Научная статья на тему 'Экономические аспекты развития адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации'

Экономические аспекты развития адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2030
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / КВАЗИОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INSTITUTE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / MANAGEMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT / QUASIPUBLIC BENEFITS / SOCIAL CAPITAL / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мачалкин Сергей Евгеньевич, Радченко Артём Сергеевич

В статье представлены основные положения исследования проблемы развития адаптивной физической культуры и спорта с позиций экономической науки. Теоретической основой исследования служит положение о том, что дуализм общественных отношений, обусловленных объективной природой физической культуры как частного блага, с одной стороны, и ее общественной ролью, связанной как с экономическими (воспроизводство), так и социальными (гуманизация общественного сознания) процессами с другой стороны, оставляет открытым вопрос о том, кто должен брать на себя бремя финансового обеспечения производства благ, создаваемых физической культурой как отраслью народного хозяйства. Авторами систематизированы основные факторы (финансовые, инфраструктурные, кадровые, институционально-правовые, организационные, политические), сдерживающие развитие адаптивной физической культуры и спорта в современной России. На основании анализа нормотворчества в области институционализации и развития адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации установлено, что в ряде региональных программ в основу целеполагания заложена спортивно-зрелищная составляющая, а не массовость физического воспитания. Это свидетельствует о системных проблемах государственного управления, что не позволяет в полной мере решить основную задачу государственного управления в данной области регулярного участия широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятиях физической культурой. Проведенный анализ экономических и управленческих проблем развития адаптивной физической культуры в российских регионах позволил предположить, что решение задачи развития адаптивной физической культуры и спорта связано с феноменом социального капитала, как совокупности организационных решений, закрепленных в нормах, традициями, моделями поведения, сетевых связях, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных сторон. Подобное видение способствует формированию широкого социального партнерства, охватывающего все заинтересованные в развитии института адаптивной физической культуры и спорта стороны и продуцирующего положительные экстерналии в регионах и муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мачалкин Сергей Евгеньевич, Радченко Артём Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article authors presented basic provisions of a research of a problem of development of adaptive physical culture and sport from positions of economic science. The provision that the dualism of the public relations caused by the objective nature of physical culture as the private benefit, on the one hand, and its public role connected as with economic (reproduction), and social (a humanization of public consciousness) processes on the other hand leaves open a question of the one who has to undertake a burden of financial security of production of the benefits created by physical culture as branch of the national economy forms a theoretical basis of a research. Authors systematized the major factors (financial, infrastructure, personnel, institutional and legal, organizational, political) constraining development of adaptive physical culture and sport in modern Russia. On the basis of the analysis of rule-making in the field of an institutionalization and development of adaptive physical culture and sport in regions of the Russian Federation authors established that in a number of regional programs a basis of a goal-setting is the sports and spectacular component, but not mass character of physical training. It testifies to system problems of public administration that does not allow to solve fully the main objective of public administration in the field regular participation of a wide range of persons with limited opportunities of health in occupations by physical culture. The carried-out analysis of economic and administrative problems of development of adaptive physical culture in the Russian regions allowed to assume that the solution of a problem of development of adaptive physical culture and sport connects with a phenomenon of a social capital as sets of the organizational decisions fixed in norms, traditions, behavior models, the network communications providing interaction of interested parties. Similar vision promotes formation of the wide social partnership covering all parties interested in development of institute of adaptive physical culture and sport and producing positive externalities in regions and municipalities.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты развития адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации»

УДК 332.158 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-1-59-64

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАЧАЛКИН СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

