Научная статья на тему 'Экономические аспекты повышения эффективности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» на территории Омской области'

Экономические аспекты повышения эффективности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» на территории Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1146
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ / ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА / ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москвина Е. Г.

Данная работа направлена на исследование проблем и перспектив реализации программы поддержки обеспечения молодых семей жильем. В работе рассмотрены проблемы государственной поддержки молодых семей в получении жилья. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» преследует осуществление двух целей: во-первых, развитие рынка строительства жилья, для повышения доступности его приобретения, и, во-вторых, организация прямой поддержки определенных социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты повышения эффективности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» на территории Омской области»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ

МОЛОДЫХ СЕМЕЙ» приоритетного национального проекта

«ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ» НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.Г. МОСКВИНА

Данная работа направлена на исследование проблем и перспектив реализации программы поддержки обеспечения молодых семей жильем. В работе рассмотрены проблемы государственной поддержки молодых семей в получении жилья. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» преследует осуществление двух целей: во-первых, развитие рынка строительства жилья, для повышения доступности его приобретения, и, во-вторых, организация прямой поддержки определенных социальных групп.

Ключевые слова: демографические проблемы, поддержка молодых семей, цели национального проекта, проблемы поддержки, инновационные методы улучшения правительственной программы.

По данным социологического опроса, отсутствие нормальных жилищных условий как важный фактор, негативно влияющий на появление малышей в семьях россиян, отметили 16% респондентов [7, а 25-26].

Жилищный вопрос для молодых семей не перестает быть актуальным и в наше время. Отсутствие у большинства молодых семей денежных средств на первоначальный взнос и высокие процентные ставки не позволяют рассчитывать на ипотечный кредит. В этих условиях особую роль приобретают социальные выплаты на приобретение или строительство жилья [12, а 19-20].

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы [1] (далее - Подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Основной целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, что также будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране. Динамику изменения численности населения можно проследить по рис. 1.

Население России

шшмптшшм шп ш к Рисунок 1. - Динамика численности населения России за период 1950-2010 гг.

По данным рисунка видно, что негативный характер динамики, начавшийся с конца 90-х годов, сменяется положительным только в 2009 году [6, а 116].

Среди причин демографических проблем в России по данным социологического исследования проводимого среди населения выделяют наравне с другими проблемами и отсутствие жилищной площади. Почти две трети россиян (60 %) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими [13].

В 2001 была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» [3] В документе констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики. В 2007 году была принята новая «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4].

Особого внимания и деликатного подхода требует вопрос, связанный с осуществлением важнейшей функции семьи - ее репродуктивным назначением. В подавляющем большинстве стран мира забота о деторождении введена в ранг госу-

дарственной политики [11, а 89-92].

На начало 2005 года 250 тыс. молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. [5, а 45-49].

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома [2].

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям,

нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Реализация системы мероприятий подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:

1. нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;

2. финансовое обеспечение реализации подпрограммы;

3. организационное обеспечение реализации подпрограммы [10].

Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Размер социальной выплаты составляет не менее:

1. 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, не имеющих детей;

2. 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).

Возможными формами участия организаций в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников подпрограммы, а также иные формы поддержки. Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

Возможность реализации рассматриваемой подпрограммы на региональном уровне определена законом «Об утверждении целевой программы Омской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы» от 25.04.2006 г.

Целью Программы является предоставление государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.

Реализация мероприятий Программы позволит оказать государственную поддержку молодым семьям при улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий. Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств, средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого или строящегося жилого помещения.

На цели реализации Программы направлены средства областного бюджета в объеме 484,2 млн. рублей, в том числе:

- в 2006 году - 30,0 млн. рублей;

- в 2007 году - 91,0 млн. рублей;

- в 2008 году - 115,0 млн. рублей;

- в 2009 году - 120,0 млн. рублей;

- в 2010 году - 128,2 млн. рублей.

Характер финансирования подпрограммы из

средств областного бюджета имеет положитель-

ную динамику, и по сравнению с базисным периодом рост показателя составил 427,33%, что в абсолютном выражении составляет прирост в объеме 98,2%. Общий прогнозный объем финансирования мероприятий Программы с учетом поступлений из федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников составляет 1614,2 млн. рублей (в ценах 2006 года).

В данной статье хотелось бы рассмотреть направления улучшения реализуемых мероприятий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Омской области, ввиду того что планируется дальнейшее пролонгирование подпрограммы.

Рассмотрим более подробно каждое из направлений улучшения подпрограммы.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения жильем молодых семей.

Совершенствование нормативно-правовой базы необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне.

На федеральном уровне предлагается ввести закон «О государственной поддержке молодой семьи в РФ». В нем должны быть заложены действующие механизмы, позволяющие молодой семье самостоятельно решать жилищные, социальные, финансовые и другие проблемы. Успешные опыт в стране есть, достаточно вспомнить МЖК (молодежные жилищные кооперативы).

На региональном уровне предлагается разработать дополнительные документы, которые бы детализировали процесс реализации подпрограммы.

2. Разработка сайта по реализации программы в Омской области

Структура сайта должна быть максимально упрощена и удобна для поиска по всем интересующим вопросам, для тех кто уже является участниками программы с одной стороны, а с другой, также необходимо разместить информацию и для потенциально возможных участников.

