DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-10 УДК 338.242
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
Быковская Ю.В.
В ходе проводимых в России реформ общество приходит к осознанию приоритетного развития социальной политики государства, без которого невозможно создание нормальных условий жизни граждан, развитие и полное использование их профессиональных качеств. В этой связи очевидна актуальность социальных вопросов, существующих на современном этапе развития России.
Сегодня проблемы формирования и реализации социальной политики -интенсивно развивающаяся область научных исследований. При этом представители разных областей науки отстаивают свои права на социальную политику. Общим является то, что экономическая составляющая социальной политики присутствует в большинстве исследований разных специалистов.
Экономическая сущность социальной политики раскрывается через систему ее функций, направлений формирования и проведения, приоритетов развития государства. Анализ показывает, что социальная политика -многогранный процесс, многоуровневое и системное явление. Основная задача социальной политики - повышение уровня и качества жизни граждан с целью стимулирования экономического роста и прогрессивного социально-экономического развития государства.
Очевидно, что социальная политика и экономика находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Проведение социальной политики напрямую связано с экономическим развитием страны. Посредством эффективного
использования методов, механизмов, инструментов социальной политики обеспечиваются экономический рост и развитие государства. Социальная политика является индикатором уровня социально-экономического развития общества. Вместе с тем, современная экономика не может считаться эффективной, если не она не выполняет своего главного назначения - удовлетворять потребности граждан, обеспечивать рост уровня их жизни и национальное благосостояние.
Ключевые слова: социальная политика, сущность социальной политики, модели социальной политики, благосостояние граждан, социально-экономическое развитие государства.
ECONOMIC ESSENCE OF SOCIAL POLICY: QUESTIONS OF THE THEORY AND METHODOLOGY
Bykovskaya J.V.
During the reforms in Russia society comes to an understanding of the priority of social policy, which is essential for the creation of normal living conditions of citizens, development and full use of their skills. In this context, the relevance is obvious social problems existing at the present stage of development of Russia.
Today the problems of development and implementation of social policy - is rapidly developing area of research. Together with it, representatives of different areas of a science defend the rights to social policy. The general is that the economic component of social policy is present in most studies of different specialists.
The economic essence of social policy is revealed through its functions, directions for forming and holding, development priorities of the state. The analysis shows that social policy, multifaceted process, multi-level and systemic phenomenon. The main objective of social policy - is raising the level and quality of life in order to stimulate economic growth and progressive social and economic development.
Obviously, social policy and the economy are closely interrelated and interdependent. Social policies directly related to economic development. With the efficient use of methods, tools, instruments of social policy is provided economic growth and development of the state. Social policy is an indicator of socio-economic development. However, the modern economy cannot be effective unless it does not fulfill its main purpose - to meet the needs of citizens, ensure the growth of their standard of living and the national welfare.
Keywords: social policy, the essence of social policy, social policy model, public welfare, socio-economic development of the state.
В ходе проводимых в России в последние два десятилетия административных, социально-экономических, налоговых и бюджетных реформ общество приходит к осознанию приоритетного развития социальной политики государства, без которого невозможно создание нормальных условий жизни человека, развитие и полное использование его профессионального потенциала.
Актуальность вопросов, связанных с социальными преобразованиями, и такое пристальное внимание к проблемам социального характера объясняется рядом причин, и, прежде всего тем, что состояние социальной сферы имеет первостепенное значение для развития общества и государства в целом. Ведь чем выше уровень развития общества, тем больше необходимость удовлетворения его социальных потребностей. В этой связи, очевидно, что значимость социальных вопросов, существующих на современном этапе развития России, переоценить невозможно.
Важность данного направления развития России, являющегося одной из фундаментальных норм жизни, целей и ценностей нашего общества, закреплена в Конституции Российской Федерации.
Одно из положений Конституции Российской Федерации гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че-
ловека. Это, прежде всего, предполагает формирование государственной социальной политики, соответствующей концепции социального государства, с четко выраженными приоритетами и направлениями социально-экономического развития, системой социальной защиты граждан, эффективным комплексом институтов, методов, механизмов, инструментов, ресурсов и средств по их реализации.