РАДЧЕНКО АРТЁМ СЕРГЕЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье представлены основные положения исследования проблемы развития адаптивной физической культуры и спорта с позиций экономической науки. Теоретической основой исследования служит положение о том, что дуализм общественных отношений, обусловленных объективной природой физической культуры как частного блага, с одной стороны, и ее общественной ролью, связанной как с экономическими (воспроизводство), так и социальными (гуманизация общественного сознания) процессами - с другой стороны, оставляет открытым вопрос о том, кто должен брать на себя бремя финансового обеспечения производства благ, создаваемых физической культурой как отраслью народного хозяйства. Авторами систематизированы основные факторы (финансовые, инфраструктурные, кадровые, институционально-правовые, организационные, политические), сдерживающие развитие адаптивной физической культуры и спорта в современной России. На основании анализа нормотворчества в области институционализации и развития адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации установлено, что в ряде региональных программ в основу целеполагания заложена спортивно-зрелищная составляющая, а не массовость физического воспитания. Это свидетельствует о системных проблемах государственного управления, что не позволяет в полной мере решить основную задачу государственного управления в данной области - регулярного участия широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятиях физической культурой. Проведенный анализ экономических и управленческих проблем развития адаптивной физической культуры в российских регионах позволил предположить, что решение задачи развития адаптивной физической культуры и спорта связано с феноменом социального капитала, как совокупности организационных решений, закрепленных в нормах, традициями, моделями поведения, сетевых связях, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных сторон. Подобное видение способствует формированию широкого социального партнерства, охватывающего все заинтересованные в развитии института адаптивной физической культуры и спорта стороны и продуцирующего положительные экстерналии в регионах и муниципальных образованиях.

Ключевые слова: институт адаптивной физической культуры, управление адаптивной физической культурой и спортом, квазиобщественные блага, социальный капитал, социальное партнерство

Рост инвалидности является проблемой глобального уровня. В нашей стране по состоянию на октябрь 2013 г. официально признано около 12,8 млн инвалидов, или 9,2 % всего населения Российской Федерации, что требует от государства и общества выработки адаптивных механизмов, снижающих социально-экономические последствия роста инвалидности (рис. 1). В этой связи особую актуальность приобретают исследования проблем в области экономики и управления физической культуры и спорта.

Специфика процесса труда, средств и результатов труда работников организаций, связанных с

физической культурой и спортом, позволяет говорить о них как о самостоятельной отрасли народного хозяйства. Однако до недавнего времени, вне рамок маркетинговой системы здравоохранения, образования и т. д. физическая культура, и, прежде всего, адаптивная физическая культура, как составная часть социальной сферы, отождествлялась не просто с непроизводственным, но и непроизводительным трудом, то есть как производная, сугубо затратная сфера народного хозяйства. Присоединение Российской Федерации к Конвенции по правам инвалидов актуализировало проблему фи-

нансовых источников развития адаптивной физической культуры и спорта. Между тем, физическая культура и спорт, как любая отрасль представляет собой совокупность экономических отношений, имеющих свою специфику. С одной стороны, физическая культура и спорт производит частные блага. Напомним, что для частных благ характерна высокая избирательность в процессе потребления (потребление частного блага одним лицом делает

невозможным его потребление другими лицами), так же как и легкость исключения неплательщиков из числа потребителей частных благ (свойство ис-ключаемости). С другой стороны, все понимают исключительное общественное значение физической культуры и спорта. Достаточно выделить общепризнанные функции физической культуры и спорта, связанные с воспроизводством совокупной рабочей силы:

Рис. 1. Общее число инвалидов (тыс. чел. - левая ось) и общий коэффициент распространенности инвалидности (на 1000 населения - правая ось) [1]

- повышение и устойчивое сохранение высокой производительности физического и умственного труда, снижение производственного брака;

- восполнение дефицита двигательной активности, укрепление нервной системы от нервных перегрузок, улучшение общих и специфических параметров двигательной деятельности;

- укрепление здоровья, снижение заболеваемости и травматизма, профилактика болезней, продление творческого долголетия;

- снижение проблем алкоголизма, наркомании и токсикомании;

- физическое воспитание, направленное на формирование здорового, физически и духовно крепкого подрастающего поколения [2].

