УДК 338.001.36
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
М.Р. Мифтахов
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан Для связи с автором: E-mail: Marsel.Miftahov@tatar.ru
Аннотация:
Физкультура и спорт - важнейший фактор поддержания и укрепления здоровья людей, способ общения, активного проведения досуга, альтернатива вредным привычкам и различным асоциальным явлениям общества.
Вместе с тем физкультура и спорт имеют большое экономическое значение: средства, вложенные в их развитие, окупаются, что выражается в повышении уровня здоровья населения, увеличении общей работоспособности, продлении жизни человека. Расходы государства на физическую культуру и спорт являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения.
В данной статье рассмотрены основные подходы государственной политики в сфере физкультуры и спорта к эффективному использованию и загрузке спортивной инфраструктуры в Республике Татарстан.
Ключевые слова: студенческий спорт, экономика, развитие, инвестиции, спортивный объект, эффективность, спортивная инфраструктура.
ANALYSES OF THE EFFECTIVENESS OF USE OF SPORT VENUES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN M.R. Miftahov
Ministry of Youth Affairs and Sport of the Republic of Tatarstan Abstract:
Development of the physical training and sports is the priority in the Republic of Tatarstan in social policy and it is based on legal framework. he implementation of state policy in field of physical training and sports is realized according to the Ministers' Cabinet of the Republic of Tatarstan № 1134 from 30.12.2010 "Creation of long-term strategy on physical training and sports development in the Republic of Tatarstan for the period 2011-2015 years". Currently in the republic, we can observe the positive dynamics in field of development modern and accessible conditions for physical trainings and sports. Among these sports facilities - biggest in Russia and Europe - Basket-Holl, ice rink - Tatneft Arena, Field Hockey centre, International equestrian sport complex "Kazan", Tennis Bay Academy, Shooting complex etc.
Key words: university sports , the economy , development, investment , sports facility, efficiency, sports infrastructure .
ВВЕДЕНИЕ
Цель исследования — анализ современных подходов к эффективному использованию спортивных сооружений в Республике Татарстан.
Результаты исследования и их обсуждение. Инфраструктура для занятий физической культурой и спортом является важным компонентом социальной инфраструктуры города. Сеть физкультурно-спортивных сооружений по сравнению с остальными системами обслуживания населения является более сложной и многообразной. Она входит в со-
став многих структурных элементов населённых мест, используется всеми возрастными группами населения, представлена многообразием форм собственности, является ёмкой по территории и динамично изменяющейся. Ведущим элементом физкультурно-спортивной инфраструктуры следует считать её материальную базу, которая состоит из объектов системы обслуживания соответствующими услугами, а также административно-общественных, просветительских, зрелищных, оздоровительных объектов и объектов массового отдыха.
Высокую значимость создания полноценной физкультурно-спортивной инфраструктуры отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании XVIII Генеральной ассамблеи Ассоциации национальных олимпийских комитетов 13 апреля 2012 года: «Создание устойчивой системы массового спорта, строительство достаточного числа спортивных сооружений, обеспечение их доступности, повышение роли физической культуры в образовании и воспитании сегодня являются приоритетом для очень многих стран мира, и Россия здесь, безусловно, не будет исключением. Наша цель — добиться, чтобы к 2020 году не менее 40% наших граждан регулярно занимались спортом, вели здоровый и активный образ жизни» [6].
Во второй статье Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» физическая культура определяется как одна из важнейших составляющих социальной инфраструктуры, значение которой заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном использовании свободного времени и возможности самореализации в сфере спортивных достижений. Особое внимание доступности спортивных сооружений уделено в новой федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1,2].
В Республике Татарстан развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением проводимой социальной политики и основывается на надежной нормативно-правовой базе. Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 № 73 «Об утверждении государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» [3]. В последнее время в Республике Татарстан в связи с активным ростом спортивной инфраструктуры особое внимание приобретает вопрос её загрузки и социально-экономической эффективности.
Так, в настоящее время в Республике Татарстан наблюдается положительная динамика в области развития современных и доступных условий для занятий физической культурой и спортом. Так, на начало года количество спортивных сооружений составляет более 10 тысяч единиц, которые за раз могут посетить 251 тыс. чел. (10578, в том числе в сельской местности — 4513 ед-ц).