В разделе вопросов и ответов предлагается разместить также активное окно с он-лайн консультациями, где квалифицированный специалист центра по приему заявок на получение сертификатов, сможет дать ответы на вопросы связанные с механизмом реализации подпрограммы, требованиями к участникам, а также на другие вопросы, связанные с подпрограммой.

3. Разработка новых проектов планировки и размерности квартир.

Предложение квартир, имеющих небольшие размеры, на рынке достаточно ограничено. Поэтому участвующие в программе молодые семьи вынуждены покупать квартиры большей площади и самостоятельно оплачивать лишние квадратные метры и брать большие кредиты. К сожалению, предлагаемое на таких условиях молодой семье доступное жилье, оказывается недоступным.

Главное достоинство строительства малосе-меек - их доступность, потому что за счет простой планировки удалось добиться существенного снижения себестоимости строительства и как следствие, - приемлемой цены.

4. Разработка новых линий кредитных предложений государственным банком.

Кредит должен быть призван решить жилищную проблему молодых семей, в которых хотя бы один из супругов моложе 35 лет (либо неполной семьи с ребенком, при условии, что родитель не

достиг 35-ти летнего возраста). При этом, при определении размера кредита может учитываться не только совокупный доход супругов, членов молодой семьи, но и их родителей. Поэтому кредит по программе должны иметь возможность получить и студенты, живущие на стипендию, при условии, что их родители будут оказывать им материальную поддержку при осуществлении расчетов по кредиту. Молодым семьям при наличии ребенка достаточно иметь всего 20% собственных средств

5. Создание фонда социального жилья.

На наш взгляд, жилищный фонд социального использования должен формироваться за счет прямого бюджетного финансирования. Его заказчиком выступают государство и муниципалитеты, подрядчиками — частные коммерческие компании, выбираемые в рамках соответствующих конкурсных процедур. Тогда государство, выступая в качестве инвестора, вправе устанавливать и регулировать цены, добиваясь от проектных и подрядных организаций снижения себестоимости жилья [9, с. 53-59].

В процессе создания и управления фондами социального жилья участвуют и муниципальные жилищные корпорации, и жилищные кооперативы, и некоммерческие жилищные ассоциации, и частные владельцы. Подобное расширение списка участников позволяет находить согласованные размеры платы за социальное жилье и принципы его распределения.

Активное формирование фондов социального жилья в сочетании с частным арендным сектором жилья могло бы стать существенным стабилизирующим фактором при решении жилищных проблем всех граждан России [8, с. 56-59].

6. Пересмотр возрастных критериев участников программы.

В качестве пути по улучшению реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» предлагается принять допустимым к участию в программе семью возраст одного из супругов не превышает указанных пределов, а возраст другого не принимается во внимание.

7. Разработка прогрессивной шкалы, определяющей размер предоставляемых субсидий.

В частности, необходимо внести поправки в закон Омской области «Об утверждении целевой программы Омской области «Обеспечение сырьем молодых семей» на 2006-2010 годы» в части определения размера предоставляемых субсидий. Необходимо четко прописать, на какой размер субсидии может рассчитывать семья в зависимости от ее качественного и количественного состава.

8. Создание системы строительных сберкасс.

Одним из возможных вариантов покупки

квартиры является приобретение жилья в строящихся объектах недвижимости.

Организация в России и, в частности, в Омской области строительных сберегательных касс очень важна на данный момент для молодых семей. Если эта схема кредитования будет поддерживаться государством, если оно будет давать молодым семьям какие-то субсидии и гарантии, то это будет большим шагом вперед по обеспечению граждан.

Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить жильем более 150 тысяч молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условия также позволит обеспечить:

1. привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;

2. развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

3. укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;

4. развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

В заключение можно сделать вывод о том, что помощь молодой семье - основной двигатель движения страны к высокоорганизованному демократическому обществу с большой долей среднего класса, являющегося опорой государственного строя.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

2. Постановление правительства от 22.08.2002г. №638 о подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг.

3. Распоряжение Правительства РФ от 24.9.2001 № 1270-р «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года».

4. Указ Президента РФ от 9.10.2007г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Антонова Е., Бендина О. конструирование социальных проблем.//Социс-2010. №1, с.45-49.

6. Демографический ежегодник России 2010. М. Госкомстат России. 2010, с.116.

7. Егоров А.С. как возникла и почему так глубока современная демографическая яма//Известия.-2010. №31, с.25-26.

8. Кулаков К.Ю. актуальные проблемы совершенствования восприятия структуры недвижимости //Недвижимость: экономика и управление.-2009. №1-2, с. 56-59.

9. Мирелли А.М. вопросы жилищной политики //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. №43, с. 53-59.

10. Новая редакция подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы 'Жилище" на 2002 - 2010 годы

11. Тихонова Н.Е. человеческий капитал среднего класса в России. 2010. №47, с.89-92.

12. Шаламова Н.О. обеспечение жильем молодых семей: условия, механизм и вопросы

//Налоги. 2009. №35, с. 19-20.

13. www.gks.ru

14. www.omskedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.