Исключительное общественное значение физической культуры и спорта, с одной стороны, и частный характер потребления благ, создаваемых отраслью, с другой, определяют противоречие в системе экономических отношений в отрасли, которое проявляется, прежде всего, в доступности услуг, предоставляемых специалистами в области физической культуры. В первую очередь, это относится к адаптивной физической культуре, поскольку, если физическую культуру следует рассматривать как «деятельность людей по созданию и ис-

пользованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека», то адаптивная физическая культура призвана обеспечить «комплексную реабилитацию и социальную интеграцию человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида» [3], то есть субъекта социально незащищенного. В силу своих общественных функций физическую культуру следует относить к той группе отраслей, которые производят так называемые «квазиобщественные блага». В интересах государства и общества сделать физическое воспитание и массовый спорт как можно более доступными и с физической и с экономической точек зрения с учетом гетерогенности потребителей благ, создаваемой отраслью (пол, возраст, национальность, уровень интеллекта, социальный статус, тип личности и стиль поведения, физическое и психическое здоровье, мотивация и ценностные ориентации и т. д.).

Сегодня развитие адаптивной физической культуры и спорта в Российской Федерации определяется рамками Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также положениями «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в части увеличения доли лиц с ограни-

ченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом.

Основные направления государственного управления развитием массовой адаптивной физической культуры включают в себя:

- формирование мотивационных механизмов регулярных занятий адаптивной физической культурой, сохранения и укрепления здоровья;

- повышение степени информированности и уровня грамотности целевых социальных групп в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также здорового образа жизни в целом;

- разработку научно-методического и медико-биологического обеспечения социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов методами адаптивной физической культуры;

- определение и финансовое обеспечение базовых площадок для реализации комплексного подхода к развитию адаптивной физической культуры на региональном и муниципальном уровнях;

- оптимизацию процесса межведомственного взаимодействия властных структур, координации их действий с общественными организациями, занимающихся проблемами инвалидов, в том чис-

ле вопросами развития адаптивной физической культуры в регионах и муниципалитетах;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства профессиональных кадров в области адаптивной физической культуры;

- повышение географической и экономической доступности услуг адаптивной физической культуры и спорта;

- построение эффективной системы проведения спортивно-массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностям здоровья и инвалидов;

- создание структурных единиц на региональном и муниципальном уровнях для координации, методического сопровождения и мониторинга развития массовой адаптивной физической культуры;

- усиление привлекательности материальной базы, соответствующей современным требованиям «безбарьерной среды» [4].

Однако, практика развития адаптивной физической культуры и спорта в России свидетельствует о многочисленных пробелах в нормативно-правовой, организационно-методической и ресурсной базе управления.

В таблице 1 систематизированы основные факторы, сдерживающие развитие адаптивной физической культуры и спорта в современной России.

Таблица 1

ФАКТОРЫ Содержание

Финансовые - недостаточное финансовое обеспечение адаптивной физической культуры и спорта на муниципальном уровне

Инфраструктурные - труднодоступность спортивных объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и малоимущих слоев; - недостаточность специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря [5]

Кадровые - недостаток работников в области адаптивной физической культуры и спорта, в том числе из-за отсутствия ставок и нежелания работать по специальности из-за низкой оплаты труда (за исключением па-ралимпийского и сурдлимпийского спорта высших достижений) [6]

Институционально-правовые - неполнота нормативно-правовой базы развития адаптивной физической культуры и спорта; - преобладание дублирующего отраслевого законодательства в области физической культуры и спорта в большинстве субъектов РФ, которое не учитывает национальные, финансовые и иные особенности региона [7]

