знать объективные экономические зависимости, принципы управления, методы и рычаги хозяйствования.

В условиях увеличения объема информации, постоянного ее обновления, сокращения аудиторного времени в учебном процессе единственно возможный путь решения этих задач - это правильная и четкая организация самостоятельной работы студентов. В этой связи должна измениться роль преподавателя. За период обучения необходимо не только сообщить студенту определенный объем готовых знаний, но и привить ему навыки аналитического осмысления экономических ситуаций, на основе чего он мог бы делать самостоятельные выводы.

Научить студента активно мыслить, сформировать у него умение самостоятельно находить знания -обязанность преподавателя экономических дисциплин. Знания только тогда являются прочными, когда приибретаются прежде всего усилиями своей мысли, а не просто памятью. В этом особенность познавательного процесса. Экспериментально установлено, что при прочих равных условиях в памяти человека запечатлевается лишь 10% того, что он слышит, до 50% того, что он видит, и 90% того, что он сам делает. Следовательно, наиболее эффективной формой обучения является такая форма, которая основывается на активном включении студента в процесс самостоятелъного поиска экономических знаний. Преподаватель должен научить студента творчески отбирать и логически упорядочивать полезную информацию, распознавать в ней рациональное, перспективное.

Самостоятельыая работа предлолагает самоподготовку во внеаудиторное время, а также и самостоятельный поиск знаний на лекциях, практических и семинарских занятиях. Наиболее серьезной проблемой, связанной с организацией самостоятельной рабаты студентов является установление обратной связи от студента к преподавателю. На лекции преподавателю довольно трудно определить, как доходит до студентов излагаемый материал. На семинаре, проводимом в традиционной форме, активное участие в работе прииимают от одной трети до половины всех студентов, остальные отмалчиваются. Без индивидуальной работы с каждым студентом, без использования активных методов обучения (проблемные лекции, деловые игры, олимпиады, круглые столы, решение задач, игровые проектирования, анализ конкретных ситуаций и т.п.) решить эту проблему не представляется возможным [1].

Наиболее распространенной формой организации самостоятельной работы являются домашнние (внеаудиторные) задания. Однако традиционная форма домашнего задания для подготовки к семинару, практическому занятию, когда студентам выдают перечень необходимой литературы по данной теме, а иногда даже распределяют вопросы между ними, является малоэффетивной. В лучшем случае студенты приходят на занятия с конспектами. Исправить положение может повышение уровня мотивации. Действенным мотивом здесь может быть практический интерес к предмету и экономике в целом. Вызвать этот иитерес можно, прежде всего, правильной постановкой вопросов для самостоятельной подготовки, они должны быть тесно связаны с областью повседневной жизни, деятельности студентов, будущей специальнистью. Кроме того, актинность самостоятельной работы значительно повышает подготовка к таким занятиям, как программированный опрос-консультация, обсуждение конкретных материалов и проектов, коллоквиумы, самоотчеты, защита творческих рабат, тематические дискуссии, а также все виды занятий с применением анализа конкретных ситуаций.

Хотелось бы отметь, что спонтанное использование всех или каких-либо форм проведения

самостоятельной работы не даст должного результата. Время, отводимое на изучение экономической дисциплины, как известно, делится практически в равных пропорциях на аудиторное и самостоятельную работу. Каждый преподаватель в календарных планах отражает какая тема, в какое время и в какой форме (лекция, практическое занятие) в течение семестра будет изучаться, однако при этом отсутствует график контроля за самостоятельной работой студентов. Где она будет проводиться, в какой форме, по какой теме, как будет осуществляться контроль остастся только догадываться.

В связи с вышесказанным можно выделить основные моменты, обеспечивающие успешность самостоятельной работы:

- мотивированность задания;

- четкая постанонка задач;

- определение алгоритма, метода, способов выполнения работы;

- установление форм отчетности, контроля, объема работы, сроков ее выполнения;

- определение графика консультационной помощи;

- выработка критериев оценок, отчетности.

Развитие современного мыслящего человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности студентов в приобретении новых знаний.

Список использованной литературы 1. Кравченко Л.А., Зачесова Г.М. Олимпиада как одна из интерактивных способов получения экономических знаний студентами технических специальностей // Опыт и проблемы преподавания дисциплины «Экономика» («Экономическая теория») для неэкономических направлений: сб. тр. Межвуз. Науч.-метод. Семинаров 17 декабря 2013г., 22 апреля 2014 г. / сост. Е.А. Драгомирова. - СПб. : Из-во Политехн. Ун-та, 2014. - с.48-51.

© Кравченко Л.А., Паршина Л.Н., 2017

УДК 338.45

Кришталь Олег Ярославович,

магистрант 1 курса кафедры экономики предприятия, Демчук Олег Владимирович, доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, РФ E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В условиях рыночных отношений оборотный капитал приобретает особо важное значение. Он представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала. Таким образом, оборотный капитал являются важным критерием в определении прибыли предприятия. Целевой установкой управления оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотного капитала, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

Ключевые слова

Оборотный капитал, эффективность, кругооборот активов, финансовое состояние,

источники формирования, прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.