УДК 338.658
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Э.Г. Эбуталыбов1, Ф.Т. Асаев2, Н.Ю. Анисимова3
Аннотация
В статье рассмотрены текущее состояние и направления устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. Проведен мониторинг основных социально-экономических показателей, характеризующих функционирование сельскохозяйственных предприятий и сельского населения, отражены мероприятия, необходимые для стимулирования многофункционального развития села.
Ключевые слова: село, сельские территории, сельские местности, сельское население, сельскохозяйственное производство, агропромышленный комплекс, устойчивое развитие.
Сельские территории Российской Федерации имеют мощный ресурсный, демографический, экономический и социально-культурный потенциал, который при более основательном, оптимальном и грамотном использовании может обеспечить высокий уровень занятости жителей села, качество жизни не ниже городского и дать толчок развитию другим секторам экономики. Адекватная система экономики сельской местности должна состоять из трех основных подсистем: экономической, социальной и экологической. Все три подсистемы необходимо развивать в комплексе, не отрывая от остальных. Если обеспечить их полное функциональное взаимодействие, то это даст синергетический эффект и позволит раскрыть потенциал сельских территорий в полной мере.
Объекты и методы исследований. В качестве объектов данного исследования выступили сельские территории Российской Федерации, мониторинг устойчивого развития которых был проведен с помощью методов экономико-статистического и социально-экономического анализа, сравнения показателей в динамике, балансового метода.
Результаты исследований. В Постановлении Правительства Российской Федерации «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» понятие «сельские территории» определено как «территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории» [8]. Их устойчивое развитие должно быть обеспечено решением следующих трех задач:
- выполнением народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов);
- расширением воспроизводства населения, ростом уровня и улучшением качества его жизни;
- поддержанием экологического равновесия в биосфере [8].
Традиционно считается, что сельские местности и агропромышленный
комплекс неразрывно связаны, но это не всегда так. К примеру, Н.Д. Левина, И.В. Палаткин и А.Ю. Павлов указывают, что сугубо аграрный подход в развитии
1Эбуталыбов Эмиль Гуливерович - магистрант Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия.
2Асаев Фархад Тулкинович - магистрант Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия.
3Анисимова Наталья Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Россия.
села и стал основной причиной бедственного положения многих сельских территорий на сегодняшний день. В качестве решения данной проблемы авторы предлагают интенсивно развивать на сельских территориях малый бизнес [6]. Обратную точку зрения высказывает в своей работе В.А. Иванов, который, рассматривая основные проблемы развития сельских территорий, предлагает взять за основу устойчивого развития села именно аграрный сектор [3].
Как уже было сказано выше, уровень развития сельских местностей определяется состоянием ее экономической, социальной и экологической составляющих. Соответственно, комплексная программа развития сельских территорий должна включать в себя мероприятия по каждой из перечисленных сфер. Экономический сектор решает вопросы устойчивого роста и эффективности производства, сбалансированного развития производственного потенциала, возобновления ресурсов. Социальная сфера отвечает за уровень и качество жизни населения, человеческие ресурсы села. Экологическая сфера предусматривает интенсивность использования природных ресурсов, их воспроизводство, сохранение для будущих поколений.
Многие сельские территории России в последние несколько десятилетий находятся в кризисном состоянии. Среди прочих можно выделить основные проблемы развития села с наивысшим приоритетом:
- усугубление демографической проблемы в сельской местности. Последнее десятилетия ярко выражен отток населения из села в город. При этом темпы миграции людей из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня. Смертность сельского населения в различных возрастных группах продолжает расти, особенно у мужчин от 30 до 39 лет. Ожидаемая продолжительность жизни на селе (64,2 года) ниже, чем в городе, на 1,5 года [7];
- высокий уровень безработицы среди сельского населения. Безработица на селе носит преимущественно застойный характер: из 1,5 млн. безработных сельских жителей 33,4 % не могут найти работу более 12 месяцев; 74,8 % не получают пособия и не имеют социальной защиты. Почти в половине сельских регионов РФ уровень незанятого населения составляет свыше 10 %, в 10 регионах уровень безработицы превысил 20 %. За чертой бедности по уровню денежных доходов живут 29,5 млн. сельских жителей, что составляет 75,6 % от общего количества сельского населения, по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1 %). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельчан (22,4 %) более чем в два раза ниже установленного прожиточного минимума. Доля малоимущего населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельской местности составляла в начале 2013 г. 15310,0 руб. или 47,0 % к общероссийскому уровню
[7];
- бедность, низкий уровень жизни в сельской местности и слабо развитая инфраструктура. За период с 1995 по 2013 годы число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось с 31,5 тыс. до 17,5 тыс. (уменьшилось на 44,4 %), общеобразовательных организаций - с 47,8 тыс. до 26,4 тыс. (на 44,8 %), учреждений культурно-досугового типа - с 52,6 тыс. до 37,2 тыс. (на 29,2 %), общедоступных библиотек - с 40,1 тыс. до 30,3 тыс. (24,4 %), киноустановок - с 30,0 тыс. до 3,2 тыс. шт. (89,4 %), больничных учреждений - с 5437 ед. до 1349 ед. (75,2 %).
