международной научно-практической конференции, г. Санкт- Петербург. - СПб. : Изд-во «КультИнформПресс», 2016. с. 88-89.
2. Откуда пошла ипотека? [Электронный ресурс]: http://vsenovostroyki.ru/articles/1228/ (Дата обращения: 13.03.2017).
3 Ипотечное кредитование в цифрах. Статистика выдачи ипотечных кредитов [Электронный ресурс]: http://rusipoteka.ru/ipoteka_v_rossii/ipoteka_statitiska/ (Дата обращения: 18.03.2017).
4. Кредит на жилье и другие программы ипотеки [Электронный ресурс]: https://www.deltacredit.ru/mortgage-о^й/ (Дата обращения: 08.03.2017).
© Кравченко Л.А., Шушанян К.А., 2017
УДК 336.001.36
Л.А. Кравченко,
канд. социол. наук, доцент Д.С. Перчаткин, А.Ю. Лаптиев,
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОАО «РЖД» НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Аннотация
Данная статья посвящена такому явлению в экономике как конкуренция. Конкуренция охватывает множество направлений; в статье рассмотрена конкурентоспособность в сфере железнодорожных перевозок России. Проанализированы статистические данные разных лет о положении логистических компаний на рынке грузоперевозок и сделаны выводы о возможности конкуренции на российском рынке.
Ключевые слова Конкуренция, транспорт, логистика, перевозки, железная дорога
Мы живем в век господства рыночной экономики. Сам по себе рынок ничего не представляет, но само его существование способствует прогрессу человечества. По утверждению многих ученых рынок вынуждает людей изобретать новые и улучшать имеющиеся технологии с целью преумножить свою прибыль. Все это ведет к общему прогрессу человеческой цивилизации.
Территориальные особенности и уровень развития транспортной инфраструктуры приводит к ограничению возможностей конкуренции железных дорог с другими видами транспорта. Железная дорога позволяет транспортировать грузы больших объемов, всевозможных агрегатных состояний и назначений, меньшие объемы продукции, продаваемые поштучно, перевозятся грузовыми автомобилями. В ближайшем будущем именно железнодорожный транспорт будет господствовать в области перевозок массовых грузов (сырья и товарной продукции с невысокой степенью переработки), а также на различных географических сегментах рынка (на больших дистанциях, в регионах с низким уровнем развития транспортной сети).
Итак, возможность конкурирования железнодорожного с других видов транспорта имеет положительную динамику. Так если, в 2000г. величина грузооборота в общем числе составляла 34 %, в 2005 - 39%, в 2013 - 43%, а в 2015 и 2016 годах уже 45%.
Таблица 1
Динамика грузооборота железнодорожного транспорта России (млрд. т/км) [1]
1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Все виды транспорта 3533 3638 4676 4752 4915 5056 5084 5077 5089 5182
железнодорожный 1214 1373 1858 2011 2128 2222 2196 2298 2305 2344
Конкуренция стала расти и с появлением частного бизнеса в сфере железнодорожных перевозок, однако, не смотря на достижения относительно новых участников рынка грузовых перевозок, ОАО «РЖД» все еще остается вне конкуренции. Власть над всей железнодорожной инфраструктурой и владение парком подвижного состава, сравниться с которым не могут даже все вагоны и локомотивы других компаний вместе взятые. РЖД обеспечивает себе максимально благоприятные условия пользования инфраструктурой за счет «дискриминации» частных операторов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что конкуренция наблюдается лишь между частными компаниями, но никак не в железнодорожном сегменте целиком. Она будет оставаться на текущем уровне до тех пор, пока не будут обеспечены равные условия во всех сферах деятельности участников рынка железнодорожных перевозок. ОАО «РЖД» нарушает принцип равноправия хозяйствующих субъектов тем, что одновременно является и владельцем инфраструктуры, и перевозчиком, что не противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-Ф3.