Организационные - отсутствие координации и недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия, взаимодействия между уровнями власти, а также с общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья; - отсутствие нормативов бюджетной обеспеченности в сфере физической культуры и спорта; - недостаточное развитие современных организационно-правовых форм развития адаптивной физической культуры (отделения АФК, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы и др.) [8]; - слабая организация научно-методического и медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Политические - отсутствие вменяемой пропаганды адаптивной физической культуры и спорта среди населения; - склонность ответственных организаций к показной работе, работе на спортивные результаты и громкие мероприятия в ущерб увеличению доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом

Факторы, ограничивающие развитие адаптивной физической культуры и спорта в регионах РФ

Так, например, Тамбовская область добилась определенных успехов в развитии адаптивной физической культуры, будучи одним из первых субъектов Российской Федерации, который ввел данную деятельность в правовое поле социальной политики региона.

Однако, беглого взгляда на нормативные документы достаточно, чтобы понять, сколь остро стоит задача по обеспечению основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г. в рядовых регионах страны. Согласно государственной программе Тамбовской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014-2020 гг., общие затраты на адаптивную физическую культуру и спорт в 2014-2020 гг. за счет всех источников финансового обеспечения планируется в размере 16272,5 тыс. руб.: в 2014 г. - 602,2 тыс. руб.; 2015 г. - 310,3 тыс. руб.; 2016 г. - 1000,0 тыс. руб.; 2017 г. -1000,0 тыс. руб.; 2018 г. - 4220,0 тыс. руб.; 2019 г. -4520,0 тыс. руб.; 2020 г. - 4620,0 тыс. руб.

Из средств федерального бюджета в соответствии с соглашениями с Министерством спорта Российской Федерации на подпрограмму запланировано 960,0 тыс. руб.: в 2018 г. - 320,0 тыс. руб.; 2019 г. - 320,0 тыс. руб.; 2020 г. - 320,0 тыс. руб.

При этом в качестве целевых ориентиров реализации подпрограммы развития адаптивной физической культуры и спорта заявлены следующие показатели:

- доля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, от числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом (2020 г. - 45 %);

- количество спортсменов, участников Па-распартакиады, Паралимпийских игр, Всероссийских соревнований по программе Специальной олимпиады и иных соревнований высшего уровня для людей с ограниченными возможностями и инвалидов (2020 г. - 70 чел.);

- доля призовых мест от общего количества участия спортсменов-инвалидов в Параспартакиа-де, Паралимпийских играх, Специальных олимпийских играх и иных соревнованиях высшего уровня (2020 г. - 20 %);

- доля тренеров-преподавателей, работающих в сфере адаптивной физической культуры, прошедших курсы повышения квалификации, переподготовки по адаптивной физической культуре и спорту (2020 г. - 90 %) [9].

Для сравнения ознакомимся с основными целевыми ориентирами развития адаптивной физической культуры и спорта для Свердловской области:

- рост удельного веса лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, в общей численности данной категории: на первом этапе - до 14 % в 2017 г. и на втором этапе - до 20 % в 2020 г.;

- увеличение удельного веса специальных (коррекционных) учреждений, в которых организованы занятия адаптивной физической культурой и спортом: на первом этапе - до 50 % в 2017 г. и на втором этапе - до 80 % в 2020 г. [8].

Следует напомнить, что увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на I этапе (2009-2015 гг.) - с 3,5 % до 10 %, на II этапе (2016-2020 гг.) - до 20 %) является основным целевым ориентиром стратегии развития адаптивной физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г.

Тот факт, что в некоторые региональные программы в основу целеполагания заложена спортивно-зрелищная составляющая, а не массовость физического воспитания, свидетельствует о системных проблемах государственного управления в области организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и социальной реабилитации инвалидов, например, дефиците научно обоснованных методов и подходов при принятии управленческих решений, отсутствии достоверной, полной и объективной информации о ситуации в области реабилитации инвалидов, которые, наряду с ограниченностью материально-технической и финансовой базы, выступают лимитирующими факторами социальной реабилитации методами адаптивной физической культуры.