Более 380 тысяч сельских семей России сегодня нуждаются в улучшении жилищных условий. На конец 2014 года число сельских населенных пунктов, имеющих водопровод, составило 29,0 %, в то время как города оборудованы водопроводными сетями практически на 100,0 %. Число сельских населенных пунктов, имеющих канализацию, составляет 2818 ед., или всего 5,0 % от их общего числа; отоплением обеспечено 61,0 % сельских жилищ. В РФ 95119 сельских населенных пунктов не газифицированы, что составляет 62,1 % от их общего количества. И лишь 27,0 % сельского жилищного фонда на сегодняшний день обеспечены горячим водоснабжением. Удельный вес сельских поселений, лишенных связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, составил на конец 2015 года 34,0 % [2].
Под данным Института комплексных стратегических исследований в 2000 г. затраты на импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственной
продукции в России составлял $7 млрд.; в 2013 г. это значение увеличилось почти в 6 раз - до $43 млрд. 43 % затрат населения в 2013 г. приходилось на импортные продукты питания [4]. В условиях санкций вопрос импортозамещения аграрной продукции становиться крайне актуальным для сельских товаропроизводителей.
Если кризис российского села не сбавит темпов, то вскоре это может привести практически к полному исчезновению сельских местностей в стране. А поскольку базой продовольственной безопасности государства являются именно села, это повлечет за собой проблемы глобального масштаба. Остальные отрасли экономики Российской Федерации в силу сложившихся экономических связей не смогут эффективно функционировать без агропромышленного комплекса. Импорт также не сможет полностью возместить недостачу отечественной сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, развитие сельских территорий Российской Федерации и аграрной экономики как фундамента функционирования села является одной из общегосударственных проблем, требующих решения на всех уровнях управления. К основным направлениям выхода из кризисного состояния сельских местностей России можно отнести развитие сельскохозяйственной кооперации, малого предпринимательства, социальной инфраструктуры села, активизацию инновационной и кредитной деятельности и т.д.
В современной России очень часто сельхозтоваропроизводители, особенно мелкие, лишены права выбора рынка сбыта для своей продукции и поэтому вынуждены прибегать к услугам посредников, увеличивая себестоимость конечного товара. Решить подобные проблемы призваны сельскохозяйственные производственные кооперативы. Также участники кооперативов имеют и другие преимущества коллективного функционирования: снабжение ресурсами, кредитование, переработка продукции, страхование и прочие удельные затраты в расчете на отдельного кооператора в кооперативах существенно ниже. Однако в настоящее время крупным фермерским хозяйствам не выгодно объединяться в кооперативные союзы, они предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Мелкие товаропроизводители, которые представлены в своем большинстве личными подсобными хозяйствами, не готовы к вступлению в кооперативное движение. Сельские жители не имеют достаточно знаний и опыта для эффективного управления кооперативными хозяйствами. В этой связи необходимо учредить государственную программу по повышению экономической грамотности среди сельского населения: разъяснять базовые принципы кооперации в школах, проводить семинары, тренинги и курсы повышения квалификации для жителей и работников села.
Важной составляющей формирования стабильного будущего сельских местностей в рамках рыночной экономики является развитие малого предпринимательства. Для этого в России должны быть созданы консультационные центры и проведены мероприятия по информированию и обучению сельского населения по ведению малого и среднего бизнеса, а также предоставлен доступ к финансовым ресурсам, что позволит более активно задействовать самих жителей в развитии своих сел и деревень. Малое предпринимательство больше всего заинтересовано в максимальном использовании местной ресурсной базы. Этим можно привлечь молодежь, и уменьшить ее отток из села.
При использовании инновационных агротехнологий можно существенно повысить показатели энергосбережения, более эффективно использовать ресурсы, сделать сельскохозяйственное производство Российской Федерации безвредным и безопасным для экологии. Для этого требуется внедрять инновационные технологии не только в аграрное производство, но и стимулировать инновационную деятельность на селе в целом.
Так, например, использование композитных материалов при строительстве объектов сельской инфраструктуры позволяет сократить до 70,0 % затрат на заливку фундамента, поскольку они во много раз легче традиционных материалов, таких, как сталь или железобетон. Применение диодных осветительных приборов последнего поколения позволит снизить общие затраты сел на электроэнергию на 70,0-80,0 %, а использование при сельском строительстве фиб-
робетона повысит устойчивость сооружений к морозам до 40,0 %, водонепроницаемость - до 50,0 %, устойчивость к износу и запылению - до 40,0 %, тем самым увеличивая период их эксплуатации [5].