Таблица 2
Грузооборот по видам транспорта в 2015 году [2]
Вид транспорта 2015 Доля видов транспорта в общем грузообороте, %
Млрд.ткм +/- % 2014 2014 2015
Грузооборот транспорта 5088,9 +0,2 100,0 100,0
В том числе
железнодорожного 2304,8 +0,3 45,3 45,3
автомобильного 232,1 -5,9 4,9 4,6
морского 39,8 +24,1 0,6 0,8
внутреннего водного 62,6 -13,5 1,4 1,2
воздушного (транспортная авиация) 5,4 +5,6 0,1 0,1
трубопроводного 2444,2 +0,9 47,7 48,0
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного 86,6 87,1
Компании, оказывающие логистические услуги, в случае утраты экономической и технологической эффективности исчезают. Предприятиям логистического рынка, в условиях нарастающей конкуренции приходится постоянно предоставлять клиентам всё более «продвинутые» услуги: гибкую ценовую политику, сервис «от двери до двери» и отсрочки оплаты платежей.
По данным Росстата, на конец 2015 года в транспортном секторе экономики было зафиксировано порядка 303,5 тыс. организаций. Половина крупнейших транспортно-логистических компаний в России имеют частную форму, ещё 16% принадлежат иностранным юридическим лицам, 11% - смешанная российская собственность с долей федеральной [1].
Таблица 3
Основные показатели компании сферы транспортно-логистических услуг [2]
Предприятие Выручка (млн.руб.) Рост/ снижен ие,% Чистая прибыль (млн.руб.) Доля выручки от ТЛУ
2014 год 2015 год 2014 год 2015 год
ОАО «РЖД» 1401729 1510757 +7,8 -44078 318 87
Universal Gargo Logistics B.V. 126666 128736 +1,6 130 -14603 94
Globaltrans 68700 68200 -0,7 571 4302 100
Продолжение таблицы 3
ФГУП «Почта России» 140354 148910 +6,1 1235 1578 45
АО Федеральная грузовая 49792 46485 -6,6 -3630 -8549 100
компания»
ПАО «ТрансКонтейнер» 36565 42505 +16,2 3658 2831 100
Транспортная группа FESCO 42791 41645 -2,7 -6196 -11525 82
ПАО «СовФрахт» 24081 36499 +51,6 267 742 100
Global Ports 21608 24730 +14,4 -7581 -2053 100
ИСР Транс 20921 22503 +7,6 -868 1495 100
АО «РЖД Логистика» 14963 21866 +46,1 543 797 100
ПАО «Новороссийский 14274 24105 +68,9 -21507 -5199 96
морской торговый порт»
Группа «Аэрофлот» 319771 415173 +29,8 -17146 -6494 3
В таблице 3 представлены самые крупные компании сферы транспортно-логистических услуг. Лидером по объему выручки является ОАО «РЖД», его выручка за 2015 год составила 1510 млрд. рублей, при оказании транспортно-логистических услуг доходы от перевозок грузов и почты составляют 91% выручки, остальные 9% - предоставление аренды транспортных средств и инфраструктуры. Также холдинг РЖД в таблице 3 представляют АО «Федеральная грузовая компания», ПАО «ТрансКонтейнер», АО «РЖД Логистика».
Таким образом, можно сделать вывод: холдинг «РЖД» является ведущей железнодорожной компанией России. Предприятия холдинга в сфере транспортно-логистических услуг занимают лидирующие позиции на рынке, являются конкурентоспособными, своевременно реагируют на изменение рынка и экономической ситуации в стране, применяют гибкость в работе с клиентами, повышают степень совершенствования технологии производства, внедряют современные средства автоматизации. Все это гарантирует им устойчивое и долгосрочное развитие и получение лучших финансовых результатов. Список использованной литературы:
1. Динамика грузоперевозок в России. [Электронный ресурс]: http://ac.gov.rU/files/publication/a/7400.pdf (Дата обращения: 08.03.2017).
2. Основные показатели транспортной деятельности в России. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1136985163781 (Дата обращения: 08.03.2017).
3. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: http://www.rzd.ru (Дата обращения: 08.03.2017).
© Кравченко Л.А., Перчаткин Д.С., Лаптиев А.Ю., 2017
УДК 330.101.8
Л.А. Кравченко,
канд. социол. наук, доцент Л.Н. Паршина,
канд. экон. наук, доцент Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНИЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация
Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов при изучении