Основные принципы, определяющие понятие «социальное государство», сформированы в документах, признанных мировым сообществом. Это Всеобщая декларация прав человека ООН и Декларация социального прогресса и развития ООН; конвенции и рекомендации Международной организации труда, декларация и программа действий, принятые на Копенгагенском социальном саммите в 1995 г.
Так, например, в Декларации социального прогресса и развития, определены главные цели социального прогресса и развития, к которым, относятся:
- обеспечение справедливого вознаграждения за труд, установление минимального уровня заработной платы, достаточно высокого для обеспечения удовлетворительного уровня жизни;
- обеспечение неуклонного повышения уровня жизни, а также справедливого и равномерного распределения доходов;
- достижение самого высокого уровня здравоохранения и обеспечение охраны здоровья всего населения по возможности бесплатно;
- повышение уровня образования на протяжении всей жизни;
- обеспечение всех, особенно лиц, имеющих низкий доход и большие семьи, удовлетворительным жилищным и коммунальным обслуживанием;
- проведение мероприятий в области социальной защиты и устранение условий, порождающих преступность;
- создание условий для быстрого и неуклонного социального и экономического развития.
Современное социальное государство должно быть ориентировано на поддержание социальной стабильности общества. Иными словами, идея социального государства заключается в правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества [9, С.169].
Подтверждением этой идеи являются положения Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 7 Конституции Российской Федерации приводится перечень социальных обязательств государства:
- охраняются труд и здоровье людей;
- устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;
- обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развивается система социальных служб;
- устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В этой связи, очевидно, что основными задачами государства при реализации социальной политики является создание организационно-правовых и социально-экономических механизмов, обеспечивающих достойный уровень благосостояния граждан.
Все вышесказанное делает социальную политику важнейшей сферой интересов общества, вызывает исследовательскую активность ученых по отношению к ее сущности, основным принципам, методам, механизмам и направлениям формирования и реализации.
Так, например, по мнению одного из виднейших специалистов в области социальных преобразований и направлений социально-экономического развития России Н.М. Римашевской, дальнейшее продвижение России по пути ста-
новления цивилизованного рынка возможно только при условии решения накопившихся социальных проблем и противоречий путем маркетизации отраслей социальной сферы, которая должна быть адаптирована к рыночным условиям... Пришло время создания эффективной социальной доктрины, которая коренным образом изменила бы социальную политику государства и способствовала бы действительному созданию социального государства, которым Россия провозгласила себя в ст. 7 Конституции Российской Федерации [7, С5-20].
При этом, по словам Н.М. Римашевской, ситуация, складывающаяся в области социальных отношений, требует, во-первых, немедленного глубокого маневра в сторону конкретного человека, позитивного изменения условий и уровня жизни, возможностей социального и профессионального развития, во-вторых, повышения ценности труда и трудовой мотивации. Ведь без активизации деятельности каждого трудоспособного гражданина не может быть экономического развития и роста благосостояния в стране [8,С.6-28]. Для этого необходимо эффективное развитие образования, здравоохранения, социального страхования, пенсионного обеспечения, налогового стимулирования и, в конечном счете - системы оплаты труда и социальной защиты различных категорий граждан. Только в условиях последовательного планомерного роста заработной платы можно обеспечить заинтересованность работника в более эффективном труде и реализовать постоянный рост его производительности.
Помимо этого, как отмечает Н.М. Римашевская, необходимо снижение социальной поляризации. Уменьшение дифференциации в оплате труда, доходах, имущественной обеспеченности должно проходить на базе интенсивного формирования средних слоев населения, образующих главный субъект платежеспособного спроса, который лежит в основе экономического роста. Главным инструментом уменьшения поляризации заработной платы и доходов, как считает Н.М. Римашевская, является налоговая система, которая на базе дифференцированных налоговых шкал должна обеспечивать запрет на сверхвысокие заработки и доходы. Иными словами, в настоящее время налоговому стимули-
рованию должна отводиться немаловажная роль при решении вопросов социальной направленности.