В 2015 году закончился срок действия федеральной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». За 10 лет реализации данной программы в республику привлечено 2,2 млрд. рублей федеральных средств и построено 52 спортивных объекта, из которых в 2015 году введено в эксплуатацию 11, среди них:
- 6 крупных спортивных комплексов общей площадью 24 082 кв.м.;
- 4 футбольных поля общей площадью 28 944 кв.м.;
- 1 физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа общей площадью 4 516 кв.м. За счет республиканского бюджета в 2015 году введены в эксплуатацию спортсооруже-ния в Кайбицком и Тетюшском муниципальных образованиях.
Следующий этап в рамках новой федеральной программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы» — определить приоритетом строительство малобюджетных спортивных сооружений, направляемых на развитие массового спорта, формирование здорового образа жизни по месту жительства, и создание условий для подготовки и сдачи комплекса норм ГТО.
На сегодняшний день практически во всех районах имеются высокотехнологичные спортивные сооружения. Обеспеченность спортивными залами составляет 59,52%, (по РФ — 62,3%), плавательными бассейнами — 15,18% (по РФ — 9,9%), плоскостными спортивными сооружениями — 79,70% (по РФ — 62,3%).
В целом Республика Татарстан является лидером по обеспеченности плавательными бассейнами и плоскостными спортивными сооружениями среди субъектов России. Вместе с тем можно отметить низкую обе-
спеченность плоскостными сооружениями в крупных муниципальных образованиях: г. Казань, г. Набережные Челны, а также Альметьевском, Бугульминском, Елабужском, Заинском, Зеленодольском, Лениногорском, Мамадыш-ском, Менделеевском, Нижнекамском районах. Решением проблемы призвано стать строительство недорогих открытых спортивных объектов по месту жительства. Один из таких примеров — строительство универсальных спортивных площадок во всех муниципальных образованиях республики. Новые универсальные спортивные площадки позволят заменить старую материально-техническую базу путем строительства плоскостных сооружений на месте прежних не только в больших муниципальных образованиях, но и в малых населенных пунктах Республики Татарстан. С 2013 года начался масштабный проект по строительству универсальных спортивных площадок в городах и населенных пунктах муниципальных образований Республики Татарстан. Универсальные спортивные площадки представляют собой плоскостные сооружения для занятий физической культурой и спортом (баскетбол, волейбол, футбол), а также занятий на турниках и уличных тренажерах. Для детей предусматривается установка детских городков.
Спортплощадки располагаются не только в крупных городах и поселках городского типа, но и в деревнях и селах Республики Татарстан, что дает большой толчок для развития массового физкультурно-оздоровительного движения.
Всего предусмотрено 6 вариантов спортивных площадок:
- вариант 1: площадка для баскетбола/волейбола; площадка с тренажерами;
- вариант 2: площадка для игры в мини-футбол; площадка с тренажерами;
- вариант 3: площадка для баскетбола/волейбола; площадка для игры в мини-футбол; площадка с тренажерами;
- вариант 4: площадка для игры в мини-футбол;
- вариант 5: площадка для баскетбола/волейбола;
- вариант 6: площадка с тренажерами.
Все варианты спортивных площадок имеют ограждение спортивных зон, а также оборудование искусственного освещения для занятий физкультурой и спортом в темное время суток.
Вариант строительства универсальных спортивных площадок определяется муниципальным образованием Республики Татарстан в соответствии с категорией населения, где будет располагаться данное сооружение. Всего в период с 2013-2015 годы построено 482 спортивные площадки во всех 45 муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Из республиканского бюджета выделено 1029 млн. рублей (300 млн. рублей — 2013 г., 340 млн. рублей — 2014 г., 389 млн. рублей — 2015 г.). В 2016 году планируется строительство 188 площадок на сумму 419,9 млн.рублей Особенностью строительства является то, что их будут оснащать оборудованием для сдачи норм Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО. Согласно предварительным данным от муниципалитетов, спортплощадки передаются на баланс:
- средним общеобразовательным учреждениям и ссузам — 55% от всех построенных объектов;
- детско-юношеским спортивным школам — 18%;
- сельским поселениям — 27%.
На всех введенных в эксплуатацию объектах режим работы определялся непосредственно балансодержателями. На сегодняшний день практически все спортивные площадки доступны.