Таким образом, существующая на современном этапе в регионах система управления адаптивной физической культурой и спортом не позволяет в полной мере решить основную задачу государственного управления в области реабилитации лиц с ограниченным здоровьем и инвалидов - регулярного участия широкого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья, как условия развития социального института адаптивной физической культуры.

Можно предположить, что решение проблем, связанных с развитием адаптивной физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации, сопряжено с формированием более сложной организационной структуры института адаптивной физической культуры, которая позволила бы пре-

одолеть управленческие барьеры (феномен «работы на показатель») и концентрировать ресурсы не только государственного, но и частно-корпоративного сектора экономики регионов.

Представляется, что решение задачи развития адаптивной физической культуры и спорта необходимо связывать с феноменом социального капитала, как совокупности организационных решений, закрепленных в нормах, традициями, моделями поведения, сетевых связях, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных сторон. Подобное видение способствует формированию широкого социального партнерства, охватывающего государственные и муниципальные структуры управления, частные корпорации, социальные институты образования, социальной защиты, здравоохранения и т. д., общественные организации, занимающиеся вопросами инвалидов, и продуцирующего положительные экстерналии в регионах и муниципальных образованиях.

Литература

1. Васин С., Кваша Е., Рамонов А., Харькова Т. Здоровье и нездоровье россиян // Демоскоп Weekly. № 647648. 15-30 июня 2015. URL: http://www.demoscope.ru-/weekly/2015/0647/tema04.php

2. Ферова И. С., Григорьева Е. Г., Шилина О. Н., Казаков А. А. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. Красноярск, 2008. - С. 7.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: в 2-х т. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. Т. 1. М., 2003. С. 31-32.

4. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. URL: http://www.garant.ru/products-/ipo/prime/doc/70487836/#ixzz4WYfrRC2s

5. Бегидов М. В., Бегидова Т. П. Нормативно-правовое обеспечение адаптивной физической культуры и спорта // Правовая наука и реформа юридического образования. 2012. № 2. С. 117-118.

6. Бегидов М. В., Бегидова Т. П. Система управления адаптивной физической культурой в регионах Российской Федерации // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей Всерос. с междунар. участием очно-заочной науч.-практ. конф. Воронеж, 2016. С. 559.

7. Чесноков А. Н. Российское законодательство о физической культуре и спорте. История и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.

8. Концепция развития адаптивной физической культуры в Свердловской области на период до 2020 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/412301301

9. Государственная программа Тамбовской области «Развитие физической культуры, спорта и туриз-

ма» на 2014-2020 годы. URL: http://cult.tmbreg.ru-/assets/files/TOURISM/NPA/PAO_1075_Fizkult.pdf

References

1. Vasin S., Kvasha E., Ramonov А., Khar'kova T. Zdorov'ye i nezdorov'ye rossiyan [Health and illness of Russians] // Demoskop Weekly. № 647-648. 15-30 iyunya 2015. URL: http://www.demoscope.ru-/weekly/2015/0647/tema-04.php

2. Ferova I. S., Grigor'yeva E. G., Shilina O. N., Kazakov А. А. Menedzhment i ekonomika fizicheskoj kul'tury i sporta [Management and economy of physical culture and sport]. Krasnoyarsk, 2008. S. 7.

3. Teoriya i organizatsiya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: v 2-kh t. Istoriya i obshchaya kharakteristika adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture: in 2 vol. History and general characteristic of adaptive physical culture] / pod obshch. red. prof. S. P. Evseeva. T. 1. M., 2003. S. 31-32.