В. Куликов и В. Роик считают, что одной из основных целей развития государства в области социальной политики является расширение занятости и повышение уровня доходов работающего населения, усиление на этой основе стимулов роста производительности труда и производства в целом [5, С.3-17].
Г.И. Осадчая полагает, что основная причина недостаточной эффективности российской социальной политики заключается в недооценке роли государства в обеспечении благосостояния общества в условиях перестановки внутри социальной структуры, расширения или сужения конкретных социальных групп, смены их доходов, статуса, престижа, качества жизни [6,С.24-29].
Следует подчеркнуть, что сегодня вопросы социальной политики: анализ современного состояния, направления, приоритеты и перспективы ее развития - это интенсивно развивающаяся область научных исследований. Так, например, в настоящее время в России существует несколько исследовательских организаций, которые осуществляют исследования, затрагивающие социальную проблематику, проводят экономический анализ различных аспектов социальной политики (оплата труда, пенсионное социальное, медицинское обеспечение). Это такие организации, как Институт социально-политических исследований РАН, Высшая школа экономики, Фонд Бюро Экономических исследований, Институт экономики переходного периода, Независимый институт социальной политики. Некоторые из организаций проводят масштабные социологические опросы - например, Институт экономики города, Независимый центр социологических исследований. Научные проекты в области изучения доходов проводятся в рамках программ Левада-Центра.
Более того, словосочетание «социальная политика» используется не только среди профессиональных ученых различных отраслей науки и практиков, но и укоренилось и стало одним из распространенных терминов в повседневной жизни граждан.
В этой связи, для того, чтобы анализировать социальную политику или отдельные ее аспекты и давать обоснованные оценки, определять стратегию ее формирования и реализации, необходимо разобраться с ее сущностью.
Не будет преувеличением, сказать, что представители разных областей науки отстаивают свои права на социальную политику. Вопрос о принадлежности социальной политики к той или иной научной области в настоящее время остается спорным и довольно острым.
Многие социологи склонны рассматривать социальную политику как социологическое направление. В качестве обоснования в научных источниках часто приводится выделение П. Сорокиным [11] специального четвертого раздела социологии, который он обозначил как социальную политику. При этом первый раздел социологии П.Сорокин называет общим учением об обществе. Второй раздел социологии составляет социальная механика, третьим разделом социологии является социальная генетика.
Л.В. Константинова полагает, что вопрос о сущности социальной политики наиболее принципиальный характер мог бы носить в социологической науке. По ее мнению: «Это связано с тем, что социологическая интерпретация социальной политики, в силу предметной обусловленности данной области научного знания, в отличие от подходов других наук, способна претендовать на более комплексный и синтетический анализ природы изучаемого явления ... В сущности социальной политики больше именно социального, нежели экономического или правового... Это связано с тем, что непосредственной сферой реализации социальной политики является сфера социального. Доминантные цели и результаты социальной политики фокусируются именно в этой сфере, преобразуя и видоизменяя существенные параметры ее функционирования. При этом экономические, правовые, политические составляющие социальной политики чаще выступают в качестве технологических средств, механизмов преобразования, заимствованных из других сегментов жизненного пространства общест-
венной системы, и не покрывают социальную политику как целостность» [4,С.37-38].
Ученые-историки, рассматривая социальную политику, исследуют ее феномен, выбирая особый формат ее изучения: например, с помощью исторического экскурса по социальной проблематике и ее отражения в экономических и социологических концепциях [10].
Другие исследователи изучают социальную политику с позиций норм права: гражданского, финансового, а также рассматривают социальную политику с позиций нормативного правового регулирования механизмов ее формирования и реализации [1].
Ученые-экономисты исследуют социальную политику, акцентируя внимание на ее экономической составляющей: политика доходов и заработной платы, механизм расчета пенсий, финансовое обеспечение социальных проблем, расходы государства на социальную политику и т.д. Более того, социальная политика как учебная дисциплина является одним из компонентов Государственного образовательного стандарта по экономике.
Без сомнений, сущность понятия «социальная политика» является предметом острых научных дискуссий представителей разных наук, причем содержание этой категории у разных специалистов значительно отличается друг от друга.