По данным муниципалитетов, фактическое количество занимающихся в день составляет:
- на мини-футбольных площадках — до 200 человек (от 130 до 200 человек);
- на баскетбольно-волейбольных площадках
- до 240 человек (от 110 до 240 человек);
- на площадках уличных тренажеров — до 190 человек (от 80 до 190 человек);
- на универсальных площадках (мини-футбол, баскетбольно-волейбольная, уличные тренажеры) — до 480 человек (от 200 до 480 человек).
Необходимо подчеркнуть важные моменты в реализации данного проекта:
— прежде всего, площадки открыты для бесплатного доступа всех категорий населения. Преимущественно с 8-00 до 18-00 на площадках занимаются учащиеся образовательных учреждений, детско-юношеских спортивных школ, студенты и молодежь. Вместе с тем, согласно расписанию занятий эксплуатирующих организаций, во время отсутствия образовательного процесса на площадки имеется доступ населению, в том числе семьям инвалидов и пенсионеров;
— важным является то, что из общего объема построенных площадок 235 объектов расположены в небольших городах и в сельских поселениях. Это создает современные возможности для развития массового физкультурно-оздоровительного движения на селе. И здесь особенно необходима поддержка всех муниципальных образований в обеспечении эффективной загрузки, обслуживания и сохранности этих спортивных объектов (в сельской местности в 2013 году построено 118 спортплощадок; в 2014 году —117. В г. Казани построено 21 спортплощадка (2013 год — 9, 2014
— 12), в г. Набережные Челны — 13 площадок (2, 11) в других городах республики — 52 площадки (г. Нижнекамск — 5: 3, 2; г. Альметьевск
— 11: 8, 3; г. Зеленодольск — 2: 1, 1; г. Бугульма
— 5: 2, 3; г. Лениногорск — 6: 2, 4; г. Елабуга — 8: 5, 3; г. Чистополь — 3: 1, 2; г. Азнакаево — 7: 3, 4; г. Заинек — 5: 2, 3).
На сегодняшний день реализация в республике проекта по строительству спортивных площадок для занятий физической культурой и спортом по месту жительства уже дает огромный социальный эффект. За два года (2013-2014 гг.) среди населения Татарстана отмечен рост на 10% показателя систематически занимающихся спортом (на начало 2013 года — 28,7%; на начало 2016 года — 39,83%). Данные спортивные объекты расширяют возможности по реализации проектов, направленных на профилактику правонарушений в молодежной среде и приобщению молодежи к здоровому образу жизни [4]. Реализация данной программы, аналогов которой нет практически ни в одном регионе
России, имеет большое значение для увеличения систематически занимающихся физической культурой и спортом в сельской местности и вовлечения населения в физкультуру и спорт.
Совершенствование спортивной инфраструктуры в Республике Татарстан получило мощный импульс благодаря подготовке к XXVII Всемирной летней Универсиаде. Для организации соревнований Всемирных студенческих игр было задействовано 60 современных многофункциональных объектов, 36 из которых — нового строительства. Некоторые из введенных объектов не имеют аналогов не только в России, но и в Европе. К примеру, Центр гребных видов спорта, Комплексы стендовой и пулевой стрельбы, Дворец единоборств, Дворец водных видов спорта и уникальный футбольный стадион «Казань-арена» на 45 тыс. зрительских мест. Важной особенностью казанских Игр является то, что наряду с подготовкой к Универсиаде были активно проработаны вопросы рационального и эффективного использования спортсооружений, которые легли в нормативную составляющую под названием Концепция наследия Универсиады. То есть уже изначально были определены собственники 30 новых спортивных объектов, из которых 18 были закреплены за федеральными высшими учебными заведениями, 4 — в собственности Республики Татарстан, 8 — в муниципальной собственности. Это очень важный документ. Если обратиться к данным о работе спортивных комплексов, оставшихся после проведения последних Олимпийских игр, то можно увидеть, что в Ванкувере многие объекты были просто демонтированы, в Пекине и Афинах они простаивают из-за нехватки финансирования, в Сочи вопрос об эффективном использовании олимпийских объектов еще только рассматривается. Большая часть универсиадских спортсооружений размещена в районах плотного заселения, что положительно влияет на занятия спортом жителей города. Такие спорткомплексы, как «Триумф», «Форвард» и «Ак Буре» стали центрами спортивной жизни в районах, которые прежде не могли похвастаться
богатой спортивной инфраструктурой. Сюда потянулись люди самых разных возрастов. Кроме того, на спортивных объектах были установлены веб-камеры, изображение с которых передается на специализированный Интернет-портал. Благодаря этому население имеет возможность ознакомиться с функционалом комплексов, с расписанием и тарифной сеткой. А надзорные органы внимательно контролируют деятельность объектов. В развитии массового спорта сегодня ежедневное количество посещений ледовых арен, спортивных залов, плавательных бассейнов только в г. Казани составляет более 30 тысяч человек. Из них 15% — люди пенсионного возраста, 12% — люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, более 45% — учащиеся общеобразовательных и спортивных школ.