4. Metodicheskiye rekomendatsii po razvitiyu adap-tivnoj fizicheskoj kul'tury i sporta v sub"yektakh Ros-sijskoj Federatsii i na territorii munitsipal'nykh obrazovanij s uchetom luchshikh polozhitel'nykh praktik sub"yektov Rossijskoj Federatsii i mezhdunarodnogo opyta [Methodical recommendations about development of adaptive physical culture and sport in subjects of the Russian Federation and in the territory of municipalities taking into account the best positive practices of subjects of the Russian Federation and the international experience]. URL: http://www.garant.ru/products-/ipo/prime/doc/70487836/#-ixzz4WYfrRC2s

5. Begidov M. V., Begidova T. P. Normativno-pravovoye obespecheniye adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i sporta [Standard legal support of adaptive physical culture and sport] // Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya. 2012. № 2. S. 117-118.

6. Begidov M. V., Begidova T. P. Sistema uprav-leniya adaptivnoj fizicheskoj kul'turoj v regionakh Ros-sijskoj Federatsii [Control system of adaptive physical culture in regions of the Russian Federation] // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'ye v sovremennom obshchestve: sb. nauch. statej Vseros. s mezhdunar. uchastiyem ochno-zaochnoj nauch.-prakt. konf. Voronezh, 2016. S. 559.

7. Chesnokov А. N. Rossijskoye zakonodatel'stvo o fizicheskoj kul'ture i sporte. Istoriya i sovremennost' [Russian legislation on physical culture and sport. History and present]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2007. S. 9.

8. Kontseptsiya razvitiya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury v Sverdlovskoj oblasti na period do 2020 goda [The concept of development of adaptive physical culture in Sverdlovsk region for the period till 2020]. URL: http://docs.cntd.ru/document/412301301

9. Gosudarstvennaya programma Tambovskoj oblas-ti «Razvitiye fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma» na 2014-2020 gody [The state program of the Tambov region «Development of physical culture, sport and tourism» for 2014-2020]. URL: http://cult.tmbreg.ru-/assets/files/TO-URISM/NPA/PA0_1075_Fizkult.pdf

* * *

ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

MACHALKIN SERGEY EVGENYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

RADCHENKO ARTYOM SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors presented basic provisions of a research of a problem of development of adaptive physical culture and sport from positions of economic science. The provision that the dualism of the public relations caused by the objective nature of physical culture as the private benefit, on the one hand, and its public role connected as with economic (reproduction), and social (a humanization of public consciousness) processes - on the other hand leaves open a question of the one who has to undertake a burden of financial security of production of the benefits created by physical culture as branch of the national economy forms a theoretical basis of a research. Authors systematized the major factors (financial, infrastructure, personnel, institutional and legal, organizational, political) constraining development of adaptive physical culture and sport in modern Russia. On the basis of the analysis of rule-making in the field of an institutionalization and development of adaptive physical culture and sport in regions of the Russian Federation authors established that in a number of regional programs a basis of a goal-setting is the sports and spectacular component, but not mass character of physical training. It testifies to system problems of public administration that does not allow to solve fully the main objective of public administration in the field -regular participation of a wide range of persons with limited opportunities of health in occupations by physical culture. The carried-out analysis of economic and administrative problems of development of adaptive physical culture in the Russian regions allowed to assume that the solution of a problem of development of adaptive physical culture and sport connects with a phenomenon of a social capital as sets of the organizational decisions fixed in norms, traditions, behavior models, the network communications providing interaction of interested parties. Similar vision promotes formation of the wide social partnership covering all parties interested in development of institute of adaptive physical culture and sport and producing positive externalities in regions and municipalities.

Key words: institute of adaptive physical culture, management of adaptive physical culture and sport, qua-sipublic benefits, social capital, social partnership

Об авторах:

Мачалкин Сергей Евгеньевич, кандидат экономических паук, доцепт кафедры сервиса, туризма и торгового дела Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Радченко Артём Сергеевич, студент 4 курса Педагогического института направления подготовки адаптивная физическая культура Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Machalkin Sergey Evgenyevich, Candidate of Economics, Associate Professor of Service, Tourism and Trade Business Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Radchenko Artyom Sergeevich, 4-year student, Educational Program «Adaptive Physical Culture», Teacher Training College, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.