Академик Т.И. Заславская разграничивает широкий и узкий смысл понятия «социальная политика». По ее мнению «В узком смысле - это система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев населения, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить собственное положение... Социальная политика в широком смысле направлена на достижение более сложной и масштабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону
более полного воплощения подлинно социалистических отношений [14, С.13; 3, С.21].
И.А. Григорьева считает, что «Социальная политика - это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества» [2, С.20-21].
Т.М. Апостолова и Н.Р. Косевич дают следующее определение социальной политики: «Можно определить социальную политику как целенаправленную деятельность государства, ставящую своей целью смягчение противоречий между участниками экономических (рыночных) отношений и предотвращение социальных конфликтов» [1, С.23].
Т.Ю. Сидорина, рассматривая социальную политику в системе наук, дает этому понятию следующее определение: «Социальная политика XX в. - это одно из важнейших направлений деятельности государства - государственная социальная доктрина, определяющая стратегию и цели развития общества, а также деятельность различных негосударственных институтов; это область научных исследований; учебная дисциплина, которая преподается во многих отечественных и зарубежных университетах; наконец - это система мер по обеспечению социальных потребностей общества и его слоев» [9, С.18].
Ракитский Б.В. дает следующее определение социальной политике; «Социальная политика - объективные общественные взаимоотношения и субъектные взаимодействия классов, социальных групп и общностей по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.) [12,С.24].
Общим является то, что российские ученые, в отличие от зарубежных, приоритет в проведении социальной политики отдают государству, а обществу, в лице общественных организаций и институтов отдают второе место. При этом, экономическая составляющая социальной политики присутствует в большинстве исследований специалистов разных отраслей науки.
Это очевидно, ведь социальная политика широко используется в государственном управлении, является важнейшим направлением деятельности и развития современного государства и неразрывно связана с теми целями и задачами, которое оно ставит перед собой, и, прежде всего, с уровнем благосостояния граждан, качеством их жизни, возможностями использования человеческого потенциала. И, несмотря на серьезные различия в определении понятия социальной политики, доминирующим является представление о необходимости сознательного управления социально-экономическими процессами, важности разработки и реализации социальных технологий.
Принимая во внимание позиции разных специалистов и множество определений категории «социальная политика» можно сделать вывод, что социальная политика представляет собой многогранный процесс и сложное, многоуровневое и системное явление. Не вызывает сомнений, что основная задача социальной политики - это повышение уровня, условий и качества жизни граждан с целью стимулирования экономического роста и прогрессивного социально-экономического развития государства. Решение этой задачи возможно с помощью различных методов, механизмов, институтов и инструментов социальной политики.
На формирование модели социальной политики государства, в том числе методов, механизмов и институтов ее проведения оказывают влияние многие факторы - уровень экономического развития, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, политические, правовые, исторические традиции страны. Однако во всем многообразии моделей социальной политики государств в научной литературе группировка этих моделей осущест-
вляется по определенным видам.
Так, например, существуют следующие группировки моделей социальной политики (Таблица 1):
Таблица 1
Группировки моделей социальной политики
I - модель Бисмарка; - модель Бевериджа. - скандинавская (Шведская) модель. IV - благотворительная модель; - административная модель; - стимулирующая модель.
II - англо-саксонская модель; - континентальная модель; - скандинавская модель; - южно-европейская модель. V - либеральная модель; - корпоративная модель; - общественная модель; - патерналистская модель.
III - социал-демократическая модель; - консервативная модель; - либеральная модель; - католическая (латинская) модель. VI - рыночная модель; - социально-ориентированная модель.
Каждая модель социальной политики имеет свои сильные и слабые стороны. Это связано с приоритетами, особенностями стратегических целей и задач, реализуемых на государственном уровне, развитостью экономической системы, уровнем социальной напряженности в стране, характером социальных ожиданий.
Российскими исследователями составлена совокупность критериев, по которым с учетом мирового опыта осуществляется классификация моделей социальной политики [3,С.45], в том числе:
- место социальной политики среди национальных приоритетов;
- распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;
- масштабы государственного сектора в экономике страны, которые опре-
деляются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей населения, занятого в государственном секторе;
- особенности национальной политики - определение целей и инструментов социальной политики в зависимости от отношения государства к экономическим и социальным проблемам, например к вопросам уровня бюджетных расходов на социальные цели.