Наиболее посещаемыми объектами являются плавательные бассейны (32% от общего посещения), ледовые катки, спортивные залы и футбольные поля (примерно по 20%). Для загрузки и развития культурно-массовой работы среди населения на объектах используются новые формы популяризации здорового образа жизни. Проводятся Спартакиады среди учащихся республики, среди вузов и ссузов, госслужащих и муниципальных служащих, среди пенсионеров и инвалидов. Сооружения активно арендуют для проведения корпоративных спортивных мероприятий. Здесь проводились VII Спартакиада Федеральной налоговой службы России (около 300 участников), Спартакиада органов прокуратуры Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь (около 380 участников), X Летняя Всероссийская Газпромиада (около 2000 участников), Сбербанкиада и др. В развитии детско-юношеского спорта активно осуществляется перевод спортивных школ на новые объекты. Так, на начало текущего года на балансе государственных и муниципальных ДЮСШ находятся 120 спортивных комплексов, в том числе 26 ледовых дворцов и 38 плавательных бассейнов. Только по г. Казани около 25 тысяч ребят по 50 видам спорта разместились в новых современных объектах.
В развитии студенческого спорта созданы прекрасные условия для занятий физической культурой и спортом в шаговой доступности от мест учебы для 100 тысяч студентов. С большим успехом действуют футбольная студенческая лига, студенческая хоккейная лига, волейбольная лига, ассоциация студенческого баскетбола. Локомотивом студенческого спорта в республике призвана стать Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. Это современное образовательное учреждение нового формата, которое располагается на территории Деревни Универсиады — ультрасовременного студенческого кампуса вместимостью более 14500 человек (14592 чел.). Академия включает в себя 7 современных спортивных сооружений, учебные подразделения, научно-исследовательский институт технологий подготовки спортивного резерва, центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, высшую школу тренеров, центр подготовки резерва сборных команд России.
Таким образом, сформирован целый образовательно-спортивный кластер, где регулярно проводятся российские и международные спортивные соревнования, воспитываются новые поколения отечественных спортсменов. Помимо этого, кластер является хорошей площадкой и для прохождения практики спортивных специалистов — от тренеров до менеджеров [7,8]. Что касается спорта высших достижений, то в настоящее время на базе Центра гимнастики, Центра гребных видов спорта и во Дворце водных видов спорта размещены федеральные центры по подготовке сборных команд. Немаловажное значение в загрузке спортивных объектов имеет также проведение крупных спортивных мероприятий. Это аренда, опыт и имидж объекта. Только в ближайшее время республике предстоит провести ряд крупнейших мировых чемпионатов, таких как Чемпионат Европы по дзюдо, Чемпионат Европы по бадминтону, Жеребьевка Кубка конфедерации по футболу, Чемпионат Европы по самбо и другие соревнования. Таким образом, благодаря вводу спортивных
объектов многие индикаторы выполняются с опережением. Так, одним из основных показателей развития спорта является охват занимающихся. К концу 2015 года он составил 39,83% — 1 440 200 человек. Несмотря на то, что общая доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, несколько выше, чем в других регионах Российской Федерации, пока еще наблюдается отставание от аналогичного показателя в развитых странах (40-60%).
Следующий индикатор — охват по студентам. За 5-летний период число студентов, регулярно занимающихся спортом, увеличилось в 2,2 раза (с 35,77% до 78,54% - 115 897 студентов). Вопрос анализа функционирования спортивных сооружений всегда стоит под особым контролем.