Особого внимания заслуживает нанотехнологическая продукция, применяемая в агропроизводстве. Наиболее перспективными направлениями здесь на сегодня являются генная инженерия и биотехнологии. К примеру, нанопре-параты, используемые как микроудобрения, могут увеличить урожайность как технических, так и продовольственных культур. Применяя нанотехнологии в отраслях животноводства, можно более эффективно оптимизировать микроклимат содержания скота и птицы, что будет способствовать увеличению их продуктивности. Также новые технологии требуют соответствующей реорганизации всей хозяйственно-производственной системы агропроизводителей, которая сможет также быстро адаптироваться к достижениям современной науки, как и сами новые технологии.
Чтобы уменьшить нагрузку на государственный бюджет, необходимо активизировать и привлечение частных инвестиций в сельские местности. Для этого сельские территории должны стать привлекательными для инвесторов. Сделать это можно путем предоставления мер государственной поддержки в виде субсидирования инвестиционных кредитов, при котором инвестору будет возмещаться часть уплаченной процентной ставки по кредиту. Также необходимо предоставлять льготное кредитование по созданию, модернизации, расширению складов, животноводческих, перерабатывающих и прочих помещений, приобретению сельхозтехники и оборудования. Это должны быть долгосрочные кредиты под низкий процент для уменьшения рисков для предприятий аграрного сектора экономики.
Социальную сферу села можно рассматривать как один из способов сокращения уровня безработицы. Сельскохозяйственное производство имеет свои особенности, которые свойственны социальной инфраструктуре сельской местности. Объекты социальной инфраструктуры создаются как за счет своих средств, полученных от сельскохозяйственных предприятий и накоплений сельского населения, так и с помощью субсидий от государства на строительство жилья, учебных заведений, здравоохранительных учреждений, почтовых отделений и др. Инфраструктура с производством тесно взаимосвязаны между собой. В зависимости от того, насколько хорошо развито производство, зависит и объем вложений в инфраструктуру. А с другой стороны, без развитой системы социальной инфраструктуры будет невозможно достичь высокой эффективности в сельском хозяйстве [1].
Выводы.
1. Сельские территории Российской Федерации представляют собой не только место проживания сельского населения страны, но и являются важным сектором экономики государства, выполняющим производственную, продовольственную и экологическую функции.
2. Для формирования адекватной системы экономики сельских местностей требуется провести комплексные меры по преодолению кризисной ситуации во всех отраслях жизни села.
3. Для эффективного мониторинга, контроля, корректировки и анализа результатов вышеперечисленных направлений устойчивого развития сельских территорий следует разработать систему индикативных показателей, организовать проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи, формировать оперативные доклады по состоянию сельских местностей и рекомендации по корректировке программы развития села.
Список литературы:
1. Бондаренко Р.П. Роль и значение социальной инфраструктуры села / Р.П. Бонда-ренко // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 183-185.
2. Жилищные условия: Официальная статистика ФСГС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/housing.
3. Иванов В.А. Совершенствование размещения и специализации сельского хозяйства как фактор обеспечения продовольственной безопасности региона / В.А. Иванов // Никоновские чтения. - 2014. - № 19. - С. 159-162.
4. Импорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции // Аналитическая серия ИКСИ: электронный журнал. - 17.04.2014 г. - № 68(136). - Режим доступа: http: // www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_ pdf1654.pdf.
5. Инновации и нанотехнологии в АПК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.mcx.ru/news/news/show/9061.355.htm.
6. Левина Н.Д. Проблемы развития бизнес-процессов в сельской местности / Н.Д. Левина, И.В. Палаткин, А.Ю. Павлов // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 6(19). - С. 1-8.
7. О концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: сборник материалов парламентских слушаний (23 апреля 2009 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // coun-cil.gov.ru/files/journalsf/number/20100218143733.pdf.
8. Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319016/.
© Э.Г. Эбуталыбов, Ф.Т. Асаев, Н.Ю. Анисимова, 2016
UDC 338.658
ECONOMIC ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT RURAL TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
E.G. Ebutalybov, F.T. Asaev, N.Yu. Anisivova
Abstract. In article current state and the directions of a sustainable development of rural territories of the Russian Federation are considered. Monitoring of the main socio-economic indexes characterizing functioning of the agricultural enterprises and country people is carried out, the actions necessary for stimulation of multipurpose development of the village are reflected.
Keywords: village, rural territories, rural areas, country people, agricultural production, agro-industrial complex, sustainable development.
© E.G. Ebutalybov, F.T. Asaev, N.Yu. Anisivova, 2016