Анализ моделей социальной политики говорит о том, что важнейшую роль в группировке играет роль и степень участия государства в решении социальных проблем. При этом традиционно выделяются две диаметрально разные модели - либеральная и социал-демократическая. Первая модель исходит из того, что государство должно принимать минимальное участие в решении социальных проблем. Вторая модель признает необходимым обязательство государства обеспечить определенный минимальный социальный стандарт благосостояния как право гражданина.
Специалисты отмечают, что для России с ее активной ролью государства как основного субъекта социальной политики абсолютно неприемлемы характерные для либеральной модели минимизация вмешательства государства в социальную сферу, жесткое разделение ответственности за решение различных социальных проблем между разными уровнями власти и возложение максимума ответственности за их благополучие на самих граждан.
Хотя многие специалисты выделяют два этапа развития социальной политики России с начала 1990-х годов, представляющих реализацию различных социальных моделей: патерналистскую модель, которая была характерна для первой половины 1990-х годов и адресную социальную систему, пришедшую на смену первой модели. Тем не менее, можно согласиться с мнением о том, что фактически весь период экономических преобразований в России реформирование социальной политики осуществлялось в рамках либеральной идеологии [13].
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на
встрече с членами Совета палаты Совета Федерации 15 января 2008 года отметил, что в современных условиях для того, чтобы обеспечить динамичное, опережающее движение России вперед, нужно активно переходить к качественно новой социальной политике - политике социального развития... Ее содержание гораздо шире, чем просто выплаты пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов. В конечном счете - на развитие российского народа, не просто на сбережение, а на развитие.
Рассматривая категорию социальной политики, можно сделать вывод, что в какой бы ситуации и условиях (исторических, политических, экономических и т.д.) ни осуществлялись ее формирование и реализация, всегда существует совокупность схожих проблем и система приоритетов и ключевых ориентиров развития, которые составляют ее реальное содержание. Эти проблемы и приоритеты имеют отношение к потребностям общества и улучшению условий и уровня жизни различных социальных групп, и, следовательно, к экономической сущности социальной политики. В этой связи раскрыть содержание социальной политики, ее основные цели можно через систему функций. С их помощью обеспечивается достижение ключевой задачи социальной политики современного государства - гармонизация общественных отношений и управление социально-экономическим развитием государства и общества. Важнейшими из этих функций являются:
1. Обеспечение социальной устойчивости общества. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности ее разрушения, и вместе с тем быть способной обеспечить потенциал качественного обновления путем реформ и преобразований.
2.Обеспечение государством и обществом необходимого и достаточного уровня социальной защищенности граждан, качества их жизни.
3. Формирование такой системы распределения и перераспределения экономических ресурсов государства и экономического эффекта, которая наиболее эффективно решала бы социальные проблемы граждан. От эффективности распределения экономических ресурсов в решающей степени зависят материальные условия жизни людей, возможности решения проблем различных социальных групп.
4. Обеспечение социальной безопасности, которая с одной стороны, рассматривается, как возможность граждан удовлетворить свои потребности, с другой стороны, должна сочетать в себе общественные и индивидуальные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается адекватный уровень благосостояния граждан, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Этот уровень складывается из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обеспечения; уровня пенсионного обеспечения; наличия развитой системы социального страхования и т.д.
5. Управление социальными процессами с целью повышения эффективности реализации социальной политики. При этом эффективная реализация социальной политики должна включать в себя правовые, организационные и финансовые механизмы [12, С.38-41; 3, С 30-31; 1, С.29].
Экономическая сущность социальной политики раскрывается также через систему приоритетов развития государства, которая обозначается в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетных Посланиях Президента Российской Федерации, Прогнозах, Программах и Планах социально-экономического развития Российской Федерации.