По итогам 2015 года среди инвалидов количество занимающихся составило 33061 человек, или 10,22%, что соответствует целевым показателям республиканской и федеральной программ.
По итогам Универсиады была создана рабочая группа. Были проведены выездные проверки эффективности использования спортивных сооружений, построенных в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. Эффективность использования спортивного объекта оценивалась по следующим основным критериям (данным):
- персоналу;
- объемам финансирования, их источников, финансовой потребности;
- годовому содержанию;
- наличию платных услуг и услуг по программе «Пятилетка здоровья» при удовлетворении физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей населения;
- предоставлению услуг учреждениям дополнительного образования детей (ДЮСШ);
- техническим параметрам сооружения, нормативной и фактической пропускным способностям.
Содержание объектов осуществляется в основном за счет средств, выделяемых в виде субсидий на выполнение государственных, республиканских и муниципальных заданий,
а также средств, полученных от деятельности, приносящей доход. Средства, полученные от внебюджетной деятельности, в основном идут на текущее содержание объектов, коммунальные расходы, увеличение фонда оплаты труда персонала, материально-техническое обеспечение и прочие услуги. В целом спортивные сооружения представляют собой объекты с возможностью для занятий различными видами спорта. В сооружениях имеются основные соревновательные спортивные помещения (открытые плоскостные площадки), такие как плавательные бассейны, ледовые площадки, игровые залы и поля, специализированные залы, а также вспомогательные тренировочные залы (залы по различным единоборствам, залы хореографии, тренажерные залы и т.д.). Мы провели анализ средней фактической загруженности основных спортивных помещений от нормативных показателей пропускной способности (отражает количество человек, которое способно было принять спортивное сооружение с учетом действующих норм эксплуатации объектов данной категории, на основании планово-расчетных показателей категории занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений). Так, средняя фактическая загруженность основных спортивных (соревновательных) помещений (площадок) от нормативных (проектных) показателей пропускной способности составила более 100% или близка к данному показателю с учетом погрешности. Неполная загрузка (менее 90%):
- бассейны: плавательный бассейн СК «Ватан» (25 м) и тренировочный бассейн Дворца водных видов спорта (50 м);
- спортивные (игровые) залы: Дворец единоборств «Ак Барс», СК «Биектау», КПБ «Буревестник», СК «Мирас», СК «Олимпиец», Центр бокса и настольного тенниса;
- игровые поля: стадионы «Мирас» и «Тулпар»;
- вспомогательные (тренировочные) залы: средний показатель по всем спортивным сооружениям составляет 78,88% (равны или более 100% с учетом погрешности показатели Дворца единоборств «Ак Барс», КПБ «Ак
Буре», «Буревестник», СК «Тулпар» и Центра гимнастики).
Вопросы, которые возникли при проведении проверки:
- не решен вопрос по возмещению муниципальными детско-юношескими спортивными школами финансовых средств федеральным и ведомственным объектам за фактическое использование спортивных и вспомогательных помещений. В связи с этим федеральные и ведомственные объекты не имеют возможности получения доходов за используемое время;
- в связи с переходом вузов в 2015 году на подушевое нормативное финансирование планируется уменьшение объема средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание объектов;
- не оформлены договорные отношения между федеральными объектами и муниципальными детско-юношескими спортивными школами. В связи с этим ДЮСШ не могут получить лицензию на образовательную деятельность;
- не передана исполнительно-техническая и строительная документация отдельным балансодержателям объектов;
- возникла необходимость рассмотрения вопроса по льготному начислению коммунальных платежей для спортивных объектов;
- недостаточно загружены спортивные помещения в первой половине дня;
- необходимо систематизировать распределение спортивных команд различных министерств и ведомств, занимающихся на бесплатной основе, по всем спортивным комплексам;
- необходимо централизовать создание единого прейскуранта цен для предоставления услуг на платной основе для объектов Универсиады.
Решение:
1. Проработать вопрос по возмещению муниципальными детско-юношескими спортивными школами финансовых средств федеральным и ведомственным объектам за фактическое использование спортивных и вспомогательных помещений.
2. Разработать типовой договор о совместной
деятельности между федеральными объектами и муниципальными детско-юношескими спортивными школами.