Например, долгосрочный прогноз параметров развития России, в том числе в области социальной политики, определен в Послании Президента Рос-
сийской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2007 году. В Послании отмечено, что для эффективного экономического и социального роста, прежде всего, необходимы инвестиции в человеческий капитал.
Послание Президента России 2009 года определило дальнейшую стратегию развития государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Предлагаемые в Послании меры в области социальной политики базировались на следующей идеологии: создание «умной» экономики, выполнение государством своих социальных обязательств в полном объеме, изменение качества жизни граждан, переориентация отечественной экономики на реальные потребности людей.
В Послании Президента России 2012 года сфера управления человеческим потенциалом, благосостоянием и качеством жизни граждан поставлена на первое место. Большой блок Послания посвящен здравоохранению, образованию, социальной защите населения. Основной акцент сделан на идеи, направленные на модернизацию экономики и социальной сферы, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В конце 2008 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой достижение высокого уровня социально-экономического развития России, высокие стандарты благосостояния народа и качества социальной среды, снижение социальной поляризации, увеличение доли «среднего класса» определены в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу.
В Концепции сформулированы основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, целью которой является повышение уровня доходов и качества жизни россиян к 2020 году до показателей, характерных для развитых экономик. Это означает достижение высоких стандартов личной безопасности, доступности услуг образования и здравоохранения тре-
буемого качества, необходимого уровня обеспеченности жильем, доступ к культурным благам.
В 2011 году премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин поручил российскому экспертному сообществу доработать Концепцию в связи необходимостью модернизации экономики, повышения эффективности социальной серы и выбором модели, по которой страна будет жить дальше с учетом уроков мирового финансового кризиса.
Безусловно, социальная политика имеет довольно широкую сферу применения и затрагивает самые различные стороны жизни людей. Для того, чтобы более содержательно раскрыть ее экономическую сущность, необходимо выделить направления ее проведения.
Анализ показывает, что основными направлениями социальной политики, наиболее ярко отражающими ее экономическую сущность, являются:
1. Политика доходов (жизненный уровень населения, благосостояние, потребительская корзина и др.).
2. Политика в сфере оплаты труда и трудовых отношений (оплата труда, социальное страхование, занятость населения и др.).
3. Социальная поддержка и социальная защита граждан (пенсионное обеспечение, социальные гарантии и др.).
4. Развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование и
др.)
5. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт и
др.)
Таким образом, обобщая сущность социальной политики можно сделать вывод, что в границы социальной политики включается довольно обширный круг вопросов жизнедеятельности граждан и общества. Понятие «социальная политика» нельзя раскрыть лишь с одной стороны. Политологи, историки, правоведы, экономисты, социологи, философы рассматривают отдельные аспекты этого, с одной стороны, многоуровнего, с другой стороны, целостного феноме-
на. При этом многие исследователи раскрывают сущность социальной политики, затрагивая экономическую проблематику. Это происходит на том основании, что:
- во-первых, любые решения социальных проблем, а также последствия проведения социальной политики, в конечном итоге, отражаются на экономическом положении государства и человека;
- во-вторых, понимание социальной политики сводится к вопросам финансирования социальной сферы, к распределению и перераспределению ресурсов государства, доходов между отдельными слоями и группами;
- в-третьих, грамотно проводимая социальная политика имеет экономический эффект;
- в-четвертых, посредством эффективного использования методов, механизмов и инструментов социальной политики обеспечиваются экономический рост и развитие государства;
- в-пятых, можно утверждать, что социальная политика является индикатором социально-экономического развития государства.
Подводя итоги можно отметить, что современная экономика не может считаться эффективной, если не она не выполняет своего главного назначения -удовлетворять потребности граждан, обеспечивать рост уровня жизни населения и национальное благосостояние. В этой связи можно говорить о том, что социальная ориентация является основным приоритетом при принятии стратегических решений о направлениях развития экономики России.
Список литературы
1. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: Учебное пособие. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 478 с.
2. Григорьева И.А. «Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах». Спб.: 1998. 112 с.
3. Денисова И.П. Социальная политика: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 347 с.
4. Константинова Л.В. Социальная политика: концепция и реальность. Опыт социологической рефлексии. Саратов: Поволжская академия госслужбы, 2004. 256 с.
5. Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал. 2005. № 1.
6. Осадчая Г.И. Социальное государство и социальная политика // Социальная политика и социология. 2003. № 4 (20).
7. Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России // Народонаселение. 2005. № 2 (28).
8. Римашевская Н.М. Стратегии социальной защиты населения России // Народонаселение. 2001. № 1.
9. Сидорина Т.Ю. История и теория социальной политики: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2010. 549 с.
10. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. 442 с.
11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 544 с.
12. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2008. 943 с.
13. Социальная политика и социальные реформы глазами Россиян. Аналитический доклад Института социологии РАН. М.: 2006 г. http://www.isras.ru/ (дата обращения 21.12.2012).
14. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / под. ред. Т.И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. 439 с.
15. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. 432 с.
References
1. Apostolova T.M., Kosevich N.R. Sotsial'naya politika Rossiyskoy Federatsii i pravovoy mekhanizm ee realizatsii [Social Policy of the Russian Federation and the legal framework for its implementation]. M., 2008. 478 p.
2. Grigoreva I.A. Sotsial'naya politika i sotsial'noe reformirovanie v Rossii v 90-kh godakh [Social policy and social reforms in Russia in 90 years]. SPb., 1998. 112 p.
3. Denisova I.P. Sotsialnaya politika [Social Policy]. Rostov n / D: Feniks, 2009. 347 p.
4. Konstantinova L.V. Sotsial'naya politika: kontseptsiya i real'nost'. Opyt sotsiologicheskoy refleksii [Social Policy: Vision and Reality. Experience sociological reflection]. Saratov Volga Region Academy of Public Administration, 2004. 256 p.
5. Kulikov V., Roik V. Sotsialnaya politika kak prioritet i prioritety sotsialnoy politiki [Social policy as a priority, and social policy priorities]. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, no. 1 (2005).
6. Osadchaya G.I. Sotsialnoe gosudarstvo i sotsialnaya politika [The welfare state and social policy]. Sotsialnaya politika i sotsiologiya, no. 4 (2003).
7. Rimashevskaya N.M. Bazisnye printsipy sotsialnoy doktriny Rossii [The basic principles of the social doctrine of Russia]. Narodonaselenie, no. 2 (2005).
8. Rimashevskaya N.M. Strategii sotsial'noy zashchity naseleniya Rossii [Strategy for social protection of the population of Russia]. Narodonaselenie , no. 1 (2001).
9. Sidorina T.Yu. Istoriya i teoriya sotsialnoy politiki [History and theory of social policy]. Moscow: Russian State Humanitarian University, 2010. 549 p.
10. Sidorina T.Yu. Dva veka sotsialnoy politiki [Two centuries of social policy]. Moscow: Russian State University for the Humanities, 2005. 442 p.
11. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [People. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat, 1992. 544 p.
12. Volgina N.A. Sotsialnaya politika [Social policy]. Moscow: Publishing house «EXAM», 2008. 943 p.
13. Sotsialnaya politika i sotsialnye reformy glazami Rossiyan. Analiticheskiy doklad Instituta sotsiologii RAN [Social policy and social reform through the eyes of Russians. Analytical report of the Institute of Sociology]. Moscow: 2006 http://www.isras.ru/ (date accessed 21/12/2012).
14. Zaslavskoy T.I. Sotsialnye orientiry obnovleniya: obshchestvo i chelovek [Social Goals update: Society and man]. M., Politizdat, 1990. 439 p.
15. Smirnov S.N., Sidorina T.Yu. Sotsialnaya politika [Social policy]. Moscow: HSE, 2004. 432 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Быковская Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук
Московский Университет МВД России
ул. Академика Волгина, 12, г. Москва, 117437, Россия
zima7327@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Bykovskaya Julia Viktorovna, senior lecturer in accounting and auditing, Cand. Econ. Sci.
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 12, Akademika Volgina Str., Moscow, 117437, Russia zima7327@yandex. ru
Рецензент:
Нестеров Г.Г., профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России, член-корреспондент РАЕН, доктор экономических наук, профессор