3. Рассмотреть вопрос по льготному начислению коммунальных платежей для спортивных объектов.
4. Разработать и принять комплекс мер по организации загрузки спортивных площадок, тренировочных залов.
5. Рассмотреть вопрос по созданию единого прейскуранта цен для предоставления объектам Универсиады услуг на платной основе.
6. Рассмотреть вопрос по созданию спортивных клубов при объектах с целью организации занятий для различных категорий и слоев населения.
7. В зависимости от мощности спортивного сооружения, его функциональных особенностей и значения сформировать план деятельности этого спортивного сооружения. В плане должны быть четко представлены объемы предстоящих работ, сроки исполнения, обеспеченность рабочей силой, материалами, оборудованием, инвентарем и указана ответственность определенных лиц.
ВЫВОДЫ
Несмотря на развитую физкультурно-спор-тивную инфраструктуру, сохраняется ее неравномерное размещение в различных районах республики, что не способствует активному вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом. Это особенно важно с точки зрения обеспечения массовости занятий физической культурой и спортом по месту жительства, работы, учебы, а также является одной из мер по улучшению демографической ситуации. Неравномерные темпы роста массовости занятий физической культурой и спортом сопровождаются неравномерным охватом ими отдельных категорий населения (студентов, детей и подростов, работающего населения и т.д.). В связи с этим приоритетной задачей Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан на сегодняшний день является поиск новых форм, методов привлечения населения республики к систематическим занятиям физической культурой и спортом на спортивных объектах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 03.11.2015) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
3. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2014 № 73 «Об утверждении государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».
4. Материалы коллегии «Итоги работы Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан за 2015 год» / Министерство по делам молодежи и спорту РТ; Под ред. В. А. Леонова. - Казань, 2015. -108 с.
BIBLIOGRAPHY
1. Federal law of 04.12.2007 N 329-ФЗ (ed. From 03.11.2015) "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation."
2. Russian Federation government resolution dated january 21, 2015 № 30 "On the federal target program" Development of the Russian Federation of physical culture and sport in the 2016-2020 ".
3. Resolution of the cabinet of ministers of the Republic of Tatarstan on 07.02.2014 №73 "On approval of the state program" Development of youth policy, physical culture and sports in the Republic of Tatarstan for 2014-2020 ".
4. Booklet "Results of the Ministry of Youth and Sport of the Republic of Tatarstan for 2015" / Ministry of Youth and Sport of RT; Ed. Vladimir Leonov. - Kazan, 2015. -108 p.
5. Мифтахов M.P. Современные подходы к эффективному использованию новых спортивных сооружений в Республике Татарстан // Теория и практика физической культуры.- 2014. -№ 1. - С. 25-27
6. Официальный сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://er.ru/ news/2012/4/13/k-2020-godu-sportom-budut-zanimatsya-40-rossiyan-uveren-putin/, свободный.
7. Спортивные объекты для тренировок [Электронный ресурс]: официальный сайт дирекции XXVII Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани. - Казань -режим доступа: http:// kazan2013.ru/ru/sportobjects/ training
8. Спортивные объекты для соревнований [Электронный ресурс]: официальный сайт дирекции XXVII Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани. - Казань - режим доступа: http:// kazan2013.ru/ru/sports_ facilities
5. M.R.Miftakhov Modern approaches to the effective use of new sports facilities in the Republic of Tatarstan // Theory and practice of physical culture. - 2014. - № 1. -P. 25-27
6. The official website of the party "United Russia" [Electronic resource]. - Access: http://er.ru/ news/2012/4/13/k-2020-godu-sportom-budut-zanimatsya-40-rossiyan-uveren-putin/, free.
7. Sport facilities for trainings [Electronic resource]: official web site of the directorate of the XXVII World Summer Student Games -2013 in Kazan. - Kazan -URL: http://kazan2013.ru/ru/sportobjects/ training (In Russian)
8. Sport facilities for competitions [Electronic resource]: official web site of the directorate of the XXVII World Summer Student Games -2013 in Kazan. - Kazan - URL: http://kazan2013.ru/ru/sports_ facilities (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мифтахов Марсель Ринадович (М1ЛаЬоу Ма^1 Rinadovich) - начальник отдела международной деятельности и информационно-аналитического обеспечения Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.